Абхазия - страна души
Очередной базой Международного журналистского центра стала Республика Абхазия. Об этом договорились между собой Министерство по курортам и туризму республики и Альянс руководителей региональных СМИ России (АРС-ПРЕСС).
Был организован многодневный пресс-тур, участником которого стала и я, имея редакционное задание от "Красноярского рабочего": посмотреть на всё своими глазами и рассказать читателям. Думаю, вам придётся по душе "приём акына" - что вижу, о том сердечно пою. А выводы делать извольте сами.
Время - московское
Едва мы пересекли российско-абхазскую границу, как мобильники сразу же перевели время на час вперёд. И внесли некоторую неразбериху в наш распорядок. Благо журналисты всё по несколько раз проверяют.
- Нет-нет, у нас время московское. Это во-первых. И язык русский. Он наравне с абхазским - официальный. Это во-вторых. И, в-третьих, россияне приезжают в нашу республику по своему паспорту. А уж дальше - как вам понравится. На что мы очень надеемся,- так говорил водитель приехавшего за нами автобуса.
Мы ехали в Пицунду, легендарный курорт советских времён. Таким он, по сути, и остался.
В пути я узнала, что абхазы зовут свою страну Апсны, что на русский переводится как "земля души", "страна души". В этом сомневаться не приходится. Душевно гостеприимны люди здесь. Без всяких условий и условностей.
На государственном флаге - открытая ладонь правой руки: и поздороваться, и к сердцу приложить. А в лексиконе - 150 слов с корнем "апсы" - душа, более 200 с корнем "агуы" - сердце.
По легенде, эту землю праотцам абхазов Бог выделил из личного запаса. Поскольку к моменту, когда абхаз пришёл на распределение, свободной не осталось. Опоздал. Но когда Бог узнал причину опоздания, то, не раздумывая, отдал ему наилучший кусок земли. Всего-то около 9 тысяч квадратных километров.
Зато здесь столько удивительного и завораживающего! Море и солнце - это то, о чём сразу думается. Но в дополнение к ним множество чудес!
- Почему опоздал абхаз на такое важное мероприятие, спрашиваете? Гостя встречал. Пока все почести не оказал, не отпустил. А это в Абхазии чуть ли не первая Божья заповедь.
Как дорогих гостей встречали и нас, участников пресс-тура. Нам показали страну, её западную часть, как есть: без прикрас, маршруты мы составляли сами. И нам было приятно такое доверительное отношение.
Маршруты, которые мы выбирали
Впереди нас ждали древние храмы, уникальная Ново-Афонская пещера, Сухумский ботанический сад, горные реки с водопадами. И многое другое. Но первым делом мы направились к озеру Рица - ещё одной легенде Абхазии. Дорога сюда была проложена в тридцатых годах прошлого века, в шестидесятых её реконструировали.
И это не могло быть просто так. Здесь, на берегу озера, была построена государственная - сталинская - дача. Одна из пяти, которые есть в Абхазии, и на которой Хозяин был всего лишь пять-шесть раз.
Её трудно обнаружить с воздуха, не сразу заметишь и на подходе - в зелёно-коричневых тонах дача прячется среди высоких деревьев, прикрывается их кронами.
Здесь всё просто, но комфортно. Из "украшений" - рояль царской семьи Романовых и радиола. Все гостевые комнаты одинаковы - Сталин никогда не говорил, в какой именно он будет ночевать. Как не было у него постоянного места за большим обеденным столом.
Иосиф Виссарионович не брал с собой "работу на дом", но повсюду стояли небольшие столики, если возникала необходимость что-то записать. Ни в одном помещении не было люстр - только приглушённый свет бра освещал их.
Другое дело - в соседней пристройке: Никита Хрущёв не захотел пользоваться "сталинской дачей", для него рядом построили аналогичную, соединив два блока длинным переходом-коридором. Здесь тебе и камин, и кинотеатр, и бильярдный стол с поверхностью из цельной мраморной плиты, и розового цвета сантехника.
Сменивший Хрущёва Леонид Брежнев не стал что-то кардинально перестраивать или добавлять.
Дача по-прежнему имеет статус государственной. Здесь отдыхают руководители республики, проходят встречи на правительственном уровне, сюда любят приезжать высокопоставленные чиновники из России. Тогда, конечно, туристов здесь не увидишь.
Не увидишь туристов и на другой государственной даче. Её на противоположном берегу озера Рица выстроил Михаил Горбачёв для своей незабвенной Раисы Максимовны. Здесь иной уровень комфорта, архитектуры: многоуровневость, мозаика, лифты...
Не удалось Раисе Максимовне отдохнуть здесь. Ни разу. СССР распался. Развалили его.
А что же озеро Рица, спросите вы. Озеро Рица уникально. Фотографии в газете не передадут и сотой части его великолепия. И оно, конечно, знаменито не тем, что на его берегах выросли исторические дачи - это они знамениты своей близостью к уникальному природному памятнику.
Там останавливается время и начинает покалывать кончики пальцев - даёт о себе знать энергетика места. Будет желание - соберитесь.
По закону предков
С развалом Союза начались проблемы и у маленькой гордой Абхазии. Она захотела самостоятельности, независимости, чем обладала до вступления по доброй воле в Российскую империю, а потом и в Советский Союз.
Её "родословная" подтверждена исторически. Но в Грузии считали по-иному. Началась грузино-абхазская война. Она принесла боль, которая не утихла до сих пор и не утихнет. Приграничные населённые пункты ещё носят на себе отпечатки войны, особенно столица - Сухум.
Но война ещё раз подтвердила: абхазы дорожат своей землёй настолько, что готовы жертвовать своими жизнями, защищая ценности своего народа. Я слушала рассказы о войне, сдержанные, полные достоинства. И плакала. Тихо, чтобы не помешать.
Абхазы помнят всех, кто помог им тогда выстоять. Всех, поимённо. И памятник открыли погибшим. А оставшихся в живых встречают, как родных.
Но война - мужское дело. Экономическая блокада - подлый приём трусов. Десять лет Абхазия была в такой "осаде". И, как говорят мужчины, вынесли её на своих плечах и спине женщины.
Всего пять стран - членов ООН признали независимость Абхазии, ещё четыре - частично... Абхазов это не волнует. Для них - главное, что Россия признала. И поддерживает. Вот кому они благодарны.
Вперёд, в прошлое!
Ощущение, что ты вернулся в Советский Союз, появляется сразу и не отпускает тебя. Впору встряхивать головой или даже пощипывать себя, чтобы убедиться в реальности происходящего.
Особенно это впечатление нарастает в Пицунде, небольшом курортном городе и большом одноимённом курорте. Его открыли к 50-летию Великой Октябрьской Социалистической революции. Посчитали? В 1967 году. Десять лет спустя, как было официально объявлено, что малярийная лихорадка в республике побеждена окончательно и бесповоротно.
На строительстве были задействованы 3 500 человек со всего Советского Союза. Они возвели семь 14-этажных пансионатов без ущерба для реликтовой рощи, не нарушая ландшафт. И были первыми, кто отдохнул на этом курорте. С семьями!
Потом курорт заключил договор с "Интуристом"... С тех пор даже местные жители не могли отдохнуть здесь. Сейчас эта возможность появилась. Для всех! Пока не надо рассчитывать на верх комфорта, но уют и доброе отношение здесь гарантированы.
А в столовой - рассольничек, соляночка, котлетки с картофельным пюре... Вкусненько. Но если, как говорит, одна моя знакомая, "мы достаточно зарабатываем, чтобы питаться в ресторанах", то есть здесь и кафе, и рестораны.
Дотянут абхазы свои курорты до мирового уровня. Но оставят в них советское настроение.
"Танец с саблями" для органа
Есть в Пицунде собор Андрея Первозванного. Построен он первоначально в IV веке нашей эры. С течением веков перестраивался и реконструировался.
Отреставрированный и сохранившийся к настоящему времени собор относится к концу IX - началу X века. Представляете, сколько он всего видел, сколько всего перенёс?!
Но сейчас об одном коротком концерте органной музыки. Его дал для участников пресс-тура молодой, но бесподобный Лука Гаделия! Он не просто исполняет привычные нам произведения для органа - он перекладывает популярные современные произведения! Например, "Танец с саблями" Арама Хачатуряна. Как звучит эта музыка в древнем храме с его уникальной акустикой в исполнении старого немецкого органа и великолепного музыканта!
Кстати, Луке помогала главный редактор "Курской правды" Наталья Лымарь. Я заметила, что она не просто переворачивала листы по команде музыканта - сама читала ноты! Оказалось, что руководитель редакции по первому консерваторскому образованию - дирижёр хора!
Насколько Лука талантливый музыкант, настолько удивительно душевный, простой в общении человек. После концерта мы обступили его, стали расспрашивать обо всём, просили фотографироваться. Он ни в чём не отказывал и даже разрешил главному редактору "Алтайской правды" Генри Роору "попробовать" орган... И Генри сыграл в полном сотрудничестве с инструментом! Бетховеновское "К Элизе" звучало душевно!
В этом зале концерты и фестивали - нередкое явление. В городе повсюду афиши народной артистки Абхазии, солистки республиканской государственной консерватории Марины Шамба, которая каждую пятницу даёт концерты органной музыки. Кстати, её учеником является Лука Гаделия.
А недавно здесь прошёл очередной фестиваль Хиблы Герзмавы, российской оперной певицы (сопрано). Народная артистка РФ, Народная артистка Абхазии родом из Пицунды. Она не забывает свой родной город.
"Ботанический сад"
Учёные утверждают, что именно в Абхазии самое большое число долгожителей. Анри Барбюс в своё время не одну статью об этом феномене написал. А Абхазию назвал "Ботаническим садом". Здесь средняя температура по году - плюс пятнадцать.
Сейчас поменьше живут - до 120-130. Вспоминают случай, не так давно произошедший. Мужчина ста шести лет полез на дерево снять хурму и упал. Умер неестественной смертью.
По секрету вам скажу, что я сама здесь забыла о таблетках от давления, которые мне врач "пожизненно выписал". Вспомнила уже дома, когда вещи разбирала.
"Кто-кто в теремочке живёт?"
Предвижу ответы - сама сказку не раз читала. Но они для нашего случая не подходят. Здесь живёт абхазянка. Много абхазянок. Целое семейство со своими иерархией и уставом.
Вы знаете, кто это? Жительница Абхазии, говорите? Можно и так сказать, но если вы о женщине, то она абхазка. Абхазянкой называют миролюбивую серую горную пчелу!
Я этого тоже не знала, пока на "Медовый двор" не попала. А уж эта пчела такая труженица, такая труженица, что равных ей нет. У неё самый длинный в мире пчёл хоботок - семь миллиметров! Поэтому мёд, добытый ею, всегда отличается изысканностью вкуса и качеством. Ну и условия проживания не последнюю роль играют. Абхазянку можно смело назвать достоянием республики.
Ухаживают за пчёлами около пятидесяти человек, все потомственные пасечники, случайных людей нет. Государство уважает их труд - в отношении такой деятельности действует упрощённая система налогообложения. И цены за электроэнергию "не кусаются".
На "Медовом дворе", единственном государственном предприятии в этой отрасли, вам обязательно устроят презентацию. Если повезёт, это будет Арам. Арам - это артист. В какое-то время он перепутал выходы и вместо сцены вышел на пасеку. Но, по всей видимости, не жалеет об этом. Зрителей ему хватает.
Арам вам обязательно расскажет, что мёд не берут металлической ложкой, не хранят в пластмассовой таре, не разводят в горячем, что мёд, хотя и кристаллизуется, не имеет срока давности, потому что он сам антисептик, и в холодной воде не растворяется, если натуральный.
И что мне особенно понравилось: как человек профессиональный Арам признал, что, как ни хорош абхазский мёд, есть лучше - башкирский! Его едят космонавты.
Человечество в миниатюре
На территории Сухумского обезьяньего питомника стоит памятник бабуину Мюрею. Мюрей был привезён из Африки. Там он, скорей всего, был обречён на отшельничество - именно этот путь он выбрал после того, как победил в свирепой борьбе другого претендента на лидерство.
А в Сухуме он стал главой большого семейства. 346 детей было у него за положенный ему век. Но памятник Мюрею поставили совсем по другой причине. Он стал олицетворением всех обезьян, которые помогли человечеству изучить страшные болезни: полиомиелит, жёлтую лихорадку, сыпной тиф, клещевой энцефалит, оспу, гепатит и многие другие... Можно сказать, за заслуги перед человечеством в области медицины.
В 1977 году появился этот памятник, в год 50-летия со дня основания питомника в Сухуме. Питомник действует по сей день, перенеся испытания и огнём (во время грузино-абхазской войны), и мором (во время экономической блокады). Здесь можно лицом к лицу встретиться со своими, по версии Дарвина, пращурами.
Мне-то ближе космическая теория, но нельзя не восхититься этими животными, так напоминающими человека, а иных - превосходящими по своим "человеческим" качествам. Мы умилялись: как они аккуратно брали из рук угощения, как тактично протягивали лапки за новой порцией. Мы изумлялись нахальству иных, которые, улучив момент, выхватывали у тебя пакет с фруктами или с орехами. Мы восхищались тем, как матери трепетно относятся к детёнышам. Человечество в миниатюре.
Будете в Сухуме, зайдите в питомник, угостите братьев наших меньших вкусностями, поблагодарите их от себя лично за подвиг, которые они совершают до сих пор.
Что за застолье без полусотни тостов?
Что бы ты знал об Абхазии, обычаях её народа, если не побывал на абхазском застолье? Об обычаях гостеприимства нам рассказал наш замечательный гид Ахра Бганба.
С восточной стороны сидит аксакал, напротив двери - гость. Чтобы всякий входящий видел, что в доме гость, и вёл себя подобающим образом. Младшие ухаживают за столом за старшими. За время застолья может быть произнесено до 50 тостов, но первые - за Всевышнего, за ангела-хранителя, за Родину.
Потом старший назначает тамаду, в одобрение кандидатуры поднимают отдельный тост. Пьют белое вино: стакан на два пальца не доливают, на два пальца не допивают.
У мужчин и женщин - разные столы. У женщин - "сладкий": вино красное, больше фруктов, мясо без косточки. Мужчинам - обязательно с косточкой.
Пьют ли мужчины чачу? Пьют. Две-три рюмки за беседой в саду, чтобы дать хозяйке время приготовить стол.
На застолье мы побывали в селе Дурипш. Его в советские времена называли селом миллионеров, но не тех, кто отщипнул от государственной собственности кусочек послаще,- эти миллионеры добывали благосостояние своим ежедневным трудом: собирали чай и коконы тутового шелкопряда.
Так вот, в этом селе есть подворье Руслана Кокоскерия, который вот уже двадцать лет принимает гостей. Всё, что есть на столе, произведено в его домашнем хозяйстве.
Все расселись. Прозвучали первые тосты. Пора гостей знакомить. Каждый называет, из какого города приехал (дважды прозвучал Красноярск!). И каждого приветствуют горячими аплодисментами. Но самые бурные аплодисменты, переходящие в такую же овацию, достались путешественникам из Донецка!
Добрые тосты, народные песни и танцы - все веселы, довольны и не пьяны!
"Итабуп! Спасибо!" - говорили мы, уезжая
Разумеется, после этой поездки я не могу сказать: я знаю Абхазию. Но за эти несколько дней я поняла: Апсны - та страна, где можно отдохнуть душой. И если вы хотите того же, вам сюда! И не сочтите это за рекламу: я ж как акын - пою сердцем о том, что вижу, что чувствую.
Наталья МИХАЛЬЧЕНКОВА,
член АРС-ПРЕСС, специально для "Красноярского рабочего".
Фото автора.
Гость
22.10.2019 18:01
Территория не "9 тысяч квадратных метров", а, наверное, квадратных километров...
Войдите, чтобы пожаловаться