В музее художника Бориса Ряузова работает выставка "Агит-фарфор XXI"

Добавить в закладки

Удалить из закладок

Войдите, чтобы добавить в закладки

16.03.2020 08:44
0

Читать все комментарии

334

Выставка "Агит-фарфор XXI" по итогам X Всероссийского керамического симпозиума, посвящённого 100-летию агитационного фарфора в России, открылась в Красноярском музее художника Бориса Ряузова.

В экспозиции представлены работы в технике надглазурной росписи по фарфору и малая пластика, созданная вручную и в технике литья, - всего около двухсот произведений от 47 художников из Красноярска, Дивногорска, Талдома, Москвы, Санкт-Петербурга, Калуги, Кургана, Сочи, Екатеринбурга, Иркутска, Новосибирска.

В рамках симпозиума, проходившего в стенах Сибирского государственного института искусств имени Д. А. Хворостовского, был проведён конкурс в категориях "Студенты", "Профи", "Выпускники" по темам "Спасибо .за Победу!", "Современный лозунг", "О, спорт, ты - мир!", "Природа и человек. Поиски гармонии", "Я - молодой?", "История в лицах и не только", "Культурные ценности".

Агит-фарфор является не только видом искусства, но и памятником истории, культуры и быта. Советский фарфор двадцатых годов XX века, создававшийся поначалу как орудие пропаганды ценностей и идей новой страны, вскоре стал модным предметом частного коллекционирования и музейного собирательства.

По утверждению хранителя фондов музея Юлии Петуниной, открывшаяся выставка - явление уникальное, даже историческое, поскольку до сего дня в этих стенах ничего подобного не было.

- Огромнейшей популярностью у коллекционеров пользовался этот фарфор потому, что ведущие художники того времени были вдохновлены революционными идеями, - отметила Юлия Михайловна. - И это горение сегодня предстаёт перед нами в виде удивительной выставки.

Проявив художественный талант, организаторы расположили часть экспонатов на своеобразной стене, выстроенной из состаренных досок деревенской избы, что создавало неповторимый колорит эпохи.

- Это важное для нас всех, а главное - красивое и мощное событие, - сказала ректор Сибирского государственного института искусств имени Д. А. Хворостовского, доктор искусствоведения Марина Москалюк. - Агитационный фарфор - эпоха в искусстве. Мы сегодня говорим о столетней традиции, а насколько актуален тогда был агитационный фарфор, откликавшийся на веяния времени! И какие замечательные номинации придуманы на этом симпозиуме, какие интересные ходы нашли как профессионалы, так и начинающие. Понимаю, что спора традиционного и актуального просто не существует. Всё, что мы сегодня видим, что сделано в результате творческого процесса на кафедре керамики, показывает, насколько традиция остаётся актуальной.

Заведующая кафедрой "Художественная керамика" Сибирского государственного института искусств имени Д. А. Хворостовского, профессор Ирина Окрух считает, что получилась прекрасная выставка, которая могла бы не состояться без дружной работы многих людей, сотрудников кафедры и участников симпозиума.

- Итог получился блестящий, яркий, интересный, - признаётся Ирина Геннадьевна, - но работать мы начали, наверное, с осени. Конечно, не вся работа видна, но все члены кафедры вложились по-полной. Когда тема агит-фарфора возникла, мы подумали, что будет сложно, а оказалось - здорово!

Поскольку в рамках симпозиума проводился конкурс, то накануне оглашения его результатов в стенах музея кипели нешуточные страсти, вылившиеся в результате в то, что красноярцы теперь могут увидеть на стенах музея. А посмотреть, действительно, есть на что. Вглядеться, оценить, задуматься, улыбнуться... К примеру, как вам лозунг - "Пропаганда - ложь, да в ней намёк"?

Заслуженный художник РФ Сергей Ануфриев вспоминает, что в открывшемся в 1978 году Красноярском институте искусств первой на художественном факультете была именно кафедра керамики. Сколько всего произошло за эти годы! И выставки, и симпозиум, отметивший своё десятилетие, ставший всероссийским и активно стремящийся получить статус международного.

- Жюри работало долго, потому что глаза разбегаются, не позволяя сконцентрироваться на всех номинациях,- рассказал Сергей Геннадьевич. - Всё время попадаются интересные работы, но тем не менее были отобраны достойные художники. Однако это не означает, что остальные хуже: просто ограниченное количество наград сдерживало работу жюри. По моему мнению, наградить следовало всех... Думаю, те, кто придут на выставку, будут поражены. Как только что мне сказали, музеи не пополняют свои фонды фарфором, а здесь есть работы, которые достойны занять свои места в музейных коллекциях. Это говорит, что симпозиум не просто разрастается вширь, но растёт в том числе и мастерство его участников.

Завершился юбилейный, десятый симпозиум, но когда он задумывался, его создателям в 2011 году хотелось рассмотреть ориентиры XXI века - к чему художники должны призывать людей? О чём заставить задуматься? Отсюда разнообразие тем, например, "Красная книга", посвящённая проблемам российской экологии, или "Год литературы в России".

За десятилетнюю историю в симпозиуме поучаствовало более тридцати городов. Жизнь продолжается...

Сергей ПАВЛЕНКО.

Фото автора.

#krasrab

Подписывайтесь на "КР" в отделениях связи или через онлайн-сервис "Почты России", а также - совершенно бесплатно - на канал "Красноярский рабочий" в "Яндекс.Дзен", читайте и комментируйте статьи вместе с многотысячной аудиторией!

Напишите свой комментарий

Гость (премодерация)

Войти

Войдите, чтобы добавить фото

Впишите цифры с картинки:

Войти на сайт, чтобы не вводить цифры