"Мусорная реформа" или медвежья услуга?

Добавить в закладки

Удалить из закладок

Войдите, чтобы добавить в закладки

20.12.2019 08:38
1

Читать все комментарии

1236

Событие, которое произошло летом этого года в Идринском районе, затронуло многих жителей, оставив горький осадок в душе, усилив социальную напряжённость.

Все называют случившееся коротко - "мусорной реформой". А началась она очень болезненно для населения.

Рассчитали, не выходя из кабинетов

Считаю, что главная её цель заключается в стандартизации услуг по обращению с ТКО, повышении их качества, создании для людей условий, облегчающих их жизнь, предотвращении несанкционированных свалок и улучшении экологической ситуации.

Федеральные законы и другие нормативно-правовые акты, в том числе краевого значения, обязательны для исполнения органами власти и всеми гражданами. Поэтому не стану обсуждать вопросы об обоснованности и эффективности всей нормативной базы, относящейся к теме "мусорной реформы".

Хочу остановиться на очень важном аспекте - реализации своих полномочий администрацией Идринского района в этом направлении.

Строго по законодательству, сбор, транспортировку, обработку, утилизацию, обезвреживание и захоронение твёрдых коммунальных отходов осуществляет региональный оператор по договорам в соответствии с установленным единым тарифом.

Организация самой реформы на местах лежит на органах местного самоуправления муниципального района (заметьте, не поселений), которые "осуществляют полномочия в области обращения с твёрдыми коммунальными отходами... на территориях сельских поселений".

Речь о создании и содержании мест (площадок) накопления твёрдых коммунальных отходов (ст. 8. Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления"). Администрация района не должна в этом плане самоустранятся и перекладывать всю работу на сельские Советы.

Многие знают, что ООО "Аэросити -2000" получило статус оператора, используя противоправную, преступную схему, а именно - подложные документы. В связи с этим было возбуждено уголовное дело по ч. 3 статьи 327 УК РФ, а сама организация дисквалифицирована, соглашение с ней Министерства экологии и природопользования Красноярского края признано незаконным. Однако полномочия до определения нового регионального оператора были за ней сохранены.

Ещё 26 декабря 2018 года ООО "Аэросити-2000" разместило типовой договор с потребителями на своём сайте и в газете "Наш Красноярский край". За 15 рабочих дней нам надо было внести возражения к нему или поправки. Не думаю, что кто-то это сделал. Таким образом, на 16-й день договор с нами посчитали заключённым. А выписывает ли эту газету население или заходит кто на сайт регоператора, никого не волновало.

И вот с 1 января 2019 года в селе Идринском оператор в лице подрядной организации - ИП Ракова Г. В. - приступил к сбору мусора с 15 площадок для накопления ТКО. Расположены они возле многоквартирных домов. А с 1 июня он зашёл и в частный сектор.

28 января ООО "Аэросити-2000" заключило агентский договор с ПАО "Красноярсэнергосбыт" о начислении и сборе оплаты по коммунальной услуге "Обращение с ТКО".
 
С чем же столкнулись многие жители села?
 
Первое. Никаких договоров на оказание услуги идринцам от регионального оператора не поступило.

Второе. О начале работы по якобы сбору мусора многие узнали лишь при получении платёжного документа в середине июля этого года. Вывозом мусора от частных домовладений в июне и июле оператор не занимался. Впоследствии он это "осуществлял", но можно сказать - никак, так как до качества предоставления услуги было очень далеко.

Третье. Новая коммунальная услуга была представлена населению не на основании двухстороннего договора, а в виде навязанного коммерческого предложения "публичной оферты". Это, на мой взгляд, существенно ограничило граждан в их правах и представляло выгоду только для коммерческих организаций, нацеленных на получение прибыли, не считаясь с мнением и выбором людей.

Четвёртое. Установленные тарифы и нормы обращения с ТКО явно не соответствовали фактическому обороту мусора в расчёте на одно физическое лицо.

Сложилось такое впечатление, что разработчики произвели все расчёты, не выходя из кабинетов, а жители юга края имеют огромный материальный достаток и вывозят больше мусора, чем население других территорий края, где тариф значительно ниже, не говоря о соседней Хакасии.

Теперь, от общего - к частному.

Ошиблись не только адресом

В Идринский район реформа пришла неожиданно. И старт её был связан не с установлением контейнеров и площадок под отходы, не с заключением договоров с населением.

Всё началось с получения платёжных документов об оплате за потребление электроэнергии, где были выставлены и дополнительные суммы за услугу обращения с ТКО. Жители села были крайне удивлены и возмущены этим, так как почти никому она не оказывалась.

Ради объективности отмечу, что в печати и на сайтах органов местного самоуправления размещалась информация о начале "мусорной реформы". Но как быть тем гражданам, которые не выписывают местные и краевые газеты, не ознакомились с информацией регионального оператора, размещённой в Интернете?

Каким образом люди могли получить исчерпывающую информацию и реализовать своё право без каких-либо ущемлений? Считаю, что это не обязанность гражданина. Администрация района об этом вообще не подумала.
 
На мой взгляд, письменное уведомление или договор об оказании услуг должен был поступить каждому конкретному собственнику жилья до начала реформы - в подготовительный период. И время на это было.
 
Что же получается? Реформа стартовала, оплату требуют, а услуга не оказывается. Что делать? У всех на устах вопрос: платить или не платить? Ведь за не оказанную оператором услугу отдавать свои кровные - и немалые - желания нет.

Напряжённость в селе возрастает с каждым днём. В социальных сетях до сих пор идут обсуждения, люди возмущены. Мешковый сбор мусора не всех устраивает.

Сам я в середине июля получил платёжный документ на оплату электроэнергии за июнь и увидел информацию о начале работы регионального оператора по обращению с ТКО и требование оплаты оказанной услуги.

В этом документе были указаны недостоверные сведения, на основании которых был произведен расчёт. В графе о количестве лиц цифра значилась большая, чем проживало в нашем доме. В это число был включен мой родственник, умерший ещё в 2017 году.

Кстати, он был выписан в установленном законом порядке, документы для внесения корректировки были представлены в "Энергосбыт". Факты увеличения в квитанциях числа проживающих были у многих односельчан, как я узнал позже.

18 июля 2019 года я отправил в ПАО "Красноярскэнергосбыт" мотивированную претензию, указав о не предоставлении услуги со стороны регионального оператора. На основании моей претензии агентская организация запросила у оператора информацию о достоверности оказания мне услуги.

Получен ответ, что услуга оказывалась в полном объёме. Однако, вкралась неточность. Адрес был указан не мой, да ещё и с исправлениями. Не иначе как жульничеством это не назову, потому что мой дом расположен на расстоянии более двухсот метров от указанного регоператором места.

Кроме того, я не нашёл свой адрес в графике движения мусоровоза. До сих пор вывожу отходы сам. Так о какой услуге и оплате может идти речь? Для защиты своих прав я обратился в правоохранительные органы, которые начали проверку.

Почти одновременно с направлением претензии я обратился за разъяснениями в Идринский сельский совет - к его главе Г. В. Худеевой. Вместе с ней решили провести сход граждан села, пригласив на него представителей регионального оператора, главу района и специалистов, занимавшихся проработкой реформы на местном уровне, чтобы разобраться в сложившейся ситуации, выслушав мнения сторон.

Присутствующая при этом главный редактор газеты "Идринский вестник" и депутат районного совета И. Г. Свиридова поддержала инициативу встречи с населением.

Не царское дело - с народом общаться

Проходил сход 19 июля, зал РДК был полон. Но почему-то на этом очень важном публичном мероприятии не оказалось главы района А. В. Киреева и первого его заместителя Н. П. Антиповой.

Видимо, не царское это дело - снизойти до уровня простых людей. А ведь согласно Уставу Идринского района (статья 8, п. 16) данная проблема относится к вопросам местного значения. И увиливать от неё не надо.

Вообще, хотелось бы заметить, наш "верховный правитель" подобные мероприятия не считает нужным посещать. Утверждаю это не голословно. Он ни разу не проводил сходы с жителями нашего села. Словно проблем у нас не существует.
 
Вместо главы в сходе принял участие его заместитель А. А. Орешков, однако ничего конкретного он не сказал, ничего не пояснил и ничего дельного не предложил, больше был наблюдателем.

Кратко о сходе. В своих выступлениях представители органов местного самоуправления, управления социальной защиты населения и ООО "Аэросити-2000" ссылались на необходимость обязательного исполнения гражданами положений федерального закона. Говорили о недопущении сжигания при использовании печного отопления картона, бумаги и газет, используемых в качестве средства разведения огня, о лишении тех, кто не оплачивает за услуги ТКО, социальных выплат.

То есть, всё сводилось к тому, что гражданам нужно платить, несмотря на то, являются они получателем этой услуги или нет. Почему-то выступающие из числа чиновников не захотели говорить о своих обязанностях, о первостепенных задачах, возлагаемых на регионального оператора и органы власти.
 
Идринцы сразу обратили на это внимание. На оппонентов обрушилась масса вопросов, выступления были эмоциональными. Обстановка в зале стала крайне напряжённой.

Безусловно, критика была обоснованной. Граждане не согласились с ответами чиновников и представителей регионального оператора, настаивали на отсрочке "мусорной реформы", потому что она "стартанула" преждевременно, а попросту - была не организована.
 
Хочу отдать должное главе сельского Совета Галине Васильевне Худеевой, которая честно призналась, что наше село, действительно, не подготовлено к проведению "мусорной реформы", что своевременно не направлялась заявка на финансирование строительства площадок, установки контейнеров в доступных местах, не созданы комфортные условия для граждан.
 
А что же администрация района? Ведь в первую очередь это её законная обязанность. Двое депутатов районного Совета, в том числе и редактор местной газеты, молчали. Наверное, так проще.

Через несколько дней в "Идринском вестнике" появилась статья по итогам схода. Все описанные выше события там были перевернуты в "нужном" для районной администрации свете. За основу автор взял - чуть ли не на целую полосу - разъяснения действующего законодательства, подготовленные специалистом сельского Совета. То и дело мелькало: "Граждане должны, обязаны".

Комментарии людей в социальных сетях она назвала "настоящей ложью и провокацией". Хотя на самом сходе этот специалист произнесла всего лишь несколько фраз, которые вряд ли запомнились жителям.

А вот о жёсткой критике, прозвучавшей в многочисленных выступлениях сельчан, газета сообщили очень кратко, а по некоторым проблемам - вообще никак. Что происходило в действительности на сходе - не написала, а чего не было - на всю полосу. Как это назвать? Правда, автор упомянул, что на сходе принято решение о создании из числа общественников инициативной группы, чтобы более углубленно рассмотреть этот вопрос.
 
В итоге мотивированное обращение граждан было направлено в адрес президента Российской Федерации, губернатора, Законодательного Собрания, прокурора Красноярского края, его подписали почти 500 человек.

Идринцы просили отсрочить "мусорную реформу" в связи с её неподготовленностью, пересмотреть тарифы, производить оплату услугу по факту, проверить использование бюджетных средств, направленных на строительство полигона.

Смысл всех ответов - из разных инстанций - был таков: всё в районе происходит по закону и "будьте так добры и любезны..."

Экономика должна быть экономной
 
Как и стоило ожидать, почти все обращения были перенаправлены в администрацию Идринского района. Значит, всё-таки полномочия это не сельского совета, а именно районных властей.

Как бы не так. Районные власти разбираться и вникать в суть проблем не стали, отправили бумаги в сельский Совет. Круг замкнулся.

Сельсовет пытается что-то сделать, предпринять меры по выполнению навязанной реформы. И результат хоть скромный, но есть, несмотря на отсутствие финансирования. Не всё сразу получилось, есть просчёты, но специалисты и глава сельсовета стараются. Правда, глава района А. В. Киреев в ходе отчёта перед депутатами на сессии эту заслугу приписал себе.
 
Можно сказать, что обращения жителей не привели к положительному результату: тарифы не уменьшили, реформу не отсрочили, а по полигону вообще был "крутой" ответ - он не введён в эксплуатацию в связи с отсутствием ограждения, которое сняли вандалы.
 
Остались лишь переживания и отчаяние от безысходности и несправедливости.
 
Однако всё же один вопрос, обозначенный в ответах Министерства экологии и рационального природопользования и Службы строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края, заставил задуматься.

А является ли законным вступивший в силу на 16-й день типовой договор ООО "Аэросити-2000" с потребителями услуг, то есть, с нами, размещённый 26 декабря 2018 года на сайте предприятия и в СМИ, если региональный оператор действовал на момент его опубликования по подложным документам и впоследствии по суду лишён статуса, а соглашение с Министерством экологии Арбитражный суд признал недействительным?

Интересная постановка? Надеюсь, прокуратура края ответит на этот вопрос.
 
И всё-таки, кто виноват в провале реформы у нас в селе? По-моему, ответ очевиден. Министерство экологии и рационального использования края предоставило сведения о распределении субсидий бюджетам муниципальных образований на организацию (строительство) площадок для накопления отходов и на приобретение контейнерного оборудования. Это прояснило всю ситуацию.

Согласно поданной заявке в 2018 году Идринский район получил всего 630,6 тысячи рублей, что выглядит довольно скромно и не может обеспечить потребности всего населения на создание мусорной инфраструктуры в нашем селе.

Это ведь просто мизер по сравнению с Тюхтетским районом, которому выделили 7 890,4 тысячи рублей, с Ужурским - 6 422 тысячи, Шушенским - 13 157,8 тысячи рублей и другими. В том же Шушенском районе и полигон ТБО работает, и финансирование реформы адекватное.
 
Анатолию Владимировичу Кирееву, видимо, не до дел, связанных с отходами. У него то командировки, то длительные больничные, то отпуска. К тому же, много времени уходит у него на подачу заявлений в полицию на пожилых людей и женщин, которые его деятельность осмеливаются критиковать, - так называемая борьба за отстаивание своей чести и достоинства.
 
Но продолжу. Министерство экологии пояснило, что заявка администрации Идринского района поступила на организацию площадок накопления отходов в селе Большой Хабык и не предполагает организацию таких площадок в селе Идринском.
 
Это как получается? Для Большого Хабыка направлена была заявка, а для Идринского, где полным ходом уже идёт реформа, не направлялась?
 
Я понимаю, что в этом прямая заслуга главы Большехабыкского сельского совета Л. А. Потылицыной, хотя она везде поясняет, что всё делает при поддержке А. В. Киреева. Но всё же хочется спросить - зачем? Ведь в этом селе ни о какой реформе и речи пока нет. Региональный оператор там не работает, оплату с граждан никто не требует, первоочередной необходимости в финансировании нет.
 
Почему глава района не поддержал главу Идринского сельсовета Галину Васильевну Худееву? Ведь райцентру в первую очередь нужны были эти средства, да и в большем размере?

В Большом Хабыке появились несколько площадок и контейнеров для сбора и накопления ТКО. Местные жители были приятно удивлены и даже попытались выносить мусор на подготовленные площадки, но радоваться пришлось недолго. Через некоторое время администрация села решила убрать все контейнера, так как вывозить отходы оказалось некому.

Выходит, делаем для "показухи"? Да и реформа там не стартовала. Но для нашего главы района не это главное. Важнее всего освоить, и думаю - не без интереса, бюджетные денежки.
 
По моим сведениям, в качестве подрядчика, выполнявшего работы по строительству площадок в селе Большой Хабык, был предприниматель из села Идринского, занимающийся по протекции А. В. Киреева обеспечением углём объектов образования и культуры района.

Этот же подрядчик принимал участие в освоении денежных средств, выделенных при строительстве Дома культуры в селе Добромысловка на вывоз мусора, согласно смете, на полигон ТБО в Краснотуранский район. Только тогда вместо полигона строительный мусор оказался в силосной яме на окраине села, а экономия в качестве дополнительного бонуса пошла, скорее всего, в чей-то карман. Не трудно догадаться - в чей. Может, я ошибаюсь, но во всём этом есть логика.
 
Визуальный осмотр площадок в селе Большой Хабык показал, что максимальные затраты на каждую составили с учётом строительных материалов, оплаты труда и контейнера около 20 тысяч рублей. Умножаем это на 17 (жители так посчитали, из доклада главы - 19) и получаем результат: 340 тысяч рублей (или 380 тысяч).

К этому прибавим стоимость бункера для вывоза ТКО, примерно 50-60 тысяч, и получаем в итоге 400 тысяч, не больше. Сдача с 630,6 тысячи рублей должна остаться. Что же, экономика должна быть экономной. Куда она "ушла", тоже понятно.

Конкретный вопрос - это провокация
 
Если честно, это меня нисколько не удивило, хотя всё тут взаимосвязано. Вспомним строительство полигона в селе Идринском в 2012-2017 годах. Об этом я писал в газете "Красноярский рабочий" (№ 46 за 27 июня 2018 года) в статье "Деньги исчезают, как в бездонной бочке".

Только в 2017 году для завершения строительства полигона были освоены средства в сумме 7 305 051,20 рубля (муниципальный контракт от 6 октября 2017 года № 0319300170717000016-0202910-01, подписанный главой района А. В. Киреевым и директором минусинского ООО "Декор" Д. А. Хашиевым).

Удивило, что на благоустройство территории было израсходовано 6 041 038,50 рубля. Даже строительство дворовой уборной (туалета) на одно очко обошлось в 143 550,70 рубля. И в этом случае финансирование тоже было освоено в полном объёме. Только объём выполненных работ явно не соответствует смете. Так же, как и укладка рулонного газона, который растворился где-то на свалке.

Полигон ТБО не работает, а в уютной сторожке выполняют некоторые обязанности 4 сторожа и получают второй год заработную плату за счёт средств местного бюджета. Если честно, буду поражён, если вдруг полигон начнут использовать по прямому назначению. По крайней мере, при нынешнем главе района такого не произойдёт.
 
Кстати, несколько слов про компании, аффилированные с Хашиевыми. Все строительные предприятия, принадлежащие этой семье, уже в течение нескольких лет являются стабильными подрядчиками, осваивающими финансы, выделенные на капитальный ремонт объектов образования и культуры. В этом году, например, на ремонте школ было освоено свыше 50 000 000 рублей.

Только это партнёрство, возможно, носит небескорыстный характер. В коррупционных схемах существует механизм, называется "откатом" или просто взяткой должностному лицу. Подрядчик заинтересован в стабильности работы своего предприятия, благополучие которого зависит от количества подписанных контрактов и полученной прибыли. А эта стабильность зависит от главы или иного должностного лица.

Как правило, за свою стабильность подрядчик "честно" отдаёт заказчику 10 процентов от суммы контракта. И применение такой схемы я не исключаю.
 
Считаю, что для нашего главы забота о районе - дело второстепенное, а может, и никакое. Об этом я писал ранее в газете "Красноярский рабочий" в статьях "Лесной придаток Китая" (№ 31 за 27 апреля 2018 года), "Что останется нашим потомкам?" (№ 20 за 20 марта 2019 года), "Невиновных казним - виновных милуем" (№ 39 за 31 мая 2019 года), "Власть должна служить народу" (№ 53 за 24 июля 2019 года).

В публикациях шла речь о проложенном к дому главы асфальту, о приобретённом незаконным, как я считаю, путём дорогостоящего служебного автомобиля за счёт средств скудного местного бюджета, о покровительстве, оказываемом теперь уже бывшему директору лесхоза, который отдал гражданам КНР и лесозаготовителям из других районов на распил нашу тайгу.

Что касается лесной отрасли, то А. В. Киреев ссылается на отсутствие у него на этот счёт полномочий. Однако пунктом 35 статьи 8 Устава закреплены полномочия администрации района по осуществлению муниципального лестного контроля. Лукавство это Киреева или бездеятельность?
 
26 ноября 2019 года глава выступил перед депутатами Идринского районного Совета с отчётом об итогах работы за год. Докладчик старался говорить только о положительных достижениях и текущей работе, приводя скупые цифры и показатели разных подчинённых ему отделов.

Про упущения, недостатки и провалы в своей работе и администрации речи не велось. Об этом глава говорить не любит. Считает, что все аспекты его деятельности носят только позитивный характер и пытается в этом убедить других.

После выступления главы, некоторые "заточенные" на лесть депутаты сразу предложили признать его работу и деятельность администрации положительной и утвердить отчёт. Другие же народные избранники задали ряд вопросов, в том числе и неудобных: про морг, поликлинику, лес, дрова и "мусорную реформу".

Анатолий Владимирович виртуозно ускользал от конкретики, ссылаясь на отсутствие полномочий, современные рыночные условия и прочее. Особенно эффектными выглядели слова о том, что многие жители нашего села благодарят его за вывоз мусора. Сомневаюсь, что многие. Хотя допускаю - кое-кто и выражал благодарность. Только не по адресу.

На мой взгляд, глава района, да и вся администрация, самоустранились от "мусорной реформы" и проблем, связанных с ней. Я спросил о целесообразности строительства площадок и первоочередности этого мероприятия в селе Большой Хабык, личном его участии и ответственности. А. В. Киреев назвал вопросы, которые не безынтересны всему населению, чуть ли не провокационными и категорически отказался отвечать на них.

У кого земля "горит" под ногами?
 
Думаю, что нам всем нельзя быть равнодушными, обходить стороной произвол, безразличие, злоупотребления и проявления коррупции со стороны тех, кому сегодня доверена власть в районе. Это ограничивает в правах одних и развязывает - от безнаказанности - руки другим.
 
Жители Идринского района оказались заложниками сложившейся ситуации: с одной стороны - закон, с другой - некачественные услуги регионального оператора, с третьей - халатность и бездействие районной администрации. Все требуют "платы" и никто не отвечает перед народом.

А я считаю, что так называемая "мусорная реформа" в Идринском районе попросту провалилась и в первую очередь - из-за безразличного отношения к ней районной власти, которая её не подготовила, "свалила" с себя заботы, ушла от ответственности.
 
В связи с этим, а также из-за самоустранения А. В. Кирева от многих дел, которые влияют на жизнь населения, его авторитет с каждым днём падает. Такого низкого рейтинга не было ни у одного из его предшественников. И это не случайность, а закономерность.

Как вы считаете, какую бы оценку жители Идринского дали главе района А. В. Кирееву по итогам "мусорного бардака" и всей его работе за годы правления, если бы он набрался смелости выступить открыто перед односельчанами - вне стен администрации и не прячась за чужие спины, а отвечая, глядя в глаза людям (и не по телефону)? Можно не отвечать, и без того ясно.

В социальной сети "Одноклассники" в группе "Идринский район" проводился анонимный опрос на предмет доверия населения главе. Свыше 90 процентов участников проголосовали за то, что он заслуживает отставки.

Я открыто поддерживаю земляков. Прямо говорю, что не доверяю больше главе А. В. Кирееву, а основной причиной называю его отношение к людским проблемам, равнодушие и бесчеловечность, бездеятельность и интриги. Не должен он, считаю, занимать этот пост.
 
Сразу предотвращу ухмылки некоторых, что, якобы, мне самому нужна власть и я к ней рвусь, поэтому и пишу, высказываю своё мнение. Доказывать обратное не буду. Пусть волнуются те, у кого "горит" под ногами земля.

Разве я не прав в своих статьях? А если честно, мне просто небезразлична судьба района. Кто-то же должен напрямую сказать нашей власти, что не способна она управлять и служить народу. Готов поддержать достойного человека, который бы смог сохранить район - земли, деревни, тайгу, регулировать цены, иными словами, беречь наше достояния, экологию, сохранять школы, а самое главное - поднимать уровень жизни людей и помогать нам всем выстоять в это сложное время.
 
Приведу злободневные слова президента России В. В. Путина, сказанные на съезде партии "Единая Россия": "Сегодня интересы людей должны быть важнее мнения чиновника любого уровня", и - "для того, чтобы оставаться лидером во всем, нужно не искать для себя комфорта, а видеть проблемы на местах и решать их, добиваясь справедливости".

Прислушайтесь к этим словам, Анатолий Владимирович. Они напрямую касаются вас.
 
А я надеюсь, что определённые ведомства, в том числе правоохранительные, всё же обратят более пристальное внимание на Идринский район, на деятельность конкретных лиц и принципиально отреагируют на обозначенные мной проблемы.

Это далеко не всё, поверьте. Продолжение будет.

Юрий ЮСУПОВ,

подполковник полиции в отставке, ветеран МВД.

Идринское.

Подписывайтесь на канал "Красраб" в "Яндекс Дзене", обменивайтесь впечатлениями о прочитанном и увиденном!

Комментарии (1)

Николай


16.12.2019 12:02

 В нашем городе ушло около 60 миллионов рублей на обустройство полигона ТБО, а было это как раз накануне "мусорной реформы". Какое совпадение?  Вроде что-то делали, даже территорию огородили, но мусор вывозит оператор из соседнего Лесосибирска себе. Между прочим, и там идет обустройство за бюджетную денежку. Кстати, за аренду оператор платит городу Лесосибирску сущие копейки- около 8000 рублей. А у нас в городе теперь полигон-то оказывается никому не нужен. Для кого старались и в чей карман утекли денежки? 

Пожаловаться

Войдите, чтобы пожаловаться

Напишите свой комментарий

Гость (премодерация)

Войти

Войдите, чтобы добавить фото

Впишите цифры с картинки:

Войти на сайт, чтобы не вводить цифры