Борис Мельниченко: "По-другому жить уже нельзя"
21 мая состоялось общее собрание Красноярской агропромышленной ассоциации "Союз селян Сибири", организованной в декабре 2018 года. На этом собрании был выбран штаб, правление и председатель ассоциации. Им стал наш земляк, директор АО "Солгон" Ужурского района Борис Владимирович Мельниченко. Сегодня он рассказывает о целях и задачах ассоциации.
- Прежде чем говорить о структуре Ассоциации, о целях и задачах её деятельности, хотел бы остановиться на источниках проблем и самих проблемах АПК и села в целом.
Осознание отсутствия перспективы, даже на примерах предприятий и КФХ, имеющих высокие производственные достижения, относительно высокую заработную плату и достойный уровень социальной инфраструктуры, так необходимый для удержания кадров, движет нами и формирует глубину нашей деятельности.
Почему Ассоциация? Чтобы привлечь не только мнения коллективов через юридических лиц и общественных организаций, но и индивидуальность и смекалку, которой богата сибирская деревня.
Сельское население и АПК России находятся под гнётом всех "провалов рынка", обусловленных как внутренними причинами, так и воздействием глобализации.
У сельхозпроизводителей доля добавленной стоимости, получаемая ими из цены конечного продукта, недостаточна даже для поддержания текущего уровня производства и качества жизни сельского населения, не говоря уже о дальнейшем развитии АПК и повышении качества жизни селян.
Наряду с этим реальность и перспектива требуют, чтобы хозяйствующие субъекты были в состоянии приобретать высокотехнологичные средства производства, производимые другими отраслями. Но разрыв цен, продолжая расти из года в год, и рост стоимости валюты в 2013-2014 годах лишили АПК этой важной необходимости.
Кроме того, АПК свойственна ещё одна особенность, не характерная для подавляющего большинства отраслей промышленности,- это хронологическое несовпадение пиков его расходов и доходов, имеющих место на фоне медленно изменяющегося в течение года соотношения текущих расходов/доходов.
Вследствие этого в неблагоприятном для АПК "финансовом климате" неизбежно формируется довольно высокая статистика "кассовых разрывов", которые могут быть преодолены только за счёт кредитов.
Но под воздействием ссудного процента по таким кредитам АПК ещё в большей мере теряет капитализацию, оборотные средства, инвестиционный потенциал, фонд оплаты труда персонала. И плюс к этому производственная инфляция на незавершённое производство за период оборота финансовых ресурсов - 1 раз в 30 месяцев.
Поскольку все сельскохозяйственные угодья нашего региона расположены в зоне рискованного земледелия, то при отсутствии государственной долгосрочной (охватывающей перспективу в 5 лет и более) политики регулирования цен на сельхозпродукцию по-своему финансово-бедственными являются как неурожайные годы, так и годы рекордных урожаев.
Наращивание ресурсов АПК в таком "финансовом климате" осуществимо только за счёт внешних источников, которыми, однако, не могут быть даже по теории кредитные ресурсы банковского сектора.
Но должной альтернативы нет, и появляется высокая долгосрочная и краткосрочная закредитованность, приводящая заработную плату большинства занятых в сельском хозяйстве к уровню, характеризующемуся как беспросветная бедность.
Перспектива сельхозпредприятий выйти из долговой кабалы у кредитного сектора отсутствует, потому что Центробанк давно хронически не справляется с возложенной на него единственной конституционной обязанностью (Конституция РФ, статья 75, часть 2) и не способен организовать в стране денежное обращение так, чтобы реальный сектор экономики развивался на инновационной основе, а качество жизни основной массы населения ощутимо и неуклонно повсеместно росло.
Центробанк, наоборот, проводя мониторинг ситуации по финансовому результату сельхозпроизводителей, влияет на формирование цен на сельскохозяйственную продукцию, чтобы сохранять и увеличивать кредитную массу АПК.
Дополнительным фактором угнетения отечественного АПК является поступление на внутренний рынок РФ сельхозпродукции и продовольственных товаров зарубежных производителей, многие из которых ведут производство в зонах гарантированного земледелия и более высокой урожайности, а кроме того, все они действуют в "финансовом климате", обеспечивающем их финансовую устойчивость за счёт существенно более низких ставок по кредитам и более высокого уровня государственных дотаций и субсидий, нежели в России.
И производители западных регионов РФ в большинстве имеют решающие, качественные по своему характеру, конкурентные преимущества перед сибирскими сельхозпроизводителями и обработчиками первичной сельхозпродукции.
В сложившихся условиях непредсказуемости ведения бизнеса в сфере производства первичной сельхозпродукции одно из средств защиты своих ожидаемых доходов сельхозпроизводителями - отказ от специализации и распределение рисков потери ожидаемых доходов за счёт организации одновременного производства нескольких различных культур в растениеводстве.
Однако это влечёт за собой и рост издержек, поскольку технологии производства разных культур в Сибири в ряде случаев требуют закупки разной сельхозтехники, разных продуктов сельхозхимии и часто иных погодных условий.
В итоге возделывание "культур преодоления рисков" сопровождается нарушением севооборота вследствие нехватки земли в хозяйстве для ведения производства нескольких таких культур, что ведёт к снижению плодородия почв и дальнейшему снижению эффективности АПК, а сопутствующим признаком является дальнейшее обострение экологических проблем.
Именно в такой неразберихе и потребности сохранения так необходимого сельского образа жизни создана Ассоциация селян. К сожалению, в непростое для аграриев, да и селян в целом, время. Четыре предшествующих года - это 100 процентов производственной инфляции и 30 процентов дефляции на нашу продукцию. Комментарии излишни.
48 сельскохозяйственных предприятий за прошлый год не отчитались, у остальных - перспективы туманные, так как цены на молоко в течение трёх лет неизменны, на мясо - убыточные, на зерно - цена десятилетней давности. И всё это происходит совершенно не случайно.
Приказ министерства сельского хозяйства России об интервенционных закупках это доказывает.
Всё это ведёт к уничтожению традиционного сельскохозяйственного производства (СХП, КФХ, ЛПХ), являющегося гарантом продовольственной безопасности, качественной жизни на селе, спасения деревень, в том числе от пожаров.
Только крепкое, стабильное ТСХП, построенное с учётом практических и научных достижений и экономических перспектив, станет основой развития смежных отраслей экономики и науки и позволит обеспечить социальную стабильность жителей сельских территорий, малых городов и районных посёлков.
Однако сегодня верх берут мегахолдинги, являющиеся, по сути, лишь подушкой продовольственной безопасности, но управляющие семью миллионами гектаров высокопродуктивной пашни. Для них уже давно пора чётко определить в земельном, трудовом, налоговом и антимонопольном законодательстве статус и направление их деятельности.
Их размножение привело к уменьшению конкуренции за счёт высокой концентрации земель. Простые фермеры, СХП на базе бывших колхозов и совхозов находятся в неравных условиях по вопросам доступа к качественным землям, дешёвым кредитам, государственным субсидиям, дешёвой логистике, переработке и сбыту.
Зачастую фермеры испытывают мощное давление со стороны "мегасоседей", которые используют "административный ресурс". Но у этих "мегасоседей" нет "родовой" связи с сельской местностью и общиной, что негативно сказывается на трудовых отношениях, экологии, социально-бытовом развитии территорий и продовольственной безопасности.
А сельское хозяйство - это не только выращивание растение и животных, это лесное хозяйство и деревопереработка, рыбное хозяйство, продовольственная промышленность, торговля, рекреационные зоны.
Только крепкое, стабильное сельхозпредприятие, построенное с учётом практических и научных достижений и экономических перспектив, позволит обеспечить социальную стабильность жителей сельских территорий, малых городов и районных посёлков.
С развитием инфраструктуры села и современных информационных технологий только сельская местность может дать прописку новым отраслям и их кадрам в зональных и районных городах региона, услуги которых потребны в селе.
Вторая глобальная проблема для аграриев Сибири - это сибирский фактор, сделавший традиционное сельскохозяйственное производство региона неконкурентоспособным из-за дорогой транспортной и климатической логистики, не сравнимой по затратам, продуктивности и ценам даже с западными регионами, где земля при двух урожаях в год умудряется отдохнуть без паров.
А мы при существующей сибирской неконкурентоспособности ещё должны платить 60 процентов районных и северных надбавок к заработной плате. Сложно понимать данную ситуацию!
Третья проблема предпринимательской деятельности в сельском хозяйстве во все века и времена - непредсказуемость погодных условий, безмолвие животных, конъюнктура рынков, следствием чего является вынужденная всевозможная диверсификация рисков, влекущая за собой снижение эффективности сельского хозяйства.
Поэтому необходим новый механизм защиты интересов сибирских аграриев, гарантированных производителей качественных продуктов и воды - основы сохранения сегодня живущего человека, находящегося в постоянном соперничестве с фальсификатом, съедающим нацию.
Неконкурентоспособность усугубляется и другими причинами. Сейчас в работе большинства служб и ведомств наблюдается "перекос" в сторону контроля и надзора, что преднамеренно или случайно ведёт к негативным системным последствиям не только для аграриев, но и для местного самоуправления.
Предписания порой закрывают или резко замедляют всходы зачатков малой локальной сельской экономики, и рождаются даже на основании требований согласно постановлениям правительства СССР от 1981 года.
Нарушена связь с природой у жителей сёл и малых городов, в том числе и вроде бы для сохранения лесных богатств от пожаров. А ведь именно связь с природой в том числе удерживает кадры и позволяет привлекать новые. И мы же понимаем, от чего пожары. От сухой травы, годами скопившейся из-за отсутствия овец и коров по причине экологической невыгодности даже в ЛПХ, когда в затратах оплата труда виртуальна.
Нужен Национальный проект по селу, который в основе должен содержать повышение качества жизни селян, в том числе за счёт выгодности развития овцеводства и скотоводства в общественном секторе, в ЛПХ, и даже строительство кожевенных и ткацких фабрик с перспективой закупа продукции для министерства обороны с целью одеть солдат в добротную здоровую одежду и обувь.
И это один из пунктов комплекса мероприятий конкурентоспособности, включающий строительство заводов по глубокой переработке зерна, поддержку производства кормов, в том числе производство высокобелковых на юге края.
Тогда есть надежда, что крылатое выражение - "Деревня - это берегиня просторов и природных богатств России" - обретёт полный смысл. А АПК и сельская местность действительно станет "локомотивом" развития общества. И начнут восстанавливаться объективные, биологически-обусловленные требования к демографической политике общества.
Основная доля биологического прироста населения должна иметь место в сельской местности, а доля населения, проживающая в сельской местности в компактных по размеру населённых пунктах, в которых человек не вырван из естественных биоценозов, должна быть как можно более высокой.
Переток населения из сельской местности в города должен иметь место, но лишь для того, чтобы обеспечивать решение медико-биологической задачи генетического оздоровления городского населения в преемственности поколений, а также социокультурных задач общественного развития.
Качество образования, получаемого детьми в сельской местности, должно быть не ниже, а выше качества образования, получаемого детьми в городах.
Актуальна с учётом просторов России и необходима государственная программа преобразования мегаполисов, направленная на сокращение в них плотности населения до биологически допустимого уровня и улучшения экологической обстановки за счёт замещения массивов жилой и промышленной застройки природно-парковыми ландшафтами с биоценозами, соответствующими природной среде регионов.
Есть надежда, что крылатое выражение - "Деревня - это берегиня просторов и природных богатств России" - обретёт полный смысл. А АПК и сельская местность действительно станет "локомотивом" развития общества.
Тогда города обретут более спокойный ритм жизни и путь к лучшей экологии, которая очень зависима не только от труб котельных, но и просто от густонаселённости и засилья автомобилей. И здесь, из-за известного воздействия образа жизни людей в мегаполисах на генетику и здоровье, говорить о здоровом репродуктивном потенциале этой части населения не приходится.
Взяв всё это во внимание, обозначу цели, задачи, предмет деятельности Ассоциации "Союз селян Сибири". Они выстраданы и сформированы учредителями Ассоциации.
Вся деятельность Ассоциации будет организована на принципах абсолютного равноправия и уважения, сплочённости и единодушия. Все повязаны тяжелейшим сельским трудом!
Мы должны ликвидировать разобщённость. С активом муниципальных образований, в формате частно-государственного партнёрства, с привлечением науки, при взаимодействии и поддержке администрации губернатора, правительства и Законодательного Собрания, общественных организаций и ассоциаций Красноярского края создать единое, мощное движение вперёд, основываясь на тезисах президента Российской Федерации, задачах губернатора края и, в конце концов, исполнения концепции 2013 года "Об устойчивом развитии сельских территорий в Красноярском крае", как дань памяти создателю В. И. Сергиенко, являющегося в прошлом нашим "Оберегом".
Целью создания Ассоциации является достижение коллективных интересов и общественных благ в области сохранения всех форм собственности в отрасли сельского хозяйства (личное подсобное хозяйство, крестьянское (фермерское) хозяйство, коллективные сельскохозяйственные предприятия разных форм собственности), являющихся в силу их привязанности к селу основой продовольственной безопасности, занятости сельского населения, которые, взаимодействуя с предприятиями переработки, снабжения, строительства и торговли, достигают должного уровня развития социальной инфраструктуры и общего достойного качества жизни жителей села и малых городов.
Предметом деятельности Ассоциации является создание нового формата современных сельских территорий с учётом сегодняшнего положения производства, социальных инфраструктур и перспектив развития малой территориальной экономики в районах или в группах районов на основе существующего производства, предпринимательства, промысла, истории хозяйственной деятельности и потребления услуг населением, на основе повсеместного внедрения сегодняшних региональных высокоэффективных практических достижений и научных разработок, высоко востребованных для корректировки последствий "сибирского фактора", негативно проявляющегося для экономики края в виде климатических и транспортных барьеров. И если кооперация сегодня возможно и необходима, то точно межмуниципальная, в целях развития локальной экономики.
Осуществляемая деятельность предусматривает постоянное движение к результату:
- трудоспособному населению - работа;
- пенсионерам - забота;
- молодёжи и подрастающему поколению - развитие и перспективы;
- территориям - благоустройство;
- общественному порядку - профилактика.
А теперь о рабочих органах Ассоциации и её деятельности помимо уставных требований: исполнительная дирекция представлена директором Евгением Юрьевичем Назаровым и двумя помощниками. Финансовая отчётность будет производиться специалистом по найму, так как освобождённый по объёмам не нужен. Юридическое обеспечение для дирекции будет обеспечиваться через юридическую фирму.
Директор и его помощники в текущем режиме организуют ведение реестра, обеспечивают сбор и обработку информации о текущей проблематике, поступившей от членов Ассоциации, с которыми на уровне будет организована обратная связь, организует мониторинг по зонам края, по ценообразованию на сельхозпродукцию и средства производства, а также услуг, востребованных СХП и предоставляемых государственными, муниципальными органами и коммерческими структурами, предписаний надзорных органов.
Организует обучение, семинары по технологическим дисциплинам, управленческой экономике, юридическую помощь членам Ассоциации, анализ текущих финансовых результатов, включая закредитованность в процентах, мониторинг строителей по профессиональной принадлежности для строительства объектов животноводства, задолженности переработчиков производителям сырья.
Готовит ежемесячные отчёты о доходах и расходах, текущей деятельности исполнительной дирекции и штаба для всех членов Ассоциации, а в месяц проведения правления - дополнительно отчёт о повестке дня правления и принятых решениях.
В штабе - 15 человек. Один раз в месяц - обсуждение и принятие решений о текущей проблематике, собранной от членов Ассоциации и обработанной исполнительной дирекцией, выработка рекомендаций к исполнительной дирекции и прошений к исполнительной и законодательной власти края, обсуждение текущих, сезонных технологических вопросов, обсуждение результатов мониторингов.
В правлении - 33 человека. Один раз в два месяца - резюмирование результатов работы штаба и планирование следующей повестки дня правления с учётом реализации задач по обеспечению качества жизни селян через взаимодействие с министерствами экономики и регионального развития по вопросам основного производства и локальной экономики, транспорта - по ямочному ремонту дорог, образования - НПО и СПО по трудовым профессиям и географии обучения, культуры - по работе сельских клубов, здравоохранения - ФАПов, с территориальным управлением - работе старост в каждом селе, регламенту администраций сельских Советов.
В постоянном режиме осуществлять продвижение инициатив на уровень Совета Федерации, Государственной Думы, Общероссийского народного фронта. Регулярно с министерством сельского хозяйства и торговли, а также комитетом по селу ЗС инициировать принятие решений о механизмах господдержки, текущему финансовому состоянию, кредитованию, технологичности производства, экспертизе проектов, обеспечению социальной инфраструктуры территорий.
Штаб и правление, осуществляя свою деятельность и помня, что Красноярская агропромышленная ассоциация "Союз селян Сибири" не имеет сейчас и в будущем никакого отношения к политическим партиям, будут руководствоваться целевым планом, который предусматривает следующее:
1. Инициирование создания в крае Региональной продовольственной комиссии (РПК), которая бы на основе финансовых результатов раздельно по смешанному сельскому хозяйству, зернопроизводству, птицеводству, свиноводству, мясоводству КРС с привлечением института экономики КрасГАУ определяла близкие к реальным выпадающим доходам параметры господдержки и кредитования, а также Комиссии по развитию сельских территорий (КРСТ) из числа правительства, ЗС, общественных организаций и актива муниципальных образований, которые, реально инвентаризируя территории, будут принимать решения по развитию в них локальной экономики с возможностью кооперации с другими муниципальными образованиями.
2. Активное участие в разработке регламента работы администраций сельских муниципальных образований, направленных на повышение качества жизни селян.
3. Участие в организации срочных профессиональных курсов в районах по подготовке фермеров и предпринимателей других видов деятельности, в том числе заготовка и переработка дикоросов, закуп продукции у ЛПХ, развитие промысловых видов деятельности, и всё это - с точки зрения специализации и управленческой экономики.
4. Пропаганда и распространение опыта и достижений передовых хозяйств, научных достижений с пониманием, что почти в каждом хозяйстве края есть свои достижения, подлежащие внедрению другими. Мониторинг показателей и достижений в области животноводства в части формирования себестоимости. Сбор, изучение опыта глав МО по благоустройству и решению проблем социальной направленности и развитию предпринимательства.
5. Содействие в переходе от застоявшейся грантовой политики поддержки территорий к общедоступной комплексной программе развития сельских территорий.
6. Аналитика и работа по удешевлению средств производства и снижению затрат: в том числе ГСМ, электроэнергии с пониманием, что переход с НН на СН2 - не решение проблемы, а пунктик в перечне мер.
7. Высокотехнологическая работа по повышению продуктивности полей и ферм и создание технологической помощи предприятиям членами Ассоциации.
8. Организация учёбы по точному земледелию, точному скотоводству и точному внутрихозяйственному учёту.
9. Зональное земледелие для возделывания "культур преодоления белкового дефицита" с целью сохранения денежных ресурсов в регионе.
10. Инициирование распространения на сельские территории программы "Ветхого и аварийного жилья".
11. Инициирование создания в каждом селе Домов культуры и ФАПов, в сельских центрах - развитие военно-патриотического воспитания.
12. В разрезе кадрового вопроса - организация перевозки дошколят из деревень в детские сады.
13. Содействие муниципальным образованиям в развитии локальной экономики.
14. Разработка совместно с институтом экономики КрасГАУ формулы баланса: выручка - кредит - господдержка.
15. Восстановление статуса производительности труда и поднятие вопроса отмены краевого закона, карающего за высокую производительность.
16. Инициирование изменений в классификаторе техники, определяющих возможность её кредитования.
17. Разработка рекомендаций по применению номенклатуры почвообрабатывающей сельхозтехники в сибирских условиях по зонам.
18. Участие в пересмотре стоимости услуг, представляемых сельхозпредприятиям - государственными, муниципальными службами и коммерческими структурами.
19. Инициирование изменений пенсионного возраста для механизаторов, водителей до 55 лет, доярок до 50 лет.
20. Инициирование компенсаций районных и северных надбавок к зарплате.
21. Формирование предложений по новым условиям в краевых соревнованиях АПК.
22. Разработка структурной системы поощрения работников АПК, в том числе руководителей.
23. Поощрение работников АПК от Ассоциации.
24. Инициирование изменений в закон о лишении водительских прав механизаторов, водителей, допустивших нарушения, но без материального ущерба и вреда здоровью людям, замену на штрафы.
25. Инициирование упрощения механизмов и направлений господдержки с пониманием, что в начале - простой путь Авантюра, сегодняшний - сложный - Перестраховка. А переход от сегодняшнего сложного к простому - нормальная линия поведения сегодняшней сути господдержки. Необходимо упростить, повысив эффективность господдержки.
26. Обеспечение всех членов Ассоциации достоверной и глубокой детальной информацией для предпринимательского и производственного кругозора и жизнедеятельности в сельских условиях.
27. Проведение активной работы по разработкам, увеличивающим потребительский спрос населения за счёт общей доходности территорий, за счёт адресного увеличения доходности отдельных категорий населения с целью увеличения потребления продуктов питания.
28. Активная работа со СМИ (газеты, радио, ТВ).
29. Поддержка шагов по оптимизации и реформированию местного самоуправления в части объединения сельских территорий.
Для реализации планов, конечно же, ко всему ещё необходима и массовость в наших рядах.
Общее собрание будет проходить три раза в год:
первое (апрель) - доклад министра сельского хозяйства и торговли по итогам работы АПК края в предыдущем году, в том числе по финансовому результату по отдельным видам деятельности и принятие решений с учётом финансовых результатов;
второе (июль) - доклад комитета по селу ЗС о законотворческой деятельности по развитию сельских территорий, принятие решений по формированию бюджета АПК края на будущий год;
третье (декабрь) - отчёт правления о проделанной работе, исполнения сметы, утверждение новой, утверждение инициатив, обращений к федеральным органам власти (на всех собраниях).
Всё озвученное - это выстраданное за десятилетия производственной и общественной деятельности, всё от души, искренне и в мини-объёмах, адаптировано и будет задействовано в текущей работе Ассоциации.
Исполнительной дирекции будет совсем нелегко. Но у нас, селян, уже по-другому нельзя!
Борис МЕЛЬНИЧЕНКО,
председатель Красноярской агропромышленной ассоциации "Союз селян Сибири".
Гость (премодерация)
Войти