Из почты "КР": А Отчизну любить поучитесь у нас!
В преддверие 40-летия Победы советского народа в Великой Отечественной войне, в декабре 1984 года, у нас в Уяре был организован клуб "Подвиг", возглавила его Т. Г Линник.
Встречи с ветеранами, вдовами, матерями не вернувшихся с полей сражений, рождали во мне, входящей в совет этого клуба, потребность в стихотворной форме отразить моменты героизма и высокого патриотизма уходящего поколения защитников Отечества.
И теперь эти стихи читают на уроках мужества в школах, на торжественных проводах очередного призыва в армию, на ежегодных конкурсах, проводимых в Доме культуры.
В последнее время большое впечатление на меня произвели книги педагога Татьяны Ивановны Юркиной "Учитель в солдатской шинели. Бессмертный полк Канского педагогического училища". Вера Смирнова уже писала в номере "Красноярского рабочего" за 20 марта 2020 года о том, что автор подарила их мне. И это, конечно же, тоже не могло не отразиться на моём творчестве.
Самой высокой оценки заслуживает этот титанический труд бывшего преподавателя истории Канского педагогического училища, сумевшей сплотить вокруг этой темы многочисленную поисковую группу "МИГ-41" ("Мы ищем героев 41 года").
"Уходят герои минувших сражений, мы знать их должны имена, чтобы крепкой была у нас связь поколений, чтобы всеми гордилась страна".
Месяц понадобился мне, чтобы прочитать о подвигах и на войне, и в тылу 133 педагогов и учеников Канского педучилища - бойцов, сапёров, связистов, лётчиков, танкистов и, естественно, медицинских сестёр того времени, проживавших от Ленинграда до Сахалина.
К известному выражению "У войны не женское лицо" Татьяна Юркина добавила: "...Но женщины на войне - это те же солдаты, только этим солдатам в два раза тяжелее, быть может, и страшнее. Им бы учиться, детей растить, а на их долю выпала тяжёлая военная работа - Родину защищать".
Как пример - рассказ о судьбе Нины Михайловны Лазицкой, воевавшей в 414-м батальоне линейной связи, награждённой медалью "За боевые заслуги". А как описано в книге тяжёлое детство Маши Плотниковой - Марии Павловны Степанюк, военной сестры, а затем педагога: бомбы, снаряды, пули, кровоточащие раны солдат... Их надо было перевязать, оказать первую помощь, перенести подальше от поля боя. Сколько жизней было спасено ими и сколько погибло самих спасателей!
"Сестричка, милая моя сестричка, ты с того света вернула меня. Позволь мне однажды средь ночи присниться, с этой минуты ты мне как родня".
А что творилось в госпиталях... В Новосибирске, Красноярске, Уяре, Канске...
"Порою бывают слепые причины, охвачена болью и стонет душа, и плакать готовы крутые мужчины, но в белом халате приходит сестра. И многих она от ранений спасала, больному старалась всегда угодить. Недаром любовь пациентов сыскала, и каждый из них ей готов говорить: "Сестричка, милая моя сестричка! Ты нас с того света вернула сама! Позволь нам однажды средь ночи присниться, услышь благодарности нашей слова".
...Орденов и медалей двадцати шести наименований удостоены были 133 педагога Канского педагогического училища - педагога в солдатской шинели. Многих награждали по нескольку раз.
Сколько же сибиряков - разных возрастов и профессий, по призыву и добровольцами - уходили на фронт! Это, уверена, был самый весомый вклад в Победу советского народа в Великой Отечественной войне. Воевал в том числе и мой отец - железнодорожник Я. Г. Кирюхин.
"Сибиряк воевал за Державу, невзирая на возраст и чин, и сегодня гордятся их славой дорогие мои москвичи..."
"В Истринском районе Подмосковья, по Волоколамскому шоссе, где стояли насмерть наши воины, немцев не пустившие к Москве. Памяти их подвиги достойны! Там сооружён Мемориал (сколько в тех местах их захоронено...) молодым, родным сибирякам".
Татьяна Ивановна Юркина, кроме написания книг, сумела организовать установку на территории педагогического училища стелы - скульптуры журавля, устремлённого в небо, выполненной красноярским художником Андреем Мурзиным. Журавль - символ солдат, не вернувшихся с кровавых полей сражений, имеет устойчивую ассоциацию с известной песней в исполнении Марка Бернеса.
А сколько в книгах отзывов, ярких воспоминаний, характеристик педагогов того времени!
"Можно и надо полагать, что связь поколений никогда не прервётся",- делает заключение Татьяна Юркина после трудных, но успешных поисков сведений о мирной жизни и тяжёлых фронтовых дорогах канских педагогов.
Надо всем, читающим её книги, делать выводы: как, из каких корней выросло то, прославившее страну, поколение, и что надо срочно предпринимать, чтобы наверстать упущенное в результате пресловутой перестройки.
В чём заключается новое мышление? Что это такое? Одно дело - свобода слова, свобода печати (которой нет до сих пор), свобода выбора профессии, но это ведь не значит - что хочу, то и ворочу. Люди ведь - не волчья стая в лесу (хотя в любой стае есть вожак).
В обществе существуют правила поведения, законы, которых надо придерживаться и исполнять (и, конечно же, принимать), совесть, долг, обязанность и патриотизм.
Что такое Родину любить?
"Родину любить - это не просто её красотой восхищаться, а что-то отдать ей для полного счастья. Возделывать землю, деревья садить, учится, учить и границы хранить".
Человек - гражданин своей Родины. В нашем обществе должны соседствовать уважение и сочувствие, внимание друг к другу, самоотверженный труд ради процветания городов и деревень, ответственность за каждый свой поступок. Тем более - в социальном государстве.
В процессе воспитания такого человека самым главным является учитель. И каждый, кто выбирает для себя именно эту профессию, должен понимать и представлять, какими выдут из школы будущие мамы и папы, какими станут их дети и внуки, труженики и защитники Отечества.
"А ведь школьный порог не во все времена в счастливую жизнь провожал. Мы свято хранить должны тех имена, кто бесстрашно в бессмертье шагал".
В книгах Татьяны Юркиной много таких примеров, много отзывов об учителях того времени. Так и хочется сказать: оглянись, страна, держи равнение на тех учителей!
"Чтобы шёл человек, не качаясь, по жизни, светлой цели своей достигал, учи его и патриотизму, чтоб Отчизну любил он и защищал. Пусть твой подвиг, на взгляд, не заметен, мы-то знаем, как важен твой труд, и ты должен гордиться, когда твои дети со знанием дела по жизни идут".
"Веселится, ликует свободный народ, вновь земля по весне оживает. Слава всем, кто стремится вперёд и вперёд, но без прошлого жизнь не бывает. Пусть поют люди песни о ратных делах, о преемственной силе солдата, но... не надо военных наград и утрат, пусть за труд будет высшей награда".
Как же должен быть отмечен такой восхитительный, неимоверно целеустремлённый труд бывшего учителя истории, автора этих двух книг "Учитель в солдатской шинели. Бессмертный полк Канского педагогического училища" Татьяны Ивановны Юркиной!
Я не ошиблась со знаком - я восхищаюсь этим самоотверженным трудом, знаю хорошо и о личных тратах автора ради их издания. И мне до боли непродуманными показались слова:
"Искренне благодарю за бесценный труд по сохранению памяти о красноярцах - участниках Великой Отечественной войны. Эта книга памяти, посвящённая судьбам выпускников Канского педагогического училища, станет достойным вкладом в военную летопись нашего края".
И - ни кому, и - ни от кого... Подписана благодарность начальником пресс-службы губернатора Красноярского края. А ещё приведены слова подкуратора проекта "Историческая память" (партия "Единая Россия"): "Благодарим за внимание и проявленное неравнодушие к теме сохранения исторической памяти".
Извините, но исторической эта память будет где-нибудь в следующем веке (да и сомнение закрадывается - будет или нет), а именно сейчас надо вчитываться в каждое слово, где с гордостью, где со слезами пройти, прожить каждый шаг, поступок, беззаветную любовь к Отчизне людей того поколения, как можно скорее (повторюсь) исправить образовавшиеся недочёты перестройки, чтобы не потерять Россию, не оставлять пустующими земли, не допустить, чтобы на них хозяйничали другие народы.
Татьяна Юркина не участница войны, но она прошла всеми дорогами со своими 133 бойцами "Бессмертного полка" училища - и с погибшими, и с теми, кто вернулся домой. Она достойна, чтобы вручить ей медали и в честь 75-летия Победы, и "Защитник Отечества".
Может, мне кто-то скажет по поводу моих рассуждений: "А кто ты такая?" А может, и нет, потому что я уж тогда ответила бы: я гражданка Страны Советов, а сейчас, естественно, и России.
Пятнадцать лет назад я написала стихи для Августы Ивановны Кощеевой - доктора, участницы Великой Отечественной войны, члена клуба "Подвиг" - к её очередному дню рождения. А сейчас, читая книги Татьяны Юрченко "Учитель в солдатский шинели", опять вспоминаю эти строки:
"Ах, эти годы! Но всё это было... Чуткие сны и бессонные ночки... Как же я вас безоглядно любила, утром, проснувшись, ждала вечерочки. С высоты своих лет, их почти 90, понимаю, что нет, всё сложилось не просто. Самой юной поры нашей юности милой смяли годы войны и любимых могилы. Нам тогда повезло, мы остались живыми.
Сколько лет утекло, но мы помним поныне и любимых глаза, и солдатские клятвы бить врагов до конца - ненавистных, проклятых. Каждый день, каждый год, а их было четыре. Но окончен поход, мы живём в светлом мире. Каждый бывший солдат шестьдесят этих лет помнит горечь утрат и салюты побед. Мирной жизни удачи, соловьиные трели... Не могло быть иначе, мы так много успели. Нам завидовать можно, нашей воле, терпенью. Мы ведь дали возможность жить другим поколениям!
Как сегодня вам жить? Наш совет не указ? Но Отчизну любить научитесь у нас".
Повторюсь: да, не просто любить, красотой восхищаться, надо что-то отдать ей для полного счастья.
Тамара ШИКУЛА,
член клуба "Подвиг", член бюро Уярского районного Совета ветеранов.
Уяр.
Об авторе
Тамара Яковлевна ШИКУЛА - бывшая воспитанница Канского детского дома (1943-1953 годы), ветеран труда РФ. Награждена медалью "Защитник Отечества", медалью участника и почётным знаком призёра Всероссийского ежегодного литературного конкурса "Герои Победы".
Подписывайтесь на "КР" через онлайн-сервис "Почты России". Оформляйте - совершенно бесплатно - подписку на канал "Красноярский рабочий" в "Яндекс.Дзен", читайте и комментируйте статьи вместе с многотысячной аудиторией!
Гость (премодерация)
Войти