"Мысль не должна поспевать за рукой художника"

Добавить в закладки

Удалить из закладок

Войдите, чтобы добавить в закладки

28.09.2018 17:15
0

Читать все комментарии

1752

Творчество художника Виктора Асадчикова известно далеко за пределами нашей страны. Его живописные и графические работы хранятся в музеях и частных коллекциях в России и за рубежом. Сейчас он преподаёт живопись в Красноярском художественном училище.

- Виктор Алексеевич, и художественную школу, и училище вы окончили в Красноярске, а как оказались в Норильске?

- По распределению: сразу после защиты диплома вместе с женой Раисой - тоже выпускницей училища - уехали в Норильск. Я 40 лет отработал в этом городе, 17 из них - завучем в художественной школе, затем был назначен директором Талнахской школы искусств. Но когда мне исполнилось 60 лет, вернулся в Красноярск. Это было в 2012 году.

- Но, вернувшись, педагогическую деятельность всё равно не оставили...

- Да, почти сразу устроился работать преподавателем рисунка, живописи и композиции в детскую художественную школу № 1 имени В. И. Сурикова, где сам когда-то учился. А с сентября 2018 года стал преподавать живопись в Красноярском художественном училище.

- Ваш педагогический стаж более 40 лет. Откуда в вас столько энергии?

- Я педагог от души и полон сил. Зачем свои знания я буду просто носить с собой? Мне интереснее их передавать. Многие мои выпускницы учатся в училище, и я очень рад, что причастен к этому. Более 80 моих учеников поступили в средние специальные и высшие учебные заведения искусств, шесть бывших воспитанников работают преподавателями в учебных заведениях Норильска.

- Как вы решили стать художником?

- Мы с родителями жили в глухой красноярской деревне. Иногда по радио я слышал слово "художник", и мне всегда казалось, что это очень почётная профессия. В школе, где я учился, изо преподавал бывший фронтовик, у него была повреждена рука, но это не мешало ему рисовать. Можно сказать, что именно он приобщил меня к искусству, увлёк процессом рисования.

Этот процесс раньше усложнялся тем, что акварельные краски можно было только выписать из Ленинграда наложенным платежом. И вот однажды я получил их на почте, иду по улице, ещё не дошёл до дома, вспомнил, как мне говорили, что в них добавляют мёд, я распечатал коробку и попробовал языком - точно, сладкие!

Потом родители переехали в Красноярск, здесь я поступил в художественную школу № 1, где моим первым преподавателем был Степан Фёдорович Туров.

Я педагог от души и полон сил. Зачем свои знания я буду просто носить с собой? Мне интереснее их передавать. Многие мои выпускницы учатся в училище, и я очень рад, что причастен к этому.

- А какие преподаватели из училища вам запомнились?

- Мы поступили в училище, когда оно ещё находилось возле Речного вокзала. Директором тогда был Илья Аронович Фирер. Именно он зародил методическое объединение и взял первого методиста - Нелли Леонидовну Демидову. А Анатолий Фёдорович Грачев был тогда завучем.

Тогда же приняли нового педагога - Романа Романовича Сорокина. Он все четыре года вёл у нас рисунок, а вот преподаватели живописи в группе постоянно менялись: у нас вели и Антон Аркадьевич Довнар, и Ванда Петровна Бойко, и Владимир Ильич Ежов, и Илья Аронович Фирер, и другие педагоги. И в итоге так получилось, что кого из нашей группы ни возьми, все стали больше графиками, нежели живописцами.

Когда у нас вёл занятия Роман Романович, в мастерской всегда стояла мёртвая тишина, и однажды за окном зажужжала муха, она всё зудела и зудела. "Да когда ж вы её убьёте?!" - закричал Роман Романович. Очень уж он любил тишину. Пришлось Женьке Барсукову залезать с газетой на подоконник.

У Сорокина разборы просмотров всегда были очень подробные. Он говорил тихо, объяснял немногословно, но образно: "Не можешь написать глаз - посмотри на апельсин, сними с него шкурку - и увидишь, как он устроен".

С учениками он работал так: если что-то было сделано плохо, подходил и клал руку на плечо студенту, если не положил руку - значит, всё нормально. И я, помня его наставления, всегда говорю своим ученикам: "Не зазорно сделать как кто-то: всё равно невозможно повторить точь-в-точь, ты сделаешь или лучше, или хуже. Но при этом ты всегда учишься".

Я до сих пор заезжаю к Роману Романовичу в гости, потому что очень благодарен ему за науку.

У меня много осталось воспоминаний о годах, проведённых в училище. Например, как мы с Владимиром Ильичом Ежовым ездили на пленэр в Хакасию. Жили в какой-то юрте в стойбище, ходили на рудники, ездили на Ивановские озёра - уникальное место, где мы "ходили" по облакам и писали ярко-оранжевые жарки.

Вообще мы много работали, иногда бывало, что и заночуешь в драпировках. Недавно на этюдах видел, как студент работает в перчатках, ну это, конечно, не художник.

- О комфорте заботится...

- Да... Но вот вам пример "комфорта". В годы моей учёбы преподавателем педагогики и психологии была Мария Георгиевна Богданова, необыкновенная женщина - очень много организовывала полезных мероприятий для нас, студентов.

Она была коренной москвичкой. Возила нас по собственной инициативе, например, на практику в столицу, и вот нас человек двадцать поместилось в её однокомнатной квартирке: кто на полу, кто на столе спал. Никого не заботил тогда комфорт, важно было увидеть произведения искусства, походить по музеям. А попробуйте сейчас так на практику поехать.

Ещё Мария Георгиевна основала в училище КИВ - клуб интересных встреч. Приглашала очень интересных гостей, например, первым был Михаил Годенко, руководитель ансамбля танца Сибири.

- Интересная, насыщенная жизнь у вас была. Столько воспоминаний! А расскажите, пожалуйста, про ваше творчество. Как и ваши воспоминания, оно очень эмоционально.

- На моё творчество, безусловно, повлияли многочисленные поездки и творческие экспедиции. Я объездил весь Север, побывал во многих городах России, посетил другие страны. И писал, писал работы.

- Когда состоялась ваша первая персональная выставка?

- В 1997 году в Норильской художественной галерее. И одна из последних - тоже в этом городе. Год назад, когда мне исполнилось 65 лет, звонят мне и спрашивают: "Не хотите прилететь в Норильск? Здесь открывается ваша персональная выставка". - "Как?! - спрашиваю. - Откуда?!" Оказалось, что за 40 лет моего профессионального пребывания там накопилось столько работ, что их хватило на выставочный зал.

Приезжаю, около 60 работ выставлено, я даже прослезился, потому что встреча с картинами, которым лет по 20, это как встреча со старыми друзьями. Вот такой незабываемый подарок на юбилей мне приготовили коллеги.

- Вы работаете в очень необычной живописной технике - гохуа. Ваши работы легки и воздушны, они как будто растворены в воздухе. Чем вас привлекло это искусство?

- Я по характеру человек эмоциональный, и акварельная живопись, которой я занимаюсь, также очень эмоциональна. Например, если меня от работы отвлёк телефон, вернуться к картине я вряд ли смогу - настроение будет уже не то, мгновение будет утеряно безвозвратно.

- Это искусство как раз соотносится с понятием созерцания в китайской философии, ведь так?

- Да, в китайской живописи важны созерцательность и иррациональность. Живопись гохуа основывается на китайской философии. Это древнее искусство, секреты которого постигают много лет.

Гохуа для меня - это "танцующая кисть". Передавать с помощью кисти окружающий мир нужно быстро, почти мгновенно: мысль не должна поспевать за рукой. Нельзя остановить в воздухе кисть с тушью, последняя непременно будет капать.

Вот она - философия важности момента, его мимолётности. Кроме кисти и туши очень важна бумага, поскольку от её качества зависит передача настроения, образа.

Китайцы-художники часто занимаются ушу, выполняя упражнения на каменных плитах. Рядом с собой ставят ведро с водой, берут кисть размером с метлу, медленно макают в воду, после чего делают на асфальте мазок-другой. Идёт мимо прохожий и читает пожелание. Через минуту надпись высохла - художник снова рисует.

Для нас, конечно, это странный процесс, а на Востоке это нормально - человек одновременно несколько дел делает: и гимнастику, и рассказывает о философии, и пишет пожелание, и приносит радость прохожим, и совершенствуется.

- Как и ваши картины, которые также несут в себе философию и дарят зрителям различные эмоции... Спасибо, Виктор Алексеевич, за интересную беседу! Желаем вам непрерывного вдохновения и новых работ!

Александра НОВИКОВА.

Красноярск.

Справка "КР"

Виктор Алексеевич АСАДЧИКОВ родился в 1952 году. После обучения в художественной школе № 1 в 1970 году поступил в Красноярское художественное училище имени В. И. Сурикова на живописно-педагогическое отделение. В 1986 году продолжил обучение на художественно-графическом факультете Омского государственного пединститута. Его педагогическая деятельность началась в 1974 году в Норильской детской художественной школе. С 1991 года и в течение двенадцати лет был директором Талнахской ДХШ. С 1976 года - постоянный участник городских, краевых, республиканских, международных выставок. С 2003 года - член Союза художников России. На протяжении нескольких лет Виктор Алексеевич завоёвывал первые премии в городских конкурсах художественных работ имени Андрея Поздеева в номинации "Графика".

Напишите свой комментарий

Гость (премодерация)

Войти

Войдите, чтобы добавить фото

Впишите цифры с картинки:

Войти на сайт, чтобы не вводить цифры