Боготольцам прививают истинную гордость за прошлое и веру в будущее

Добавить в закладки

Удалить из закладок

Войдите, чтобы добавить в закладки

05.02.2024 19:54
0

Читать все комментарии

7843

Одной из основных задач сегодня является военно-патриотическое воспитание - и не только подрастающего поколения, но и родителей. Об этом сделаны заявления на самом высоком уровне.

Остро почувствовалось всё ещё до начала СВО. Больно было видеть, как во время опросов детей и молодёжи в телепрограмме "Бесогон" Н. С. Михалкова они не могли ответить на простые вопросы о Великой Отечественной войне, о странах-участниках, и даже о том, кто победил в той страшной битве за мир и свободу. Хотя многие из них до пандемии ходили с портретами своих родных в колоннах "Бессмертного полка". Но это бывало один раз в году, 9 Мая.

А произошло это и потому, что в школьных учебниках истории длительное время были лишь скупые упоминания о войне, а из учебных программ по литературе исчезли произведения русских и советских классиков. Откуда у молодого человека появится гордость за свою историю, за свою страну, за ратные подвиги своих предков, если нет знаний о своих корнях?

На все эти факты неоднократно указывал президент РФ В. В. Путин. И лёд, если образно говоря, хоть и медленно, но тронулся. Я далека от мысли, что если внести достоверную информацию в учебники и программы, то и дело пойдёт. Но надо и перестраиваться, и работать.

В течение двух лет наблюдаю, что происходит на самом низу, в сёлах Боготольского района. Дважды в составе комиссии - с интервалом в год - я знакомилась с результатами деятельности педагогов и работников культуры. Ещё раз подчеркну: всё происходит под контролем главы района Н. В. Бакуневич, она и возглавляет совет по военно-патриотическому воспитанию. Все ответственные лица отлично понимают, что всё надолго и всерьёз, хоть и элементы игры присутствуют. Сделано немало, и направление верное.

Начну с того, что 14 декабря 2023 года во время прямой линии В. В. Путина, он произнёс фразу Отто Бисмарка: "Войны выигрывают не полководцы, а школьные учителя и священники..." Это ещё один посыл от президента России на усиление военно-патриотического воспитания, а для организаторов - убеждённость в правильности их деятельности.

Комиссия побывала в детсадах, школах, библиотеках и Домах культуры. На сей раз для нас было важно не просто узнать, что старшие рассказывают детям, а что они сами узнают о прошлом - не вообще, а своей школы, села, односельчан, глубину истории понять.

Меня, да и заместителей главы района по социальным вопросам Н. А. Цупель и по общественно-политической работе С. А. Рыбакову поразило представленные коллективами результаты деятельности в течение года.

Нет сомнения, что начинать работу следует с детьми с младшего возраста. И сегодня я приведу примеры работы некоторых коллективов, наиболее ярко показавших соответствие своих планов свершённому.

Детские сады

На сей раз речь пойдёт о двух учреждениях. И первый - Большекосульский, где представление делала заведующая Е. Г. Колосовская. К 80-летию Курской битвы была изготовлена панорама из доступных материалов: мха, дерева, губки, травы, окрашенных в зелёный цвет поля, на котором происходило сражение. И легендарный Т-34.

К сожалению, сельчан - участников Курской битвы, вернувшихся домой, не было и интервью у них - тоже. Но зато мы услышали песню о сражении в исполнении Л. Г. Зыкиной. Её голос и слова произвели неизгладимое впечатление.

Посетили мы и мини-музей "Русская изба", где малышей приобщают к истокам народной культуры и творчеству. Занимается этим воспитатель Н. А. Горбачёва.

Своеобразное представление увидели мы в Критовском детсаде. В уголке истории семей и улиц дети получают знания о самом родном и близком. А выставка "Ах, матрёшка, матрёшка, матрёшечка!" знакомит ребятишек с символом России, её душой. И здесь же - государственные атрибуты, воспитывающие уважение к флагу и гербу России, рассказы о президенте РФ и Москве.

Школы

В течение минувшего года плодотворно работали школьные коллективы. Если год назад мы увидели патриотические уголки и кое-где - музеи, то нынче главными действующими лицами были дети, они выгодно представляли свои территории, а уголки переросли в экспозиции.

Старшеклассники поделились тем, что нового узнали о своём селе, ветеранах, истории производства и людях, вложивших свой ум и силу в создании прочной базы сельского хозяйства. Несомненно, особое внимание уделялось фронтовикам.

Преобразился краеведческий музей Боготольской сельской школы. В далёком 1963 году он прошёл государственную регистрацию, и его основателю Любови Андреевне Кандауровой удалось сделать многое. Я хорошо помню эту умную, красивую, авторитетную женщину, работавшую не только в селе, но и в городе. Она была пропагандистом, готовила детей-экскурсоводов. Ребятишки ездили по городам воинской славы, привозили оттуда землю.

Наш земляк В. Я. Горбачёв, Герой Советского Союза, узнав о деятельности краеведов, прислал письмо благодарности Любови Андреевне и свои личные вещи.

Музей пережил пожар, ограбление, его заливало водой, но он каждый раз возрождался, благодаря учителям, многие из которых являлись последователями Л. А. Кандауровой. Не могу не сказать об А. Н. Паталашкине, несколько лет после неё возглавлявшем музей. И о его подвижнической деятельности во время подготовки к изданию Книги Памяти "Вспомним всех поимённо". Он с детьми сделал многое по уточнению данных о погибших воинах-сельчанах, сборе подписей в поддержку издания.

Вместе с составителем, историком и краеведом А. Н. Самойкиным была проделана гигантская работа, и книга стала достоянием всех сельчан и горожан. Подобного тома в крае нет, вышел он в 2018 году благодаря президентскому гранту и это теперь наше великое достояние.

Перед Рождеством мне позвонил генерал-майор в отставке М. И. Панков из Белоруссии, уроженец деревни Драчёвка Боготольского района, рассказал, что нашёл новые данные о погибших в годы войны родных и односельчанах. И когда я ему сообщила, что в Книге Памяти 2018 года есть сведения о его близких - Михаиле Степановиче и Терентии Степановиче Панковых, был удивлён и очень благодарен.

Музейное дело сегодня продолжают педагоги Г. А. Квятковская и И. Г. Панова. Перед входом в помещение красиво оформлен стенд, на нём - брусочки с именем погибших земляков, их 211 из 334 ушедших на фронт. Дети собрали материалы о погибших во время спецоперации односельчанах С. А. Куприянове и В. В. Виноградове.

Думается, что традиции по сохранению памяти о прошлом и людях, заложенные в далёкие годы, будут продолжены, и патриотизм станет главным чувством гражданина нашей страны.

Выше всяких похвал деятельность по патриотическому воспитанию в Большекосульской школе. Здесь почти все школьники - члены общественных организаций. И во время нашего посещения школы пятеро из них стали юнармейцами.

Ребятишки гордятся своими прадедами - участниками Великой Отечественной войны, они рассказывали об их ратных подвигах. Особой заботой окружена Светлана Евгеньевна Павлова - мать погибшего на СВО 25 июня 1923 года Е. В. Павлова, награждённого орденом Мужества. Ей оказывается всяческая поддержка и помощь.

Многое удаётся сделать, благодаря директору школы Вячеславу Сергеевичу Лунёву. Он - организатор юнармейского отряда, теперь его дело продолжает И. Е. Вагин. Но надо сказать, что весь коллектив находится в приподнятом настроении.

Интересную и увлекательную деятельность развили в Чайковской школе. За год здесь создали музей, дети узнали много нового об истории создания одного из самых молодых посёлков района и рассказали об этом членам комиссии. Они оформили стенды с фотографиями из далёких 50-60-х годов. Конечно же, им помогали учителя.

Посёлок Чайковский возник как подсобное хозяйство железной дороги - ДОРУРс. Оно производило зерно, мясо и овощи. И вот во время рассказа детей о прошлых годах всплыла такая деталь: село начиналось с землянок. А я их помню, поскольку в 1955 году в течение шести месяцев училась в школе на четвёртом участке, а в землянках жили преимущественно калмыки - переселенцы из европейской части страны, их дети обучались в одних с нами классах.

Найдены фотографии тех времён, биографии руководителей начального периода А. С. Мельникова, затем - М. Е. Ускова. Особое внимание было уделено директору транссовхоза М. Ф. Мельниковой, пользовавшейся огромным авторитетом и уважением не только в районе. При ней небольшое хозяйство стало многоотраслевым. Здесь было всё, даже свежие огурцы и помидоры зимой. Когда она появлялась на районных совещаниях, мужчины старались высказать ей уважение, и по праву.

Библиотеки

А вот здесь надо отвлечься от хозяйственных вопросов прошлого и перейти в библиотеку - что в ней есть и что читают дети. Галина Владимировна Бактяева, между прочим - дочь М. Ф. Мельниковой, по моей просьбе показала книжное богатство Чайковской школы с томами произведений отечественных классиков. Ничего не удаляли, полки заполнены.

А на выставке - "Русские писатели о языке" 1955 года выпуска, издание о К. Д. Ушинском 1946 года, "Педагогическая поэма" А. С. Макаренко, изданная в 1960 году, и многое другие. Я не случайно привела этот перечень, ведь это не чтиво, годами внедрявшееся в наши библиотеки и гаджеты в электронном виде и калечившие сознание ребятишек, отнюдь не воспитывавшее любовь к своей Родине и не приближавшее их к патриотизму.

К сожалению, так не во всех сельских - не имею в виду школьные - библиотеках. Кое-где книжки в красивых обложках и с никчёмным содержанием занимают главное место, и по паре томиков Ф. М. Достоевского или И. А. Бунина - на решение поставленной ныне задачи. Непорядок это.

Дома культуры

Из культучреждений, на мой взгляд, лучше выглядел Юрьевский СДК. Во-первых, в помещении выделена комната для предметов старинного быта - прялок, самоваров, чугунков, рушников и другой утвари, выставленных на обозрение под девизом "Чтим и бережём русские традиции".

А дополнило представленное выступление ансамбля "Рябинушка". Женщины уже 40 лет выступают вместе, они не только радуют своих односельчан, но и частенько выезжают в сёла Боготольского района, да и за его пределы.

В фойе расположилась расширенная экспозиция, посвящённая уроженцу села В. И. Трегубовичу. Здесь - личные вещи, письма, кадры из кинофильмов режиссёра, народного артиста РСФСР.

Представление Вагинского СДК было посвящено году педагога и наставника, династии учителей Быковых. Основатель её - Дмитрий Иванович - был директором школы в годы войны, а четверо братьев ушли на фронт: Николай и Яков погибли, Иван и Константин сильно изранены. А рассказала об этом их потомок, учитель-ветеран Галина Дмитриевна Быкова-Тимохина. Она ёмко выразила отношение к главной теме:

- Патриотизм - это гордость за прошлое и вера в будущее своей страны.

Не могу не отметить такой положительный факт, как присутствие и выступление перед присутствующими главы сельской администрации Р. Р. Ризоханова.

Нынешние встречи в различных учреждениях Боготольского района показали, что патриотизм стал ориентиром в их деятельности, сотрудники понимают, что следует делать для изменения положения. Процесс это не быстрый, но они убеждены в необходимости решать задачи, говорить правду. И не ориентироваться на заграницу, а находить свои положительные примеры.

Боготольский район.

Напишите свой комментарий

Гость (премодерация)

Войти

Войдите, чтобы добавить фото

Впишите цифры с картинки:

Войти на сайт, чтобы не вводить цифры