Читать все комментарии
0 982В середине 90-х известный красноярский строитель Николай Глушков, работавший тогда в мэрии краевого центра, пригласил меня на, как он выразился, неформальную встречу.
Николай Сергеевич, обычно спокойный и сдержанный, с трудом себя сдерживал: "Мы нашли тех, кто построит нам наше метро... Это будет "Бамтоннельстрой", они готовы хоть завтра переехать на берега Енисея со своими лучшими кадрами и техникой!"
И я познакомился тогда с этими самыми бамовцами впервые, которые честно признались, что привыкли решать большие и сложные инженерные задачи, а на БАМе остались вдруг без фронта работ, поэтому и приняли приглашение красноярцев: "Ваше метро - наш масштаб, грандиозный объект, готовы к работе..."
Ну а день 17 октября 1995 года помнится особо: в парке железнодорожников в Николаевке (он больше не существует) был проведён грандиозный митинг, посвящённый выемке первого ковша из котлована красноярского метро... Зубов, Глушков и, конечно, торжествующий Валерий Леонидович Глотов, замечательный ветеран красноярской власти и патриот краевого центра, провозгласили, что наш город обретёт свой метрополитен уже в новом веке.
Трибуна была установлена на возвышении, и эти люди показались мне на мгновение великанами, готовыми сотворить настоящее чудо... Тогда я об этом своём ощущении не написал, было бы нескромно, а сейчас уже поздно: Зубова и Глотова нет на этом свете, Глушков - на пенсии... Ну а метро...
Его история была бурной и трагической. Началась она в шестидесятые годы прошлого века. Один только проект утверждали пять лет с 84-го по 89-й год. К 2008-му всеми правдами и неправдами проложили три километра тоннелей, создали неплохую производственную инфраструктуру, потратили более 5 миллиардов рублей, чтобы в следующем весь комплекс законсервировать.
Оживить стройку попытались к Всемирной универсиаде, потратили ещё 2,6 миллиарда рублей, при этом сбережение горных выработок обходилось к тому моменту Красноярску ежегодно почти в 76 миллионов рублей. И ничего не вышло...
Крёстный отец нашего метро и его начальник Игорь Иванов ушёл в отставку. С ним я тоже был хорошо знаком, особенно запомнилось, как восторженно он исполнил однажды вечером песню Юрия Визбора про Серёгу Санина и сырую палатку... То взлёт, то посадка...
Это был великий романтик, который чудом сохранился в тогдашней России до конца бурного двадцатого века... И вот теперь всё вдруг закончилось в одночасье...
Великан грозит превратиться в карлика, хотя и весьма недешёвого в финансовом плане. Сначала скандал с Олегом Митволем и проектом нашего метро. Потом вдруг выяснилось, что этот проект в принципе-то не так уж и нужен. А в Красноярске вместо метро появится особая система скоростного внеуличного транспорта. Что это за штука такая?
Об этом знает столичный "Моспроект-3", с которым наше региональное правительство не без спешки уже заключило договор. О прежних замыслах решительно забыли, хотя, казалось бы, ещё недавно на их воплощение выделили миллиард рублей, которым и распоряжались опальные нынче проектировщики.
Новая схема скоростного подземно-наземного рельсового транспорта Красноярска первой очереди появится уже в 2026 году, будет длиной 10,8 километра и пройдёт от станции "Высотной" до улицы Шахтёров. Дальше будет осваиваться Взлётка, но сроки прокладки второй очереди пока туманны.
Известно только, что в Красноярске будут строить не классический метрополитен с железнодорожной колеёй, а так называемый метротрам - систему, которая совмещается с уличным рельсовым транспортом. Если сказать проще, по земле и по поверхности будут ездить именно трамваи. Так экономичнее и проще.
Прежние тоннели будут ликвидированы (а это, как я уже напоминал, миллиарды рублей, который окажутся просто закопанными в землю, что ли?). Новые линии будут относительно неглубокими, остаётся надеяться, что они окажутся всё-таки безопасными и достаточно быстрыми.
Хотя насчёт безопасности, особенно сейсмической, четверть века назад проектировщики говорили вполне конкретно, именно поэтому под землю забирались на солидную глубину. Сейчас и это стало вдруг несущественным обстоятельством.
Всё будет проще, но очевидно, что такое метро вместе со строителями будет "строить" и весь Красноярск, потому что многое будет делаться теперь не под землёй, а на поверхности, да ещё и в обжитых кварталах. Руководители края заранее нас предупреждают, что придётся потерпеть. Потерпим? Ну а что же мы в результате получим - великана или карлика?
Приходится констатировать и ещё один факт: строить все эти объекты за 89 миллиардов рублей (скорее всего, потребуется побольше) будут не красноярские структуры, а москвичи.
Группа компаний "Моспроект-3" была зарегистрирована в 1994 году, её на базе нескольких убыточных институтов сформировала Анна Дмитриевна Меркулова, зарекомендовавшая себя отличным менеджером и талантливым инженером. Умеет строить быстро и недорого. Она - одна из создателей многоуровневых транспортных развязок на кольцевых дорогах вокруг столицы.
Позже "Моспроект-3" успел проложить 90 километров метро и построил 31 станцию московской подземки. В Нижнем Новгороде он уверенно получил заказ на строительство серьёзного участка метрополитена, и вот сейчас приходит в Красноярск. Причём на Волге у "Моспроекта-3" не было конкурентов, не случилось их и у нас.
Сама Анна Дмитриевна в 2021 году была признана в России лучшим инженером на строительстве именно метро. Хочется надеяться, что к нам пришёл могучий великан, а не карлик-однодневка. Но время покажет...
А красноярцы нынче, как и вся Россия, доказывают, кем мы останемся в истории - карликами или великанами. Кого выберем главой Красноярска, какой урожай соберём нынешней осенью и, в конце концов, как закончим то, что начали на Украине. Важно не ошибиться, нужно не дрогнуть и не изменить самим себе.
Гость (премодерация)
Войти