Александр АЛЕКСАНДРОВ: "В театре учимся всю жизнь"
Солист Красноярского музыкального театра, заслуженный артист РСФСР Александр Александров отпраздновал своё 75-летие и 50-летие творческой деятельности спектаклем "Белая акация".
Накануне юбилея мы повстречались с замечательным актёром, чтобы поговорить о его жизненном и творческом пути, а заодно побывали на выставке его фоторабот, открытой в фойе театра.
- Жанр оперетты, Александр Викторович, которой вы служите,- лёгкий, стремительный, предполагающий не только пение, но и танцы. Как же вам в таком возрасте удаётся сохранить молодой задор и возможность активно существовать на сцене?
- Театр задаёт нам, артистам, темп. Здесь некогда болеть или стареть. И тем более музыкальный театр, где надо не только петь, но и танцевать, легко двигаться по сцене, предопределил мою судьбу.
- В драматическом театре или кукольном роли на ваш возраст найти можно, а вот как быть в оперетте? Над чем работаете сейчас?
- У нас тоже можно найти, но, к сожалению, труднее. Хочется ещё что-то сделать. Роль в "Белой акации", спектакле, который идёт, впрочем, довольно давно, соответствующая. Хотя мой герой по пьесе помоложе будет, но справляюсь. (Смеётся.) Из новых ролей - сказка "Приключения Буратино", где я сейчас репетирую Кота Базилио в партнёрстве с Лисой Алисой - Светланой Колеватовой. Здесь тоже нужен задор и темперамент.
- В репертуаре остались сказки, где вы активно играете разнообразных королей, царей, бабок-ёжек... Такие роли доставляют удовольствие?
- Бабки-ёжки подстёгивают нас. Это драматическая роль. Здесь можно показать всю полноту чувств - от иронии до грусти. Чем Баба-яга может быть ущербной? Её и Милляр всю жизнь играл.
- Как говорится, маленьких ролей не бывает. Ведь как запомнилась нам роль пьяного немца в "Судьбе человека" или одинокого француза в "Войне и мире". Актёр, который из маленького эпизода мог сделать запоминающуюся роль.
- В том-то и ценность актёрской личности. Так же, как Борис Новиков, актёр эпизодов, настолько блистательно сыграл на сцене Театра имени Моссовета Василия Тёркина, что его выдвинули на Ленинскую премию...
- Говорят, доходило до того, что недоброжелатели Борису Кузьмичу сыпали перед спектаклем в сапоги осколки стекла, выживая со сцены. Затем на смену ему на роль Василия Тёркина пришёл Александр Леньков - это уже был иной герой.
- А что можно противопоставить таланту? Только стекло в сапоги или пуанты... Ленькова, кстати, я видел как-то на творческой встрече. Это, скажу вам, актёрище...
Мы работали на гастролях в Театре имени Моссовета, а в этом же здании был малый зал на 150 мест, где проходила встреча с Александром Леньковым. Почему-то большой зал на наш спектакль был полон, а на него никто не пришёл - сидели человека четыре. Я, к счастью, был свободен в это время и зашёл посмотреть. И он работал для четверых зрителей. Да как работал! Выкладывался, будто в зале был аншлаг. Это феноменальная способность артиста полностью отдаваться сцене. Вот что значит актёр с большой буквы.
- А вы, когда работаете, на заполняемость зала ориентируетесь?
- Зрителей не вижу. Четвёртая стена во время спектакля для меня существует однозначно. На поклонах где-то возможно остановиться, всмотреться в зал, когда уходит отрешённость. И неважно, сколько там зрителей. Незачем себя заранее настраивать тем, что на твой спектакль пришло мало желающих, и задаваться вопросом - как сегодня надо работать и какие эмоции включать? Для меня каждый зритель важен. Но, конечно, стеночку ставить учишься с опытом, да и в училище нам об этом говорили.
- Для вас важно, на сколько процентов выкладываться, когда вы играете ту же Бабу-ягу или Старика в "Ретро"? Думаю, есть актёры, которые, читая монолог Гамлета, могут в это время мечтать о чём-то отвлечённом...
- Для меня нет разницы, кого играю. К каждой роли отношусь с полным погружением. Зритель пришёл, и ему неважно, маленькую я играю роль или большую. Он хочет увидеть и услышать то, что донесёт до него артист. А если я в это время будут думать о своём, то ничего хорошего не выйдет. Это уже не творчество, а ремесло.
- Вы родом из Запорожья, учились в Киеве. Как же оказались в Красноярске?
- После учёбы в Киеве был распределён в Дрогобычский театр во Львовской области, но к моему счастью или нет, приехал на распределение директор из Железногорска (тогда Красноярск-26) и начал расспрашивать у киевских корифеев оперетты, кого бы из выпускников они посоветовали. Те указали на меня.
Наш художественный руководитель курса, заслуженный артист Украины Александр Сергеевич Барсегян оставлял меня в Киевском ТЮЗе, который тогда возглавлял. У нас он делал дипломный спектакль "Поцелуй Чаниты". Оставлять-то оставлял, но получалась в итоге койка в общежитии, 60 рублей оклад и... трудись во славу искусства.
Красноярский же директор предложил 120 оклад плюс 56 процентов сибирских, закрытый город, жильё. И старшие товарищи сказали: "Саша, поезжай, три-четыре годика там поработаешь, наберёшься опыта, наработаешь репертуар, а потом вернёшься..."
Судьба распорядилась иначе. Любовь, семья, дети, заботы... И только в возрасте немного поменял дислокацию: поработал пять лет в Барнауле, затем вернулся уже в Красноярск.
- Поскольку учились в Киеве, не доводилось встречаться с такими легендами оперетты, как, скажем, Михаил Водяной?
- В Киеве между курсами на каникулах работал вожатым в пионерском лагере. И к нам на творческую встречу приехал Михаил Водяной. Это была наша с ним единственная встреча. А так видел я его в Одессе в театре, естественно, на экране. Потом играл его сценические роли, например, Попандопуло в "Свадьбе в Малиновке".
- Помню, Семён Леонидович Штивельман рассказывал о своих встречах с ним...
- Кстати, Семён Леонидович меня в этот театр и сагитировал.
- В 1969 году, когда вы вышли на сцену, в театре краевого центра работала легендарная труппа - Сергей Орландо, Василий Эмирзиади... Доводилось общаться с ними?
- Общаться, к сожалению, не приходилось - я тогда был совсем молодой. В Красноярске-26, впрочем, были свои корифеи - Геннадий Степанович Бугреев, Виктор Иванович Волков, у которых я тоже учился.
В театре учимся всю жизнь. Даже сейчас... Развивать какие-то элементы творчества. Ты ведь не только на сцене находишься, но и в жизни. Смотришь фильмы, бываешь в других театрах. Что-то тебя удивляет. Хочется что-то привнести и в свою творческую биографию. Как говорят: хороший актёр тот, у кого не один штамп, а много.
Интересно, когда ты в каждой роли ищешь что-то своё, и это прежде всего идёт изнутри, от сердца. Думаешь - что за роль? Кого ты играешь? Очень люблю грим, хотя смотрю - многие актёры из одного фильма в другой переходят без него.
Наблюдаешь, как люди ведут себя в жизни. Еду в автобусе. Сидит мужик с огромным красным, бугристым носом. "Боже,- думаю,- если бы я театре налепил себе такой нос и вышел на сцену, мне бы сказали, что такого в жизни не бывает! Клоун, что ли?" Но вот же передо мной живой человек! Ищу характерную походку, какие-то интонационные моменты.
- Не тянет на Родину?
- Ещё как тянет. Это естественно. Как вспомню: Запорожье, Днепр, остров Хортица, где бегал мальчишкой, плавал, ловил раков... Собирали цветы. Абрикосы вдоль дороги стоят. Осенью ели живые фрукты.
Там осталась частичка души. Двоюродный брат там живёт, с которым общаемся и по скайпу, и по телефону. Помню его совсем молодым, а сегодня совсем старичок сидит. Всё приглашает приехать. Хотелось бы съездить, но никак не удаётся.
- Вы считали, сколько ролей сыграли за полвека на сцене? Или сбились?
- Как-то считал, считал, записывал в книжечку, а потом, когда больше двухсот пятидесяти набралось, бросил... Если говорить о моих ролях, то по моим физическим и прочим данным я, конечно, не герой, а характерный актёр. Герой ведь он и есть герой - красивый, молодой, счастливый, влюблённый. А в моих ролях есть в чём покопаться, найти интересный ход.
Например, в спектакле "Бабий бунт" играл деда Захара - этакого шолоховского деда Щукаря, в "Принцессе цирка" - барона де Кревельяка, в "Весёлой вдове" барона Зета... И каждый образ нужно сделать особенным, привнести в него такие черты, на которые обратит внимание зритель.
- Некоторые актёры уходят в антрепризу, готовят собственные авторские программы, концерты. Вы не думали над этим?
- Нет. Видно, немножко подустал. Стараюсь больше отдыхать на природе, ходить, путешествовать. И фотографировать. Создаю картины на бересте. Пишу маслом. В основном делаю копии картин известных художников, которые мне нравятся по сюжету и настроению.
Специально не учился, но с детства была тяга к рисованию. Пытался поступать в художественное училище, но не получилось. Мама говорила, чтобы шёл в строительный техникум, там нужно уметь чертить. Поступил. Отучился четыре года. Мои курсовые работы педагоги в качестве примеров для подражания на младшие курсы выставляли.
И в это же время участвовал в самодеятельности. На четвёртом курсе понял: строительство - не моё. В армии выступал в самодеятельности. Перепел все песни невероятно популярного тогда Муслима Магомаева. Вернувшись из армии, увидел объявление о наборе на курс в театральную студию. Поехал...
И вот уже внуки учатся, работают. Правнуку - пять лет. Словом, жизнь продолжается...
Сергей ПАВЛЕНКО.
Фото из личного архива А. В. АЛЕКСАНДРОВА и архива Красноярского музыкального театра.
Наша справка
Александр Викторович АЛЕКСАНДРОВ. Заслуженный артист РСФСР. Солист Красноярского музыкального театра. С 1969 по 1992 год работал в театре оперетты Железногорска, где исполнил роли князя Понтиашвили ("Ханума"), деда Захара ("Бабий бунт"), Якоса Лукаса ("Последний чардаш"). С 2000 года - в труппе Красноярского театра музыкальной комедии, где исполняет комедийные и острохарактерные роли: дворецкий ("Летучая мышь"), Рафаэль ("Страсти святого Микаэля"), Старик ("Ретро"), Журден ("Ах, высший свет!").
Отмечен дипломом победителя смотра-конкурса "Итоги сезона" за роль Старика ("Ретро") в номинации "Лучшая мужская роль в музыкальном театре", дипломом краевого фестиваля "Театральная столица края" за роль Потапа Лоскуткова ("Руководство для желающих жениться") в номинации "Лучшая мужская роль в музыкальном спектакле", благодарностью губернатора Красноярского края, юбилейной почётной грамотой главы города Красноярска, почётной грамотой министерства культуры РСФСР и Центрального комитета профсоюза работников культуры.
Читайте и комментируйте интервью на "Яндекс Дзен". Полписывайтесь на наш канал "Красраб".
Гость (премодерация)
Войти