Продовольственная безопасность Красноярья пока не гарантируется

Добавить в закладки

Удалить из закладок

Войдите, чтобы добавить в закладки

29.08.2023 16:08
0

Читать все комментарии

5627

В номерах газеты "Красноярский рабочий" за 19 и 26 июля 2023 года была опубликована статья Владимира Пантелеева "Как обеспечить продовольственную безопасность социальной сферы Красноярья".

Напомним, что в ней на конкретных фактах было показано, что качество продуктов питания, поступающих в бюджетные учреждения Красноярского края, далеко не всегда соответствует действующим стандартам. Нередки случаи, когда через систему госзакупок покупаются фальсифицированные, небезопасные для здоровья продукты.

С целью решения проблемы в статье предлагается усовершенствовать систему госзакупок продовольствия, в частности, привести в соответствие с Доктриной продовольственной безопасности России отдельные статьи федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (44-ФЗ).

Вместе с тем, как показано в этом материале, региональные власти, не дожидаясь внесения изменений в федеральную нормативно-правовую базу, обладают достаточными полномочиями, чтобы реорганизовать систему госзакупок продовольствия на своих территориях, сделать её более эффективной не только с точки зрения контроля качества продовольствия, но и с точки зрения экономии бюджетных средств. Подобные преобразования в Вологодской и Самарской областях стали также одним из источников своеобразного экономического бума АПК этих регионов.

В силу социальной значимости материала редакция направила его с просьбой дать комментарий в правительство Российской Федерации, Совет Федерации и Государственную Думу Федерального Собрания РФ, исполняющему обязанности губернатора и Законодательное Собрание Красноярского края.

Краевая власть: продолжают изучать

Как нам сообщили в структурных подразделениях правительства и Законодательного Собрания края, отвечающих за связи с общественностью, материалы статьи взяты в работу.

Кроме того, в редакцию поступило письмо от председателя комитета по делам села и агропромышленной политике Законодательного Собрания края В. В. Зырянова о том, что в связи с необходимостью получения дополнительной информации редакционное обращение было направлено исполняющему обязанности заместителя председателя правительства Красноярского края - министра сельского хозяйства и торговли Л. Н. Шорохову и руководителю управления Россельхознадзора по Красноярскому краю В. С. Филимохину.

Будем рады получить ответы от краевых властей. А пока считаем необходимым познакомить читателей с ответами, поступившими из федеральных властных структур.

Совет Федерации: принято к сведению

Первым на наше обращение отреагировал Совет Федерации. Правда, совершенно формально, пытаясь отмахнуться от газеты, как от назойливой мухи.

В письме, подписанном заместителем начальника управления аппарата СФ РФ И. В. Харламовой, сообщается, что обращение рассмотрено и принято к сведению.

Госдума: предложения будут учтены

Из Государственной Думы ответ поступил на имя автора материала. Приведём его с незначительными сокращениями:

"Уважаемый Владимир Иванович! Выражаем вам огромную признательность за неравнодушное отношение к проблемам агропромышленного комплекса нашей страны.

Разрешение проблем агропромышленного комплекса является нашей общей совместной важной работой, объединение усилий по достижению показателей Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия - главной целью. Мы совместно с вами ищем цивилизованные и эффективные решения задач развития сельского хозяйства. Значимость устойчивого развития сельских территорий для аграрной отрасли в целом является главной задачей.

Вопросы осуществления комплекса системных мер, направленных на обеспечение продовольственной независимости страны, повышения качества продовольственных товаров, в том числе в части фальсификации продовольственных товаров обсуждаются на заседаниях Государственной Думы и комитета по аграрным вопросам.

Ваши предложения обязательно будут учтены в работе комитета по аграрным вопросам.

В. И. КАШИН,

председатель комитета по аграрным вопросам Государственной Думы".

Минфин РФ: ничего менять не нужно

Из правительства России редакция получила два письма.

В первом, подписанном исполняющим обязанности директора департамента пресс-службы и референтуры правительства РФ А. В. Крыминым, сообщалось, что поскольку Федеральный закон N 44-ФЗ от 5 апреля 2013 года "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" находится в ведении Министерства финансов Российской Федерации, а предложения, изложенные в статье, касаются приведения этого закона в соответствие с Доктриной продовольственной безопасности, то статья направлена для рассмотрения и ответа в указанное министерство.

Спустя некоторое время пришёл ответ из Минфина России, адресованный на имя как автора статьи, так и главного редактора. Приведём его целиком.

"Пантелееву В. И.

Павловскому В. Е.

Копия: Аппарат правительства Российской Федерации.

Уважаемые Владимир Иванович и Владимир Евгеньевич!

Направляем комментарии по вопросу осуществления закупок продуктов питания в связи с вашим материалом, опубликованным в газете "Красноярский рабочий" и направленным письмом Аппарата правительства Российской Федерации от 3 августа 2023 года N П39-19706.

З. Ш. ИМРАНОВ,

заместитель директора департамента бюджетной политики в отраслях экономики Министерства финансов РФ.

Комментарии по материалу в газете "Красноярский рабочий" (номера за 19 и 26 июля 2023 года).

Федеральный закон от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок (часть 1 статьи 1 Закона N 44-ФЗ).

В настоящее время положения Закона N 44-ФЗ позволяют осуществлять закупки продуктов питания для организаций как с применением конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), с установлением дополнительных требований к участникам закупки, так и осуществлять такие закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

Правила, которыми должен руководствоваться заказчик при описании объекта закупки в случаях, предусмотренных Законом N 44-ФЗ, установлены статьёй 33 Закона N 44-ФЗ.

Так, согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона N 44-ФЗ допускается использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

Таким образом, при осуществлении закупок продуктов питания или услуг по организации питания заказчики, в том числе, обязаны руководствоваться требованиями, предусмотренными Федеральным законом от 2 января 2000 года N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов", Федеральным законом от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ "О техническом регулировании", а также Техническим регламентом Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции" ТР ТС 021/2011, устанавливающим требования безопасности (включая санитарно-эпидемиологические, гигиенические и ветеринарные) к пищевой продукции, выпускаемой в обращение на таможенной территории Таможенного союза.

В соответствии с частью 2 статьи 31 Закона N 44-ФЗ постановлением правительства Российской Федерации от 29 декабря 2021 года N 25711 установлены дополнительные требования к участникам закупок на оказание услуг общественного питания и (или) поставку пищевых продуктов, закупаемых для организаций, осуществляющих образовательную деятельность, медицинских организаций, организаций социального обслуживания, организаций отдыха детей и их оздоровления о наличии опыта исполнения участником закупки договора, предусматривающего оказание услуг общественного питания и (или) поставки пищевых продуктов (позиция 33 приложения к Постановлению N 2571).

Указанные требования направлены на определение заказчиками поставщиков (подрядчиков, исполнителей), обладающих соответствующим опытом, и исключают возможность участия в закупках недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Также следует отметить, что в соответствии с частью 11 статьи 34 Закона N 44-ФЗ постановлением правительства Российской Федерации от 29 марта 2023 года N 4982 утверждены типовые условия контрактов на оказание услуг питания детей, обучающихся по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, которые вступили в силу с 1 мая 2023 года и подлежат обязательному применению заказчиками при осуществлении закупок.

Обращаем внимание, что исполнение контракта включает в себя комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки, в том числе приёмку поставленного товара, включая проведение в соответствии с Законом N 44-ФЗ экспертизы поставленного товара (пункт 1 части 1 статьи 94 Закона N 44-ФЗ).

Так, заказчиком может быть направлен в письменной форме мотивированный отказ от подписания документа о приёмке до устранения нарушения требований контракта.

При этом в случае ненадлежащего исполнения поставщиком условий контракта заказчик вправе применить штрафные санкции в размере, предусмотренном контрактом, а также принять решение о расторжении контракта в одностороннем порядке.

Информация о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которым расторгнуты контракты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов, включается в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в соответствии с положениями статьи 104 Закона N 44-ФЗ. Необходимо отметить, что положениями статьи 25 Закона N 44-ФЗ предусмотрена возможность проведения совместного конкурса или аукциона при осуществлении закупок одних и тех же товаров, работ, услуг на основании заключённого в соответствии с указанной статьёй соглашения о проведении совместного конкурса или аукциона.

Кроме того, положениями статьи 26 Закона N 44-ФЗ предусмотрена возможность централизации закупок путём создания в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами государственных органов, муниципальных органов, казённых учреждений, уполномоченных на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для заказчиков, либо путём наделения государственных (муниципальных) органов, казённых учреждений из числа существующих полномочиями на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для соответствующих заказчиков (часть 1 статьи 26 Закона N 44-ФЗ).

На основании части 3 статьи 26 Закона N 44-ФЗ высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией на один или несколько органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, казённых учреждений субъекта Российской Федерации, муниципальных органов, муниципальных казённых учреждений, могут быть возложены полномочия на:

- определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для нескольких органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, казённых, бюджетных учреждений и государственных унитарных предприятий субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления, муниципальных казённых, бюджетных учреждений и муниципальных унитарных предприятий;

- планирование закупок, определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей), заключение контрактов, их исполнение, в том числе на приёмку поставленных товаров, выполненных работ (их результатов), оказанных услуг, обеспечение их оплаты для нескольких органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, казённых, бюджетных учреждений и государственных унитарных предприятий субъекта Российской Федерации.

Таким образом, положения Закона N 44-ФЗ позволяют осуществлять централизованные закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в том числе по "полному циклу", включая приёмку поставленных товаров.

Учитывая изложенное, механизмы, предусмотренные законодательством о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, являются достаточными для осуществления закупок продуктов питания".

Лукавство российского Минфина

Как я уже писал в комментируемой статье, Минфин России без понуждения сверху и сбоку не пойдёт на внесение изменение в федеральный закон "О контрактной системе..." (44-ФЗ).

Об этом наглядно свидетельствует и приведённый выше ответ этого ведомства на обращение редакции. Анонимные авторы (исполнитель или исполнители комментариев по материалу в газете "Красноярский рабочий" в тексте не указаны) утверждают, что дополнительные требования к поставщикам продуктов питания, введённые постановлением правительства Российской Федерации от 29 декабря 2021 года N 2571 "исключают возможность участия в закупках недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)".

Как известно, это постановление вступило в силу 1 января 2022 года. Соответственно, если следовать логике авторов ответа, недобросовестных поставщиков быть не должно. Однако это не так.

В своём материале я привёл факт, что Ирбейская районная больница в 2022 году по итогам двух электронных аукционов, проведённых в полном соответствии с 44-ФЗ, заключила контракты на поставки молочной продукции с ООО "Алгоритм Капитал" на сумму 214 тысяч рублей и с ООО "Группа Алмаз" на сумму 131 тысяча рублей. Поставки осуществлялись в 2023 году. Однако, как потом выяснило управление Россельхознадзора по краю, эти компании занимались поставками фальсификата!

Напомню, что вышеупомянутым постановлением введены два дополнительных требования к поставщикам продуктов питания. Во-первых, наличие опыта исполнения участником закупки контрактов по поставкам пищевых продуктов. А во-вторых, цена по договору должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта (НМЦК).

Поясню для тех, кто не в теме. НМЦК - это сумма, с которой начинаются торги. Тот, кто предложил слишком маленькую цену, из торгов автоматически выбывает.

Разумеется, свой опыт по поставкам продуктов питания потенциальный поставщик должен подтверждать документально, предъявив уже исполненный контракт и акт его выполнения. Однако есть в тексте постановления существенная оговорка: если НМЦК не превышает 500 тысяч рублей, то требование о наличии опыта может не применяться.

Из этого вытекает два вывода. Во-первых, Ирбейская районная больница имела полное право не требовать, чтобы потенциальный поставщик имел соответствующий опыт поставок. Не исключено, что именно по этой причине и "налетела" в упомянутых мною случаях на поставки фальсифицированной молочной продукции. А во-вторых, анонимные авторы ответа из Минфина России откровенно лукавили, утверждая, что недобросовестные поставщики не имеют возможности участвовать в госзакупках продовольствия.

Действующая нормативно-правовая база не позволяет предотвратить поставки фальсифицированных продуктов питания в бюджетные учреждения. Её нужно корректировать.

И, кстати, в ответе Минфина России нет ни слова о том, что это ведомство собирается приводить 44-ФЗ в соответствие с Доктриной продовольственной безопасности России.

Напишите свой комментарий

Гость (премодерация)

Войти

Войдите, чтобы добавить фото

Впишите цифры с картинки:

Войти на сайт, чтобы не вводить цифры