Продовольственная безопасность касается каждого

Добавить в закладки

Удалить из закладок

Войдите, чтобы добавить в закладки

25.09.2023 22:47
1

Читать все комментарии

9040

Продолжаем публикацию откликов на материал Владимира Пантелеева "Как обеспечить продовольственную безопасность социальной сферы Красноярья", опубликованный в номерах "Красноярского рабочего" за 19 и 26 июля 2023 года.

В номере за 30 августа 2023 года под заголовком "Продовольственная безопасность Красноярья пока не гарантируется" мы опубликовали комментарии федеральных властей по существу высказанных в статье предложений. Сегодня предлагаем вниманию читателей ответ на обращение, поступивший из Законодательного Собрания края, и новый материал Владимира Пантелеева, написанный в развитие этой темы, прямо или косвенно затрагивающий интересы всех красноярцев.

Каждый пятый продукт - фальсификат

Главному редактору - директору 
ООО "Редакция газеты "Красноярский рабочий" 
Павловскому В. Е.

Уважаемый Владимир Евгеньевич!

В ответ на ваше обращение о рассмотрении материалов на тему продовольственной безопасности социальной сферы считаю необходимым выразить свою искреннюю признательность за вашу активную позицию и неравнодушие к ситуации в отрасли сельского хозяйства, перерабатывающей промышленности и вопросах обеспечения населения края качественными продуктами питания.

Системная проблема с обеспечением безопасности пищевой продукции, поставляемой в учреждения сферы образования, здравоохранения, социального звена края, действительно, сохраняется. По информации управления Россельхознадзора по Красноярскому краю, около 70 процентов поставщиков и производителей продукции допускают нарушения законодательства при осуществлении поставок по государственным контрактам, наблюдаются факты поставок в бюджетные учреждения сомнительной продукции неизвестного происхождения. Также в 20 процентах случаев лабораторных исследований продукции фиксируются случаи фальсификации.

По информации министерства сельского хозяйства и торговли края для выработки системных подходов в вопросах улучшения качества питания различных социальных групп рассмотрение данного вопроса по компетенции находится в зоне ответственности агентства государственного заказа края, министерства образования, социальной политики и здравоохранения (копия письма прилагается).

Вместе с тем сообщаю, что комитетом по делам села и агропромышленной политике Законодательного Собрания Красноярского края (далее - комитет) в приоритетном порядке неоднократно рассматривались вопросы обеспечения качества пищевой продукции, производимой и реализуемой на территории края, а также государственного надзора в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов с привлечением управления Россельхознадзора по Красноярскому краю, службы по ветеринарному надзору Красноярского края, ГУ МВД России по Красноярскому краю. Мной лично вопрос соблюдения законности в сфере оборота пищевой продукции неоднократно поднимался на сессиях Законодательного Собрания.

Также в прокуратуру Красноярского края комитетом направлено обращение о включении в план основных мероприятий прокуратуры Красноярского края проведения координационного совещания руководителей правоохранительных органов "О деятельности правоохранительных органов и эффективности их взаимодействия по профилактике нарушений и преступлений при ввозе, производстве и обороте пищевой продукции на территории Красноярского края".

В адрес правительства Красноярского края комитетом направлены предложения о необходимости координации работы ведомств, отвечающих за контроль качества и безопасности продуктов питания на территории Красноярского края, устранения ведомственной разобщённости, а также принятия необходимых решений в рамках работы существующих рабочих органов, таких как координационный совет по вопросам создания благоприятных условий для обеспечения прав потребителей, реализации государственной политики в области государственного регулирования торговой деятельности и промышленной политики на территории Красноярского края и комиссия по противодействию незаконному обороту промышленной продукции в Красноярском крае.

Администрации города Красноярска в целях повышения эффективности контроля за качеством пищевой продукции, поступающей в организации социальной сферы, предложено поручить подведомственным структурным подразделениям, обеспечивающим питанием данные организации, отрегулировать систему взаимодействия с органами государственной власти, осуществляющими функции по контролю (надзору) в сфере обеспечения качества пищевой продукции (Россельхознадзор по Красноярскому краю, Роспотребнадзор по Красноярскому краю, служба по ветеринарному надзору Красноярского края).

Эта тема и в дальнейшей работе комитета по делам села и агропромышленной политике будет занимать приоритетное место.

В. В. ЗЫРЯНОВ,

председатель комитета по делам села и агропромышленной политике Законодательного собрания Красноярского края.

Корни проблемы -- в законе

Прежде всего позвольте поблагодарить от имени редакции и читателей газеты "Красноярский рабочий" депутата Законодательного Собрания края, председателя комитета по делам села и агропромышленной политике краевого парламента Владислава Валерьевича Зырянова за обстоятельный ответ на наше обращение.

Выделю из письма парламентария наиболее значимые детали, которые важны для понимания ситуации с обеспечением бюджетных учреждений Красноярья безопасными для здоровья продуктами питания.

Во-первых, нельзя признать нормальной ситуацию, когда 70 процентов производителей и поставщиков продуктов питания в социальную сферу региона нарушают условия поставок, а каждый пятый продукт, поступающий в пищевые блоки наших больниц, школ, интернатов, детских садиков и детских домов, как показывают лабораторные исследования, имеет признаки фальсификации.

Следует признать, что государство в данном случае не справляется с выполнением своих функций по своевременному фитосанитарному и ветеринарному контролю продовольственной продукции, поступающей в бюджетную сферу.

Во-вторых, отдадим должное лично Владиславу Зырянову и депутатам, входящим в состав комитета краевого Законодательного Собрания, которое он возглавляет. Они приложили немалые усилия к преодолению издержек существующей сегодня системы госзакупок продовольствия для социальной сферы. Однако, с моей точки зрения, предпринятые меры по преодолению межведомственной разобщённости и более эффективному взаимодействию между собой органов власти и управления, осуществляющих контроль за качеством продуктов питания, не смогут решить кардинально проблему. Скептически я отношусь и к попыткам привлечь прокуратуру и МВД к её решению.

Можно создать самую совершенную базу данных о поставщиках, которые имеют за собой шлейф нарушений в выполнении контрактов. Эта база позволит заказчикам, то есть социальным учреждениям, не заключать с ними новых договоров. Однако она не может дать гарантии, что добропорядочный, имеющий хорошую деловую репутацию поставщик не обмишурится при выполнении заказа.

Без хорошо отлаженной системы предварительной проверки качества продуктов питания, поступающих в пищеблоки учреждений социальной сферы, не обойтись. Не будет эффективным и усиленный контроль со стороны силовых структур, если процесс логистики и переработки продовольственного сырья, а также изготовления из него кушаний не будет отстроен должным образом.

И здесь следует признать, что федеральная нормативно-правовая база в лице в первую очередь федерального закона "О контрактной системе..." (№ 44-ФЗ) откровенно не способствует решению этой задачи. Как в самом законе, так и в изданных в его развитие правительственных постановлениях нет разрешения на использование в качестве одной из контрактных сторон логистических посредников в лице оптово-распределительных центров (ОРЦ).

Откуда берутся высокие цены

К чему это ведёт? Представим себе, что какому-нибудь поставщику или производителю повезло. На электронном аукционе он выиграл право на поставку в какую-нибудь районную больницу сливочного масла или сыра. Заказчик, то есть больница, выставил план-график, в соответствии с которым должны осуществляться поставки.

Объём еженедельной поставки не очень велик. Пусть это будет сто килограммов или четыре-пять коробок продукта. Поставщик должен подсчитать, во сколько ему обойдётся доставка этих коробок до больницы. Поскольку груз невелик, то она может обойтись недёшево. Гнать специально какой-нибудь грузовик ради доставки этих упаковок в место назначения - очень дорогое удовольствие.

Чтобы снизить затраты, поставщику нужно искать компаньонов, которые везут в ту же самую больницу в тот же день, например, мясные или рыбные продукты, бакалейные товары и так далее. Поскольку нет гарантий, что он найдёт при исполнении контракта подобных попутчиков, поставщик на торгах вынужден закладывать в цену продукта дополнительные затраты на логистику.

Вот вам и ответ на вопрос, почему сегодня цены на рынке госзакупок продовольствия примерно такие же, а то и выше, чем в супермаркетах, хотя реально должны быть существенно ниже, так как в нашем случае продаётся не одна пачка того же сливочного масла, а имеет место долгосрочный контракт на сравнительно приличную сумму.

Этим в основном и объясняется тот факт, что 70 процентов поставщиков и производителей не выполняют всецело условия контрактов по поставкам продуктов питания в учреждения социальной сферы. Не обладают они финансовыми возможностями, чтобы гнать полупустые машины до той же районной больницы. В итоге срыв планов-графиков поставок продовольствия в те или иные учреждения социальной сферы - это обычное дело.

А теперь войдём в роль заказчика, то есть главного врача районной больницы. Он понимает, что с поставками продуктов питания есть и будут проблемы. Ему необходимо иметь страховой запас провианта. Соответственно, за счёт краевого или местного бюджета закупаются дополнительные холодильники. В случае же, когда страхового запаса не хватает, представители больницы самолично начинают в экстренном порядке закупать в местных магазинах отсутствующие в их пищеблоках продукты. Что тоже неизбежно сказывается на себестоимости продовольственного обеспечения учреждений социальной сферы.

Но и это ещё не всё. Важно, чтобы продовольственное сырьё было качественное. Необходима его предварительная экспертиза. По этой части дела в крае обстоят неважнецки.

И дело не только в не очень давно произошедших скандалах о случаях массового отравления школьников в Красноярске, ставших достоянием прессы, в том числе и федеральной. Дело в самой системе, как организована профилактика качества продуктов питания в социальной сфере.

У разбитого корыта

Для характеристики ситуации воспользуюсь материалами прямого эфира, проведённого руководителем агентства государственного заказа Красноярского края Марины Вразовской в августе этого года. Все желающие могут заглянуть в социальные сети этого ведомства и найти видеозапись. Поэтому не буду подробно всё пересказывать.

Как выяснилось, ещё в 2018 году с целью контроля качества продуктов питания, поступающих в социальную сферу, была создана, по словам Марины Вразовской, межотраслевая, а по существу - межведомственная рабочая группа, в которую вошли от исполнительной власти региона представители трёх министерств социального блока, агентства госзаказа, службы ветеринарного надзора, а также лица от региональных подразделений двух федеральных ведомств - Роспотребнадзора и Россельхознадзора. Возглавил рабочую группу заместитель председателя правительства Красноярского края Алексей Подкорытов.

Одним из направлений деятельности этой группы стала консолидация информации о результатах лабораторных экспертиз продуктов питания, проводимых время от времени краевым ветнадзором, Роспотребнадзором и Россельхознадзором. Обобщённая информация о случаях фальсификации и контрафакта рассылалась по муниципалитетам.

Агентство госзаказа при этом особо не отслеживало, доходит эта информация до заказчиков или нет. А когда же в прошлом году попыталось выяснить, есть ли результат, то изумилось. Чаще всего информация не доходила до заказчиков или доходила тогда, когда фальсификат или контрафакт уже поступил в пищеблок социального учреждения, превратился в какое-нибудь блюдо и был съеден гражданами.

В 2022 году - видимо, не без влияния известных скандалов об отравлении школьников - той же рабочей группой было принято решение, чтобы в рамках государственного задания краевая ветеринарная служба бесплатно для заказчиков, в рамках государственного задания проводила лабораторный анализ качества продуктов питания.

Отдельные заказчики, наиболее крупные, особенно находящиеся в столице региона, например, краевая клиническая больница и больница скорой медицинской помощи, этими услугами стали пользоваться. Но основная их часть или не знала, что такую услугу можно получить, или пренебрегала ею. Кстати, их можно понять. Если находишься в отдалённой от краевого центра местности, попробуй одним телефонным звонком закажи эту услугу. Не получится.

Да и расходы бюджета на такие экспертизы могут быть очень велики. Одно дело, когда ветеринарный врач или лаборатория проверяет крупную консолидированную партию груза в каком-нибудь распределительном центре или больнице на тысячи коек. Другое дело - когда речь идёт о школе-интернате в каком-нибудь захолустье, куда не так просто добраться.

Кстати, данные лабораторных исследований краевой ветеринарной службы существенно расходятся со статистикой Россельхознадзора. Так, в 2022 году краевой ветнадзор осуществил на описанных выше условиях 280 экспертиз и в 49 процентах случаев выявил некачественные продукты питания. В первой половине этого года были осуществлены 244 проверки, и в 40 процентах случаев обнаружен некачественный провиант.

Расходы на возврат или утилизацию некачественного продовольствия обычно берёт на себя поставщик. Финансовые интересы заказчиков не страдают. Но представьте, сколько времени необходимо уделить этим операциям и сколько лишней головной боли создаёт действующая система госзакупок для учреждений социальной сферы!

В общем, Министерство финансов России как главный идеолог федерального закона о госзакупках, приравняв в нём продукты питания к непродовольственным товарам и отказавшись от разрешения на законодательном уровне использовать логистических посредников типа оптово-распределительного центра (ОРЦ), не только создало предпосылки для удорожания продуктов питания за счёт логистических затрат, но и возложило дополнительные и часто неэффективные расходы на региональные и местные бюджеты по проверке их качества.

По большому счёту, весь социальный блок правительства Красноярского края оказался в заложниках у недальновидной финансовой политики российского Минфина в области госзакупок.

Наказ для нового правительства

В настоящее время в связи с тем, что состоялись выборы и Михаила Котюкова, губернатора, правительство региона распущено. Идёт формирование нового кабинета.

Мне бы не хотелось критиковать членов ушедшего правительства. Работали, как могли. Но важно, чтобы члены нового кабинета министров не совершали ошибок предшественников.

Поэтому не могу не сказать несколько слов о том, что попытался сделать старый кабинет министров для решения проблемы.

Официальная информация на этот счёт скудна. Она сводится к строкам из ответа первого заместителя министра сельского хозяйства и торговли А. Н. Походина на запрос председателя комитета по делам села и агропромышленной политике Законодательного Собрания Красноярского края В. В. Зырянова, любезно присланного последним в редакцию:

"Информирую вас, что материалы газеты "Красноярский рабочий" опубликованные в номерах за 19.07.2023 и 26.07.2023 по компетенции, рассмотрены на совещании, проведённом исполняющим обязанности заместителя председателя правительства Красноярского края А. В. Подкорытовым. В ходе совещания, А. В. Подкорытовым отданы поручения агентству государственного заказа и министерствам образования, социальной политики и здравоохранения, направленные на выработку и обеспечение системных подходов в вопросах улучшения качества питания различных социальных групп".

Более детальной информации пресс-служба губернатора и правительства края в силу известных организационных причин предоставить мне не смогла. Поэтому сообщу лишь об одном известном мне шаге со стороны исполнительной власти края по нормализации ситуации с качеством продуктов питания, поставляемых в социальную сферу.

Власти региона озаботились в первую очередь тем, чтобы учреждения социальной сферы края владели информацией о контрактах, в ходе реализации которых имелись случаи поставок на территорию края продовольственного фальсификата и контрафакта. Благодаря этому, как считается, бюджетные учреждения перед заключением контракта смогут выяснить, добропорядочен ли поставщик, с которым по результатам аукциона или конкурса им придётся заключать контракт.

Местом сосредоточения этой информации, получившим наименование "реестр экспертиз", стала одна из электронных торговых площадок (ЭТП) - из тех, что аккредитованы работать по федеральному закону № 44. Не знаю, во всех ли, но в одном из упомянутых министерств социального блока точно был издан приказ, согласно которому заказчикам предложено пользоваться бесплатно этим, специально созданным ля Красноярского края, сервисом. ЭТП не только создала "реестр экспертиз", но и в сентябре провела ряд вебинаров, посвящённых работе сервиса.

Как известно, сегодня в крае около 1 700 заказчиков социальной сферы, которые покупают продукты питания по федеральному закону № 44. Далеко не все заказчики, работающие в регионе, до сей поры пользовались услугами указанной ЭТП. Многие из них предпочитали другие площадки. Отныне же все региональные заказчики, чтобы получить доступ к "реестру экспертиз", должны быть представлены и на площадке, которая этот сервис имеет и поддерживает.

В июле текущего года в федеральный закон "О защите конкуренции" внесена статья 10.1. "Запрет на осуществление монополистической деятельности хозяйствующим субъектом, владеющим цифровой платформой". Есть основания полагать, что конкуренты специально не названной мною ЭТП могут затеять судебные тяжбы на тему того, что правительство нашего края создало регионального монополиста среди ЭТП. Не считаю необходимым направлять соответствующий запрос в Федеральную антимонопольную службу. Думаю, что новое правительство края с этим разберётся.

Школьные скандалы и новая логистика

Систему школьного питания Красноярска сегодня раздирают скандалы. В один из первых дней сентября дети значительной части города были лишены возможности отведать пищи в школьных столовых из-за того, что неведомый подрядчик поставил некачественный говяжий и свиной фарш.

Это сырьё компания, выигравшая конкурс и ответственная за общественное питание в школах нескольких районов краевого центра, отказалась использовать для приготовления пищи. Один из чиновников мэрии по этой причине был уже скоропалительно отправлен в отставку.

Причина случившегося кроется, скорей всего, в том, что 29 марта 2023 года вышло постановление российского правительства, которым резко ужесточены требования к качеству школьного питания. Одна из мер - введение так называемой суточной пробы. Образец каждого блюда, подаваемого на обеденный стол школьников, должен быть упакован, опечатан и храниться в течение суток в специально отведённом для этой цели холодильнике.

Понятно, что значительной части муниципалитето пришлось серьёзно раскошелиться на приобретение сравнительно небольших холодильников для школ. Но результаты этой меры уже налицо. Неназванная мною фирма (не хочу делать ей рекламу) вынуждена была взять в аренду помещение в одном из распределительно-логистических центров Красноярска и нанять ветеринарного врача для проверки качества сельскохозяйственного сырья и готовой продовольственной продукции. И только после проверки логистический оператор, то есть тот же самый ОРЦ, развозит эти грузы по школам и пищеблокам.

В этом примере соединилась и современная логистика, и своевременная и сравнительно недорогая по себестоимости экспертиза качества продуктов. Возможно, это один из путей решения проблемы и цены, и качества продуктов питания, поступающих в бюджетную сферу. Но этот путь в современных условиях доступен лишь для особо крупных компаний или компаний, получивших особо крупный заказ, при осуществлении которого расходы на содержание лаборатории по проведению экспертиз не очень сильно влияют на итоговый коммерческий результат.

Бизнес стихийно, сам, вернее - под влиянием ужесточения нормативной базы, подошёл к той схеме, которая не прописана в федеральном законе № 44 и игнорируется, но должна быть, с моей точки зрения, по инициативе именно государства распространена повсеместно по стране.

Комментарии (1)

Отклик в группе «КР» в «Одноклассниках»

Владимир Васильев: “В сталинские времена технологам за подобные фальсификации давали срока до 8 лет, это была очень эффективная мера для борьбы с такими явлениями».

Пожаловаться

Войдите, чтобы пожаловаться

Напишите свой комментарий

Гость (премодерация)

Войти

Войдите, чтобы добавить фото

Впишите цифры с картинки:

Войти на сайт, чтобы не вводить цифры