Игорь СПИРИДЕНКО: "Быть не лучше других, а лучше, чем вчера"
Принято считать: самое интересное происходит в Москве и Санкт-Петербурге. Но в Русском географическом обществе всё иначе. Самые интересные экспедиции, самые неожиданные исследования воплощают в жизнь члены региональных отделений общества.
Председатель Красноярского краевого отделения РГО Игорь СПИРИДЕНКО рассказывает, что ждёт ленд-лизовский "Дуглас", какова цель экспедиции, которая будет исследовать затонувший в войну сухогруз "Тбилиси", и когда в Красноярском крае может появиться Парк-музей освоения Севера.
- Как руководитель регионального отделения РГО, какие задачи перед собой вы ставите? Как определяете основные направления деятельности?
- Стараемся двигаться вперёд, опираясь на опыт предыдущих лет, развивать отделение, консолидировать все силы и средства для достижения поставленных задач.
Особо делаем акцент на оздоровлении и популяризации географического общества в Красноярском крае, сохранении его репутации и продолжении традиций. Делаем ставку на молодёжь.
С началом деятельности попечительского совета отделения в марте 2019 года в числе главных направлений - создание Сибирской штаб-квартиры Русского географического общества в Красноярске, реализация проекта Парка-музея освоения Севера на острове Молокова, а также формирование здорового и эффективного коллектива, правильное распределение "зон ответственности".
- Что стало с бортом Тюрикова? Какими силами его реставрируют?
- Экспедиционный этап проекта "Борт Тюрикова. Возвращение" был успешно завершён. Наша задача выполнена. Но история "Дугласа" продолжается, и сейчас начинается новый, не менее ответственный этап.
Было бы здорово донести героический сюжет событий 1947 года до широкой общественности в виде художественного фильма, тем более что все материалы для сценария есть. А самолёт должен стать одним из символов героизма советских людей в будущем Парке-музее освоения Севера на острове Молокова.
Эвакуированный в 2016 году борт находится на базе нашего отделения в Красноярске. Вместе с крупными деталями было вывезено большое количество мелких обломков, инвентарных вещей и деталей радиооборудования. Всё это сохранено.
Своими силами частично проведено восстановление отдельных элементов самолёта. Полностью реставрированы основное шасси и блок управления радиокомпаса, кроме того, удалось восстановить вилку хвостового колеса, которая была переломлена пополам при аварийной посадке. Фюзеляж самолёта установлен на центроплан.
Но, откровенно говоря, реставрацию силами только нашего отделения невозможно осуществить. Нет для этого соответствующей материальной базы, опытных специалистов. Дальнейшее восстановление этого ценного экземпляра до состояния музейного экспоната должно выполняться с привлечением профессионалов. Скорее всего, из министерства обороны.
- Как обстоят дела с Парком-музеем освоения Севера? Что сделано, что предстоит сделать?
- Сама идея создания такого музея навеяна временем. Не один раз жители края за последние 20 лет выходили с такой инициативой. РГО не могло остаться в стороне.
Нами изготовлена концепция, составлен укрупнённый сметно-финансовый расчёт. Ведётся работа по сбору тематических историй, фактов героизма, сведений, документов, артефактов и прочих материалов для фондов будущего музея. Занимаемся популяризацией тематики освоения Севера, проводим самые различные мероприятия как в крае, так и во всей стране.
- Я полагаю, что многие регионы хотели бы иметь подобный музей. Почему самое логичное - построить его в Красноярске?
- Во-первых, мы красноярцы. (Улыбается.) А если серьёзно, то Красноярский край - это огромный регион России с традициями, заложенными ещё первопроходцами, которые необходимо сохранить и приумножить.
Кстати, одним из исходных импульсов в становлении Русского географического общества были открытия, сделанные именно на территории Севера края путешественниками России в разное время.
Будущий Парк-музей - своеобразный сибирский ковчег, который перенесёт из прошлого в будущее генотип особого человека, первооткрывателя и защитника Севера
Имена Миддендорфа, Бегичева, Челюскина, Прончищева, Лаптевых, Урванцева, героическая оборона Диксона и красноярская авиатрасса "АлСиб" во время Великой Отечественной войны, промышленное освоение Севера, "золотая лихорадка", развитие Северного морского пути и создание полярной авиации, а также много других тем напрямую связаны с историей и географией российского Севера.
Остров Молокова, фактически центр города Красноярска - символически важная географическая точка. Это "ворота Крайнего Севера". В 1934 году отсюда, с берегов Абаканской протоки, отправился спасать челюскинцев лётчик-герой Василий Сергеевич Молоков.
С этого места и началась история полярной авиации. Именно отсюда героические полярные лётчики прокладывали маршруты на Туруханск, Игарку, Дудинку и Диксон. Здесь располагались и сохранились до наших дней авиамастерские и первый гидропорт, откуда осуществлялось авиасообщение.
А 21 мая 2017 года на острове Молокова с участием общественности края был торжественно заложен первый камень и установлен памятный знак на месте будущего Парка-музея.
Концептуально привязка к острову наиболее удачна - именно здесь можно наглядно продемонстрировать символические пути освоения Севера: по воде, по воздуху и по земле.
Будущий Парк-музей - своеобразный сибирский ковчег, который перенесёт из прошлого в будущее генотип особого человека, первооткрывателя и защитника Севера.
- В каких экспедициях и проектах в этом сезоне в регионе участвует РГО?
- В нашем федеральном округе сейчас проходит экспедиция по исследованию кургана Туннуг. Она идёт с 2018 года в Республике Тыва. По предварительным данным, этот курган относится к тому же историческому периоду, что и курган Аржаан-1 - самый крупный и (до датировки Туннуга) самый ранний скифский археологический памятник.
Мне оказана честь возглавить её по линии Русского географического общества. Наверное, это связано с участием в предыдущей экспедиции "Кызыл - Курагино".
В мою "зону ответственности" входит координация всех процессов, проходящих в рамках экспедиции, а именно: жизнедеятельность лагеря, сохранение, формирование и использование материально-технического блока, безопасность участников, взаимодействие со всеми заинтересованными структурами и привлечёнными подрядчиками, ну и, конечно, организация досуга и просвещения для волонтёров и многое другое.
Ребята приезжают со всей России и не только. В этом году освоили новый для нас опыт совместной работы с учебными заведениями министерства обороны Российской Федерации и МЧС. Как и в прошлые годы, продуктивно сотрудничаем с Институтом истории материальной культуры РАН. Здорово помогает и Экспедиционный центр Минобороны.
Задача - не только на практике научить ребят археологии, но и привить им любовь к истории. Помочь раскрыть их потенциал, сплотив общей идеей. Сохранить дух романтизма и здорового авантюризма, азарта новых открытий. Ребята преображаются, расширяется их кругозор, появляется блеск в глазах. Лично мне приятно наблюдать за этим процессом.
В основном акцент сделан на богатой культуре Республики Тыва с её особым национальным колоритом и древними традициями. Налажено доброе взаимодействие с жителями ближайших поселений.
Очень важно, что проводятся разнопрофильные тематические лекции и спортивные мероприятия, выездные экскурсии для участников в музеи, природные парки.
В Туннуге сформирована профессиональная команда с опытом организации полевых экспедиций под флагом РГО. Внутреннее чутьё мне подсказывает, что это всё не просто так. Мы находимся на пороге больших открытий, которые ещё войдут в историю. Впрочем, как и на Севере.
В рамках комплексного проекта отделения по обследованию Арктической территории Красноярского края в этом году продолжается экспедиция "Енисей - Арктика", организованная совместно с Сибирским государственным университетом науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнёва.
Исследование акватории Енисея и Енисейского залива происходит при помощи гидроакустических систем, что позволяет детально изучить дно реки. В 2018 году нам удалось исследовать останки английской полярной паровой шхуны "Темза" ("Thames"), построенной в 1847 году в Англии и затонувший на Енисее в 1878-м.
В этом году, уже в Карском море, будет детально изучен погибший во время Великой Отечественной войны сухогруз "Тбилиси". Предполагается участие североморцев.
Кроме этого, основательно готовится экспедиция по поиску пропавшего судна "Геркулес" русского арктического исследователя Владимира Русанова. Есть реальные наработки.
Для дальнейшей реализации проекта комплексного обследования Арктической территории края к 2020 году завершается строительство экспедиционного научно-исследовательского судна "Диксон", что позволит существенно сократить расходы экспедиций на дорогостоящие вертолётные работы.
Экспедиционная группа из 12 человек сможет на судне "Диксон" выполнять поставленные задачи по обследованию акватории Енисея и его притоков, береговой линии Карского моря и моря Лаптевых, производить экологический мониторинг и стать базой для поисковых работ на суше.
Кроме этого, отрабатывается и будущий туристический потенциал северной территории Красноярского края, формируются новые маршруты.
Отмечу, что 2019 год для нас очень насыщенный - сложный, но интересный, и не только экспедициями. Проект создания Эколого-географического лабиринта РГО в государственном заповеднике "Столбы" поддержан инициативным грантом общества. Также мы стали победителями конкурса президентских грантов с проектом "Музей без стен" при участии Минусинского краеведческого музея имени Н. М. Мартьянова.
Множество и других проектов. Так что впереди очень много работы.
- Сухогруз "Тбилиси". Как вы думаете, что он перевозил? Какие работы намечены на этот год?
- В 2019 году планируется обследовать район затопления судна. Первым делом необходимо определить точное его местоположение и получить акустическое изображение.
До сих пор не выяснено точно, затонул ли "Тбилиси" от мины или был торпедирован немецкой субмариной. В поисковой операции будем использовать гидролокатор бокового обзора, также предполагается погружение водолазов - мы хотим определить характер повреждений судна.
С детства меня всегда тянула романтика приключений. Всегда сам себе что-то доказывал, изучал мир, боролся за что-то, побеждал. Видимо, и до сих пор всё так...
Эта работа будет интересна не только с точки зрения исторической науки, поскольку даст новые сведения о действиях Кригсмарине в Карском море и устьях сибирских рек, но и как пример патриотического воспитания.
Кроме чисто экспедиционной, предстоит и серьёзная работа в архивах для установления истинного маршрута "Тбилиси". Изучение останков судна и содержимого его трюмов также позволит ответить на многие вопросы.
Следует отметить, что "Тбилиси" имел внушительный опыт хождения в полярных конвоях в годы Великой Отечественной войны, был участником конвоев PQ-9, PQ-18, QP-8, QP-15, JW-53.
Так что наша цель - открыть тайны гибели этого исторического судна.
- Есть ли в этих экспедициях какая-то ваша личная заинтересованность?
- Так сложилось, что моё поколение выросло на книгах Жюля Верна, Фенимора Купера, Александра Дюма, Жозефа Рони-старшего, книги Вениамина Каверина "Два капитана". Я не исключение.
Помню, что с самого детства меня всегда тянула какая-то романтика приключений. Всегда сам себе что-то доказывал, изучал мир, боролся за что-то, побеждал. Видимо, и до сих пор всё так...
- Красноярское краевое отделение РГО находится на высоком счету и у людей, и у руководства. Как вам это удаётся?
- Мы оцениваем себя скромнее. Для нашей команды главное - делать своё дело качественно. "Быть не лучше других, а лучше, чем вчера",- гласит хорошая поговорка.
Очень важна дружная работа внутри коллектива, слаженное взаимодействие с исполнительной дирекцией РГО, руководством города и края, крупными финансово-промышленными группами региона - "Норникелем", СУЭКом, "Русалом", "Полюсом" и другими, а также правильная и открытая позиция по отношению к людям.
В 2019 году, впервые за 118 лет истории отделения, был создан и начал деятельность попечительский совет, который возглавил губернатор Александр Викторович Усс.
Главное - сохранить этот драйв и этот вектор. Но порой это очень даже не просто. Наверное, как и у всех, есть внешние факторы, на которые мы хотим, но не можем влиять. Кроме того, часто возникают внеплановые вопросы, которые нужно решать оперативно и качественно.
К примеру, участие в организации Парка Всемирной зимней универсиады 2019 года на острове Татышев в Красноярске. С помощью наших партнёров из "Норникеля" была создана локация "Мыс Челюскин". На этой специализированной площадке РГО были установлены две стилизованные под 50-80-е годы полярные палатки и настоящая метеорологическая станция.
Там же были представлены радиорубка 60-х годов и уникальные вещи из фондов РГО и известных советских полярников. Локация включала в себя раритетный полярный вертолёт, полевую кухню. Была налажена работа волонтёров.
Локацию Русского географического общества "Мыс Челюскин" за 10 дней посетили более 100 тысяч человек, и мы получили большое количество позитивных откликов и пожеланий о создании музейного комплекса по тематике освоения Севера.
- Сколько человек насчитывается в Красноярском краевом отделении? Как вы решаете, кого брать в члены РГО, а кого нет?
- В Красноярском краевом отделении РГО сейчас более 400 человек. При этом стараемся "держать марку". Принцип - брать качеством, а не количеством! С каждым кандидатом по возможности проводится собеседование.
Нам нужны драйверы, а не "пассажиры". Активные, позитивные и неравнодушные к деятельности общества люди. И, что характерно, большинство из тех, кто к нам идёт - именно такие. Значит, мы двигаемся в верном направлении.
- Как вы понимаете слово "патриотизм"? Как воспитать в детях любовь к родине?
- Патриотизм не может быть "из-под палки". Наша задача - воспитывать любовь к Родине в детях, дав им возможность почувствовать нашу уникальную природу, прикоснуться к нашей истории на примере жизни героических людей, которые её формировали. Уверен, тогда они сами захотят сохранить и защитить свою Отчизну!
Но важнее всего вызвать в них искренний и глубокий интерес. Чтобы всё было честно, по-настоящему.
Записал
Кирилл МАЗУР.
Красноярск.
Гость (премодерация)
Войти