Угроза велика и быстро нарастает...

Добавить в закладки

Удалить из закладок

Войдите, чтобы добавить в закладки

3

Читать все комментарии

1156

В августе 1991 года в газете "Экология Красноярья" я опубликовал статью "О сокровенном...". Предлагаю читателям выдержки из неё.

Наступление по всем фронтам

...Нет у меня желания под набирающий силу перезвон петь отходную "70-м годам трагических заблуждений". Ибо не так уж сложно клеймить прошлое, сложнее ответить на вопросы, которые никак не состыковываются с доводами теперешних разоблачителей.

Ну, например, почему английский драматург, язвительный и независимый Бернард Шоу стал горячим сторонником социализма? Великий путешественник, он бывал и в России, и на приёме у Сталина, но ни он, ни его супруга леди Астор вовсе не пели дифирамбы грозному правителю. Наоборот, беседа началась с их яростной атаки по поводу его культа личности.

Тем не менее дома, в Англии, они отстаивали право на своё видение России. В 1931 году Шоу произнёс свою знаменитую речь о Ленине:

"Если эксперимент, который предпринял Ленин,- сказал он,- если этот эксперимент в области общественного устройства не удастся, тогда цивилизация потерпит крах, как потерпели крах многие цивилизации, предшествовавшие нашей".

А что заставило американскую газету "Филадельфия рекорд" в том же 1931 году опубликовать следующее:

"Пятилетний план Советской России - знакомая фраза, повторяемая в бесчисленных газетных статьях, заголовках, передовицах, речах, научных трудах, брошюрах, книгах... Без конца обсуждаемая государственными деятелями, экономистами, политиками, промышленниками, финансистами, философами - часть современного языка всех цивилизованных наций...

Советская Россия имеет безграничные материальные ресурсы. Она имеет твёрдое правительство и, сверх того, ясный и понятный план. Соединённые Штаты также имеют колоссальные ресурсы, но где их государственное руководство, политическое или промышленное, способное сформулировать и сделать действительным план, при котором капиталистическая система могла бы объединиться и сохранить своё существование?"

В дни, когда публиковались эти строки, мир капитала пребывал в жестоком кризисе, выйти из которого сумел после того, как многое перенял у Советской России. Многое, от которого мы стремимся теперь столь спешно избавиться!

Головокружительные темпы индустриализации были также и подготовкой к близкой войне.

По сути дела, война для СССР началась не в 1941-м, а в 1931-м, когда Сталин сказал: "Мы отстали от передовых стран на 50-100 лет. Мы должны пробежать это расстояние за 10 лет. Либо мы сделаем это, либо нас сомнут".

Только на Урале с 1930 по 1940 год были построены и введены в эксплуатацию около 200 промышленных комбинатов всех видов. И этот "геркулесов подвиг", как писали американские газеты, стал залогом грядущих побед Страны Советов.

Но вот какая прослеживается закономерность: то, что необходимо тогда, когда страна становится единым военным лагерем, немедленно превращается в губительные путы в мирное время. Имеется в виду сверхцентрализм, управление экономикой из одного Центра.

Это хорошо поняли наши ведущие экономисты 20-х годов. Возрождённые после Гражданской войны совнархозы сыграли большую роль в быстром восстановлении порушенного хозяйства.

Ведь что такое - Совет народного хозяйства? Это территориальная форма управления промышленностью и строительством региона, в которой заглавную скрипку играют не чиновники, а директора крупных предприятий. И выработка решений, кооперация сил происходит на их уровне, без излишних согласований с бюрократическими звеньями в Москве.

Не случайно экономика страны как бы обрела второе дыхание в период послевоенных совнархозов (1957-1965 годы).

Мне никогда не забыть солнечный день 12 апреля 1961 года, когда не только мой студенческий Томск, но и вся планета ликовала, приветствуя первый полёт человека в космос. И он был совершён в нашей стране! Но ведь космические победы были не единственным подтверждением успешного развития державы, которая превратилась в сплошную строительную площадку.

Особенно отчётливо это было видно на примере Красноярского края, где стремительно росли гигантские заводы. Наконец, в краевом центре появился уникальный в мировом масштабе лесохимический комплекс, в котором щепа и опилки превращались в бумагу и картон, шины и шёлковые ткани, каучук и лекарства...

И если в 1950 году Советский Союз выпускал менее 30 процентов промышленной продукции США, то в 1961-м - уже более половины.

"Россия переживает чрезвычайно быстрый экономический рост,- били в набат в 1964 году американские экономические эксперты.- Советская экономическая угроза велика и быстро нарастает..."

Бывший замминистра внешней торговли СССР Н. Смеляков в своё время возглавлял крупный завод, затем - один из лучших в стране Горьковский совнархоз. Всё свершённое в нём Смеляков описал в книге "С чего начинается Родина?".

Об этой книге мне сообщил знакомый инженер из Москвы. Ещё он добавил, что почитать её ему давали "из-под полы", как некогда запрещённую литературу. Я отправился в краевую научную библиотеку. Увы, и там книги не оказалось. Кто же так тщательно секретит свой отечественный опыт государственного строительства?

Хотя ясно - кто. В 1965 году в СССР произошёл возврат к былому сверхцентрализму, допустимому только в период военного времени. И произошло сие по воле министерского бюрократа, лишившегося былой власти и распределительного черпака.


"Отставание - вот главная угроза и вот наш враг. И если мы не переломим ситуацию, оно будет неизбежно усиливаться. Это как тяжёлая хроническая болезнь, что неумолимо разрушает организм изнутри".

После ликвидации совнархозов страна медленно, но неуклонно вползала в тупик, который впоследствии назвали застоем. Да и откуда было взять средства на развитие индустрии, если их пожирала ненасытная рать чиновничества?

Но как при министерском правлении отказаться от управленческого люда, если в 80-е годы в СССР ежегодно издавалось по нескольку десятков миллиардов (!) различных документов. Весь этот бумажный Эверест извергался из Москвы и в Москву, плодя тысячи контор. О какой плановости можно вести речь, если росли сотни тысяч ведомственных долгостроев?

Нерациональные встречные перевозки означали ежесуточную (!) потерю 70 тысяч вагонов. Вместо того, чтобы взять запчасть у соседа за забором, гнали вагон из Владивостока, но со своего предприятия. Из-за отсутствия порожняка в лесу сгнивали миллионы кубометров заготовленного леса, у шахт самовозгорались миллионы тонн добытого угля.

В одном только 1986 году, по подсчётам экономистов, в межведомственные прорехи просыпалось столько добра, сколько было потеряно за четыре года Великой Отечественной войны. Страна уверенно шла к саморазрушению.

Но если в послевоенные годы для поворота к территориальному принципу управления экономикой хватило февральского (1957 года) Пленума ЦК КПСС, то теперь поборников министерского правления не так-то просто сшибить с укреплённых позиций.

Ничем не брезгует московский и местный бюрократ, чтобы сохранить своё могущество: пусть не через чин, так через частный капитал. Ведомственные проекты региональных хозрасчётов мигом перекраиваются на прожекты приватизации.

Всё теснее объятия партократа и денежного мешка. Под словесный туман о приоритете общечеловеческих ценностей видим тотальную растащиловку общенародного достояния, обнищание одних и обогащение других.

Наступление по всем фронтам идёт по всем правилам войны. Главное из которых - найти способ ошеломить противника, довести до паники, породить в нём чувство безысходности, животного, ослеплённого одной жаждой - выжить.

Эта наука вполне удавалась немцам в июне 1941-го. Тогда против Красной армии были брошены моторизированные дивизии. А сейчас против изуверившегося за долгие годы застоя, лжи, лихоимства брошена куда более страшная сила - шкурного эгоизма, духовного растления.

Когда же прекратится это тотальное отступление, эта бесконечная потеря наших духовных и национальных богатств? На это может дать ответ только каждый из нас на невидимом Бородинском поле, которое разворачивается в каждом городе, каждой семье и в каждой душе.

Без социализма гибель неизбежна?

Эта статья, повторяю, была опубликована четверть века назад. И вспомнил я о когда-то написанном после ряда публикаций в краевой прессе насчёт ностальгии россиян по социалистическому прошлому.

А статья правозащитника Николая Клепачёва, как говорится, ставит вопрос ребром: "Без социализма гибель России неизбежна". Во многом я согласен с Николаем Александровичем, но вот его утверждение, что приведённый им перечень вопросов - "глас вопиющего в пустыне", вызывает возражение.

О том, что в родимом Отечестве не всё ладно, толкует не только простой люд на кухнях, критика несётся даже с самых высоких трибун. В том числе и из уст самого президента.

В послании к Федеральному Собранию в 2018 году, которое, как было сказано, носило рубежный характер и определяло судьбу страны на десятки лет вперёд, В. В. Путин заявил о необходимости сделать решительный рывок.

- Не сделаем,- сказал он,- не будет будущего ни у нас, ни у наших детей, ни у нашей страны. И вопрос не в том, что кто-то придёт, захватит и разорит нашу землю. Нет, дело совершенно не в этом. Именно отставание - вот главная угроза и вот наш враг. И если мы не переломим ситуацию, оно будет неизбежно усиливаться. Это как тяжёлая хроническая болезнь, что неумолимо, шаг за шагом подтачивает и разрушает организм изнутри. Организм часто этого и не чувствует...

Было названо и главное условие ускорения: "Прежде всего - увеличение производительности труда на новой технологической, управленческой и кадровой основе... В течение 6 лет мы должны практически удвоить объём несырьевого неэнергетического экспорта до 250 миллиардов долларов".

Задачи были определены точно и ясно, но вот уверенности в том, что всё сказанное не останется благими пожеланиями, у меня нет.

На встрече с президентом России в июле прошлого года тогда ещё в качестве врио губернатора края Александр Усс начал разговор с необходимости строительства в крае целлюлозно-бумажного комбината, так как "серьёзной проблемой в лесной отрасли края, её тромбом, является отсутствие современной лесохимии". Также он заявил, что "решение о строительстве ЦБК должно быть принято уже во втором полугодии".

Ну как было не порадоваться такому сообщению! Но радость оказалась преждевременной. Только в конце декабря прошлого года в краевой прессе прошло сообщение, что некая фирма Segezha Grup планирует приступить к строительству лесохимического производства на базе Лесосибирского ЛДК-1 в... 2020 году. При условии, если проект пройдёт экспертизу.

Конечная цель производства - выпуск не бумаги, а только целлюлозы. Которая будет отправляться за рубеж. А уж там мы будем покупать бумагу.

В данном случае Александр Викторович вступил на дорожку, проторённую одним из его предшественников - губернатором Хлопониным. Того тоже не устраивало то обстоятельство, что Россия в валовом национальном продукте от лесной продукции имеет в 600-700 раз меньше, чем Канада и США, а в сравнении с Финляндией - аж в 900 раз! Финны, владея всего 1,5 процента лесных ресурсов, дают четвёртую часть мирового экспорта бумаги.

- Мы в Сибири,- заявлял Александр Геннадиевич,- ни одного целлюлозно-бумажного комбината не построили за последние 20 лет, а китайцы пятый строить заканчивают. И работают они на нашем лесе... Так давайте построим ЦБК и сдуем всех с целлюлозно-бумажного рынка. Ведь в Финляндии 49 ЦБК, а у нас один на ладан дышит...

Сказано это было в 2003 году. В 2008-м заложили первый камень в основание Богучанского ЛПК, на всю страну заявили о "начале новой эры в освоении лесных богатств края и всей России". А что в итоге? Ни ЛПК, ни ЦБК. Заодно и последний ЦБК в Красноярске добили, который при Хлопонине худо-бедно всё же давал десятки тысяч тонн бумаги...

Не хотелось бы заканчивать на минорной ноте. Но позитив, к сожалению, находится далеко за пределами края. Речь пойдёт о Южной Корее. О маленькой, недавно безнадёжно нищей аграрной стране, лишённой полезных ископаемых.

В то время, когда СССР отправлял Гагарина в космос, в Южной Корее не было многоэтажных домов, даже столица жила без водопровода. Весной крестьяне спасались от непременного голода травой и корой.

На сегодня это одиннадцатая по величине экономика (Россия на 13-м месте). С 1960 по 2010 год валовый внутренний продукт (ВВП) на душу населения вырос в 25 раз!

Но в престижных университетах о южно-корейском экономическом чуде предпочитают не упоминать. Видимо, потому, что оно никак не вписывается в стандартные догмы западной демократии. Ибо не имеет никакого отношения к пресловутому свободному рынку. Главный фактор феноменального успеха заключается в определяющей роли правительства в ходе реформ.

И ещё. С 1962 года в стране действует пятилетнее планирование. Действуют те самые пятилетки, что взяты из опыта Страны Советов.

Теодор ШЕВЧЕНКО.

Красноярск.

Читайте также

Комментарии (3)

Уважаемый Теодор С интересом читаю Ваши статьи. Спасибо. Кстати- Америка вышла из кризиса за счёт наших денег. Часть- это то, что украл со счетов в Швейцарии Парвус (Гельфанд), часть- огромные средства, которые СССР вложил в закупку оборудования для индустриализации. И росла советская экономика, пока, как Вы верно пишете, её не остановили. Приведу свой пример. Разработал орудие для осушения заболоченных земель не рытьём канав, а прорезанием щелей (дешевле). Организовал производство на Монетном РМЗ объединения "Свердловскторф". Заводу лет 300, кадры выше похвалы. Машина поставлялась как им, так и Министерству мелиорации. Вдруг приглашают в Министерство топливной промышленности, к которому относится Монетный завод.  Оно поставило ультиматум - Вам машин не дадим - Вы не наши. Делайте сами. Получил завод в Абакане- там возникли вопросы качества.   Цену согласовал с Москвой, заводу приказали делать. На зарплату по машине 134 рубля- (см. фото ЩДМ-1).  Собрали в цех всех проштрафившихся – будете делать, пока не исправи-тесь.  Но и тут вроде нашли выход они делали, мастерские института доделывали. Проблема - машины делаем, применяют плохо. Поехал в Москву, пошёл к замминистра мелиорации Матвееву. Умная пожилая секретарша выслушала мою проблему и сказала: «Он директоров НИИ не принимает, но вы подойдите в субботу. Меня не будет, он доклад пишет, часам к 11 устанет, а обедать рано. Зайдёте, а там как получится».    Захожу, сказал, что из Красноярска (чтобы не отправил вон), рассказал за 6 - 7 минут. А далее 40 минут его слушал – он вроде душу отводил. Его слова (по памяти и сокращённо): «Были в России  два хороших премьера – Столыпин и Косыгин. Оба плохо кончили. У меня план по освоению капвложений. Если доложу 101, 6 % - наградят, скажу- 98% -Тихонов при всех матами покроет. А если 120 %- все поймут - дурак. Наградят - но план добавят. А твоя машина позволяет на порядок и более дешевле работать. Если бы дороже- я бы тебя на руках носил - но план то в рублях. Если применять - пролечу. Лучше я взамен неё 30 экскаваторов поставлю. Я про тебя слыхал, работал и работай, изобретай. Не лезь в нашу политику. Тут всё не так просто. Раньше автомашин выпускали 10 шт. на всю страну- всё по фондам делили, чтобы знать - куда нужнее. Сейчас затоварились техникой - а всё так же решаем». Потом в институт мелиорации пришёл новый директор- Краснов Юрий Николаевич. Он 3 года назад кончил железнодорожный институт, был зав. Якутской опытной станцией нашего НИИ. Возил в министерство баргузинских соболей, за то и любили. И пошли перемены – развернулись мошеннические операции, халтура и пр. Потом обратилась ко мне уволившаяся главбух В. Белозёрцева (не хо-тела залезать в махинации). Предложила подборку финансовых документов на 4 млн. передать в ОБХСС. Отнёс начальнику, тот не поверил сумме. Потом 2 раза приглашал, спрашивал про специфику мелиорации конкретно - типа, что такое вторичное заболачивание? Далее пригласил снова. Захожу в кабинет, хотел поздороваться - он палец к губам, жест - «Закурим» и на дверь. Идём молча по коридору в угол, где зеки под конвоем отбойными молотками стенку долбят. Говорит: «Извини, бумаги твои я сжёг.  Там не 4, а более 6 млн. набралось, но если за ниточку потянуть, крайком рухнет. Партия не велит. Понял». Институт мелиорации умирал, а меня пригласили вернуться во ВНИИПОМлесхоз. Горели торфа, у них «горела» тема по их тушению. Согласился, сделал за год машину для локализации очагов горения огнестойкой быстротвердеющей пеной, рекомендовали в серию, но пожары кончились, и образец остался под забором. (см фото пенного барьера). А не так давно (при Хлопонине- губернаторе) появился документ, подписанный всеми губернаторами Сибири. Назывался- Концепция рационального использования торфа Сибири на 2006-2020 годы. Судьба его мне неизвестна- может канул в Лету. В нём писалось, что кроме других ископаемых у нас можно торф за рубеж продать- а деньги взять. Но торф восстанавливается десятками тысяч лет (по миллиметру в год). Цитирую из Концепции сокращённо: - Эта продукция стала появляться на рынках стран Средиземноморья, Персидского залива, Арабских стран, Сев. Африки, стран СНГ. Эти рынки оказались настолько емкими и перспективными, что вопрос об эффективности использования торфа и продуктов его переработки, а также продвижения этих технологий уже не стоит. Сегодня взгляды западных специалистов все чаще устремляются на Россию - владельца 89 % мировых запасов торфа, 20 % которых "вскрыты"- мелиорированы, подготовлены к добыче сырья. В России еще сохранилась, хотя по понятным причинам и требует серьезной работы, некогда мощнейшая индустрия торфодобычи и переработки - есть научный и технический потенциал, производственная инфраструктура, техника, опытные рабочие кадры. В сравнительно короткие сроки можно выйти на производство значительных объемов для удовлетворения потребностей рынка, емкость которого на сегодня, по данным международных экспертов  оценивается в 25 000 000 мЗ. С уважением Сергей Николаевич Орловский 

Пожаловаться

Войдите, чтобы пожаловаться

Извините, Теодор, забыл фото упомянутых машин прикрепить. На них уникальный, прошедший испытания в 1970-м и забытый мелиоративный трактор ТМЛ-4 и мои машины для мелиорации и борьбы с торфяными пожарами.  

Пожаловаться

Войдите, чтобы пожаловаться

Гость


23.09.2019 10:16

При иффиктивном  менеджере хлапоше и председателе ЗС края уссе , под программу строительства ЦБК и тд были переданы 5-ти фирмам почти все основные лесосеки края, за копейки , буквально. Зато площадку для строительства ЦБК  оформляли 8 лет. За это время у некого гнездилова на счетах оказались десятки миллионов долларов,сгоревших во время краха банков.Ни одного предпрятия естественно не построили, зато получив бесплатно лесосеки,под инвестиционные программы, фирмочки дружно начали торговать лесом на корню,по 1111 руб за куб. В крае дефицит леса, цена на пиломатериал выше чем в Москве- но хлапоша вице премьер, а уусс --сами знаете. Ура иффиктивным менеджерам.

Пожаловаться

Войдите, чтобы пожаловаться

Напишите свой комментарий

Гость (премодерация)

Войти

Войдите, чтобы добавить фото

Впишите цифры с картинки:

Войти на сайт, чтобы не вводить цифры