"Судьба и Родина едины": Константин Альбокринов на службе флоту и искусству
В воспоминаниях о Енисейске С. Я. Елпатьевский отмечал, что "океанические пароходы причаливали к енисейскому бульвару" (Елпатьевский С. Я. Воспоминания за пятьдесят лет. - Л. : Прибой, 1929). В прошлом на береговой линии Енисейска располагались Иверский монастырь, Воскресенская и Преображенская церкви, Богоявленский собор и городской бульвар из трёх ровных рядов белоствольных берёз с беседкой и скамейками. Между Иверским монастырем и набережной, в устье реки Мельничной, находилась база флота.
В периоды навигаций 1930-х годов по трапам, с сундучками и баульчиками, спускались на берег и поднимались на пароходы моряки, носившие форму Главного управления Северного морского пути (ГУСМП). Одним из моряков Енисейской базы Сибирского гидрографического управления ГУСМП был Константин Александрович Альбокринов (1888-1942).
Фамилия Альбокринов указывает на происхождение из духовного сословия: "albus crinis" в переводе с латыни означает "белые волосы". Представление о семейных традициях, которым следовал К. А. Альбокринов, дают краткие сведения о его отце, дяде и братьях.
Его отец Александр Иванович Альбокринов родился в 1853 году в Пензенской губернии в семье священника. Учился в Пензенской духовной семинарии, Казанском пехотном юнкерском училище и Офицерской стрелковой школе. Был женат на дочери прапорщика Софье Николаевне Архиповой, уроженке Пензенской губернии.
Александр Иванович отличился в боях русско-турецкой войны 1877 - 1878 годов (Горсткин И. Л. Краткая хроника 160-го пехотного Абхазского полка. 1863 - 1911 гг. - Гомель: Типо-литография Х. Д. Гельберга, 1911). За храбрость в делах против турок и отменно-усердную службу награждён 5 орденами Российской империи.
Дядя Николай Иванович Альбокринов (1849 год рождения) преподавал рисование в Пензенском реальном училище. Художественное образование получил в Живописной школе Макаровых. В 1867 году Императорская Санкт-Петербургская академия художеств дала ему звание учителя рисования в гимназиях.
Братья Константина Владимир (родился в 1890 году) и Пётр (родился в 1895 году) стали авиаторами. Александр (родился в 1883 году) до и после революции служил в артиллерии. Посещал занятия в Варшавской школе изящных искусств, а также в Строгановском художественном училище в Москве, экспонировал свои картины на ленинградских выставках. Георгий (родился в 1885 году) также выбрал военную службу.
Константин Александрович Альбокринов в 1906 году окончил 2-й Московский Императора Николая I кадетский корпус, в 1911-м - Главную гимнастическо-фехтовальную школу. Владел французским, шведским и английским языками.
В русско-японской войне российский флот потерял большую часть своего состава. Группа морских офицеров во главе с А. В. Колчаком и К. П. Пилкиным добилась принятия программы его восстановления. План возрождения флота в связи с новой судостроительной программой предполагал укрепление его кадров специалистами.
В 1913 году поручик Альбокринов был переведён в Балтийский флот, в 1914 году сдал экзамены за курс Морского корпуса на звание корабельного гардемарина.
26 октября 1914 года транспорт "Вормс", которым командовал Константин, взорвался на минном заграждении, поставленном немецкими крейсерами "Аугсбург" и "Магдебург" в Балтийском море между Либавой (Лиепаей) и Полангеном (Палангой). В результате взрыва Константин был контужен в голову.
В 1917 году Альбокринов стал флаг-офицером и ревизором 3-го дивизиона подводных лодок. Часть его биографии опубликована кандидатом исторических наук, капитаном II ранга А. М. Пожарским в книге "Подводное плавание в России. 1834 - 1918 гг. Биографический справочник" (СПб.: Блиц, 2011).
После революции служил на Балтийском, Чёрном и Азовском морях, а также в Институте по изучению Севера в Ленинграде. В 1923 году в Сухуми его женой стала врач Надежда Андреевна Кандыба, в 1927 в Ленинграде родилась дочь Алла.
В 1930-е годы он участвовал в арктических экспедициях в командном составе судов Сибирского гидрографического управления ГУСМП.
В 1933 - 1934 годах Константин Александрович состоял в Обском отряде старшим помощником командира парохода "Хронометр". Навигация 1933 года проходила в сложной ледовой обстановке. 2 августа в Обской губе в условиях шторма и дрейфа поля крепкого льда "Хронометр" получил повреждения и был вынужден вернуться в Новый Порт.
7 августа после исправления повреждений пароход вышел к месту работ в проливе Малыгина. 21 августа корабль сел на мель, руль сошёл с креплений, и "Хронометр" отбуксировали в Новый Порт для ремонта. К концу навигации он выполнил поход до острова Шокальского.
В 1935 году Альбокринов был назначен командиром судна "Фарватер", а в 1936 - флагманского гидрографического судна "Циркуль". 3 июля 1936 года газета "Красноярский рабочий" (№ 151/5374) сообщила:
"Первого июля трудящиеся Енисейска провожали в дальний морской путь научно-исследовательскую экспедицию, организованную гидрографическим отделом Игарского теруправления Главсевморпути. На берегу Енисейского порта масса народу, гремит музыка. На рейде горделиво застыли десятки больших в малых судов. Около восьми часов вечера воздух прорезывают прощальные гудки. Караван судов отплывает вниз по Енисею. Перед отплытием наш корреспондент посетил борт морского красавца, парового судна "Циркуль".
Старые опытные полярники - начальник экспедиции тов. Сеньковский, его заместитель по научной части тов. Петранди, капитан тов. Альбокринов сообщили, что в составе экспедиции четыре паровых судна, три моторных бота, лихтер и мелкие катера. Команда достигает 200 человек. Цель экспедиции - гидрографическое исследование, проводка в заливе, восточной части Карского моря и других местах до сорока иностранных и отечественных судов в Игарский порт и ограждение Пясинского бара".
Заметка и рисунок К. А. Альбокринова о навигации 1936 года были опубликованы в газете "Большевик Заполярья" 23 сентября 1936 года (№ 215/818). Капитан "Циркуля", в частности, писал:
"На острове Вилькицкого мы построили новый освещаемый навигационный знак высотой в 18 метров. Здесь нас встретила небольшая неожиданность. Во время рытья котлованов под этот знак рабочие обнаружили труп, который был зарыт на глубине в полтора метра. Труп был завёрнут в брезент и определить личность похороненного человека не удалось.
Ухудшавшаяся погода заставила судно возвратиться в бухту острова Диксон. 10 сентября мы вышли в Игарку. На пути к Игарке неожиданно в Енисейском заливе разыгрался 10-балльный шторм. Огромные валы волн захлестывали наше судёнышко, с шумом перекатываясь через палубу. Вода стала проникать в трюм и служебные помещения. Пришлось пустить в ход все водоотливные средства и с трудом добираться до бухты Ошмарина, которая находится в устье Енисея. Здесь мы провели ночь. Шторм не утихал. Судно бросало из стороны в сторону, якоря не держали.
За время плавания в навигацию текущего года пароход "Циркуль" сделал 3 300 морских миль. Судно находится в нормальном состоянии. Правда, на корпусе остались следы арктических ледяных полей и торосов, через которые неоднократно пробирался "Циркуль". Из Игарки судно пойдёт в Енисейск, на место зимовки".
Установленный в 1936 году навигационный знак на северном берегу острова Вилькицкого представлял собой деревянную четырёхгранную усечённую пирамиду башенного типа с площадкой для фонаря наверху. В 1950-е годы рядом с пирамидой знака был построен 32-метровый деревянный маяк, на первом ярусе которого разместили небольшую экспозицию, посвящённую истории острова.
По завершении службы на Севере полярник жил в Ленинграде, работал художником в 3-й живописной мастерской товарищества художников "ЛЕНИЗО". До начала Великой Отечественной войны К. А. Альбокринов выполнил 36 поручений художественного управления "ЛЕНИЗО" на выполнение живописных работ.
Основанное в 1930 году Ленинградское товарищество художников являлось крупнейшим в Ленинграде творческо-производственно-кооперативным объединением художников, скульпторов, графиков и художников-оформителей с количеством членов 420 человек. Мастерские "ЛЕНИЗО" принимали и выполняли заказы по живописи, скульптуре, графике, реставрационным и оформительским работам.
В 1941 году Аллу, 14-летнюю дочь Константина Александровича, эвакуировали из блокадного Ленинграда. Вернувшись домой, живым своего отца она уже не застала.
Изъявив добровольное желание участвовать в защите Родины Альбокринов вступил в Ленинградскую армию народного ополчения. Он умер в Ленинграде в январе 1942 года, похоронен на Серафимовском кладбище. И, быть может, порой на Серафимовском кладбище слышится шелест листьев берёз енисейского бульвара и рокот далёких прибоев острова Вилькицкого...
Статья подготовлена в рамках исследования истории Енисейской базы Сибирского гидрографического управления ГУСМП с использованием архивных документов.
Гость (премодерация)
Войти