Красноярский Дом кино возвратит в свои залы думающего зрителя

Добавить в закладки

Удалить из закладок

Войдите, чтобы добавить в закладки

28.06.2019 12:24
1

Читать все комментарии

607

Старейший в Красноярске кинотеатр, возникший 19 сентября 1910 года как "Патэграф" и сменивший несколько названий - АРС, "Рот-фронт", "Октябрь" - ныне, похоже, переживает очередное возрождение уже как Дом кино.

Давным-давно исчез балкон, на котором я, будучи совсем маленьким, смотрел "Три тополя на Плющихе" и "Сыновья Большой Медведицы", не стало буфета, где в семидесятые можно было съесть быстро тающее мороженое или выпить газировки - буфет в "лихие девяностые" отобрали, отгородив кусок территории "Октября" каменной стеной, какие-то бизнесмены.

Да много чего произошло за это время, но кинотеатр на проспекте Мира, несмотря на отсутствие временами нормального репертуара, отключение отопления (шла война за подвалы с другим бизнесменом), не слишком качественную аппаратуру и жёсткие кресла, по-прежнему оставался любимым местом отдыха горожан.

Назревшая смена старого оборудования на современное, отвечающее нормам кинопоказа, наконец, началась, хотя процесс этот непростой из-за отсутствия достаточных средств.

Как рассказала директор Дома кино Лариса Антропова, здесь прошли последние пусконаладочные работы, а теперь требуется время, чтобы специалисты сложную аппаратуру освоили. Официальная церемония презентации нового оборудования намечена на День российского кино 27 августа, а пока...

Проблема назрела ещё в конце девяностых годов прошлого века, когда кинотеатр на проспекте Мира носил название "Октябрь", но стереопрокатом, в связи с появлением формата 3D и естественным уходом стереофильмов, уже не занимался.

Хотя красноярские киноманы хорошо помнят очереди в только что открывшийся после глобальной реконструкции в конце семидесятых годов и получивший единственный в Сибири аппаратуру для стереопоказа кинотеатр.

Лариса Фазиловна, возглавляющая Дом кино в последний год, несмотря на молодость, в сфере кинопроката не новичок: получив филологическое и искусствоведческое образование, человек энергичный, ищущий, она успела поруководить специализированным детским кинотеатром "Мечта", и вывела "новорождённого" в один из самых интересных "очагов культуры" краевого центра. В 2018 году два муниципальных красноярских кинотеатра - "Мечта" и Дом кино - юридически слились.

- Люблю Дом кино как зритель,- признаётся Лариса Антропова.- Ходила сюда студенткой, прогуливая лекции. Конечно, хотела бы сама видеть "Октябрь" семидесятых с его легендарным балконом, с обязательным выступлением духового оркестра перед сеансом, но по возрасту не получилось. Приходится лишь рассматривать фотографии. Мне нравилось, что здесь можно было посмотреть альтернативное кино, которого в городе больше нигде не показывали. Приезжали режиссёры, актёры, и Дом кино находился в постоянном диалоге со зрителями. Конечно, прийти сюда в роли директора для меня было неожиданным, потому что я на тот момент руководила правобережной "Мечтой" (бывший кинотеатр "Металлург"). Это уникальное для Красноярска место, потому как в таком депрессивном для города, промышленном районе появился островок детства - большая отдушина для жителей правобережья.

За три года, что Лариса Фазиловна руководила "Мечтой", ей с командой единомышленников удалось сделать многое. Благодаря программе "Территория РУСАЛа" удалось выиграть грант на строительство детской площадки.

Стало понятно, что необходимо возвращаться к формату многофункционального кинотеатра, который должен был стать местом не просто для просмотра фильмов, а для проведения досуга вне зависимости от того, хотят потенциальные зрители пойти в кино или нет. Появилось детское кафе, игровое фойе, проводятся мастер-классы.

- Несмотря на объединение, мы абсолютно разные,- считает Лариса Антропова.- Во-первых, потому что находимся на разных берегах Енисея, во-вторых, один детский, другой взрослый... И любая реорганизация - всегда некий стресс для всех, включая, в первую очередь, здесь работающих. Однако любовь к этому месту зашкаливает. Считаю Дом кино намоленным пространством. Не случайно в следующем году мы будет праздновать 110 лет.

Если вспомнить о заслугах Дома кино, то не надо забывать, что этот кинотеатр всегда находился на передней культурной линии города. Именно здесь в 1932 году впервые был показан звуковой фильм "Златые горы". Именно здесь впервые можно было посмотреть стереофильмы.

Именно здесь в первую очередь выступали известные советские актёры и режиссёры - Леонид Каневский, Борис Галкин, Алла Ларионова, Владимир Коренев. Никита Михалков, ожидая подвоза запоздавшей в "Луче" премьерной копии "Без свидетелей", полтора часа "держал зал", рассказав много интересного из мира кино.

В линейке кинозалов, получавших главенствующее право на показ новых фильмов, "Октябрь" стоял следом за широкоформатными "Лучом" и "Юбилейным".

С 1995 года появился Дом кино, а 26 октября 2007 года после капитального ремонта он вновь открыл свои двери для посетителей. Сегодня здесь можно увидеть артхаусное, документальное, фестивальное, экспериментальное отечественное и зарубежное кино.

- Дом кино всегда был передовым местом во всех отношениях,- говорит директор учреждения.- И установка современного оборудования - необходимость времени. Потому что кинотеатр сегодня без проектора DCP существовать не может. Все фильмы, выходящие в прокат, в том числе альтернативные, не для широкого показа, появляются на DCP. Дом кино в последнее время работал по принципу: бери, что дают. И наши преданные зрители приходили и спрашивали, почему в прокате нет того или иного фильма? Например, все интересуются, где громкая премьера последнего времени - российской драмы "Дылда"? Появилась, наконец, новая технология, когда по Интернету высылается ключ, и, не выходя из кинотеатра, можно скачать фильм, отправленный Москвой. Однако для показа необходимо соответствующее оборудование.

Конечно, другие кинотеатры города, которых не так уж много, время от времени, показывают фильмы, способные заинтересовать Дом кино, однако идут подобные картины, тот же фильм "Дылда", как правило, в неудобное время - либо ранним утром, либо поздним вечером.

А Дом кино будет строить расписание таким образом, чтобы людям было удобно. И менять свой формат, скатываясь до уровня соседних кинотеатров, где "крутят" боевики, а зрители закусывают их попкорном, лёжа в мягких креслах, здесь не собираются.

- Мы будем показывать хорошее кино,- обещает Лариса Фазиловна,- или, как сейчас говорят, массовый арт. К примеру, недавно вышла картина "Богемская рапсодия". Когда смотрела этот фильм в "Синема парке", в зале было четыре человека. Я сидела и понимала, что в Доме кино были бы полные залы, потому что это наша аудитория. Или фильм "Лето". Хорошо, что есть люди, которые хотят смотреть такое кино. Поставив оборудование, мы дадим возможность смотреть хорошее кино в удобное время, без попкорна, которого у нас нет и не будет. Конечно, появятся финансы - установим 3D-систему, но всё упирается в деньги. Мне кажется, многие хотели бы посмотреть хорошие фильмы в 3D - с лекцией, обсуждением после показа.

Дом кино активно работает со зрителями, привлекая их в залы всеми доступными способами. Например, существует клуб "Патриот", где демонстрируют отечественные фильмы. Скажем, недавно была показана военная драма Всеволода Пудовкина и Дмитрия Васильева "Во имя Родины" по пьесе Константина Симонова "Русские люди". В июле можно будет посмотреть боевик Владимира Шамшурина "Акция" с Борисом Галкиным в главной роли.

Проходят киноуроки для ребят из пришкольных лагерей, где речь идёт о режиссуре, анимации. Есть проект "Магия кино", на котором киновед Виктория Рослякова рассказывает об истории кинематографа - цикл лекций, выстроенный в хронологическом порядке, или "Культовое кино" Джармуша, Феллини, Антониони.

Нельзя забывать о набирающем популярность летнем проекте "Кинодворик", когда настоящие любители кино собираются в выделенном для этого пространстве на улице Кирова, смотрят фильмы, а затем горячо их обсуждают. С фестивалем уличного кино сотрудники идут навстречу зрителям.

Стоит вспомнить также фестиваль правозащитного кино "Сталкер", который облюбовал пространство Дома кино, а также Большой фестиваль мультфильмов, который красноярцы любят и ждут, ведь анимация развивается и является сегодня искусством не только для детей, но и для взрослых.

Программа "Пропущенные девяностые", например, дала возможность посмотреть неизвестную анимацию. Программный директор фестиваля Дина Годер подбирала подобные картины для отдельного блока.

Необходимо добавить (а может, это самое главное?), возвращаясь к аппаратуре DCP, что кардинально изменится качество демонстрации. Взглянув на экран во время показа какого-то фильма из окошечка киномеханика, я убедился, что картинка совершенно другая - яркая, контрастная, объёмная.

- Чтобы это понять, нужно хотя бы один раз увидеть,- улыбается Лариса Фазиловна.- Ну как рассказать, что банан вкусный? Пока не съешь - не поймёшь... Смотришь и видишь все в точности передаваемые цвета. Видно каждую мимическую морщинку. И это здорово, потому что кино надо смотреть в хорошем качестве. Когда к нам приезжают режиссёры, приходится их успокаивать. Сидит, смотрит, хватается за голову: "Здесь должен быть зелёный цвет, а не жёлтый!" Приезжал Андрей Осипов с документальным фильмом "Светотени", где важная роль принадлежит игре теней, цвета. И когда на экране неточная цветовая передача - это большая проблема для режиссёра.

Похоже, это уходит в прошлое, но ведь сделан всего лишь первый шаг. Кроме проектора стоимостью 3 миллиона 181 тысячу рублей, приобретённого благодаря финансовому участию мэра Красноярска Сергея Ерёмина, необходимо также звуковое оборудование, акустика, усилители, серебряный экран. А впереди, думается, переустройство кинозала на чердаке...

Надо уважать не только режиссёров, но также своих зрителей, показывая кино в соответствующем качестве...

Сергей ПАВЛЕНКО.

Фото из архива Дома кино.

Комментарии (1)

В кинотеатре "Октябрь" давным-давно я видел много прекрасных отечественных и не только фильмов. Но те фильмы или "брали за душу", или заставляли думать. К сожалению, в нашем обществе ползучей гадиной внедряется пресловутый "План Даллеса", делающий ставку на оглупление молодого поколения. Вот что там про это сказано: " Мы будем расшатывать таким образом поколение за поколением. Будем браться за людей с детских, юношеских лет, и главную ставку всегда будем делать НА МОЛОДЕЖЬ — станем разлагать, развращать и растлевать её.  Мы сделаем из нее циников, пошляков и космополитов".  И, к большому сожалению, это врагам нашим в значительной мере удалось. Молодёжь идёт на зарубежную жвачку для мозгов и не знает киношедевров. Помню 1990 год, Владивосток, пошли с коллегой на американскую выставку. Первый раз посмотрел на них, на их "шедевры". С точки зрения блеска экспонатов типа машин, конечно, впечатляло. Но кто-то из посетителей спросил гида" "А какие фильмы вы любите?" И ответ меня удивил. "Такие, чтобы бояться,  чтобы ужас испытать". И тут я понял, что мы и американцы- совсем разные люди. А Дому Кино желаю удачи в воспитании молодых. И спасибо Сергею Павленко за тёплую статью.
Пожаловаться

Войдите, чтобы пожаловаться

Напишите свой комментарий

Гость (премодерация)

Войти

Войдите, чтобы добавить фото

Впишите цифры с картинки:

Войти на сайт, чтобы не вводить цифры