Владимира Высоцкого назвали гражданским историком Отечества
"Владимир Высоцкий как гражданский историк нашего Отечества" - так называется книга доктора исторических наук, профессора Александра Рогачёва, изданная Красноярским государственным аграрным университетом.
Он превзошёл и Ленина, и Сталина
Думаю, никто не станет оспаривать мнение о том, что Владимир Семёнович Высоцкий является одним из ярчайших и почитаемых представителей отечественной культуры ХХ века.
Один только факт. Статья в русскоязычной "Википедии" о нём намного больше по объёму, чем статьи о Владимире Ленине или Иосифе Сталине. К примеру, в статье о Высоцком по состоянию на февраль текущего года 429 библиографических ссылок, в статье о Сталине - 292, а о Ленине - только 256.
По состоянию на 2015 год творчество и жизнь Владимира Высоцкого стало предметом специального исследования 34 кандидатских и одной докторской диссертации, защищённых в России. В основном это диссертации по истории русской литературы и русскому языку, три - по педагогике и одна - по искусствоведению.
География этих исследований довольно широка: десять работ - московских, по две - из Санкт-Петербурга и Екатеринбурга, по одной - из Владивостока, Твери, Самары, Махачкалы, Тюмени, Саранска, Орла, Омска, Новосибирска, Бийска, Коломны, Тамбова, Кемерова, Белгорода, Иванова, Магнитогорска, Нерюнгри, Ставрополя, Череповца, Оренбурга, Нижнего Новгорода.
Книга А. Г. Рогачёва имеет красноярскую прописку. Хотя это и не диссертация, но всё-таки её издание как бы приобщило Красноярск к высоцковедению. Монография эта стала первым исследованием, где творчество Высоцкого анализируется с точки зрения его вклада в отечественную историографию.
Поэт стал гражданским историком
В современной науке понятие "гражданский историк" обычно используется в противовес термину "военный". В том смысле, что военный историк описывает военные действия сторон, а гражданский занимается гражданской историей, пусть даже в период войны.
Однако в исследовании А. Г. Рогачёва прослеживается всё же другое понимание понятия "гражданский историк". По мнению автора, Владимир Высоцкий с первой половины 60-х годов "оказался значимым социальным явлением и выразителем массового общественного сознания в Советском Союзе послесталинского периода".
С началом хрущёвской оттепели, особенно после того, как в феврале 1956 года на XX съезде КПСС встретились "Россия сажавшая" и "Россия сидевшая", правящий режим пытался приспособить официальную идеологию к новым реалиям.
Но целиком уйти от старых догм он просто был не в состоянии. Официальная пропаганда продолжала бубнить о глубочайших преимуществах социализма, и жители Страны Советов не могли не тянуться к любой альтернативной информации.
"Поэт не являлся профессиональным историком, но он давал людям альтернативное историческое видение, иные исторические образы прошлого и настоящего",- пишет А. Г. Рогачёв.
По его словам, Владимир Высоцкий постоянно как бы находился в поэтической машине времени: "Он умело связывал прошлое и настоящее, поэтому его произведения легко погружают слушателя и читателя в историю: нескучно, интересно, навсегда. Актуальное настоящее прочно связывается у него с драматическими и трагическими прошлыми событиями. Так формировалась новая массовая и индивидуальная историческая память".
"...Поэт и певец Владимир Высоцкий как бы вольно и невольно стал гражданским историком нашего Отечества",- делает вывод автор.
Иными словами, для гражданского историка служение Клио - не профессия. Он, если исходить из толкования А. Г. Рогачёва, есть носитель и, по существу, пропагандист исторических знаний, альтернативных или замалчиваемых официальной историографией.
В 1960-1970-х годах в СССР было не очень много возможностей продвижения альтернативных официальной пропаганде исторических знаний. Средства массовой информации и основные коммуникационные ресурсы контролировались властями. При жизни В. С. Высоцкого в СССР не было издано ни одной его книги.
Однако с появлением бытовых магнитофонов у неофициальной гражданской историографии появились возможности для продвижения. "Магнитоиздат" - главный коммуникационный ресурс, выдвинувший В. С. Высоцкого на вершину всесоюзной известности и сделавший его властителем дум и формирователем неофициального исторического знания у людей.
Взгляд на времена и нравы
Первая глава книги посвящена особенностям сталинской модернизации Страны Советов, вторая - политической оттепели времён Н. С. Хрущёва, третья - первым поэтическо-песенным историям в творчестве Владимира Высоцкого, то есть песням преимущественно лагерно-блатного цикла.
Далее следуют главы об особенностях исторического развития СССР в эпоху застоя, о новых подходах Владимира Высоцкого к теме Великой Отечественной войны, об освещении поэтом "исторической двойственности советского общества и его повседневности", об "исторических временах и нравах".
Конечно же, Высоцкий не ставил своей целью именно "писать историю". Он творил как от души, так и под какой-нибудь проект. Это мог быть художественный фильм, театральный спектакль, радиопостановка. Но когда он брался за какую-нибудь песню или стихотворение, то неизбежно сталкивался с проблемой поиска материала для решения этой задачи. Сегодняшний миг, как известно, завтра превращается в историю, и этот материал не может быть не историческим.
Часто им становились личные переживания поэта или рассказы его родственников, друзей, знакомых и близких. В качестве исторических источников он использовал и газеты. К примеру, закончив поэму-песню "Сорок девять" о четырёх советских солдатах, которые до их спасения американскими моряками вынуждены были без руля и без ветрил, а затем и без продуктов питания 49 дней плыть по Тихому океану, Владимир Семёнович признался:
"Таким же образом могут быть написаны поэмы о покорителях Арктики, об экспедиции в Антарктиде, о жилищном строительстве и о борьбе против колониализма. Надо только знать фамилии и иногда читать газеты".
Когда песню пишет актёр...
На содержании песен, с моей точки зрения, очень даже сказывалась основная профессия автора. Ведь что такое лицедействовать? Это притворяться, надевать на себя чужую личину. Актёр в силу своей профессии вынужден вживаться в роль, растворяться в чужом образе, чтобы публика поверила ему.
Писать художественные произведения можно от первого и от третьего лица. Каждый подход имеет свои преимущества. Но Владимир Высоцкий в силу своей профессии не мог по существу писать от третьего лица о событиях и образах, которые хотел изложить в том или ином произведении.
Основную часть своих песен он писал от первого лица, даже - от имени неодушевлённого самолёта ("Я - "Як", истребитель,- мотор мой звенит..."). Или - волка ("Рвусь из сил и из всех сухожилий...").
Именно это - вживание поэта в образ рассказчика как на стадии создания, так и на стадии исполнения произведения - в сочетании с мастерством сочинителя и исполнителя во многом сделало Владимира Высоцкого кумиром многих и многих.
Можно согласиться с выводом А. Г. Рогачёва, что с 1960 года "В. Высоцкий начинает создавать до конца своей жизни... серию своих стихотворных и песенных историй. Они вольно или невольно складываются в настоящий исторический роман, в историю Отечества от Владимира Высоцкого".
К удачным можно отнести находки автора по сопоставлению песен тюремно-лагерного цикла с реальной повседневностью той поры. Надо признать обоснованным его вывод, что "одной из причин проникновения в интеллигентную среду полууголовной мовы и блатной лирики... стала хрущёвская оттепель".
Именно в этот период "на гражданку" "массово возвращались интеллигенты хорошо и долго "посидевшие", вольно или невольно несущие теперь в народ песни под гитару или без от лагерного костра".
Анализируя это явление, А. Г. Рогачёв приходит к выводу, что "сталинская эпоха создала интеллектуального человека нового типа: или уже изрядно хлебнувшего лагерной баланды, или постоянно готового занять свободное место строителя коммунизма за колючей проволокой".
Возможно, это умозаключение является преувеличением. Напрашивается мнение, что Рогачёв, делая его, "снимал кальку" с пропагандистского штампа о том, что за годы советской власти сформировалась новая историческая общность "советский народ". Однако в оригинальности этого суждения отказывать автору не приходится.
Возможно, останется в историографии и другой, не бесспорный, но очень изящный, скажем так, обобщающий вывод: "Из стихов и песен В. Высоцкого... видно, что в советской повседневности принудительный лагерный труд являлся обычной формой строительства социализма и коммунизма".
Интересны и другие наблюдения и умозаключения. В частности, автор приходит к выводу, что "творчество В. С. Высоцкого в 60-70-е гг. показывало, что поздние брежневские реформы только сильнее погружали страну в застой".
В книге также подробно анализируются песни и стихи Высоцкого о Великой Отечественной войне. Профессиональным историкам, да и не только им, будет интересно ознакомиться с произведениями, в которых поэт делает экскурсы в историю.
В монографии эти произведения как бы систематизированы, даётся канва их написания. Они показывают взгляды Владимира Высоцкого на те или иные исторические сюжеты - от каменного века до века, современного поэту.
Высоцкий и история в школе
Не всякий учёный, когда затевает тот или иной проект, уверен в его практической значимости. Наука, бывает, живёт сама по себе, и не всегда ясно, какой выход можно получить из того или иного научного труда.
Если же говорить о книге А. Г. Рогачёва, то она имеет безусловную не только научную, но и практическую значимость.
Во-первых, впервые в нашей историографии создано монографическое исследование о Владимире Высоцком как гражданском историке. Результаты этого труда вполне могут использоваться при подготовке обобщающих трудов по истории России, истории литературы, многих аспектов формирования и развития общественного сознания, мировоззрения людей "эпохи социализма" в СССР.
Книга может пригодиться и драматургам, тем, кто пишет сценарии спектаклей и кинофильмов, тем, кто в силу своей профессии должен "погрузиться" в советскую эпоху, чтобы создать то или иное художественное повествование об этом периоде.
Во-вторых, нельзя не заметить и образовательно-педагогического аспекта использования этой книги. Не секрет, что произведения В. С. Высоцкого вошли в школьные программы по литературе и музыке не только в России, но и в некоторых других странах. Имеются методические разработки по изучению его творческого наследия на уроках литературы в старших классах.
Событием стало и издание в 2005 году методического пособия Б. А. Макаровой "Литература. Высоцкий в школе", в котором имеются обстоятельные рекомендации, при изучении каких тем вполне целесообразно использовать творческое наследие поэта на уроках литературы и при внеклассной работе.
А вот наработок, как можно использовать произведения Высоцкого при изучении истории нашего Отечества в школе, пока нет, во всяком случае, мне они не встречались. Как думается, есть смысл под этим углом зрения проанализировать школьную программу по отечественной истории.
И тогда может появиться очень полезный методический труд, который позволит гармонично вкрапить произведения Владимира Высоцкого непосредственно в уроки истории, сделать их по возможности более интересными и полезными. Но это тема уже новой разработки, возможно, подготовленной совместно со школьными педагогами-историками.
Для того чтобы ознакомиться с новой книгой, совсем не обязательно идти в книжный магазин. Достаточно зайти на страницу библиотеки сайта Красноярского государственного аграрного университета, найти её в электронном каталоге и скачать pdf-версию.
Владимир ПАНТЕЛЕЕВ.
Красноярск.
Подписывайтесь на "КР" в отделениях связи или через онлайн-сервис "Почты России", а также - совершенно бесплатно - на канал "Красноярский рабочий" в "Яндекс.Дзен", читайте и комментируйте статьи вместе с многотысячной аудиторией!
Гость (премодерация)
Войти