Во время наводнения 1920 года на Енисее затонул пароход "Красноярец"

Добавить в закладки

Удалить из закладок

Войдите, чтобы добавить в закладки

10.07.2020 12:49
0

Читать все комментарии

1371

После начала потепления, дожидаясь таяния снегов, а затем - подтоплений и даже наводнений в населённых пунктах края, мы даже не задумываемся, что подобное происходило в Красноярске почти всегда.

Летом 1920 года, когда город только-только освободился от колчаковцев, отбился с большими потерями от эпидемии тифа, на него нахлынула ещё одна беда - разлив рек.

Конечно, наводнения случались и ранее, и позднее, скажем, в 1888 году или в 1966-м, а затем - в 1988-м и 2006-м. Особая сложность наводнения 1920 года, думается, в том, что город ещё не пришёл себя после бедствий Гражданской войны. Отсюда катастрофические последствия: затонул пароход "Красноярец", подтоплены были пристани, остров и постройки на набережной.

Ещё 21 мая 1920 года на улицах были расклеены листовки, текст которых предварялся угрожающей, согласно духу времени, "шапкой": "Срывание объявлений - контрреволюционное дело". В листовках (учтите, не было тогда ни радио, ни тем более - телевидения) из Енисейска горожане предупреждались, что ожидается наводнение, и необходимо принять соответствующие меры. Жителей просили приготовиться к спасению себя и своего имущества.

Между тем вода в Енисее прибывала, о чём сообщала газета "Красноярский рабочий", поскольку иных источников информации просто не было. И, чтобы зимой не пришлось замерзать, власти бросились спасать от наводнения дрова, расположенные на низких берегах - около 5 тысяч погонных саженей, принадлежащих водному транспорту.

Пришлось прибегнуть, как писала газета, к старому, испытанному способу - мобилизации коммунистов, поставив им боевой наказ: умри, но спаси. Была организована спасательная экспедиция, состоящая из двух пароходов с тремя баржами.

Результаты, по словам журналиста "Красноярского рабочего", оказались блестящими. Отправленный 5 июня пароход "Николай" 9 июня вернулся обратно, выполнив возложенную на него задачу.

"Наши люди пошли в ближайшие деревни,- писала газета,- и рассказали крестьянам, что дрова, заготовленные ими на пристанях, в опасности; их надо спасти, они нужны транспорту... Крестьяне поняли слова коммунистов и все как один вышли на борьбу со стихией; мужчины, женщины, подростки, даже дети - все принялись за работу, на своих лошадях перевозили дрова на указанные и находящиеся в безопасности места".

"Такого подъёма воды не было ни в 1917, ни в 1918 году",- констатировал "Красноярский рабочий". Сообщения были - как сводки с фронта, который, кстати сказать, ещё существовал, и до окончания Гражданской войны было далеко.

К утру 7 июня горизонт воды стоял на 293 сотых сажени. За сутки воды прибыло 11 сотых. Так высоко она не поднималась три предыдущих года. По реке плыли брёвна, дрова и ветки деревьев. Остров напротив пристаней постепенно заполнялся. Если вода прибудет ещё на аршин, писала газета, она начнёт заливать и пристани.

На Каче залило весь усть-качинский луг. В воде оказались часть заборов по левому берегу и постройки на левом и правом берегу.

Однако на следующий день вздохнули с облегчением: прибыль в Енисее почти прекратилась. В Минусинске даже некоторое падение зафиксировали. За сутки с утра 9-го по 10-е убыло 4 сотых. Утром 10 июня высота воды в Енисее была 300 сотых.

А затем грянула настоящая беда...

"11 июня, в 7.30 утра, у устья реки Маны затонул пароход "Красноярец",- сообщала газета "Красноярский рабочий".- Сейчас выяснились подробности его гибели. 10 июня, вечером, пароход отошёл из города вверх до Скита за дровами и цинковым тросом. Прибыл в Скит ночью, и, погрузив 12 саженей дров, троса и пассажиров до 50 человек, пароход отошёл вниз с заходом в устье Маны, для выгрузки материалов".

При повороте в устье Маны, вследствие быстрого течения Енисея, на стоячую воду Маны пароход получил такой сильный крен на левый борт, что в окна-иллюминаторы кормовой части влилась вода. В этот же момент на левый борт парохода рухнула поленница дров (около 6 саженей), а также круги тяжёлого цинкового троса.

Командир, бывший в это время у штурвала, бросился к рупору на мостик, чтобы дать команду "Стоп!", но пола его пальто попала в шестерню штурвала и задержала в рубке, пока он её не оторвал.

Вода заливала пароход всё более и более, и он поспешил к берегу для спасения пассажиров, причём всё время давал тревожные свистки. В происшедшей панике пассажиры начали бросаться в воду без спасательных принадлежностей. По распоряжению командира бросившимся в воду было выброшено до 15 кругов и жилетов.

Вскоре на тревожные свистки приплыли крестьяне с заимок для спасения, но "Красноярец", не дойдя до берега 15 саженей, погрузился в воду на значительной глубине.

На штурвальной рубке, мачте и дымогарной трубе, которые остались незатопленными, спаслось некоторое количество человек. Большая часть пассажиров спаслась при помощи кругов и других принадлежностей.

Утонули 19 человек. Погибли помощник машиниста, кочегар и два матроса, четыре женщины, две девочки, восемь красноармейцев и один надзиратель тюрьмы. Дело было передано следственным властям.

В коротенькой информации, появившейся в газете 25 июня, было рассказано, что пароход "Красноярец" был поднят и приведён к городской пристани. После небольшого ремонта он должен был быть пущен в действие, так как полученные повреждения оказались незначительными.

Сергей ПАВЛЕНКО.

Фото с сайта Красноярского краевого краеведческого музея.

Наша справка

Сажень - старорусская единица измерения расстояния. Одна сажень равняется 7 английских футам или 84 дюймам, то есть 2,1336 метра. С введением в 1924 году в СССР метрической системы мер сажень вышла из употребления.

Напишите свой комментарий

Гость (премодерация)

Войти

Войдите, чтобы добавить фото

Впишите цифры с картинки:

Войти на сайт, чтобы не вводить цифры