Лётчики из Шушенского спасли саянскую тайгу

Добавить в закладки

Удалить из закладок

Войдите, чтобы добавить в закладки

03.06.2020 15:28
0

Читать все комментарии

374

В номере "Красноярского рабочего" за среду, 3 июня, рассказывалось о том, что нынче тайгу в Ирбейском и Саянском районах стали буквально пожирать гусеницы сибирского шелкопряда. И только помощь авиаторов из Шушенского позволила спасти от этой беды более 131 тысячи гектаров леса.

Располагалась эскадрилья компании "Спецавиа" на аэродроме села Агинского. Когда-то здесь на бетонную полосу приземлялись пассажирские реактивные самолёты Як-40, которые за несколько десятков минут доставляли жителей Саянского района в Красноярск. Потом аэропорт закрыли, а бетонные плиты разобрали, поэтому лётчикам понадобилось три дня, чтобы привести взлётную полосу в надлежащий вид.

- По контракту мы должны были обработать 120 тысяч гектаров тайги в двух районах с 20 мая по 10 июня,- рассказывает заместитель генерального директора компании Николай Мязин.- Но по опыту прошлых лет, а в 2017-2018 годах наши лётчики спасли от сибирского шелкопряда полтора миллиона гектаров тайги в Северо-Енисейском районе, мы знали: если гусеницы сибирского шелкопряда превратятся в куколку, никакие яды им уже не страшны. Поэтому вместо 10 бортов в Агинское прилетели 12 Ан-2. Лётчики в эскадрилье подобрались один лучше другого, все с большим опытом спасения лесов. Причём не только красноярцы, шесть экипажей прилетели к нам, можно сказать, со всех уголков России - с Поволжья, Кубани, других мест. Всё, как на подбор, асы своего дела.

По словам Николая Гавриловича, в первые пять дней пребывания в Агинском погода здорово помогла пилотам. Было тепло и сухо, поэтому самолёты на защиту тайги вылетали уже в 4 утра и работали до позднего вечера. В результате за пять дней было обработано от сибирского шелкопряда 70 процентов запланированных площадей.

Здорово помогли экипажам и учёные, которые разработали очень эффективный препарат "Клонрин" - он убивает до 97 процентов гусениц, остальные 3 процента тоже уже не те едоки. А прожорливость здоровых особей просто поражает. За день гусеницы за один присест объедают хвою кедра-великана.

Но даже не это самое страшное. Беда в другом - на следующий год обглоданные деревья высыхают и при случайном ударе в них молнии при грозе вспыхивают, как спички. Потушить такой пожар в тайге очень и очень сложно. Поэтому и работали 12 экипажей от зари до зари.

На восемь дней раньше намеченного срока эскадрилья закончила опыление заражённых сибирским шелкопрядом участков тайги. Уже 2 июня 9 бортов, закончив работу, взяли курс на Шушенское. Остались три экипажа, которые в этот день добивали с воздуха оставшихся в живых гусениц.

Пользуясь случаем, я попросил Мязина о возможности слетать на задание с каким-нибудь экипажем, но Николай Гаврилович, к моему большому огорчению, отказал: дескать, инструкции категорически запрещают брать на борт постороннего человека.

На нет, как говорится, и суда нет, поэтому просто пошёл к самолёту, который ещё не улетел домой, чтобы поговорить с экипажем. Командиром "Аннушки" оказался краснотуранец Дмитрий Изюмский. А вот вторым пилотом у него - кубанец Жирайр Барсигян, или просто Жора.

О своей работе лётчики много не рассказывали, дескать, что в ней сложного - долетаешь до нужного квадрата и с высоты 10 метров при скорости 160 километров в час начинаешь обрабатывать тайгу "химией".

Ан-2 в этом отношении - самолёт очень надёжный. Его мотор был изобретён ещё в 1938 году и стоял на предвоенном истребителе И-16, только пятирядный, а на "Аннушке" он уже девятирядный, что позволяет развивать скорость в 260 километров час.

Правда, лётчики признают, что по-хорошему Ан-2 нужна замена, и она есть - Ан-3, но стоит один самолёт - как вся эскадрилья из 12 бортов. К слову, заместитель генерального директора Николая Мязин был первым лётчиком, кто испытал новый самолёт, он ему очень понравился. Но как вспомнят пилоты, что ремонт двигателя Ан-3 обходится в 32 миллиона рублей, так сразу ласково гладят крылья своим недорогим Ан-2.

Пока вели неспешный разговор, с востока, со стороны тайги, пошёл на посадку ещё один самолёт. Когда он подрулил к месту заправки химраствором и пилот выключил двигатель, подошёл к нему.

Командиром воздушного судна оказался житель города Ейска, что в Краснодарском крае, Валерий Шапко. Выяснилось, что экипаж обработал 28 квадратов леса, который находится в 50 километрах от Агинского. Ёмкость, установленная в самолёте, вмещает полторы тонны раствора, но пилоты берут на триста литров меньше, потому как летать приходится и за сотню с лишним километров от аэродрома.

Этого количества "химии" хватает на полчаса работы. Ширина захвата обработки тайги - 60 метров, и, если лететь только по прямой, можно опылить полосу длиной 80 километров. Но летать приходится методом челнока, поскольку уничтожить гусениц нужно в определённом квадрате.

Боевая эскадрилья из 12 самолётов, можно смело сказать, одержала над прожорливыми мохнатыми хищниками самую настоящую победу, уничтожив их почти поголовно на площади в 131 тысячу гектаров.

Лично мне было очень интересно узнать и другое - как кубанские лётчики оказались в Сибири. В разговоре с Валерием Шапко выяснилось, что у него это уже четвёртая вахта в Шушенское. Давным-давно, а моему собеседнику 9 января исполнилось 70 лет, он начинал летать в киргизском городе Ош на Ан-2, потом освоил Як-40, затем Ту-154 на линии Ош - Москва.

После известных событий в лихие 90-е годы уехал из Киргизии на Кубань. Работать приходится везде, где нужны неприхотливые работяги Ан-2, которым уже по 50 лет и более, но они по-прежнему летают. В воздухе лётчик провёл 13 с половиной тысяч часов, или два с половиной года. Настоящий ас!

...Моя командировка в Саянский район походила к концу, когда над берёзовой рощей показались три взлетевших один за другим самолёта Ан-2, которые взяли курс на юго-запад, на Шушенское. Когда будет нужно, они снова придут на помощь там, где их очень ждут.

Виктор РЕШЕТЕНЬ.

Фото автора.

Агинское.

Читайте также

Напишите свой комментарий

Гость (премодерация)

Войти

Войдите, чтобы добавить фото

Впишите цифры с картинки:

Войти на сайт, чтобы не вводить цифры