Красноярские учёные собираются использовать белок сурвивин в диагностике рака

20.04.2021 16:27

Учёные Красноярского научного центра СО РАН вместе с коллегами из других организаций города проанализировали работы по изучению белка сурвивина и пришли к выводу, что протеин можно использовать при диагностике раковых заболеваний. Кроме того, сурвивин может стать основой для создания противоопухолевых препаратов. Работа учёных опубликована в журнале "Онкология, гематология и радиология".

Сурвивин считается перспективным инструментом для диагностики злокачественных образований, так как белок может отвечать за запуск или отключение процессов самоуничтожения клеток, в том числе раковых. Более того, по мнению учёных, с помощью этого протеина можно управлять клеточной смертью. Если разобраться в механизмах, запускающих данный процесс, то можно подобрать мишени для диагностики и молекулярного контроля роста опухолевых клеток.

Сурвивин - низкомолекулярный цинк-содержащий протеин, блокирующий гибель опухолевых клеток, которые его продуцируют. Многие учёные отмечают патологическую роль этого белка. Более чем у половины больных остеосаркомой и запущенной нейробластомой, у половины пациентов с колоректальным раком и лимфомами и у каждого третьего человека с раком желудка выявляется чрезмерное образование сурвивина. Также повышенное количество белка обнаруживается и при других раковых образованиях, доброкачественных и предопухолевых заболеваниях. Учёные обнаружили закономерность между уровнем синтеза сурвивина и локализацией, стадией и состоянием опухоли. Зачастую количественный рост белка связан с развитием заболевания.

Ряд исследований показывает улучшение точности прогноза рецидива рака мочевого пузыря при использовании сурвивина. Анализ мутационного профиля гена сурвивина позволил определить полиморфизмы, повышающие генетический риск предрасположенности к злокачественному рецидиву заболевания.

При этом учёные отмечают, что сам белок в терапии злокачественных заболеваний использован не будет. Он является перспективной терапевтической мишенью. Сейчас разрабатываются препараты, которые будут воздействовать на сурвивин и блокировать его синтез или подавлять воздействие самого протеина.

"Ключевым фактором в формировании опухолей является нарушение функций, связанных с гибелью клеток. Препараты, направленные на активацию этого процесса, способны обеспечить возможность селективного уничтожения раковых клеток. Однако для каждого типа опухолей характерны индивидуальные нарушения процесса гибели клеток. Соответственно, создание препаратов, направленных на возобновление клеточных процессов, может стать рычагом воздействия на такие опухоли", - пояснила кандидат биологических наук, старший научный сотрудник Института биофизики ФИЦ КНЦ СО РАН Евгения Башмакова.

Ученые считают, если применить к этому белку пептид, распознающий сурвивин и "обезоруживающий" его, то опухолевые клетки снова станут "смертными". Это может привести к остановке или уменьшению распространения рака.

"Выведение из строя сурвивина поставит под угрозу сразу несколько сигнальных сетей, необходимых для поддержания опухоли. Сурвивин важен для образования и прогрессирования опухоли, особенно для отключения функции гибели раковых клеток. В настоящее время известно, что подавление активности сурвивина вызывает спонтанную гибель опухолевых клеток и увеличивает эффективность традиционных методов лечения рака. Сейчас разработано несколько успешных стратегий анти-сурвивин-терапии. Ряд этих стратегий прошли первые фазы клинических испытаний. Кроме того, направленное подавление сурвивина может осуществляться с помощью устройств доставки лекарственных средств на основе наночастиц в сочетании с биосовместимыми терапевтическими средствами. Но для результата всё ещё необходимы дальнейшие исследования, посвященные выявлению мишеней сурвивина и определению их биологических функций", - уточняет Евгения Башмакова.

В настоящее время красноярские учёные реализуют финансируемый грантом Красноярского краевого фонда науки проект по изучению диагностического и прогностического потенциала сурвивина и разработке молекулярно-генетических методов диагностики и стратификации риска рецидивирования немышечно-инвазивного рака мочевого пузыря. В исследованиях примут непосредственное участие врачи-онкологи.