Бизнес ирбейской семьи Полыхань горит ярким пламенем
Едва появилась на сайте "Красноярского рабочего" статья об ирбейском бизнесмене Андрее Вершкове, у меня раздался телефонный звонок.
- Приезжайте к нам в Ирбей и сами увидите, что у нас гнобят не только Вершкова, но и других предпринимателей,- услышал в трубке женский голос.- У нас в ООО "Успех" на прошлой неделе подожгли гараж, а в прошлом году у моего сына Никиты, возглавляющего крестьянско-фермерского хозяйство в Усть-Каначуле, сожгли тысячу рулонов сена. И полиция до сих пор не установила злоумышленников. Как работать дальше, просто не знаю.
Звонила уже знакомая мне предпринимательница Анджела Полыхань. Успокоил её, сказав, что завтра обязательно приеду в Ирбейское, чтобы на месте выяснить первопричины трагедии.
При встрече Анджела Васильевна не могла сдержать слёз. Её голос то и дело прерывался от нахлынувших рыданий. А ведь эта женщина считается в Ирбее, я уж извиняюсь, "гром-бабой" - ей по плечу многие дела, которые иной мужик не в состоянии потянуть.
Ещё десять лет назад Анджела Полыхань вместе с мужем Олегом организовали "ОООшку" "Успех". Купили экскаватор, погрузчик, грейдер и два китайских 25-тонных самосвала. По договору с сельсоветами района стали ремонтировать и отсыпать новые дороги, очищать их от снега.
Плюс к этому в зимнее время бригада лесорубов заготавливала на отведённом участке тайги лес, который перерабатывали на пиломатериал в Ирбейском на собственной пилораме.
Бизнес получался неплохой. В семье появились свободные деньги, и когда сын Никита пять лет назад с отличием окончил Минусинский сельскохозяйственный техникум, родители предложили ему пойти по стопам деда Василия Павловича.
Тот долгое время работал в Усть-Каначуле управляющим отделением Ярульского совхоза, а затем возглавил подсобное хозяйство Бородинского погрузочно-транспортного управления.
Так вот, родители предложили создать в селе Усть-Каначуль крестьянско-фермерское хозяйство. Первым делом купили на окраине дом, который и стал центром нового хозяйства. Огородили территорию, построили тепляки и запустили туда первых трёх коров.
- В то время глава Ирбейского района Игорь Анциферов добился получения из краевого бюджета 100 миллионов рублей на устойчивое развитие сельского хозяйства территории,- рассказывает Никита Полыхань.- Мы ожидали, что и нам на закуп нетелей тоже дадут какие-то деньги. И они были обещаны с условием, что наше хозяйство выделит безвозмездно 200 тысяч рублей на проведение районных конных состязаний. Мы это сделали и вместе с родителями поехали в Мокрушу Канского района приглядеть себе породистых нетелей. А когда вернулись, узнали, что обещанных три миллиона рублей нам не дадут. Лично я до сих пор не знаю, почему нас так грубо обманули. Хождения в администрацию района так и не дали ответа на этот вопрос.
Как рассказывает Никита, позже его хозяйство ещё раз обошли поддержкой - когда они просили четыре миллиона на покупку сельскохозяйственной техники, ведь, кроме содержания скота, здесь обрабатывается две тысячи гектаров пашни, из которых почти тысячу занимают зерновые.
Другие бы скисли и сложили руки, но только не работящая семья Полыхань. На свои деньги, заработанные в ООО "Успех", они купили новую сеялку, несколько подержанных тракторов, в том числе К-700 и два Т-150. Взяли в лизинг в Канской "АгроСельхозтехнике" новый зерноуборочный комбайн "Полесье" восьмой модели.
И это ещё не всё. За пять лет животноводство в хозяйстве выросло с трёх коров до 70 голов КРС, плюс 20 породистых лошадей, закупленных в соседней Михайловке у Виктора Стася. Есть ещё овцы, свиньи, куры и... пони, которая со дня на день ожеребится.
Самое интересное, что все животные в хозяйстве Никиты Полыхань очень ласковые, почти ручные. Стоило мне почесать лоб жеребёнку, как он сразу стал неотступно ходить за мной. Выручил пастух, по команде которого кони рысью помчались к воротам, чтобы выйти на зимние выпасы. А к половине четвёртого дня они табуном опять соберутся у ворот в ожидания ужина из овса.
- А вот этот бык-производитель Борис на вид флегматичный,- показал на огромное животное, мирно жующее жвачку, Олег Полыхань.- А на деле он живёт так, как ему нравится. Захочет погулять - идёт прямо на забор, ломает и начинает гулять по селу. Вместе с ним отправляется его друг баран. Надоест им шастать по улицам - возвращаются. И ничего с ними не поделать.
Чуть позже мне показали родилку, где находились несколько маленьких телят. Я не удержался и спросил, а чем их поят - молоком или искусственной смесью?
- А зачем их поить, если они мамок сосут,- ответил Никита.- Мы ведь только мясным животноводством занимаемся.
В другой родилке увидел целый зоопарк: телёнка, овцу с малыми ягнятами и несколько курей-бройлеров. Один белый ягнёночек оказался таким ласковым, что запросился ко мне на руки. Малое дитя, да и только!
В этой связи невольно подумалось: как можно было губить такую живую красоту, сжигая сено? Это надо было накопить столько ненависти к успешным крестьянам, чтобы обречь животных на голодную смерть. Хорошо, что в хозяйстве успели накосить ещё немного сена и увеличили рацион кормления за счёт комбикорма, потому и пережили зиму без потерь. А если бы пожар произошёл глубокой осенью? Даже страшно представить, какая беда могла произойти.
Кто же мог это сделать? Я напрямую спросил об этом семью Полыхань. И не получил ответа, поскольку они действительно не знают имя поджигателя. Хотя признались, что у них сложились непростые отношения с главой администрации Усть-Каначульского сельсовета Алёной Быковой.
Камнем преткновения стала сушилка. Она, как и большой гараж, склад ГСМ, животноводческие фермы, были построены в селе, когда Усть-Каначуль был подсобным хозяйством Бородинского ПТУ. Но с началом перестройки железнодорожники из горняцкого города бросили село на произвол судьбы, после чего эти строения перешли под управление сельсовета.
Но и это не спасло склад ГСМ и фермы от разграбления. Ушлые людишки уже хотели добраться до сушилки, но на её защиту встал местный житель, бывший механизатор Юрий Русаков, дом которого окнами смотрит на неё. Именно Юрий Михайлович сумел сохранить этот важный объект от разграбления. Сегодня на свой страх и риск ею который год пользуется Никита Полыхань.
Причём глава КФХ давно предлагает провести торги и на законных основаниях выкупить так необходимое для хозяйства имущество. Но этого не делается. Вот и получается в итоге, что одну улицу в Усть-Каначуле чистит на тракторе Олег Полыхань, а за вторую отвечает сельсовет, у которого такой техники нет, поэтому разница в очистке, как говорится, очевидная.
Лично мне такая позиция противоборствующих сторон, особенно сельсовета, непонятна. Ведь хозяйство Никиты Полыхань даёт селянам маленькую надежду на дальнейшее существование села. Не будет его - и Усть-Каначуль может легко разделить участь соседних Петропавловки и Ракитовки, которые ещё в конце прошлого столетия исчезли с карты района.
Как это не понимают власти предержащие, просто удивительно. Да таким людям, как семья Полыхань, памятник надо ставить, а не гнобить их.
Очень горестно сознавать, что не только крестьянско-фермерское хозяйство Никиты Полыхань, но и ООО "Успех" его родителей переживает сегодня очень тяжёлые времена. Из-за того, что фирме отказывают в лесной деляне, впору закрывать пилораму, а это значит, что останется без работы и средств к существованию бригада лесорубов и работники той самой пилорамы.
Сузился до неприличия и фронт работ по отсыпке и ремонту дорог и улиц. А неделю назад в охраняемом гараже чуть не сгорела вся техника. Причём возгорание произошло в четыре часа ночи. Лично я сразу почему-то вспомнил, что именно в это время суток фашисты напали на Советский Союз.
Правда, в полиции Анджеле Полыхань намекают, что пожар мог произойти из-за неисправности проводки в китайском грузовике. Но машина простояла к этому времени почти 12 часов, и ничего. А самое главное, водитель так любил свой самосвал, что техника в свои семь лет смотрелась, как новенькая.
К тому же неподалёку от гаража была найдена канистра и пробка от неё. Здесь было всё утоптано - именно человеческими следами. Видимо, злоумышленник долго ждал, пока сторож заснёт.
- Да не спал я в ту ночь,- горячится Денис Давыдов.- В три часа сходил за углём, подбросил его в печь и пошёл в свою сторожку, которая находится посредине гаража. Через какое-то время почувствовал запах гари. Когда вышел из сторожки, вовсю полыхала кабина грузовика, горело правое заднее колесо погрузчика. Видимо, я не закрыл за собой дверь кочегарки на крючок, и поджигатель этим воспользовался. Он плеснул бензин на кабину самосвала, а дальше огонь сделал своё страшное дело.
Анджела с Олегом не корят сегодня сторожа. Их тревожит другое: кому-то в районе хочется извести под корень успешное предприятие в Ирбейском и хозяйство в Усть-Каначуле.
Когда этих людей найдут, мы обязательно сообщим об этом в "Красноярском рабочем". А пока желаем семье Полыхань не поддаваться на провокации и продолжать своё доброе дело. Им так хочется спокойно работать, да не дают завистники.
Виктор РЕШЕТЕНЬ.
Фото автора.
Ирбейский район.
Подписывайтесь на "КР" в отделениях связи или через онлайн-сервис "Почты России", а также на канал "Красноярский рабочий" в "Яндекс.Дзен", читайте и комментируйте статьи вместе с многотысячной аудиторией!
Николай
31.01.2020 14:54
А говорили, что 90-е закончились?!
Войдите, чтобы пожаловаться
Сергей Орловский
ответил Николай
31.01.2020 18:01
Суда по данным, у них (злодеев)"крыша" крепкая, понятно какая
Войдите, чтобы пожаловаться