Вот и успели состариться мы, дети войны...

Добавить в закладки

Удалить из закладок

Войдите, чтобы добавить в закладки

13.05.2020 08:13
0

Читать все комментарии

377

Но - бодримся, стараемся не поддаваться болезням. Хоть и редко, но собираемся вместе и уж обязательно по нашим главным праздникам - 7 ноября и 9 мая!

Вспоминаем своих отцов и дедов, других родственников, участвовавших в тех далёких событиях, а также своё голодное детство в тяжёлые военные годы.

Я и Елена Павловна Ворошилова, в девичестве Михайлова, - школьные подруги. Школа № 40 (ныне - лицей № 11) всё военное и послевоенное время оставалась нашим вторым домом.

Какими бы ни были тяжёлыми условия - морозы и даже пожар - учёба не прерывалась ни на один день. Зимой сидели на уроках в пальто и шалях, чернильницы в мешочках отогревали за пазухой, макали в них ручки с перьями и писали. Если чернильницу из-за пазухи вытащить - она тут же превращалась в ледышку!

Учитель математики Владимир Афанасьевич Сиротинин - шутник и оптимист был большой: прервёт урок, заставит класс делать гимнастику и бегать между партами. И задачи после такой гимнастики решались правильно и быстро!

В школе был холодище, из-за отсутствия угля котельная не работала. Но потом приспособили в каждом классе печку-буржуйку, и учиться стало веселее.

Время от времени мы собирали посылки бойцам на фронт, приносили для этого из дома кто что мог. У нас, например, до войны держали овец, и у бабушки были заготовлены мотки шерсти. Из них она вязала носки и варежки не только нам - шестерым внукам и внучкам, но и обязательно для фронта одну-две пары.

Елена Павловна вспоминает, как они с братом делали вышивки, а то и просто рисунки на кисетах. А ещё - о том, как выступала перед ранеными и пела: "Орлёнок, орлёнок, взлети выше солнца!" или "Я на подвиг тебя провожала..." или "Ночь темна, лишь луна..."

Кто-то читал стихи, и все мы едва сдерживали слёзы от жалости к раненым бойцам. И, выходя в коридор, ревели на разные голоса... Выбегал дежурный врач, успокаивал нас и даже ругал за несдержанность. Но концерты наши нравились и бойцам, и медработникам, и нас просили приходить ещё и ещё!

У нас в Первомайском посёлке был свой дом и огород, и он картошкой, овощами спасал семью в тяжёлые военные годы. Праздник был для детей, когда бабушка в русской печи в чугунке делала парёнки! Ничто не могло сравниться с этим блюдом по вкусноте: репа, свёкла, турнепс. Чугунок опустошали мгновенно!

А вот хлеба - вкусного, сытного - всегда не хватало. В 6 - 7 утра бабушка будила нас по очереди по двое и отправляла занимать очередь в ближайший магазин. Боже упаси отойти в сторону, потерять очередь, растянувшуюся на две улицы! Ни за что не пустят, если вдруг потерял очередь! С плачем вставай снова в хвост!

Лишь к обеду несли полученную по карточкам паечку для всей семьи! С малюсеньким довеском, который мой младший брат Олег всё таки съедал на пути... И тогда от бабушки ему здорово перепадало.

Разделит она всем членам семьи по норме, и можешь хоть враз эту норму съесть, хоть распределить её на весь день... Но всегда либо она сама, либо дедушка отрезали от своей нормы для своих проголодавших внучат...

У нас в семье с тех пор особое отношение к хлебу. Сегодня он хоть и в изобилии, но каждый кусочек оберегается и употребляется с удовольствием и бережливостью.

Мой муж Б. Н. Еремеев во время войны остался круглым сиротой: отец в 1943 году погиб под Ленинградом, мать умерла в 1945-м. Младшего брата Николая прямо с кладбища забрали и усыновили знакомые люди, старший - Юрий - уже с 1944 года жил в семье родственников Ошаровых.

Была надежда, что и последнего - Бориса - кто-то заберёт от могилы матери, от качинской вольницы, вернёт в школу, в которую он не ходил уже второй год. Не забрали, и Кача продолжала его воспитание по своим - качинским - законам.

С января 1946 года Ошаровы - семья старейшего коммуниста Петра Васильевича и родной тётки мамы Бориса Ольги Александровны, в которой уже с 1944 года воспитывался Юрий, взяла к себе и Бориса! И вывели они братьев в люди! Благодарность моего Бориса этим замечательным людям - Петру Васильевичу и Ольге Александровне - безмерна и бесконечна!

На прилагаемом фото вверху - речники Енисейского пароходства Михаил Александрович Камина и Борис Николаевич Еремеев. В пароходстве начинали с одного старта - после окончания Красноярского речного техникума, только Еремеев - в 1952 году, а Камина - в 1956-м! Оба в своё время стояли на капитанских мостиках.

Во время пенсии свела всех нас судьба на поприще активного участия в деятельности Красноярского краевого историко-родословного общества,  появились общие серьёзные интересы. Все четверо - члены "Краеведа".

Когда приближается День Победы, мы соберёмся вместе, вспоминаем своих близких. Я - свою любимую тётечку Фаичку, фельдшера полевого госпиталя Фаину Георгиевну Ермолаеву, погибшую под Ржевом в 1943 году... Елена Павловна рассказывает о своём отце - Павле Сергеевиче Михайлове - инженере-артиллеристе, создававшем легендарную "Катюшу". Борис рассказывает о своём отце, погибшем при обороне Ленинграда в 1943 году...

Михаил Александрович Камина вспоминает, как в пятилетнем возрасте остался старшим в своей семье после гибели отца на фронте. Проживая в посёлке золотодобытчиков в 60-ти километрах от Красноярска, бегал в школу за два километра в любую погоду - в дождь, снег, ветер. И в первый класс пошёл не 1 сентября, а только в ноябре: не было во что одеться по погоде...

Всякие житейские трудности сопровождали наше военное детство! А сегодня у всех у нас семьи: дети, внуки и даже правнуки!

Спасибо всем, кто принёс нашей стране свободу и мир на долгие годы!

Людмила ЕРЕМЕЕВА,

ветеран труда.

Красноярск.

Напишите свой комментарий

Гость (премодерация)

Войти

Войдите, чтобы добавить фото

Впишите цифры с картинки:

Войти на сайт, чтобы не вводить цифры