Недоделанные люди. Полемические заметки

Добавить в закладки

Удалить из закладок

Войдите, чтобы добавить в закладки

19.08.2019 17:28
2

Читать все комментарии

909

Прочитал в одной из газет: Россия с её двумя процентами мирового ВВП (у США - 24 процента, у Китая - 16) из числа великих держав сползла в ряды так называемых периферийных, её по-прежнему потрясают коррупционные скандалы, а на фоне падения уровня жизни народа обострились социальные и демографические проблемы...

Рядом опубликован интересный рассказ о первопроходце Байкало-Амурской магистрали - бывшем бригадире строителей БАМа Вячеславе Аксёнове. 45 лет назад, когда БАМ был объявлен Всесоюзной ударной комсомольской стройкой, он начал свой трудовой путь рядовым лесорубом, а через 10 лет стал Героем Социалистического Труда.

Строитель - значит созидатель

С того дня, когда отряд комсомольцев Владимирской области был заброшен вертолётом в тайгу, он вдоволь хлебнул палаточной жизни.

- Летом вставали в 4 утра,- вспоминает ветеран,- чтобы к 12 сделать перерыв, так как в накомарнике работать в жару невыносимо...

Не легче было и зимой в трескучие морозы. Кончилось это тем, что к первопроходцам в гости пожаловали два холодных неразлучника - радикулит и простатит.

- Когда меня в 1984-м в Москву вызвали вручать звезду,- продолжает первостроитель,- то так скрутило, что только в виде вопросительного знака мог стоять.

А на замечание журналиста: "Когда вы стояли в виде вопросительного знака, себе вопрос не задавали: "А оно того стоило?" ответил так:

- Когда ехал на БАМ, я не думал о государственных задачах, решениях партии... В голове была молодость! Просто хотелось сделать в жизни что-то большое, важное... Недавно опять побывал на БАМе. Я смотрел на населённые пункты - тут я забил первый гвоздь, там прокладывал первую улицу. А ещё пятый год бегает по железной дороге локомотив "Вячеслав Аксёнов", хорошо работает. Опять же гордость... Мы дали государству запасной путь к Тихому океану. События на Даманском подтвердили необходимость альтернативы Транссибу. Дорога - это жизнь. Мы проложили её, чтобы дальше можно было продолжать освоение Сибири и Дальнего Востока...

Во всём я согласен с Вячеславом. Но вот его убеждение, что россияне не смогут потянуть проект, подобный БАМу, вызывает сомнение.

- Нет,- утверждает он.- Ни за какие деньги не смогут повторить этот проект. Клич кинуть некому, да и откликнуться - тоже...

Но давайте обратимся к событиям, которые произошли на собрате БАМа - АЯМе. Решение о строительстве Амуро-Якутской магистрали Совмин СССР принял в 1985 году. Тогда же было создано министерство по делам АЯМа. Позже его преобразовали в ОАО АК "Железные дороги Якутии".

Но ни министерское покровительство, ни акционирование не могли спасти магистраль до Якутска протяжённостью 1 239 километров. В 1997 году она, как говорится, приказала долго жить.

Возрождение произошло не скоро - в 2002-м, когда главой республики стал тёзка Аксёнова - Вячеслав Штыров. Первое же после вступления его в должность заседание было посвящено проблемам злополучной стройки. Тогда решили, что основным инвестором её станет региональное правительство. И дело сдвинулось с мёртвой точки.

Да, железная дорога - вековая мечта северян, отрезанных бездорожьем от материка, но тем не менее её отсутствие никто бы не поставил в вину начинающему президенту республики. Или он не отдавал себе отчёта в том, какую тяжкую ношу взваливает на свои плечи? Да нет, понимал, на что идёт, ведь по образованию он инженер-строитель. И ещё - кандидат экономических наук.

А ведь горящих, не требующих отлагательства проблем было предостаточно. Взять хотя бы затянувшееся противостояние исполнительной и законодательной ветвей власти. А дышащие на ладан школы! Только за пять первых лет руководства Штырова в различных улусах появились 70 новых зданий учебных заведений. И всё же главной заботой Вячеслава Анатольевича стало развитие промышленного производства Якутии.

За пять лет были реализованы такие крупные проекты, как строительство Нюрбинского ГОКа, введены вторая очередь рудника "Интернациональный", новые производственные мощности АО "Алмазы Анабара" и "Нижне-Ленское". Заработали Светлинская ГЭС, угледобывающий комплекс на шахте Джебарики-Хая, проведена реконструкция основного угольного карьера - Нерюнгринского. Началась реализация новых инвестиционных проектов - освоение нефтяных месторождений...

Сегодня уже мало кто помнит бои, которые пришлось выдержать Штырову при начале строительства трубопровода "Восточная Сибирь - Тихий океан". Только его настойчивость и убеждённость заставили руководство страны поменять маршрут. В итоге 1 458 километров ВСТО проходят по территории Якутии.

Это не только труба, но и насосные станции, а значит - новые рабочие места и бурное развитие нефтедобывающей отрасли, приход "Сургутнефтегаза", разработка крупнейшего Талаканского месторождения. Это миллиарды инвестиций в социально-экономическое развитие республики.

Тогдашний представитель президента РФ в Дальневосточном федеральном округе Камиль Исхаков дал высокую оценку работе Вячеслава Анатольевича:

- Именно благодаря его усилиям Якутия вышла за эти пять лет на передовые позиции в Дальневосточном федеральном округе, став безусловным лидером среди субъектов ДФО по объёму валового регионального продукта. Это стало результатом последовательного оздоровления базовых отраслей экономики республики и успешной реализации отраслевых программ. Разработанная правительством республики программа долгосрочного развития предусматривает увеличение реальных доходов населения в пять раз. В результате люди верят в своё будущее.

Схема комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики Якутии была одобрена российским правительством в 2007 году. Это был первый стратегический план развития региона в стране, получивший "добро" от федерального центра.

Всё вышесказанное касается индустрии региона, но ведь и на селе произошли отрадные перемены. Во-первых, господдержка сельчан на порядок выше, чем в Красноярском крае. Но это только вершина айсберга трат. Сельские поселения украсили не только новые школы, но и больницы, клубы. Построены тысячи домов, проложено более 2 тысяч километров газопроводов. Так что не удивительно, что сельское население Якутии не сокращается, а растёт.

В 2007-м Штыров был повторно избран на президентский пост. Не доработал положенного срока два года. Долго не стихали слухи о причинах его отставки. Но вот как объяснил ситуацию сам Вячеслав Анатольевич:

- Что касается моей отставки, могу сказать, что я первый в новой истории России руководитель региона, который самостоятельно, добровольно покидает должность. Некоторые люди пытаются карабкаться во власть, держатся за неё по 15, 17 лет, у каждого есть свои заслуги, каждый что-то сделал, но это всё со временем нивелируется. Я всё-таки управленец и знаю о том, что человек должен определённое время работать, а потом отойти в сторону. Я неоднократно говорил, может, не все обращали внимание на мои слова: постоянно должна быть преемственность, ведь 8 лет - это очень большой срок. Мы создали систему работы, заложили фундамент, но ничего не должно быть вечным. Должны прийти новые люди, должны двигаться вперёд, потому что новое должно появляться в этой жизни.

По словам Штырова, он обратился с просьбой об отставке к президенту Российской Федерации Владимиру Путину, и они договорились примерно так: надо решить некоторые основные задачи, продолжить создание нефтяной, газовой промышленности, тогда эта работа была в разгаре.

- Мы разрабатывали проект развития Южной Якутии, и была забота, чтобы этот проект был окончательно утверждён, получил финансирование,- говорил Вячеслав Штыров.- А сейчас, когда кризисные явления в основном закончились, когда при колоссальной поддержке президента и правительства России мы более-менее успешно их прошли, я счёл необходимым ещё раз поднять вопрос о своей отставке...

Недолго длилась передышка бывшего главы республики. Вскоре земляки отправили его в Москву представлять Якутию в сенате. Сейчас он в качестве председателя Совета по Арктике и Антарктике, что называется, засучив рукава, курирует прокладку Северного широтного хода

- Если строительство Северного широтного хода пройдёт успешно,- сказал Вячеслав Анатольевич,- нужно лоббировать его продолжение до Дудинки, Норильска, потом до Якутска и Магадана и на Петропавловск-Камчатский. Проект достаточно дорогой, особенно учитывая дефицит финансовых ресурсов, ситуацию в экономике страны. Но, я думаю, при желании, достаточной воле и энергии все вопросы могут быть решены...

В марте 2017 года президент страны Владимир Путин вручил сенатору орден Александра Невского. Одними из первых его поздравили якутские железнодорожники: "Благодаря профессионализму, напористости и твёрдости Вячеслава Анатольевича Штырова, началось строительство пускового комплекса Томмот-Якутск,- говорилось в их приветствии.- И сейчас при его поддержке завершается строительство АЯМа..."

И в заключение приведу строчки из сообщения "Красноярского рабочего" (2 августа 2019 года): "За этими тревожными новостями как-то осталась незамеченной информация о том, что в столицу Якутии теперь можно добраться на поезде... Это большой прорыв, ведь до сих пор единственным пассажирским транспортом, связывающим регионы с "большой землёй", оставалась авиация".

Красноярское болото

"А вы проживёте на свете,

Как черви слепые живут.

Ни сказок о вас не расскажут,

Ни песен о вас не споют".

Этих горестных слов Максима Горького, обличавшего корыстно-бездуховный мир мещанского бытия, вполне достойна так называемая красноярская элита. И в первую очередь депутаты Законодательного Собрания края, которые с завидным единодушием "ушли" с занимаемого поста председателя Счётной палаты Татьяну Давыденко.

А ведь их прямой долг заключался в том, чтобы на своей сессии всесторонне обсудить представленные палатой документы. А уж потом делать выводы. Сделано было как раз наоборот.

Кем сделано? Теми, про которых бывший депутат ЗС Анатолий Быков сказал:

- Я им говорил: сколько вам ещё надо, чтобы вы наконец-то начали работать во благо народа? Если бы мы вели себя консолидировано, да край бы процветал. А из-за того, что депутаты разным финансовым группам прислуживают, все под столом свои интересы получают, и все довольны. А то, что край разваливается на глазах, никого не беспокоит.

У меня нет желания смешать всё в кучу и каждого, кто проголосовал за снятие с поста председателя Счётной палаты, считать связанным с лесной мафией, но тем не менее случай с Давыденко особенно отчётливо высветил не просто низкий, а прямо-таки пещерный уровень сознания красноярских избранников народа.

Разве они не знают, что лесная отрасль давно и серьёзно больна? Знают. Но делают вид, что это их не касается. И какое сравнение их может быть с первостроителем БАМа Вячеславом Аксёновым, который молодость свою положил в тайге, чтобы страна имела запасной выход к Тихому океану? Или с его тёзкой Штыровым, который не побоялся взвалить на себя тяжкий груз АЯМа?

В своей Якутии он помимо традиционных отраслей развивал новые подотрасли - нефте- и газодобычу, нефтепереработку, газохимию, добычу железной руды и металлургию, добычу урана и полиметаллических руд...

А красноярские вожди со спокойной душой проходят мимо пустующих цехов воздвигнутых в недалёком прошлом заводов лесохимического комплекса. Десятки тысяч гектаров плодородных земель залили гнилохранищами. Энергию гигантских ГЭС некуда девать, а энерготарифы стремительно растут, губя малый и средних бизнес, сельское хозяйство, опустошая карманы нищающего населения. И опять же - мёртвое спокойствие слуг народа.

Конечно, многое зависит от первого лица края. А что же наш губернатор Александр Усс? В самый разгар лесных пожаров он устраивает мозговой штурм по поводу формирования идеологии идентичности региона.

Попытался узнать, что означает эта идентичность. Но, увы, и в толстенном словаре иностранных слов не удалось найти объяснение. Если речь идёт о лице края, его привлекательности, то чем, к примеру, будут любоваться зарубежные гости? Видами сожжённой тайги?

Все эти мозговые штурмы (как и пресловутые экономические форумы) - своеобразный песок, в который вожаки края суют голову, чтобы не замечать ревущих над головами водовозов, которые отправляются на тушение горящей тайги.

Под стать шефу действует и его команда. Я уже писал о бывшем заместителе председателя правительства края Захаринском, который отвечал за развитие северов и делал ставку на зимники. На зимние дороги, которые уничтожаются первой же пургой. Зимники существуют давно, а вот транспортная недоступность остаётся прежней бедой Заполярья.

Захаринского "ушли". Вместо него севера курирует заместитель председателя правительства края Анатолий Цыкалов. На недавней встрече с Анатолием Григорьевичем спросил у него, что он думает о прокладке железной дороги к Норильску. И услышал в ответ, что с её прокладкой наши севера попадают под влияние соседних регионов.

Что за ахинея?! Да читает ли Цыкалов газеты? В марте 2017 года на страницах "Красноярского рабочего" президент краевой ассоциации коренных малочисленных народов Валерий Вэнго заявил:

- На моих глазах исчезло эвенкийское оленеводство на Таймыре в посёлке Хантайское озеро. Есть опасение, что пройдёт год-два, и закончится оленеводство в Хатанге. Оно не исчезает само по себе, просто рядом сосед - Республика Саха (Якутия), где финансирование программы поддержки северного оленеводства приближено почти к миллиарду рублей. Там есть муниципальные, государственные предприятия, устойчивая заработная плата, социальный пакет. За последние 11 лет процентов 80 оленеводов Хатанги со своими стадами перекочевали к соседям...

Получается, что край давно теряет оленеводство, и железная дорога тут ни при чём.

В 1987 году мне пришлось побывать в Норильске в качестве собственного корреспондента газеты "Лесная промышленность". Разбирался с многомиллионными штрафами, которые лесная служба предъявила Норильскому комбинату за загубленную лесотундру.

Тогдашний главный инженер НГМК, а затем - его генеральный директор А. В. Филатов сказал мне, что его комбинат уже давно не горно-металлургический, а химико-металлургический. Извлекая огромное количество руды, металлурги попутно вырабатывают миллионы тонн серы, которую затем выбрасывают в воздух.

Давно назрела необходимость прокладки железной дороги к Норильску. Но одному комбинату такую стройку не потянуть. А будь в наличии "железка", в таком случае в Заполярье можно было бы организовать рентабельное производство серной кислоты и использовать богатейшие руды Маймеча-Котуйского месторождения фосфоритов. В таком случае "на материк" пошла не просто сера, производство которой довольно накладно для комбината, а дефицитные не только для нашей страны туки.

После той беседы прошло 30 лет. И что предлагают теперешние хозяева комбината в своём разрекламированном "серном проекте"? После его реализации они намерены улавливать 1,5-1,7 миллиона тонн диоксида серы в год. Из него будет производиться до 280 тысяч тонн элементарной серы и до 5 миллионов тонн гипса.

И куда девать такую прорву гипса? Закатывать им оленьи пастбища? Считаю: иначе как дикостью такую перспективу не назовёшь.

Итак, сенатор Штыров готов лоббировать прокладку магистрали не только до Норильска, но до самой Камчатки. Президент страны Путин требует, чтобы уровень транспортной доступности в Арктической зоне был не ниже среднероссийского, а красноярские чиновники прячут голову в песок отговорок.

В своём "Дневнике писателя" Ф. М. Достоевский писал: "По-моему: осмыслить и прочувствовать можно даже и верно и разом, но сделаться человеком нельзя разом, а надо выделаться в человека. Тут дисциплина. Вот эту-то неустанную дисциплину над собой и отвергают наши современные мыслители... Мало того. Мыслители провозглашают общие законы, то есть такие правила, что все вдруг сделаются счастливыми, безо всякой выделки, только бы эти правила наступили. Да если бы этот идеал и возможен был, то с недоделанными людьми не осуществились такие правила, даже самые очевидные. Вот в этой-то неустанной дисциплине и непрерывной работе самому над собой и мог бы проявиться наш гражданин".

К сожалению, если взять наш край, то на каждом шагу столкнёшься с безответственностью, непродуманностью, некомпетентностью, шулерством и алчностью. Со всем, что присуще недоделанным людям.

Теодор ШЕВЧЕНКО.

Красноярск.

Комментарии (2)

Спасибо Вам, Теодор, за умную статью. Только многие ли её прочтут? Вы привели слова Вячеслава Аксёнова: "Когда ехал на БАМ, я не думал о государственных задачах, решениях партии... В голове была молодость! Просто хотелось сделать в жизни что-то большое, важное.." И далее приводите примеры работы Штырова. Завидно и грустно читать. В отличие от Якутии наше руководство другое . Не зря Анатолий Быков сказал: - Я им говорил: сколько вам ещё надо, чтобы вы наконец-то начали работать во благо народа? Если бы мы вели себя консолидировано, да край бы процветал. А из-за того, что депутаты разным финансовым группам прислуживают, все под столом свои интересы получают, и все довольны. А то, что край разваливается на глазах, никого не беспокоит".  К сожалению, наши "правители" превратили край из донора в должника, закрыли около 100 заводов, лишив работы сотни тысяч труженников, развалили село. Но на этом они "наварили" миллиардные капиталы, спрятав их в зарубежные банки. И мешающих им этим заниматься ждёт незавидная судьба. Примеров много, вот только два из них: "...случай с Давыденко особенно отчётливо высветил не просто низкий, а прямо-таки пещерный уровень сознания красноярских избранников народа" И пытки Захара Минчика, вступившегося за леса края.  Насчёт железной дороги на Север -она была спроектирована в 1906 году графом Хилковым (мемориальная доска ему висит на Мира 90), с тех пор забыта. А понятия чести, совести, патриотизма, о которых Вы писали в начале статьи, не для наших руководителей. Так что читаешь со слезами на глазах, а дальше что. План Даллеса они прилежно выполняют, народ безмолвствует. А что он может сделать против власти. 

 


Пожаловаться

Войдите, чтобы пожаловаться

Сегодня на митинге в сквере космонавтов на эту тему многие выступали, на слова только- а как результата достичь?

Пожаловаться

Войдите, чтобы пожаловаться

Напишите свой комментарий

Гость (премодерация)

Войти

Войдите, чтобы добавить фото

Впишите цифры с картинки:

Войти на сайт, чтобы не вводить цифры