За морем телушка - полушка, да рубль перевозу

Почему северянам трудно добраться до медицинской помощи

Добавить в закладки

Удалить из закладок

Войдите, чтобы добавить в закладки

04.11.2019 17:02
0

Читать все комментарии

593

Владимир Путин высказал пожелание, чтобы квалифицированная медпомощь стала доступной для всех россиян, в особенности для жителей отдалённых сёл и деревень. Об этом шла на прошлой неделе речь и на заседании президентского совета в Калининграде. Оно так и называлось: "О задачах субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения".

Наш президент добрый. Он хочет, чтобы россияне своевременно лечились и жили дольше. Чиновники правительства тоже вроде бы не против - вон как согласно кивают и поддакивают на всех совещаниях.

Да и губернаторы ревностно выказывают поддержку президентским инициативам. А уж местное начальство прямо из кожи вон лезет, чтобы засвидетельствовать собственную готовность взяться за дело.

Только вот жителям Таймыра с каждым годом всё труднее добраться не только до квалифицированной - хоть до какой-то медицинской помощи.

Краевая больница услышала

На что могут рассчитывать районные поликлиники, обслуживающие население небольшого городка или посёлка городского типа? На минимум ставок, главная из которых - участковый терапевт.

А если у пациента, к примеру, аутоиммунное заболевание, когда собственный иммунитет не защищает организм, а борется против него? При таком заболевании человек неизбежно становится инвалидом. Весь вопрос в том, чтобы отсрочить инвалидность на более длительный срок.

Но если это не удаётся, можно хотя бы улучшить качество жизни человеку с ограниченными возможностями. И в этом деле существенную роль играет правильное и своевременно назначенное лечение. А в районе нет специалиста нужной квалификации, который бы назначил правильное лечение.

Тогда Таймырская межрайонная больница даёт пациенту направление на консультацию или лечение в краевую клиническую больницу. На сегодняшний день это лучшее из того, что могут предложить северянам.

Ещё лет пять назад у пациентов из отдалённых районов Крайнего Севера не было никаких преимуществ перед прочими жителями Красноярья. Приезжая в краевую клиническую больницу, ты не знал, на какой день получишь направление на обязательные исследования и консультации к узким специалистам (по назначению лечащего врача). Определялась лишь дата первичного приёма, остальные направления жителям Севера выдавали в порядке общей очереди. Неизвестно было и то, когда получишь направление на повторный приём к врачу-ревматологу.

Нужно было упрашивать медсестру и регистратора, чтобы назначили исследования и приём к специалистам как можно раньше, потому что имелись веские основания - жить негде, гостиница дорогая, средства ограничены. А тебе в ответ: записи на ближайшие дни нет.

Если начинаешь настаивать, очередь кричит-волнуется. Проблемы северян никому не интересны. Ты вынужден ждать или уехать, не проведя до конца необходимые исследования.

Теперь при обращении в краевую больницу северяне получают карточку розового цвета - своеобразный сигнальный лист, по которому жителей отдалённых территорий Красноярья записывают на все исследования в особом порядке, в том числе, на повторный приём к лечащему врачу.

Это справедливо и гуманно по отношению к жителям отдалённых территорий. Нам ведь не на автобусе ехать из ближайшего района в краевой центр.

Хорошей переменой стало и то, что медицинские сёстры находятся теперь не в кабинете врача, а на сестринском посту, куда беспрепятственно можно обратиться по любому вопросу.

На этом, пожалуй, и завершаются хорошие перемены для жителей Таймыра. Начинаются другие, напрямую не связанные со сферой здравоохранения. Но без решения этих вопросов северянам невозможно будет воспользоваться необходимой медицинской помощью.

Специальное предложение

Весной и летом многие жители Таймыра, получившие направления в краевую столицу, не могли приобрести авиабилеты туда и обратно.

Если в предыдущие годы эти затруднения объяснялись реконструкцией взлётно-посадочной полосы в аэропорту Алыкель, по причине чего в летние месяцы наполовину сокращался пассажиропоток, то с этого года аэропорт работает в штатном режиме. Реконструкция успешно завершена. Но появилась проблема с билетами, вернее - с их отсутствием.

Наиболее напряжённая пора у авиаперевозчиков наступает примерно с апреля по октябрь, когда северяне массово отправляются в отпуска и возвращаются домой. У них длительные отпуска - по два-четыре месяца кряду. Уезжают семьями, возвращаются тоже, билеты выкупаются заранее.

Полная стоимость тура (эконом класса) за квалифицированной медицинской помощью встала мне в 56,5 тысячи рублей (11,5 тысячи рублей обошёлся прямой маршрут в Красноярск, плюс 45 тысяч рублей - из Красноярска)

Самыми востребованными традиционно считаются направления Норильск - Москва, Норильск - Красноярск. Но если в Москву в летние месяцы всегда было сложно приобрести билеты (особенно по низким тарифам), то в направлении Красноярска таких проблем не возникало. А если ещё краевой бюджет дотирует программу межрайонных авиаперевозок, то на тарифах сезонный спрос почти не отражается.

Нынешним летом и осенью в авиакассах Красноярска и Таймыра творилось что-то невероятное. Невозможно было приобрести билеты ни из Норильска в Красноярск, ни из Красноярска в Норильск.

Складывается довольно странная ситуация: ты имеешь на руках направление на консультацию в краевую больницу, заверенное соответствующими подписями и печатями, у тебя вторая группа инвалидности, но эти документы, как оказалось, при покупке билетов не играют никакой роли. В авиакассе тебе говорят: билетов нет и не будет до конца сентября.

Повезло только клиентам Фонда социального страхования - вместе с путёвкой на лечение им выдают специальные талоны, которые в авиакассах обменивают на билеты в любое время года.

Если бы ещё кто-то смог объяснить, чем гражданин с ограниченными возможностями, приехавший в краевую столицу по путёвке Фонда соцстраха, отличается от такого же бедолаги, прибывшего в Красноярск по направлению медучреждения? Или федерльная власть лучше заботится об отправке людей на отдых и лечение?
 
В этом году я пробыла в краевой клинической больнице больше двух недель. Думаю, пришлось бы ещё задержаться, если бы не решилась лететь домой не по прямому маршруту, а кружным путём - через Новосибирск.

К счастью, из столицы Сибирского федерального округа можно было купить билеты в Норильск. Этот вояж обошёлся мне в 45 тысяч рублей. Естественно, таких денег у меня не было. Если бы ни родственники, выкупившие билет, пришлось бы и дальше накручивать счёт в гостинице.

Полная стоимость тура (эконом класса) за квалифицированной медицинской помощью встала мне в 56,5 тысячи рублей (11,5 тысячи рублей обошёлся прямой маршрут в Красноярск, плюс 45 тысяч рублей - из Красноярска).

Некоторые читатели могут упрекнуть: мол, билеты надо брать заранее. Согласна. Туда-то можно и заранее взять, поскольку дата первого приёма известна за две-три недели. А вот обратно...

На всевозможные исследования и назначенные врачом консультации специалистов (даже по ускоренной процедуре) уходит не меньше восьми - десяти дней, а то и две недели. У многих таймырцев в краевой столице ни жилья, ни родственников. Остаётся - гостиница.

Но даже в самой недорогой гостинице долго жить не будешь - денег в обрез, а ещё надо кушать да билет домой купить. Как только выдаётся на руки заключение, сразу отправляешься за билетом. А дальше сюжет известен.

Начинаю обзванивать многоканальные телефоны агентств с единственным вопросом: что делать инвалиду второй группы? Всюду говорят одно и то же: добейтесь, чтобы в авиакассе вас вписали в так называемый "лист ожидания". Как будто дальше должно произойти чудо - билет преподнесут на блюдечке.

В одной из касс Центрального агентства воздушных сообщений Красноярска предлагают оставить ксерокопию паспорта и вписывают мою фамилию в заветный лист. Разве есть ещё какой-то выбор? Жду два дня, три, четыре...

Осознав бесплодность ожидания, а также реальную угрозу остаться в Красноярске до конца сентября, уговариваю родственников занять нужную сумму на транзитный билет вкруговую.

Гарантия без гарантий

При отсутствии денег на проезд Таймырская межрайонная больница предлагает пациентам воспользоваться бесплатным билетом по гарантийному письму, который приобретает для них специалист группы финансового учёта.

Но для этого претендентам требуется собрать пакет документов. После изучения полного списка пропадает всякое желание добиваться этих гарантий.

Чтобы получить направление в больницу, больному человеку и без того приходится оформлять кучу справок, ходить по врачам, сидеть в очередях на специальную врачебную комиссию. Для гарантийного письма тоже потребуется куча документов.

Загибайте пальцы: направление на лечение (выдаётся и подписывается врачебной комиссией), медицинское заключение о необходимости лечения и обследования (выдаётся врачебной комиссией, подписывается её председателем), выписной эпикриз (выдаётся стационаром или участковым терапевтом, над которым врачу ещё надо поработать), документ об отсутствии аналогичных мер соцподдержки (выдаётся Пенсионным фондом).

Если бы дело касалось таких пустяков, как копия паспорта, полиса медицинского страхования, СНИЛСа и разного рода заявлений, инвалиды косяками бы шли за "дорожными письмами". Но дудинцам настолько хорошо известен номер заветного кабинета, где заседает врачебная комиссия Таймырской межрайонной больницы, что впору впасть в тоскливое уныние.

Для чего может понадобиться вердикт врачебной комиссии? Выписывается редкое лекарство, не включённое в специальный льготный перечень, - пожалуйте туда. Хочешь воспользоваться бесплатной путёвкой от государства - туда же. Больничный лист продлевается больше чем на две недели - опять же подписывает ВК. Готовишься отправиться на консультацию в краевой центр - тоже приходи на врачебную комиссию.

А если ещё собрался воспользоваться бесплатным проездом - из этого кабинета потребуется вынести не одну - две справки, и не факт, что получишь их в один день. Если собираешься оформить гарантийное письмо на обратную дорогу - готовь два комплекта документов.

Тот, кто устанавливал эти правила, меньше всего заботился о гражданах с ограниченными возможностями, меньше всего думал о том, как трудно бывает передвигаться инвалиду. И не только передвигаться - иногда присесть к столу и встать со стула становится проблемой.

Но вот мытарства позади, собран полный пакет документов на бесплатный проезд к месту лечения, и тут вдруг выясняется, что гарантия министерства здравоохранения Красноярского края билета вам вовсе не гарантирует.

- В этом году, а конкретно - в мае, июне, июле - мы не могли приобрести для граждан билеты по гарантийным письмам, - говорит Ирина Миклуха, специалист группы по финансовому учёту КГБУЗ "Таймырская межрайонная больница". - Обращались за помощью в администрацию Таймырского района, но там ничем не могли помочь. Наверное, можно было бы бронировать какое-то количество билетов, чтобы граждане, получившие направление в краевые больницы, смогли вовремя уехать на лечение. Но за подобную услугу требуется платить. У нас таких денег нет.

Когда я предъявила сотруднице финансовой группы Таймырской межрайонной больницы билеты по маршруту: Красноярск - Новосибирск - Норильск общей стоимостью 45 тысяч рублей, она без удивления сказала:

- Не вы первая возвращаетесь этим путём. Каждый год повторяется одна и та же история.

По недомыслию или сговору?

Крупнейшим налогоплательщиком Таймыра и всего Красноярья является ГМК "Норильский никель", имеющий дочернее предприятие - авиакомпанию "Таймыр", работающую под брендом Nord Star.

Эта авиакомпания - монополист на рынке пассажирских перевозок по маршруту Красноярск - Норильск - Красноярск. Она и получает ежегодные дотации из краевого бюджета на удешевление пассажирских перевозок из районов Крайнего Севера. Выходит, часть денег, выплачиваемых основным налогоплательщиком Таймыра и Красноярского края, к нему же и возвращается в виде бюджетных субсидий.

Не верю, что краевое правительство, выделяющее бюджетные субсидии на удешевление пассажирских перевозок, не способно сделать так, чтобы люди из отдалённых районов беспрепятственно получили доступ к медицинской помощи

Если бюджет края одному и тому же перевозчику ежегодно даёт деньги на удешевление тарифов в районы Крайнего Севера, правительство края вправе требовать от авиаперевозчика соблюдения некоторых условий. А именно: в обязательном порядке должны обеспечиваться авиабилетами жители Таймыра, направленные на консультацию и лечение в краевую клиническую больницу и иные специализированные лечебные заведения Красноярского края. Не думаю, что это так сложно организовать.

Например, всех работников предприятий ГМК "Норильский никель" работодатель (коими являются подразделения "Норникеля") очень просто "простимулировал" приобретать билеты только у авиакомпании Nord Star. Если на рынке пассажирских услуг, кроме этой, присутствуют и другие авиакомпании, предлагающие более дешёвые тарифы, работники ГМК не имеют права покупать эти билеты. В противном случае, в кассе предприятия "сторонние" не примут к оплате.

Предприятия ГМК "Норильский никель" ежегодно оплачивают работникам и неработающим членам семей проезд в отпуск - и это одно из главных социальных благ предприятия. Но если работник имел неосторожность купить билеты у другой авиакомпании, все дорожные расходы окажутся за собственный счёт.

Правда, корпоративным клиентам (работникам "Норникеля") и членам их семей авиакомпания Nord Star предоставляет скидки по предъявлении специальных талонов, выданных в бухгалтерии предприятия.

Вот вам - метод кнута и пряника: скидки взамен обязательной покупки билетов у авиакомпании Nord Star.

Справедливости ради надо сказать: если Nord Star не обслуживает какие-то направления, то работникам "Норникеля" разрешается приобретать билеты у другого перевозчика. При этом потребуется заручиться соответствующей справкой, что в этом направлении авиакомпания "Таймыр" не работает.

Всё достаточно просто. Не верю, что краевое правительство, выделяющее бюджетные субсидии на удешевление пассажирских перевозок, не способно позаботиться о слабо защищённой категории населения отдалённых районов края, чтобы люди беспрепятственно получили доступ к медицинской помощи.

Смогли же навести порядок в краевой клинической больнице в вопросах обслуживания жителей Крайнего Севера. Было бы желание.

Пенсионеры - люди небогатые, а с инвалидностью рассчитывать приходиться только на собственные средства. Недорогие билеты для граждан с ограниченными возможностями - не блажь, а жизненная потребность. А министерство здравоохранения Красноярского края никогда вовремя не возвращает деньги за проезд.

Людям приходится ждать по четыре-пять месяцев. А теперь - с такими суммами - боюсь даже подумать, сколько продлится это ожидание.

Главный авиаперевозчик манкирует не только гарантиями министерства здравоохранения Красноярского края. С некоторых пор и с местным отделением Пенсионного фонда перестали заключать договора на предоставление специальных проездных талонов для неработающих пенсионеров.

По федеральному закону о гарантиях и компенсациях для лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, неработающим пенсионерам государство один раз в два года оплачивает проезд к месту отдыха и обратно. Правда, льготы эти обставляются целым рядом условий, но всё же пожилые граждане с нетерпением ждут возможности выехать на материк.

Схема получения льготы проста: покупаешь билеты за собственный счёт, по возвращении домой сдаёшь проездные документы в местное отделение Пенсионного фонда РФ, и через месяц пенсионеру возмещают понесённые расходы.

Правда, ещё несколько лет назад у неработающих пенсионеров имелась возможность воспользоваться проездными талонами от Пенсионного фонда РФ, который заключал с авиаперевозчиками соответствующие договора - что-то похожее на гарантийные письма от министерства здравоохранения.

Но пакет собираемых документов был не столь обременительным. Многие пенсионеры пользовались этими талонами, так как не у всех есть сбережения или родственники, готовые помочь деньгами.

Но авиакомпании всё чаще стали отказываться от заключения договоров, им это не выгодно, проездных талонов не стало. Нередко случается так, что управление социальной защиты населения выделяет пенсионеру долгожданную путёвку в пансионат или санаторий Красноярского края, а пенсионер вынужден отказаться - у него нет денег, чтобы купить билет. В свою очередь Пенсионный фонд не имеет возможности обеспечить пенсионера проездным талоном.

Вот и получается: с одной стороны - социальное государство, коим Россия является по Конституции РФ, гарантирует гражданам защиту и помощь, а с другой стороны - власть, действующая на местах от имени государства расписывается в собственной беспомощности и нежелании противостоять очевидному диктату монополиста, работающего на территории.

Но тогда пожелания президента России о доступности россиянам квалифицированной медицинской помощи останутся лишь добрыми пожеланиями.

Ирина АПЛЕСНЕВА,

внешт. корр. "Красноярского рабочего".

Дудинка.

Напишите свой комментарий

Гость (премодерация)

Войти

Войдите, чтобы добавить фото

Впишите цифры с картинки:

Войти на сайт, чтобы не вводить цифры