А в сердце пляшет жёлтый бес

Добавить в закладки

Удалить из закладок

Войдите, чтобы добавить в закладки

19.02.2023 08:46
2

Читать все комментарии

13461

На канале НТВ прошла премьера исторической драмы довольно известного актёра и режиссёра Михаила Вассербаума "Красный Яр", которая впервые, как нас уверяют, полностью снималась в Красноярском крае,- к 200-летию Енисейской губернии.

Впрочем, впервые ли? Вспомним, что киношники уже приезжали в наш край на съёмки таких картин, как "Хозяин тайги" с Владимиром Высоцким и Валерием Золотухиным, "Магистраль" с Кириллом Лавровым, Владимиром Гостюхиным, Владимиром Меньшовым, "Конец императора тайги" с Андреем Ростоцким и Иваном Краско. Но то были полноценные односерийные фильмы для большого экрана, а здесь - большая историческая драма для телевидения.

Поскольку восьмисерийный фильм, в котором, кроме нескольких столичных сериальных звёзд, снимались в основном артисты из театров Красноярска, Минусинска, Мотыгина, Лесосибирска, Шарыпова, создавался по просьбе губернатора Красноярского края Александра Усса именно к знаменательному юбилею нашего региона, то и надежда оставалась, что картина будет показана на федеральном канале, конечно же, в декабре 2022 года.

Увы, подобного не случилось: то ли места удобного в эфире не нашлось, то ли столичные деятели телевидения осознавали, что "Красный Яр" снимался буквально "на коленке" и качество его оставляло желать лучшего... Короче, время соответствующее выбиралось мучительно долго.

Показали же сериал отнюдь не в прайм-тайм, как хотелось бы заказчикам, а в десять вечера, да ещё, как издевательство над здравым смыслом, с получасовым перерывом на новости, чтобы затем "подкрутить" в течение примерно двадцати-тридцати минут "хвостик".

Действие картины разворачивается в двух эпохах: нынешней и 200-летней давности, когда в Енисейской губернии бушевала так называемая "золотая лихорадка". В центре сюжета - золото, людские пороки, а ещё - любовь, куда же без неё? Отношения героев непростые, да и сами они противоречивые.

Но, как говорится, что хотели, то и получили. Сюжет вымученный, с которым можно было и не выезжать в Красноярск, а вполне снять боевик где-нибудь на дачах Подмосковья. Уж сколько нам показывали фильмов про "золотую лихорадку"?

Однако здесь всё-таки была тесная привязка к региону. Нет, не к его истории (а жаль), но именно к красотам Красноярья, которые столичные телевизионщики активно "обкатывали" в течение всей первой серии. Настолько активно, что получился не более не менее - путеводитель по Красноярскому краю.

Начинается всё... с матча регбистов "Красного Яра", на котором почему-то не в губернаторской ложе, а в едином порыве рядом со всеми болельщиками присутствует глава региона Александр Усс. Понятно, почему показан "Красный Яр", а не "Енисей-СТМ": необходима привязка к названию фильма, но она, на мой взгляд, выглядит чересчур натянутой и неинтересной.

Главный герой картины регбист Виктор, которого играет столичная звезда кино и сериалов Макар Запорожский ("Одиннадцать молчаливых мужчин" - Всеволод Бобров, "Мата Хари" - прапорщик Рябов), внезапно уходит из спорта, чтобы помогать француженке с русскими корнями Натали (Софья Шуткина ("Сердце Пармы" - Ротэ, "Одиннадцать молчаливых мужчин" - переводчица Саша) в поисках золота.

Тут тебе и любовный треугольник с участием жены Виктора Лизы (актриса Красноярского драматического театра имени А. С. Пушкина Ася Малеванова), и криминал во главе с отцом Лизы Тамаевым (Сергей Юшкевич), который также не прочь отыскать золото. Однако, как пел Владимир Высоцкий: "Не судьба меня манила, и не золотая жила..."

В первой серии создателей фильма манили исключительно красивые сибирские виды, искусно снятые в разных точках Красноярска и края, пусть даже чересчур, пусть даже с натяжками, которых не допустили бы, снимая, например, пейзажи Москвы.

Впрочем, живущим за пределами нашего региона всё равно, что, как и где снималось, а мы переживём, посмотрев довольно скучный фильм, сценарий которого по энтэвэшным лекалам боевиков написал бывший музыкант рок-группы "Кино", актёр и автор сюжетов для многих многосерийных фильмов Алексей Рыбин. Посмотрели, потыкали пальцами в телеэкран, радостно угадывая, где и что снималось,- и забыли.

Красивы виды вечернего Красноярска с высоты птичьего полёта, когда не виден смог, герои проводят нас по памятным местам города и края: ресторан в Дивногорске, где когда-то была сама Примадонна; вантовый мост; исторический квартал на улице Горького; часовня Параскевы Пятницы, из которой вдруг выходит министр культуры Красноярского края Аркадий Зинов; памятник "Царь-рыба", но без упоминания автора знаменитого произведения (красноярцы знают, а остальным необязательно).

И всё это комментирует, поясняет, обо всём рассказывает эрудированный бывший регбист Виктор, оказывается, окончивший исторический факультет, а ныне готовящийся писать кандидатскую диссертацию. Рассказывает до того дотошно - с цифрами, фактами, пояснениями, что поневоле становится неудобно: за кого же нас держат? Или не нас?

Что можно сказать о столичных знаменитостях, "выписанных" в Красноярск? И роли у них вроде как большие... Но ссыльный француз Эдмонт Марешаль (Константин Крюков) невнятен, неинтересен, пока не начинает... драться. У нашего земляка Эдуарда Флёрова также проходная, ничего не решающая роль губернатора Замятина. Самый интересный в этой компании, пожалуй, Пётр Рыков (инженер Пётр Никитин), поскольку актёр с характерной внешностью роли типичного интеллигента до сих пор не играл. В его активе герои да негодяи...

А вот красноярские актёры, получившие остальные роли, работали, пожалуй, как говорится, не за деньги, а на совесть, да и гонорар, говорят, у них был не слишком большой. Это им доставляло удовольствие. Артист Минусинского театра, а теперь - Красноярского ТЮЗа Денис Зыков, сыгравший в таких знаковых тюзовских спектаклях, как "Собаки-якудза" и "Д'Артаньян" (Атоса сыграл!), невероятно хорош в роли следователя Сверчкова: привлекательная внешность, красивая речь, идеальное вживание в роль. Не случайно на сцену он выходил в роли дворянина Атоса. Жаль, если этот актёр, отрабатывающий большую, сложную роль, что называется, от и до, не будет замечен кинематографом.

Одной из центральных в исторической части стала роль золотодобытчика Никифора Плахова, отменно сыгранная артистом Красноярского драматического театра имени А. С. Пушкина Артёмом Рудым. До сего времени в родном театре Артём Михайлович получал большей частью небольшие роли второго плана. И лишь в прошлом году судьба ему улыбнулась, когда он, во-первых, сыграл в театре большую роль Огрызка в драме "О мышах и людях" и параллельно - солидную, разноплановую роль красноярского олигарха Никифора Плахова в "Красном Яре".

Артём Рудой говорит, что, на первый взгляд, у него нет совершенно ничего общего с Никифором Плаховым, но даже в таком персонаже он нашёл что-то родное. Следить за работой уже немолодого актёра - настоящее удовольствие. Какие переливы эмоций! Какой он разный! Гневный и яростный, когда в остервенении лупит ногами проворовавшегося приказчика. Ехидный, издевающийся, когда общается с учителем-французом (Константин Крюков), которого откровенно презирает. Искренне, по-отцовски, любящий и свою дочь Наташу (Дарья Кукарских) и как мужчина - молодую раскольницу Марфу (студентка Красноярского института искусств имени Д. А. Хворостовского Мария Бахарева).

В роли Никифора Плахова угадывается и купец-самодур из пьес А. Н. Островского, и сходящий с ума от блеска золота Прохор Громов из "Угрюм-реки" Вячеслава Шишкова. Артём Рудой играет трагедию человека, сгубленного жадностью наживы.

- У него трепетное сердце,- говорит Артём Михайлович.- Смею надеяться, что этим мы с ним близки. Он очень любит свою дочь. Это огромный подарок для актёра, когда роль сложная, когда в ней столько всего намешано. И она очень эмоциональная, и в этом смысле мы удивительно близки с Никифором Петровичем.

Стоит добавить, что Артём Рудой оказался едва ли не единственным актёром, которому пришлось оседлать лошадь, на которой он смотрелся очень даже неплохо.

- Самым забавным был мой эпизод, когда я снимался верхом на лошади,- рассказывает актёр.- У меня был замечательный партнёр по кличке Витя. Полная кличка - Винтаж. Он абсолютно меня не слушался. Ему было безразлично, что я от него хотел. Я пытался как-то сдвинуть его с места. У него было время обеда, и он щипал травку. Я впервые сидел на лошади, впервые стрелял из ружья, многое было впервые на этой съёмке.

Но ведь это далеко не все красноярцы, отметившиеся в больших ролях и поднявшие этот сериал из энтэвэшных глубин. Запоминается ведущий актёр Красноярского драматического театра имени А. С. Пушкина, заслуженный артист России Владимир Пузанов, который в родном театре большей частью специализируется в амплуа комика. Здесь же, в "Красном Яре", ему доверена трагическая роль золотоискателя Коряги, бегающего от бандитов и полиции с найденным золотым слитком.

Актёр Красноярского театра кукол Николай Редькин вряд ли когда-то надеялся, что ему, любимцу детворы, будет доверена роль беглого каторжника, остервенелого убийцы Прохора Мешкова. Это скольких же людей зарезал его злобный персонаж? Настолько много, что, думаю, коллеги из кукольного будут от него первое время в ужасе шарахаться. Конечно, шутка...

Красноярцы работали единым сплочённым коллективом: актёры драмы Алексей Попов (кабатчик, сводник, убийца Потап), Максим Сарпов (острохарактерная роль негодяя Саши Борисова), Никита Косачёв (Родион Неверов), Станислав Линецкий (Роман Шилов), актёры ТЮЗа Дарья Мамичева (гулящая женщина Савельева), Геннадий Стариков (старец Игнатий), Максим Бутивченко (Агапов), Светлана Шикунова (Галина), Виктор Сагалаков из Хакасии (китаец Вэй Си), Елена Золотарёва из Лесосибирска (Агафья), Илья Бураков из Минусинска (Василий Суриков), Олег Корныльев (Ангел) и Даниил Комаров (Лопатин) из театра кукол.

Познакомить зрителей всей России с богатой историей нашего края, думается, это лишь одна из задач фильма. Другая - привлечь сюда, в Сибирь, большое кино. Для этого по поручению губернатора был принят закон о господдержке кинематографии в регионе. А вот не получился ли "Красный Яр" комом, как тот первый блин, пусть судят зрители.

Между тем...

Неделю назад состоялась встреча губернатора Александра Усса с красноярскими актёрами, принимавшими участие в съёмках исторической многосерийной драмы "Красный Яр". Глава региона поблагодарил их за проделанную работу, назвав съёмки киноленты знаковым событием.

- Это своего рода символ возрождения на енисейских берегах большого кино. Красноярская земля - кладезь и актёрских, и режиссёрских, и музыкальных талантов. Спасибо, что вы своей работой подтвердили эту истину.

Губернатор вручил автору музыки к историческому сериалу генеральному директору "Енисей кино" Ирине Беловой почётный знак Красноярского края "200 лет образования Енисейской губернии". Композитор разработала 18 музыкальных тем для фильма.

Исполнитель одной из главных ролей - золотопромышленника Никифора Плахова, актёр Красноярского драматического театра имени А. С. Пушкина Артём Рудой удостоен почётной грамоты губернатора. Актёрам театра юного зрителя Денису Зыкову, Дарье Мамичевой и Геннадию Старикову, театра кукол Николаю Редькину и драматического театра имени А. С. Пушкина Анастасии Малевановой, Алексею Попову и Владимиру Пузанову, а также профессиональному артисту и ведущему краевого телеканала "Енисей" Максиму Сарпову объявлена благодарность главы края.

В пресс-службе губернатора напомнили, что съёмочная группа работала в 2022 году в Шушенском, Минусинске, Дивногорске, Краснотуранске и Красноярске.

Проект реализован при поддержке губернатора, компании "Полюс", министерства культуры региона, управлений МЧС и МВД по краю, дирекции по особо охраняемым природным территориям, национального парка "Красноярские Столбы", Сибирского института креативных индустрий, "Енисей кино".

Согласно рейтингам, историческая драма "Красный Яр" по сравнению с другими телесериалами, транслируемыми в тот же период в России, заняла высокие позиции по просмотрам, уверяют в пресс-службе.

Комментарии (2)

Когда я гляжу на фотографии предков, стоявших у начало "золотой лихорадки" в Енисейской губернии,  то вижу и одежду не ту, что на актёрах, и лица. Начало посмотрел, с сожалением выключили. И выше фото на Столбах - а как по скале на кожаной подошве-то лезть? Про галоши забыли, кушак, жилетку. Не удался фильм. Да и в цилиндрах  ни одного предка не видел фото. Вот некоторые из снимков тех лет - 

Пожаловаться

Войдите, чтобы пожаловаться

И пистолет на фото неправильный/ Иван Васильевич всегда револьвер носил и с порохом бездымным. А тут времён Онегина "пушка".

Пожаловаться

Войдите, чтобы пожаловаться

Напишите свой комментарий

Гость (премодерация)

Войти

Войдите, чтобы добавить фото

Впишите цифры с картинки:

Войти на сайт, чтобы не вводить цифры