Трагический десант над Днепром

Добавить в закладки

Удалить из закладок

Войдите, чтобы добавить в закладки

09.05.2024 16:05
0

Читать все комментарии

1198

В апреле 1943 года в Московской области началось формирование семи гвардейских воздушно-десантных бригад. Летом им было приданы ещё тринадцать гвардейских бригад.

Бойцом одной из этих бригад стал наш земляк Исмаил Жалялетдинович Абдрахимов, 1922 года рождения, уроженец села Шулдат Боготольского района, призванный в ряды РККА 11 сентября 1941 года Боготольским РВК.

Бойцы-десантники проходили усиленную подготовку по рукопашному и штыковому бою, учились, как правильно убивать врага ножом, снимать часовых, захватывать языков, изучали подрывное дело, знакомились с рацией. Они обучались метанию гранат, меткой стрельбе из личного оружия и из снайперской винтовки, не жалея боеприпасов на стрельбищах и полигонах.

В итоге каждая из этих бригад стала довольно мобильной частью, которая была способна по своей организации и вооружению к широкому манёвру, самостоятельному и продолжительному ведению боевых действий в тылу противника, находясь в отрыве от наших войск.

Но особо надо отметить ту психологическую подготовку, которую получали десантники перед высадкой во вражеский тыл: их готовили так, что любая операция подобного рода большинством из них воспринималась как неизбежное и героическое самопожертвование во имя Родины и общего дела для победы над врагом.

А их общим лозунгом был один: "Десантники в плен не сдаются!". Впоследствии, в условиях боевых действий, это стало для них далеко не пустым звуком...

* * *

К сентябрю 1943 года И. Ж. Абдрахимов служил в составе 5-й гвардейской отдельной воздушно-десантной бригады. Подобная бригада образца 1943 года по штату насчитывала 3 тысячи 550 человек.

24 сентября 1943 года по приказу командующего фронтом Н. Ф. Ватутина для помощи в захвате плацдарма в районе Великого Букрина под Киевом 5-я гвардейская воздушно-десантная бригада вместе с 3-й гвардейской отдельной воздушно-десантной бригадой, вылетев с аэродромов Лебедина, Смородино и Богодухов, начали десантирование с транспортных самолётов Ли-2 и Б-25 "Митчелл" в тылу противника в районе посёлка Дудари, который находится немного южнее Киева.

К тому времени - 22 сентября 1943 года - передовые отряды нашей 40-й армии и 3-й гвардейской танковой армии на подручных средствах уже переправились на западный берег реки Днепр, завязали бои в районах Ржищев, Трактомиров и Зарубенцы и, захватив, удерживали плацдарм, получивший впоследствии название Букринский.

Таким образом, целью этой десантной операции стало: захватить плацдарм в глубине обороны противника, удерживать его в течение 2-3 суток до подхода основных сил и не допустить подхода резервов противника к Букринскому плацдарму с запада, юго-запада и юга.

За период Великой Отечественной войны эта высадка почти трёх тысяч десантников явилась самой крупной воздушно-десантной операцией Красной армии. В ходе десантирования были выброшены 4 575 парашютистов и 690 контейнеров. Почти полностью была высажена 3-я гвардейская воздушно-десантная бригада и примерно половина 5-й гвардейской воздушно-десантной бригады (но без артиллерии и миномётов).

На аэродромах окончательно закончилось топливо, и на земле так и осталось примерно 30 процентов от общей численности всего десанта.

* * *

Высадка нашего десанта происходила в районе, который был переполнен немецкими войсками. Бойцов встретил плотный огонь немецкой зенитной артиллерии.

Советские транспортные самолёты с десантниками, натолкнувшись на мощный заградительный огонь противника, стали хаотично набирать высоту, одновременно осуществляя высадку десанта, но не там, где было запланировано выбросить его первоначально, причём с высоты от одной до двух тысяч метров, что сразу привело к сильному разбросу наших сил. В итоге их всех высадили на большой территории в 30-100 километрах от Ржищева до Черкасс.

Это произошло в результате отсутствия опыта десантирования у пилотов нашей транспортной авиации. В результате потери ориентировки 13 наших самолётов даже не нашли свои районы высадки и вернулись на аэродромы с грузом, а экипаж одного высадил бойцов прямо в реку Днепр, где они все утонули.

А ещё 230 десантников во главе с заместителем командира 5-й воздушно-десантной бригады подполковником М. Б. Ратнером были высажены в нашем собственном тылу на левом берегу Днепра...

Наши парашютисты-десантники, хорошо видимые на фоне ночного неба, оказались под прицельным перекрёстным огнём немецких войск и погибали прямо в воздухе: огненные трассы зажигательных пуль и снарядов фашистов прошивали насквозь купола парашютов, которые были сшиты из капрона и уже забытой хлопчатобумажной ткани "перкаль". Парашюты наших парней моментально вспыхивали и, как горящие факелы, падали вниз... Для них это был прыжок в ад...

Будущий известный кинорежиссёр Григорий Чухрай (в то время командир взвода связи) так вспоминал об этом:

"Нам не повезло: выпрыгивали из самолётов в секторе зенитного огня. До этого мне порядком пришлось хлебнуть военного лиха: был дважды ранен, воевал в Сталинграде. Приходилось падать навстречу сверкающим трассам пуль, сквозь пламя горящих в небе парашютов товарищей, но такого ещё не испытывал... Оказавшись в воздухе, я сначала ничего не понял: внизу пылал огонь. Горели крестьянские хаты. В свете пожаров белые купола парашютов были отчётливо видны на фоне тёмного неба. Немцы открыли по десанту огонь чудовищной силы. Трассирующие пули роем вились вокруг каждого нас. Многие наши товарищи погибали, ещё не долетев до земли".

В итоге десантники, которым удалось приземлиться, оказались предоставленными самим себе, и их начали окружать и уничтожать немецкие части и полицаи. Немцы искали их с собаками и с помощью авиации.

Кроме того, самолёт, в котором находилось командование 3-й гвардейской воздушно-десантной бригады, был сбит ещё на подлёте. Поэтому оставшиеся десантники из-за большого разброса по площади оказались разбиты на малые группы, а чаще оставались одиночки, и, не имея какого-либо единого командования, были предоставлены сами себе, но ожесточённо дрались с врагом.

Так, вечером 25 сентября в лесу восточнее села Грушево вели исключительно упорный бой примерно 150 бойцов из состава 3-й воздушно-десантной бригады. Все они геройски погибли...

* * *

Уже к утру 25 сентября 1943 года нашему командованию стало ясно, что идея воздушного десанта потерпела крах. И командование фронта благоразумно решило отказаться от высадки второго эшелона сил десанта.

Но высадившаяся десантная группировка не была полностью уничтожена. Примерно 1 200 оставшихся в живых, соединившись в крупные отряды, за два месяца действий в тылу немцев нанесли серьёзный урон врагу, начав взаимодействовать с местными партизанами.

В этом районе тогда действовали партизанские отряды "За Родину", "Имени Коцюбинского", "Батя", "Имени Чапаева", "Истребитель", а также 720-й партизанский отряд Главного разведывательного управления Генерального штаба общей численностью более 900 человек.

В итоге, по архивным данным, ими совместно были уничтожены более 3 тысяч немецких солдат и офицеров, пущено под откос 15 вражеских эшелонов, уничтожено 52 танка, 6 самоходно-артиллерийских установок и 227 различных машин и другой техники противника.

Все десантники проявили мужество, массовый героизм и верность воинскому долгу, поэтому высокими правительственными наградами были впоследствии награждены практически все участники операции, а гвардии майору А. А. Блувштейну, старшему лейтенанту С. Г. Петросяну и младшему сержанту И. П. Кондратьеву присвоены звания Героев Советского Союза.

Таким образом, несмотря на большие потери, наши десантники отвлекли на себя значительное количество немецких механизированных соединений, что облегчило впоследствии советским войскам успешно форсировать реку Днепр.

Стоит отметить, как эти действия характеризовались в донесении штаба 8-й немецкой армии от 7 октября 1943 года:

"Охотничья ловкость каждого отдельного бойца была неотъемлемой чертой парашютистов. Поведение их в самых критических положениях было исключительным. Особенно выносливыми и упорными в бою показали себя раненые, которые, несмотря на полученные ранения, продолжали вести бой. Неоднократно раненые взрывали себя гранатами, чтобы избежать плена. Особенную трудность составляло найти места укрытия отрядов. Уже неоднократно установлено, что противник прекрасно маскируется в оврагах... Если нашим разведгруппам удавалось найти такое укрытие, то противник старался избавиться от надоедливых наблюдателей без единого выстрела, криков "ура" и шума. Как только основные силы отряда по тревоге были в сборе, они оказывали упорное, отчаянное сопротивление, используя при этом минимальное количество боеприпасов. Но даже тогда, когда противник не имел боеприпасов, он защищался с диким фанатизмом. Каждый десантник был вооружён кинжалом, который он искусно пускал в ход".

Немецкое командование развернуло против советских десантников крупную противодесантную операцию с использованием авиации, бронетехники, частей так называемой русской освободительной армии, туркестанского легиона, казаков и полицаев, а местному населению обещали вознаграждение в шесть тысяч оккупационных марок или корову за любую информацию о парашютистах.

Подполковник Биндер из немецкой 19-й танковой дивизии позднее вспоминал: "Разбитые на маленькие и очень маленькие группы, они были обречены. Они пытались укрыться в узких оврагах, но очень скоро их отыскивали, убивали или брали в плен. Среди них, безусловно, были меткие стрелки со стальными нервами. Так, рота Гольдмана понесла тяжёлые потери - большинство из них погибли от выстрелов в голову".

Тем не менее немцы уже к вечеру 25 сентября 1943 года докладывали своему командованию, что ими уничтожено 692 десантника, а ещё 209 захвачены в плен...

* * *

По большому счёту, наша Днепровская воздушно-десантная операция окончилась неудачей. В результате погибли и пропали без вести более 2,5 тысячи десантников, другими словами - более половины личного состава всего выброшенного десанта.

После полного освобождения района десантирования в начале 1944 года на его территории работала специальная комиссия штаба ВДВ, которая очень подробно восстановила и обобщила информацию о ходе операции, о потерях и просчётах.

На основе выводов комиссии Верховный Главнокомандующий И. В. Сталин, оценив результат операции, назвал виновных:

"Констатирую, что первый воздушный десант, проведённый Воронежским фронтом 24 сентября 1943 года, провалился, вызвав массовые ненужные жертвы. Произошло это не только по вине командующего авиации дальнего действия генерал-лейтенанта авиации Н. С. Скрипко, но и по вине представителя Ставки ВГК маршала Г. К. Жукова и командующего фронта генерала армии Н. Ф. Ватутина, которые должны были контролировать подготовку и организацию выброски десанта. Выброска массового десанта в ночное время свидетельствует о неграмотности организаторов этого дела, ибо, как показывает опыт, выброска массового ночного десанта даже на своей территории сопряжена с большими опасностями".

28 ноября 1943 года остатки 5-й гвардейской отдельной воздушно-десантной бригады, в которой служил наш земляк гвардии старшина И. Ж. Абдрахимов, по приказу Верховного Главнокомандования были переданы в резерв Ставки и переведены в город Киржач Владимирской области.

После этого до конца войны советская армия больше не предпринимала операций подобного рода для воздушно-десантных войск, окончательно превратив их в элитную пехоту Красной армии: в конце 1944-го основные части ВДВ были преобразованы в 9-ю гвардейскую армию, которая принимала участие в боях на территории Венгрии, Австрии и Чехословакии.

* * *

Уроженец Шулдата И. Ж. Абдрахимов, участник трагического десанта к счастью, остался жив. Получив звание гвардии младшего лейтенанта, в дальнейшем он служил в должности парторга 4-го отдельного батальона 5-й гвардейской воздушно-десантной бригады особого назначения 2-го Украинского фронта и закончил войну в Венгрии.

Впоследствии, в период с 1945 по 1976 год, он служил в воздушно-десантных войсках и был уволен в запас 22 сентября 1976 года в звании полковника.

За ратные подвиги Исмаил Жалялетдинович был награждён орденами Боевого Красного Знамени, Красной Звезды, Отечественной войны II степени, "Знак Почёта" и медалями "За боевые заслуги", "За победу над Германией".

И. Д. Абдрахимов ушёл из жизни 6 мая 2012 года.

Напишите свой комментарий

Гость (премодерация)

Войти

Войдите, чтобы добавить фото

Впишите цифры с картинки:

Войти на сайт, чтобы не вводить цифры