Волшебник танца Анатолий Гулеско
Два года назад я решила поздравить с 63-м днём рождения Красноярский театр музыкальной комедии. Кстати, то, что его переименовали в 2008 году, назвав просто Музыкальным, наверняка для многих зрителей не имело никакого значения. Ведь он остался там, где и открылся в 1959-м, и где был тогда Дворец культуры железнодорожников. Там и построили современное здание театра. Так что жизнь продолжается.
Странным для меня было то, что никого из тех, кто в течение всего времени служил на сцене этого театра, создавая ему славу, нет на сайте в главе, посвящённой истории театра. Не нашла я там и Анатолия Дмитриевича Гулеско, одного из лучших балетмейстеров города и края, который отдал более двух десятков лет Красноярскому театру. Нет его и в "Википедии", куда сведения, как известно, спускает тот же театр. Пришлось долго искать о нём хоть какую-то информацию.
Блистательный успех и он когда-то знал
Я бросилась искать хоть что-то в Интернете. И нашла на сайте "Кино-театр.ру" очень краткие сведения о нём: год, число и месяц рождения (оказалось, дата не верна) и перечисление городов и театров, где Анатолий Дмитриевич работал.
Всё это надо было уточнять - когда, где и сколько работал. И узнавать, что он ставил и как реагировали на это в театрах и в прессе, что мне казалось неподъёмной задачей.
И тут меня буквально спасла моя дочь Полина Шорохова, которая как музеолог и искусствовед, а главное, как человек, обладающий энергией и страстью к поисковой работе, связалась с перечисленными в "Кино-театр.ру" театрами по телефону и электронной почте и в результате многочисленных переговоров и писем получила от кого-то из них и официальные ответы и отсканированные бумаги, где были приказы отдела кадров о работе, статьи в прессе и, что самое поразительное - книги, где Анатолия Дмитриевича Гулеско давали не только строчкой или фразой. Он и упоминался, и отмечался, и превозносился как лучший балетмейстер этих театров.
Тем, кто ответил и реально помог, выслав, что запрашивали, причём мгновенно, сразу после звонка и письма, был, прежде всего, Оренбургский театр музыкальной комедии.
Приведу несколько цитат из книги "Силуэты. Хроника Оренбургского театра музыкальной комедии" (Оренбург: Оренбургское книжное издательство, 2001. Автор В. Ф. Наточий).
"Уже в 1937 году печать отмечала, что балет у Оренбургского театра музыкальной комедии - "одно из сильнейших мест". Эта репутация сохранялась ещё многие годы. Известны имена балетмейстеров тех лет: Н. Буруновский, М. Гердт и самый профессиональный из них - Анатолий Дмитриевич Гулеско, проработавший в театре почти два десятилетия. По сути, именно он поднял балет театра на достойный уровень. В танцевальной труппе конца 30-х годов выделялись Э. Груздас - жена А. Гулеско, Г. Воинова, Казакова, М. Петрусевич, Ярош, Бадалов, Свободин. Сам А. Гулеско в паре с Э. Груздас великолепно исполнял салонные танцы, а как балетмейстер был изобретателен и современен".
"В балете продолжал царить А. Гулеско, как и прежде, профессиональный и изобретательный".
"По-прежнему положительные эмоции у зрителей вызывал балет под руководством А. Гулеско. Приятное впечатление производил кордебалет, выросший из студии, созданной балетмейстером. В "Вольном ветре" был превосходен по темпераменту, точному ритму и оригинальности решения матросский секстет, а в танцах третьего акта в основу было положено сербское "коло" - впервые А. Гулеско опирался на народный танец. Последнее ярко проявилось в "Кето и Котэ", где все танцы были сделаны на строго этнографической основе: лезгинка, лекури, зилгу, кинтаури. В этих танцах особенно хорош был солист балета Пётр Стариков - бывший стрелок-радист в авиации, с обгоревшими ногами, а теперь крепкий характерный танцор (он начал заниматься с А. Гулеско ещё до войны). Он исполнял грузинские танцы как и положено - на пальцах, вызывая восторг зрительного зала".
"Неожиданной для театра музыкальной комедии, на первый взгляд, явилась постановка балета "Шехерезада" на музыку Н. Римского-Корсакова. Это была смелая попытка, которую, при всех недостатках спектакля, следует признать закономерной и удавшейся. Балетмейстер А. Гулеско попытался этой работой ответить на критику в адрес балетной труппы театра. Технически чётким был танец самого А. Гулеско (Халиф)".
Добавлю сюда документ, датированный 1946 годом, где были представлены лица к награждению медалью "За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг." по Чкаловскому (Оренбургскому) театру Музкомедии. Среди других: Гулеско Анатолий Дмитриевич, балетмейстер, в графе "стаж работы в данном предприятии" - 1.10.1936 года. "Балетмейстер, работающий бессменно много лет, хороший производственник. Обслуживал концертами госпиталя и воинские части". Груздас Элеонора Никифоровна, солистка балета. В графе "стаж работы в данном предприятии" - 9.10.1936 года. "За свою восьмилетнюю работу показала себя как одна из лучших производственниц театра".
Балет, балет, балет!
В книге "Вехи истории Иркутского музыкального театра им. Н. М. Загурского (1941-2011)", изданной в Иркутске в 2012 году, автор Д. В. Скоробегов в главе "Балетные спектакли конца 50-х годов" пишет:
"В конце 50-х годов, желая расширить сферу своей творческой деятельности, театр обращается балетному репертуару. В 1958 году появляется "Коппелия", в 1959 году - "Бахчисарайский фонтан" и "Эсмеральда". И ссылается на оценку М. О. Янковского из его книги "Советский театр оперетты" 1962 года: "При всей скромности достижений в этой области можно лишь приветствовать такого рода инициативу, так как, помимо прочего, балетный спектакль становится источником роста хореографических кадров театра".
Балетная комедия "Коппелия", созданная в XIX веке известным балетмейстером Сен-Леоном на музыку Делиба, была поставлена балетмейстером театра А. Гулеско в содружестве с ассистентом Т. Куржиямской, дирижёром Е. Потаповым и художником А. Морозовым.
А. Гулеско выступил в "Коппелии" не только как постановщик танцев, но и как режиссёр. Сообразуясь с ограниченными возможностями хореографической части труппы театра, он поставил балетный спектакль, в котором каждый жест, движение, рисунок танца был подчинён единой мысли. Спектакль стал не только достоянием иркутских зрителей, воспитывающий и развивающий их эстетические вкусы, но и способствовал творческому росту молодых и укреплению мастерства опытных танцоров театра.
После "Коппелии" театр обратился к "Бахчисарайскому фонтану" Б. Асафьева по одноимённой поэме А. Пушкина. Постановщиками спектакля были балетмейстеры Т. Куржиямская и А. Гулеско, дирижёр Е. Потапов, художник Г. Будрин.
"Мы увидели достойных исполнителей и интересных постановщиков,- писала А. Левикова.- Остаётся пожелать, чтобы коллектив не сдавал завоёванных творческих позиций и порадовал благодарных иркутских зрителей новыми балетными спектаклями".
А вот какую характеристику дал А. Д. Гулеско главный режиссёр Оренбургского (Чкаловского) театра музыкальной комедии Михаил Дотлибов 10 мая 1957 года:
"Балетмейстер А. Д. Гулеско служил в Чкаловском театре Музыкальной комедии в течение 19 лет. За это время им поставлено большое число разнообразных танцев, хореографических эпизодов, актёрских номеров в опереттах и музыкальных комедиях, а также самостоятельный балетный спектакль "Шехеразада" на муз. Н. Римского-Корсакова.
Среди лучших работ А. Д. Гулеско, сделанных за последние годы,- танцы в спектаклях: "Цыганский барон", "Акулина", "Трембита", "Холопка", "Самое заветное", "Табачный капитан", "Фиалка Монмартра", "Белая Акация".
А. Д. Гулеско обладает большим опытом и знанием музыкально-комедийного репертуара, хорошей фантазией, чувством композиции, особенно в массовых танцах, что является его сильной стороной. В ряде работ, в том числе в балете "Шехеразада", он проявил себя как режиссёр-постановщик".
Это пишет режиссёр, возглавлявший после Оренбурга Новосибирский и Ленинградский театры музыкальной комедии, служивший в Московском музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко, преподававший в ГИТИСе, получивший звание заслуженного деятеля искусств РСФСР, много ставивший в Германии.
Когда цыган коснётся струн
Когда собиралась информация об Анатолии Дмитриевиче Гулеско, я искала параллельно его сына Володю, пианиста, концертмейстера, с кем работала в 70-е в Красноярском театре музкомедии. Связала меня с ним Елена Николаевна Поломская, вдова известного дирижёра, которая всегда говорила: "Лучшего балетмейстера, чем Анатолий Гулеско, я не знаю!"
Володя вместе с женой Любовью оказались кладезем информации и фотографий, которых не было нигде - ни в театрах, ни в Интернете. Тогда я от них узнала, что был в начале ХХ века скрипач, румынский цыган Жан Гулеско, которого в России звали Иван Тимофеевич, и что он являлся чуть ли не прадедом Володи. Оказалось, что воспоминания о нём есть в мемуарной литературе.
Из книги Ильи Дименштейна "Незабываемый погребок" (том второй):
"...Среди именитых гостей был и скрипач последнего русского императора румынский цыган Жан Гулеску. Это была легендарная личность. В его репертуаре были русские и цыганские романсы - "Степь да степь ", "Белая акация", "Две гитары", "Красный сарафан". Но в "Римский погребок" многие шли только ради одной вещи - "Чёрных гусаров". Это была любимая песня Николая II. Гулеску, как солдат, играл её стоя. Когда "пела скрипка", даже нагрузившиеся посетители сидели не шелохнувшись. Гулеску был самородок - играл на слух, не зная нот. Не умел ни читать, ни писать. Получая гонорары, расписывался двумя буквами - "GU".
Из мемуаров Сергея Савицкого "Лейб-Гвардии Гренадерский Полк на войне 1914 года. Незаметные герои":
"...Оркестр Гулеско при мобилизации румынской армии был зачислен в наш запасный батальон. За время пребывания в полку гренадёр Гулеско был даже произведён в ефрейторы. Штаб дивизии одолжил нам рояль, и мы отдыхали под звуки румынского оркестра. Конечно, каждый день бывали у нас гости из других полков, нельзя же было пропустить случай послушать Гулеско на позиции! Новый Год встретили особенно торжественно и весело. Чередовались "чарочки" под любимую арию каждого офицера, да ещё в исполнении Гулеско.
В годы гражданской войны семья Гулеско, избегая опасностей, покинула Петроград, и с периодическими выступлениями переезжала из города в город в направлении южных рубежей Российской Империи. В 1918-1919 Жан Гулеско выступал перед киевской публикой, в Харькове служил при ресторане Версаль. Вскоре вместе с русской супругой Дарьей (Дмитриева Дора Сергеевна (1890-1968) и крохотной дочерью Лидой Жан Гулеско покинул охваченный революционным огнём город на бронепоезде генерала Шкуро".
Цветы роняют лепестки на песок
Когда в середине семидесятых я пришла работать в Красноярский театр музыкальной комедии, в нём было так много тепла, любви и стремления создавать интересные, яркие спектакли, что, казалось, никому в голову не приходило ждать или паче чаянья требовать званий, привилегий и прочих атрибутов комфортной жизни по поводу своих заслуг перед обществом.
Мысли всех, начиная с главрежа и директора и заканчивая хористами и монтировщиками сцены, были направлены на творчество. Им жили, о нём говорили и спорили, его ставили на пьедестал отношений друг с другом.
Может быть, так сложилось потому, что многие тогда в театре были молоды, энергичны и азартны, и их больше всего на свете интересовала реализация своих талантов и идей, что приводят к расцвету театр и обретают любовь публики. Молод был и сам Красноярский театр музыкальной комедии, чьё 20-летие виделось вдалеке, через несколько сезонов, за которые пройдёт столько счастливых открытий, восхитительных ролей, партий и премьер!
Но даже те, кто уже миновал барьер своей молодости, вступив в прекрасную пору зрелости, были молоды душой и готовы сражаться за счастливый исход каждой ноты и краски в новом спектакле, увлекая всех своей ролью, партией, сценой, идеей, которые, объединившись, станут триумфом театра!
Всё было так, как утверждал когда-то корифей отечественного театра оперетты, знаменитый комик Григорий Ярон: "Оперетта - это искусство молодых или умеющих быть молодыми". И самым молодым из нас казался тогда главный балетмейстер театра Анатолий Дмитриевич Гулеско.
Его мягкий характер и какая-то по-детски трогательная улыбка внушали к нему доверие, а то, что он придумывал и ставил, неизменно приводило в восторг и тех, кто его идеи воплощал на сцене, и тех, кто видел их результат из зала.
О, эти дни очарованья!
- У моей мамы, примы-балерины Элеоноры Никифоровны, девичья фамилия Волковая,- рассказал мне по телефону Володя Гулеско в 2022 году.- А Груздас - её псевдоним. Она из рода польских князей Волковых, родилась в городе Вильно, что тогда был Польшей. А у папы была кличка Гюля. Его фамилия в Румынии пишется - Гулеско, а читается Гулеску. Кстати, у нас есть великий предок - скрипач Жан Гулеско. Отец о нём не рассказывал: у него кто-то погиб в своё время из родных по репрессивным делам. Думаю, поэтому он и молчал.
Он окончил Киевское хореографическое вместе с мамой. Родители там и познакомились. Встретились на лестнице: он шёл вниз, она - наверх. Они посмотрели друг на друга, сказали: "Здравствуйте!", и - на всю жизнь. Они являлись великолепной парой. Он ведь и танцовщик был изумительный, и красавец неимоверный!
В детстве он учился играть на скрипке. Но у него случился панариций 3-го пальца левой руки, и суставчик отгнил. Пришлось скрипку оставить. Хотел стать скрипачом, а стал балетмейстером. Но театр не прогадал. У него был абсолютный слух и фантастическая музыкальная память. Он очень любил 6-ю симфонию Чайковского и пел её от начала и до конца. Помнил музыку всех вставных номеров, которые где бы и когда бы ни ставил!
Из Оренбурга мы уехали в Иркутск, где отец великолепно поработал. Из Иркутска в Воронеж, оттуда в Харьков. А директор музкомедии Либерзон увёз его в 1962-м в Красноярск. И отец там так и остался.
Помимо музыкальных комедий и оперетт он ставил в Красноярске балеты: "Коппелия", "Бахчисарайский фонтан", "Голубой Дунай", детский балет "Кошкин дом". А ещё играл Коппелиуса и танцевал в "Бахчисарайском фонтане". Классические балеты ставил по-своему. Не терпел повторений. Говорил: "Как было, не хочу".
Находил танцовщиков для театра, воспитывал их, учил, ценил. Лёва Барышев у него когда-то в Оренбурге начинал. Неля Гурьянова - тоже. Ей он и мужа вырастил, Вовку Черненко. Перцев - воспитанник его студии. Здесь был очень мощный балетный цех.
О своих родителях как о танцовщиках я читал и слышал только хвалебные отзывы. На них покупали билеты. В том же Оренбурге на афише "Сильвы" была надпись: "В спектакле заняты Груздас и Гулеско". Его номера не бисировали, а трисировали, не отпуская артистов со сцены!
У нас вся семья скромная. Деньги, наверное, играли роль, но за ними никто не гонялся. И ради приработков основное дело не продавали. У отца и не могло быть иной судьбы. Приезжие люди, связанные с искусством, после спектаклей его спрашивали: "Вы, наверное, народный?" Он: "Нет".- "Заслуженный?" - "Нет. Я просто хороший". Его никогда не интересовали ни награды, ни звания. Он к этому не стремился.
Он ведь мог секретарю горкома или начальнику управления культуры задать вопрос: "А что вы в этом понимаете?" А это никому и никогда не нравится. Вот и остался без регалий. Но это не вызывало у него расстройства.
Отец никогда не жадничал. В Оренбурге у нас не было практически ни одного дня, чтобы к нам на обед или ужин кто-то не пришёл. Особенно артисты, молодёжь. Они шли к нам поесть: полуголодные были. Отец же ещё и великолепно готовил, всё - от борща до люля-кебаба.
В том, что ставил, он всегда был оригинален. Я таких поддержек, как у него, ни у кого больше не видел. Он их придумывал, изобретал. У него был трюк: мама летела к нему на руки на поддержку с колосников ласточкой. Она была смелой женщиной. Однажды у него рука подвернулась, и она пролетела в оркестр, пробив насквозь литавру. С той поры они этот номер сняли. Она повредила ногу, но не голову: как-то сгруппировалась и ногами вперёд успела в оркестр улететь.
Я хорошо знаю литературу, музыку, искусство благодаря маме. А отец меня научил честности и порядочности. И не предавать. С годами мы чуть-чуть отодвинулись друг от друга. Но я никогда, даже в детстве, так не рыдал, как в день его смерти. Это было что-то страшное для меня. А мне было 53 года.
Помнишь ли ты?
Я нашла интервью актёра Ивана Корытова, ученика Василия Вавилова, который по окончании Красноярского института искусств был приглашён в Красноярский театр музыкальной комедии.
Сыграв Осипа в спектакле "Инкогнито из Петербурга", получив за него "Золотую маску", а от города - квартиру, он продал её и уехал в Питер, в театр музыкальной комедии. И его мысли об оперетте очень интересны:
"Ещё с 1994 года в Красноярске я только и слышу - оперетта умирает, она на закате, нужно что-то новое, более зрелищное... На мой взгляд, всё наоборот - сейчас в оперетте настоящий ренессанс... У нас в Питере публика просто валом валит, залы битком, работаем на постоянных аншлагах. Причём... представители всех возрастных поколений. Очень много молодёжи...
Побывав в Будапеште, я убедился, что и в Европе оперетта тоже пользуется бешеной популярностью. Там вообще творится что-то невообразимое - за билетами очереди!.. Оперетта востребована, и как классический жанр, с какими-то устоявшимися канонами, она будет востребована всегда".
Хочу добавить сюда высказывание Владимира Подгородинского, режиссёра, заслуженного деятеля искусств РФ, худрука Санкт-Петербургского театра "Рок-Опера":
"Оперетта не умрёт никогда. Это творческое спасение для труппы. Она даёт возможность петь, развиваться в плане актёрского мастерства и хореографии, позволяя артистам раскрыться и покорить зрителя своей энергетикой и обаянием. Всё дело в репертуарной политике театра.
Оперетта требует от актёра бесконечного обаяния, потрясающей энергетики - это дар божий! Нет обаяния и энергетики - нет и оперетты. Третья составляющая - музыкальность. С неё и начинается оперетта".
А в заключение я перечислю театры, которые остались верны музыкальной комедии и оперетте, понимая, как людям нужен смех, радость, доброта, а не погоня за богатством, карьерой и успехом, всем тем, что внедряется к нам издалека и чуждо природе человека, особенно в России.
Государственный академический театр "Московская оперетта", созданный в 1927 году. Санкт-Петербургский театр музыкальной комедии, открывшийся в 1929 году. Свердловский государственный академический театр музыкальной комедии, начавшийся в 1933 году. Оренбургский государственный областной театр музыкальной комедии - 1934 год. Ставропольский государственный краевой театр оперетты - 1939 год. Саратовский областной театр оперетты, открывшийся в 1968 году.
Эти театры оказались верны не только жанру, но и стремлению порадовать зрителей красотой голосов, музыки, чувств, костюмов, декораций, тёплой шуткой,- всем тем, что даёт людям желание жить! Таковы и талантливые творцы, которые создают спектакли, где стремление к чистоте и правде выше выгоды и лжи.
Таким творцом был замечательный человек и уникальный балетмейстер Анатолий Дмитриевич Гулеско. 30 ноября исполнилось 115 лет со дня его рождения!
Наталья САВВАТЕЕВА.
Москва.
Фото и документы из архивов Оренбургского театра музыкальной комедии, Иркутского музыкального театра, а также из семейного архива Гулеско.
Гость (премодерация)
Войти