«Огненный цветок»

Возрождение кистевой росписи подносов

Добавить в закладки

Удалить из закладок

Войдите, чтобы добавить в закладки

12.10.2021 10:00
0

Читать все комментарии

377

В эпоху всемирной глобализации, когда границы между культурами и самобытностью становятся все более и более размытыми, возрастает потребность в поисках чего-то уникального и индивидуального. Культура Сибири как никакая другая позволяет идентифицировать его жителю себя как представителя особенной и богатой культуры. Современное население Сибири мало информировано о народном красноярском творчестве, в частности о красноярской кистевой росписи. Красноярский край является кладезем национально культурных традиций коренных малочисленных народов и синкретизации народного искусства с культурой переселенцев близлежащего зарубежья. К сожалению, до нас не дошли знания о красноярской кистевой росписи, т.к. не существовало специализированных школ. Искусство передавалось от мастера к мастеру, и это искусство, которое сейчас можно встретить только в музеях. На данный момент можно говорить о кризисной ситуации, сложившейся вокруг сохранности творений искусства ДПИ. Еще некоторое время назад в Красноярске находилась фабрика «Сувенир», которая в том числе производила подносы в стилистике красноярской кистевой росписи. Фабрика возникла в 1960-ые годы. Отдельным производством на фабрике был выпуск алюминиевой посуды и подносов. Первые работы были выполнены алой краской и лаком. Такая «агрессивная» раскраска передавала цвета огня и пламени, в которых выплавлялся материал. Именно алый цвет и станет впоследствии визитной карточкой красноярских подносов. После закрытия фабрики, мастера там работавшие, сосредоточились на других отраслях и не стали развивать производство кистевой росписи.

Красноярские расписные подносы известны за пределами не только города, но и края. Их красота и искусность руки мастеров по достоинству оценена по всей России и даже за рубежом. Они входят в собрание крупнейших коллекций музеев по всей стране. Они также используются в повседневном быту, украшая своей изысканностью интерьер дома.

Само словосочетание «Красноярские подносы» уже содержит в себе и указание на местность зарождения, его центр, и на предмет искусства мастеров. Не зря в самом названии сделан акцент на географию. Ведь именно она сыграла наиболее значимую роль в возникновении промысла, сочетая в себе богатые культурные традиции Сибири. Уникальность состоит в том, как местные мастера, учитывая своеобразие локальных природных особенностей и культуры региона, развивают исключительное художественное направление.

Основой для появления подносного промысла являлась разработка одного из крупнейшего в мире месторождения алюминиевых руд, а затем и строительство алюминиевого комбината, которые помимо прочего занимались производством и выпуском посуды и утвари. Для производства подносов всегда использовалось местное сырье. Только красноярские мастера использовали алюминий, как художественный материал, ведь он обладает важными материаловедческими и технологическими, художественными качествами. Он легко поддается различным видам металлообработки. Он легок, прочен, термостоек, устойчив к коррозии и т.д. Таким образом, алюминий обеспечивает удобство для всех видов технологических и художественных операций, совершаемых художником. Именно уникальные черты алюминия и повлияли на художественные особенности и специфику выразительных особенностей росписи красноярских подносов.

Работа мастеров чаще всего характеризовалась импровизационной техникой и творческого варьирования. Авторские работы выпускались малыми сериями. Несмотря на метод свободной кистевой росписи, художники уделяли особое внимание традиции последовательности этапов в создании подносов. Чаще всего мастера старались передать объемность изображения, пространство и ощущение воздуха, динамику и экспрессию. Каждый поднос несет на себе отпечаток почерка автора и его метода. Это уникальное сочетание традиции ремесла и индивидуальности творца. Основное своеобразие проявлялось в динамике контраста и полярности цветного фона и росписи, которого можно достичь только на алюминии. Большинство «сюжетов» относилось к изображениям цветов, фруктов, ягод с узнаваемыми чертами флоры сибирской тайги. Роспись выполнялась как в центре композиции, так и на боковых частях.

«Огненный цветок» - презентационный проект, в рамках которого в течение года на базе Центра культурных инициатив проводятся различные мероприятия: демонстрационные и обучающие мастер-классы, семинар, организация выставки подносов из частных коллекций и созданных в процессе мастер-классов, исследовательская работа с целью ознакомления мастеров декоративно-прикладного искусства Красноярска и Красноярского края с искусством красноярской росписи подносов.

Напишите свой комментарий

Гость (премодерация)

Войти

Войдите, чтобы добавить фото

Впишите цифры с картинки:

Войти на сайт, чтобы не вводить цифры