Акты откровения на сцене Красноярского театра оперы и балета
Несмотря на пандемию, творческая жизнь в Красноярском театре оперы и балета не замирает.
Среди интересных проектов нынешнего сезона нельзя обойти молчанием новую постановочную версию "Риголетто" и концерт, приуроченный к Рождеству в Западной Европе.
За годы своего существования театр неоднократно предлагал красноярцам различные музыкально-сценические воплощения бессмертного шедевра великого Джузеппе Верди.
На сей раз публика смогла познакомиться со своеобразным спектаклем-концертом, в котором музыканты-инструменталисты во главе с дирижёром из оркестровой ямы "переселились" на сцену, а художественное оформление Екатерины Агений сведено к минимуму.
Но избранный театром формат не помешал начинающему режиссёру Елизавете Корнеевой проявить неистощимую фантазию. Чего стоит, например, эпизодическое "включение" в действие оркестрантов и дирижёра, вплоть до участия маэстро в исполнении известнейшего оперного шлягера "Сердце красавицы склонно к измене"!
Что-то в трактовке Елизаветы Корнеевой принимаешь полностью, а с чем-то хочется поспорить. Например, чаще, чем надо, на сцене появляются куртизанки. Их присутствие на балу у распутного Герцога вполне уместно. Чего не скажешь об одном из эпизодов второго действия.
Герцог, искренне увлечённый прелестной дочерью шута, сокрушается по поводу её исчезновения из родительского дома. Придворные сообщают своему господину, что похитили для него эту красавицу. И из желания сделать ему приятный сюрприз, и для того, чтобы отомстить дерзкому шуту за его оскорбительные насмешки.
Обрадованный покоритель женских сердец поёт восторженную ариетту. Ему бы поторопиться в отдалённые покои своего дворца, где находится очаровавшая его девушка. Но вместо этого мантуанский соблазнитель предпочитает сначала полюбезничать с подоспевшими продажными девицами.
А в трагической финальной сцене спектакля эти куртизанки по воле постановщика превращаются в вестниц смерти несчастной Джильды.
Последняя картина явно перегружена режиссёрскими "придумками", отвлекающими от дивной музыки. Этот упрёк относится прежде всего к превращённой в номер для капустника знаменитой песенке Герцога и к противоестественному сценическому рисунку квартета главных действующих лиц.
В этом ансамбле всё внимание знатного ловеласа, по замыслу композитора, должно быть обращено на цыганку Маддалену. Ан нет! Он то и дело начинает предаваться воспоминаниям о Джильде.
Но в чём не откажешь режиссёру, так это в тщательной, кропотливой работе с исполнителями не только главных, но и эпизодических ролей. Особенно заметными становятся такие обычно "проходные" персонажи, как графиня Чепрано (Екатерина Кочетова) и служанка Джильды Джованна (Лариса и Наталья Плотниковы).
В новом спектакле синьора Чепрано - вовсе не скромница, преданная мужу. Её красноречивые взгляды и жесты свидетельствуют о том, что она, возможно, уже вступила в любовную связь с Герцогом. А если это пока и не произошло, то совсем не исключено в ближайшее время.
Что же касается Джованны, то этой лицемерке увесистый кошелёк, подаренный Герцогом, гораздо дороже якобы любимой воспитанницы. Она быстро забывает об обещании, данном шуту. И вместо того, чтобы оберегать его дочь, поспешно покидает дом Риголетто, прихватив свои пожитки.
К эпизодическим причисляют, как правило, и такого персонажа, как наёмный убийца Спарафучиле. Но на красноярской сцене он становится одной из центральных фигур. Прежде всего благодаря яркому таланту, актёрской инициативности и вокально-сценическому мастерству обладателя звучного баса Владимира Александровича.
В титульной роли мне довелось увидеть и услышать двух ведущих солистов театра. Опытный Олег Алексеев, пожалуй, впервые обратился к партии, рассчитанной на драматического баритона. Она удачно "легла" на его голос. И неоднозначный, терзаемый противоречивыми чувствами образ Риголетто воплощён им очень убедительно.
Более молодому Алексею Бочарову уже доводилось петь Риголетто в спектакле, несколько лет тому назад ненадолго арендованном красноярским театром у Софийской национальной оперы. Отрадно отметить, что теперь он поднялся на новую, очень важную, творческую ступень профессионального становления.
Подобные мысли вызвало и выступление Инны Сподиной в роли Джильды. Сейчас в её пении и сценическом поведении больше нежности, мягкости и теплоты, нежели в упомянутой выше болгарской постановке.
Органичны, трогательны и обе другие Джильды - Александра Черпакова и Зоя Ржеплянская. Они, как и Инна Сподина, являются отличными "проводниками" режиссёрского замысла, согласно которому наивная озорная девчонка под воздействием обрушившихся на неё ударов судьбы стремительно взрослеет, поражая своей самоотверженностью.
Сложнейшая вокальная партия Герцога стало очередной творческой удачей тенора-премьера красноярской труппы Михаила Пирогова. Достойно справился с ней и совсем молодой певец Валентин Колесников. Радует и сценическая раскрепощённость обоих артистов.
Как всегда, приятно слушать красивые голоса Ольги Басовой и Дарьи Рябинко. Каждая из них с азартом входит в роль обольстительной сестры бандита, трактованную режиссёром в эксцентрическом ключе. Вот только бы ещё подобрать художнику другое одеяние для Ольги Басовой, чтобы исчезло совсем неподходящее здесь сходство актрисы с мадам Грицацуевой из экранизации "Двенадцати стульев" Ильфа и Петрова.
В новом прочтении "Риголетто" на высоте хор под управлением Дмитрия Ходоша и оркестр, ведомый Иваном Великановым. Как уже отмечалось ранее, оркестр и дирижёр в этом полуконцерте-полуспектакле перекочевали на сцену, из-за чего певцам приходится работать, чаще всего поворачиваясь к ним спиной, что создаёт немало проблем.
Тем не менее, к счастью, расхождения "сторон" - довольно редкое явление. И Великанов демонстрирует очень динамичное прочтение партитуры. В его интерпретации переливается множество оттенков: от нервного тревожного звучания к утончённым мелодическим излияниям, от лёгкости и фривольности к трагизму и безысходности.
Иван Великанов, несколько месяцев тому назад вошедший в штат Красноярского театра оперы и балета,- истинный энтузиаст. Очень широк круг его музыкальных интересов, что подтвердил инициированный им концерт под титулом "Рождество старой Европы".
В этой программе выпускник Московской консерватории выступил не только в качестве дирижёра. Он играл на старинном духовом инструменте цинке, а также на маленьком портативном органе и на клавесине. Кроме того, непринуждённо общался с публикой в качестве лектора-музыковеда.
К участию в концерте Иван привлёк солистку Пермского оперного театра Наталью Кириллову, виртуозно владеющую аутентичной исполнительской манерой, авторитетную московскую лютнистку Марину Белову и, конечно же, красноярцев. Ольга Басова, Александра Черпакова, Александр Михалёв и Евгений Севастьянов объединились в вокальном ансамбле редкостно слаженного звучания. А из нескольких молодых артистов театрального оркестра Иван Великанов образовал камерный ансамбль.
24 декабря в театре оперы и балета звучала музыка XV-XVIII веков композиторов Австрии, Англии, Германии, Испании, Италии и Франции. От Хуана де Эскина до Вольфганга Амадея Моцарта. На сцене и в зрительном зале царила возвышенная, праздничная атмосфера. Трепетное отношение музыкального руководителя к авторскому тексту передавалось и исполнителям.
Иван Великанов сумел выстроить надёжную коммуникацию между инструменталистами и певцами, добился от них точного попадания в стиль каждого композитора. Процесс музицирования стал актом откровения, который в тот декабрьский вечер переживали не только концертанты, но и слушатели.
Любовь ЛАВРУШЕВА.
Красноярск.
Гость (премодерация)
Войти