Страницы истории. Героический бой за Диксон

Добавить в закладки

Удалить из закладок

Войдите, чтобы добавить в закладки

23.08.2022 12:40
0

Читать все комментарии

4390

Красноярский край в годы Великой Отечественной войны был самым восточным регионом Советского Союза, на территории которого велись боевые действия с немцами. Оборона порта и посёлка Диксон в 1942 году стала одной из самых героических страниц в истории нашего региона.

Остров Диксон расположен на побережье Енисейского залива и отделён от западного берега Таймыра полуторакилометровым проливом. Остров был открыт русскими поморами в начале XVII века, а в 1738 году, в ходе Великой Северной экспедиции, и получил название "Большой северо-восточный".

В разное время он носил названия "Долгий" и "Кузькин". Современное имя остров получил в честь шведского купца Оскара Диксона, профинансировавшего экспедицию полярного исследователя А. Э. Норденшельда в 1875 году из Швеции в устье Енисея.

Первое строение на Диксоне - деревянный амбар для угля - возвёл полярный исследователь Э. В. Толль в 1901 году. В 1915-м в ходе гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана на Диксоне была основана вспомогательная временная база для помощи судам "Таймыр" и "Вайгач". На остров завезли запасы угля, продовольствия и построили радиостанцию.

Датой основания посёлка считается 25 августа (7 сентября 915 года, в этот день радиостанция "Диксон" впервые вышла в эфир.

По окончании экспедиции база на Диксоне была закрыта, однако по инициативе Полярной комиссии Российской академии наук временная база была переоборудована в постоянную гидрометеорологическую станцию. С 1 сентября 1916 года на Диксоне начались постоянные наблюдения за погодой, которые были прерваны лишь Гражданской войной. С 1924 года станция возобновила работу.

Визитной карточкой Диксона в 1920-1930-х годах была стоящая среди безлюдных просторов 107-метровая мачта радиостанции, которая запечатлена на многих исторических фотографиях. На одном из снимков, который хранится в фондах Красноярского краевого краеведческого музея, на фоне этой радиомачты виден немецкий дирижабль "Граф Цеппелин", который пролетел над островом в 1931 году.

Официально этот полёт считался научной экспедицией. Немецкий дирижабль, путешествуя над советской Арктикой, проводил различные исследования и аэрофотосъёмку. Однако полёт имел важное значение для немецких военных, которые были заинтересованы в составлении точных карт арктического побережья СССР. Сведения, полученные в ходе экспедиции, использовались затем во время войны.

С 1930-х годов началось развитие Северного морского пути - кратчайшей дороги из Азии в Европу. Остров Диксон, находившийся в середине маршрута и имеющий удобную гавань, приобрёл огромное значение. В 1934 году здесь началось строительство причала, угольной базы и самого мощного в Арктике радиоцентра. На материковой части побережья, отделённой от острова полуторакилометровым проливом, построили посёлок.

В навигацию 1935 года гавань Диксона посетили около 70 судов. С этого момента он становится важнейшим узловым пунктом. Строительство порта и посёлка продолжалось вплоть до начала войны.

С началом Великой Отечественной в советском Заполярье развернулись активные боевые действия. Сражения велись не только на суше за Кольский полуостров, но и в Баренцевом, Белом и Карском морях. Немецкий флот охотился за арктическими конвоями, доставлявшими в СССР грузы от союзников: оружие, технику, боеприпасы, медикаменты и продовольствие.

В мае 1942 года фашистское командование приступило к разработке операции под названием "Вундерланд", что в переводе с немецкого означает "Страна чудес". Командование ВМФ Третьего рейха планировало в ходе этой операции уничтожить советские конвои и порт Амдерма на Югорском полуострове.

От японских союзников нацисты узнали о советском конвое из 4 ледоколов и 19 грузовых судов, направлявшемся на запад через Берингов пролив. Ещё один советский конвой, идущий на восток, в США, обнаружила немецкая авиация. Поэтому немецкое командование предполагало перехватить оба конвоя в районе пролива Вилькицкого и уничтожить не только транспорты с грузами, но и ледоколы, без которых дальнейшие поставки Северным морским путём были бы невозможны.

Для перехвата конвоев немцы отправили тяжёлый крейсер "Адмирал Шеер". Также в операции "Вундерланд" для разведки и нападения на советские полярные станции были задействованы несколько немецких подводных лодок.

16 августа 1942 года "Адмирал Шеер" вышел в море из Скомм-фьорда в районе Нарвика. На следующий день немецкие моряки обнаружили советское судно "Фридрих Энгельс", однако атаковать его не стали, чтобы не выдать себя раньше времени. 19 августа, обогнув северную оконечность Новой Земли, "Адмирал Шеер" вышел в Карское море.

Во время похода немцы придавали большое значение ледовой обстановке. Ведь в случае попадания во льды или получения повреждений от крупных льдин оказать помощь такому крупному кораблю на большом удалении от базы было невозможно. Поэтому осторожность и порой нерешительность командира немецкого крейсера во время операции "Вундерланд" можно объяснить тяжёлой ледовой обстановкой и опасениями за вверенное ему судно. Командовал "Адмиралом Шеером" Вильгельм Меендсен-Болькен - опытный моряк, участник Первой мировой войны.

23 августа запущенный с немецкого крейсера гидросамолёт обнаружил советский конвой, идущий с запада на восток в сторону пролива Вилькицкого. Однако из-за туманов и тяжёлой ледовой обстановки перехватить его не удалось. После потери гидросамолёта, разбившегося во время приводнения, нацисты лишились основного средства разведки и поэтому были вынуждены отказаться от преследования советского конвоя.

Командир тяжёлого крейсера принял решение вернуться к Таймырскому полуострову и захватить какое-нибудь советское судно с целью получения сведений о ледовой обстановке.

25 августа "Адмирал Шеер" вышел в район юго-западнее архипелага Норденшельда. Около полудня немцы заметили советский корабль - ледокольный пароход "Александр Сибиряков".

Это судно было построено в Великобритании в 1909 году и первоначально носило название "Беллавенчур". В 1915 году корабль был приобретён российским правительством для совершения рейсов в Белом море. Пароход переименовали и назвали в честь купца и исследователя Сибири Александра Михайловича Сибирякова.

В 1932 году "Александр Сибиряков" с экспедицией О. Ю. Шмидта первым в истории совершил переход за одну навигацию Северным морским путём из Белого моря в Берингово. За это плавание ледокольный пароход "Александр Сибиряков" наградили орденом Трудового Красного Знамени.

"Александром Сибиряковым" во время войны командовал Анатолий Алексеевич Качарава. Капитан, как и вся команда парохода, был гражданским моряком, однако во время войны Анатолию Алексеевичу было присвоено звание старшего лейтенанта. В своём последнем рейсе героический пароход вёз на полярные станции новую смену исследователей и припасы для зимовки, в том числе 300 бочек с горючим.

Встретив "Александра Сибирякова", нацисты пошли на хитрость: они подняли военно-морской флаг США и повернулись к пароходу носом, чтобы их было сложнее опознать. Сигнальным прожектором немцы передали сообщение на русском языке: "Кто вы, куда вы направляетесь, подойдите ближе".

Однако командир советского корабля А. А. Качарава не поддался на эти уловки и, направив судно к ближайшему острову Белуха, передал радиограмму в порт Диксон об обнаружении неизвестного крейсера.

Немцы, догоняя пароход "Александр Сибиряков", запрашивали информацию о ледовой обстановке. Поняв, что план не сработал, они стали ставить помехи и глушить радиосообщение "Александра Сибирякова" с Диксоном. Над крейсером "Адмирал Шеер" был поднят немецкий военно-морской флаг и передано сообщение с требованием лечь в дрейф.

После предупредительного выстрела с немецкого корабля советские моряки вступили в неравный бой. На "Александре Сибирякове" с началом войны были установлены два 76-миллиметровых и два 45-миллиметровых орудия, а также два 20-миллиметровых зенитных автомата. Для обслуживания орудий на судне, помимо экипажа, имелась артиллерийская команда. Однако, несмотря на наличие вооружения на советском корабле, он не мог на равных противостоять даже эсминцу, не говоря уже о крейсере.

Тяжёлый крейсер "Адмирал Шеер" имел мощное вооружение: шесть 280-миллиметровых орудий главного калибра, восемь 150-миллиметровых орудий вспомогательного калибра, шесть 88-миллимеровых и восемь 37-миллиметровых зенитных орудий, десять  20-миллиметровых автоматов и торпедные аппараты. Его защищала броня толщиной от 40 до 150 миллиметров.

После первых же выстрелов на "Александре Сибирякове" взорвались 300 бочек с бензином, отчего многие находившиеся на борту люди получили ожоги. Кормовая артиллерия советского парохода была уничтожена, однако носовая батарея продолжала вести огонь, а капитан Качарава, получив контузию, руководил боем. Советские моряки надеялись добраться до острова Белуха, однако после попадания снаряда в машинное отделение "Александр Сибиряков" потерял ход.

Тяжело раненного в руку капитана Качараву сменил принявший командование кораблём комиссар Зелик Абрамович Элимелах. Он приказал спустить шлюпки и покинуть корабль. В первую шлюпку сели женщины и раненые. Во вторую погрузились моряки и раненый капитан. По приказу комиссара старший механик Николай Григорьевич Бочурко открыл кингстон (задвижка для приёма забортной воды), чтобы затопить корабль. Комиссар и старший механик остались на тонущем корабле.

Всего бой "Александра Сибирякова" с "Адмиралом Шеером" занял 43 минуты. Шлюпку с ранеными и женщинами немцы потопили, а к оставшейся выслали катер, чтобы взять пленных. Несколько советских моряков отказались сдаться и были убиты.

В плен попали, по разным сведениям, от 18 до 22 человек из 104 находившихся на борту парохода. Лишь тринадцати из них удалось выжить в немецких лагерях и вернуться на Родину.

Только один человек с "Александра Сибирякова" смог не только выжить, но и избежать плена. Кочегар Павел Иванович Вавилов одним из последних покинул тонущее судно. Сначала он держался на бревне, а потом забрался в опустевшую шлюпку, с которой немцы забрали пленных. Там советский моряк обнаружил немного воды, галеты, спички, топорик и пистолет. По пути к острову Белуха он подобрал из воды выжившую собаку, некоторые вещи и мешок с отрубями.

Несмотря на принятые меры по розыску выживших членов экипажа "Александра Сибирякова", лишь 24 сентября с парохода "Садко" заметили на острове человека, размахивающего белым полотенцем. Из-за шторма подобрать выжившего не получилось.

Отправленный для спасения гидросамолёт заметил на острове выложенную из досок надпись: "Команда Сибир спасите". Однако погодные условия вновь не позволили эвакуировать советского моряка. С самолёта сумели лишь сбросить спальный мешок и пакет с продуктами. Только 29 сентября гидросамолёту удалось приводниться у острова. Кочегар Вавилов бросился в ледяную воду и добрался до самолёта, который эвакуировал "полярного Робинзона" на "большую землю".

Скоротечный неравный бой ледокольного парохода "Александр Сибиряков" с тяжёлым крейсером "Адмирал Шеер" сыграл важную роль в провале операции "Вундерланд". Благодаря сообщению, отправленному с погибшего парохода, советское командование узнало о наличии немецкого крейсера в Карском море. Получившие предупреждение караваны судов сумели избежать столкновения с врагом и без потерь добраться до мест назначения.

Капитан крейсера "Адмирал Шеер" Вильгельм Меендсен-Болькен, понимая, что перехватить советские караваны ему не удалось, решил приступить ко второй части плана и атаковать порт Диксон. Немцы рассчитывали высадить десант, уничтожить всю портовую инфраструктуру и припасы. Однако благодаря самоотверженности советских моряков с парохода "Александр Сибиряков" противник лишился фактора неожиданности.

На Диксоне началась подготовка к обороне. Посёлок и порт должны были защищать две - 152-миллиметровая и 130-миллиметровая - береговые и одна 45-миллиметровая зенитная батареи. Однако по приказу командования эти пушки были демонтированы для отправки на базу в губе Белушья. Поэтому к моменту появления немецкого крейсера на берегу остались лишь две 152-миллиметровые гаубицы, которые ещё не успели погрузить на корабль.

Также на Диксоне находился сторожевой корабль СКР-19 (бывший пароход "Дежнёв") под командованием старшего лейтенанта А. С. Гидулянова и пароход "Революционер" под командованием капитана Ф. Д. Панфилова. Ещё в гавани стоял невооружённый пароход "Кара" под командованием капитана Г. Р. Мирошниченко с грузом взрывчатки.

В ночь с 26 на 27 августа 1942 года "Адмирал Шеер" обошёл с юга остров Диксон и направился в пролив. Командир немецкого крейсера решил в первую очередь расправиться с советскими судами, а лишь затем высадить десант. Несмотря на туман и дождь, на острове заметили вражеский крейсер и приготовились к бою.

Ситуация для защитников складывалась тяжёлая. Из трёх советских судов, находившихся в порту, один пароход, полный взрывчатки, был фактически плавающей бомбой, способной при попадании вражеского снаряда уничтожить весь порт, а ещё два судна имели только 76-миллиметровые и 45-миллиметровые орудия, которые не могли причинить серьёзный вред бронированному вражескому крейсеру.

Главной надеждой защитников стали две 152-миллиметровые гаубицы батареи N 569 старшего лейтенанта Н. М. Корнякова. Времени устанавливать орудия на заранее подготовленные позиции не было. Поэтому гаубицы поставили недалеко от пирса на фоне чёрных скал, которые должны были маскировать батарею.

Как только стало известно о появлении врага, навстречу нацистскому крейсеру направился СКР-19. Поскольку капитан сторожевика старший лейтенант А. С. Гидулянов в этот момент находился на берегу и искал место для выгрузки артиллерийских орудий, то судном в бою командовал помощник капитана С. А. Кротов. Под его руководством СКР-19, умело маневрируя, выставив дымовую завесу, двинулся поперёк курса крейсера. Однако после нескольких вражеских попаданий корабль сел на мель и не смог вести бой.

"Адмирал Шеер" не стал тратить время, добивая повреждённый корабль, и переключился на следующий пароход. "Революционер", несмотря на дымовую завесу, получил несколько прямых попаданий. Однако советские моряки продолжили бой и под вражеским огнём тушили пожары, заделывали пробоины. Раненый капитан "Революционера" Ф. Д. Панфилов оставался на мостике до самого конца сражения.

В этот критический момент боя сказали своё слово советские гаубицы. Командир батареи лейтенант Корняков сам встал за одно из орудий и вёл огонь по нацистам. В отличие от корабельных орудий малого и среднего калибра, снаряды наших гаубиц представляли серьёзную опасность для немецкого корабля.

"Адмирал Шеер" называли "карманным линкором". Будучи тяжёлым крейсером, он по вооружению был близок к линкору. Однако при мощности его артиллерии проблемой было более слабое бронирование. Поэтому попадание крупнокалиберного снаряда в уязвимое место могло причинить немецкому крейсеру серьёзный урон.

Советские пушки стояли под открытым небом на необорудованной позиции и стреляли сквозь дым и туман почти вслепую. Однако этого хватило, чтобы заставить противника изменить план. Немцы решили зайти в пролив с другой стороны.

Пока "Адмирал Шеер", огибая остров с севера, вёл огонь по метеостанции, артиллеристы с помощью бойцов отряда народного ополчения быстро развернули пушки. И как только немцы попробовали войти в пролив, их вновь встретил огонь орудий лейтенанта Николая Корнякова.

Не решившись близко подходить к берегу, нацисты обстреляли остров Диксон, попав в электростанцию и радиоцентр. Густой дым от горящей солярки и угля помешал вести прицельный огонь и создал впечатление серьёзных разрушений.

Не сумев в ходе боя подавить огонь береговой батареи, капитан Вильгельм Меендсен-Болькен решил отказаться от высадки десанта и отступить. Возможно, свою роль сыграла военная хитрость, которую придумал штаб морских операций. Советский радист с Диксона отправил открытым текстом сообщение на самолёт ледовой разведки. Лётчики, не имевшие никакого вооружения, поняли, что от них требуется, и выдали в эфир ложные сведения о скором прибытии на остров эскадрильи военных самолётов.

Во время боя за Диксон немцы не понесли серьёзного урона. По советским данным, в "Адмирал Шеер" попали два снаряда, один из которых повредил 150-миллиметровое орудие. Подтверждением этого служат воспоминания находившихся в плену на вражеском крейсере членов экипажа "Александра Сибирякова".

Немецкие источники опровергают эти сведения. Однако и сами нацисты значительно преувеличили урон, нанесённый посёлку Диксон. Возможно, как нередко бывает во время войны, обе стороны преувеличили свои успехи.

С уходом "Адмирала Шеера" битва за Диксон завершилась. Разрушения на острове оказались незначительными, а корабли СКР-19 и "Революционер" отремонтировали. Оборона Диксона была усилена, а военным начальником порта назначили старшего лейтенанта Н. М. Корнякова, отличившегося в бою с немецким крейсером.

Хотя военные действия в Арктике продолжились, немцы больше не предпринимали крейсерских рейдов и использовали для охоты за советскими конвоями подводные лодки.

После окончания Великой Отечественной войны капитан парохода "Александр Сибиряков" А. А. Качарава был награждён орденом Красного Знамени. Долгие годы он работал на кораблях "Главсевморпути", а затем возглавил Грузинское морское пароходство.

Выживший на необитаемом острове кочегар П. И. Вавилов продолжил работать на судах Арктического флота и в 1960 году "за самоотверженный труд" был удостоен звания Героя Социалистического Труда.

Командир артиллерийской батареи Н. М. Корняков дослужился до звания подполковника и был похоронен в 1985 году рядом с обелиском защитникам Диксона.

Бой ледокольного парохода "Александр Сибиряков" с тяжёлым крейсером "Адмирал Шеер" лёг в основу художественных произведений: повести писателя Е. Л. Баренбойма "Операция "Вундерланд" и одноимённого художественного фильма. В 1991 году художник М. В. Петров-Маслаков посвятил свою картину "Бой с фашистским линкором "Адмирал Шеер" у острова Диксон. 1942 г." обороне Диксона.

В 1965 году координаты места гибели парохода "Александр Сибиряков" объявили местом боевой славы. Все суда, проходящие мимо, приспускают флаги и подают звуковые сигналы. В 2015 году состоялась экспедиция к месту гибели ледокольного парохода "Александр Сибиряков". Водолазы закрепили на борту погибшего корабля памятную табличку.

Поднятые с глубины 49 метров элементы корпуса и вооружения "Александра Сибирякова" передали в Ямало-Ненецкий окружной музейно-выставочный комплекс имени И. С. Шемановского. К 80-летию обороны Диксона эти уникальные экспонаты прибыли в Красноярск, на выставку Красноярского краевого краеведческого музея "Бой за Диксон. Подвиг во льдах". Выставка откроется 25 августа на пароходе-музее "Св. Николай" и продлится до конца сентября.

Михаил НОВОСЁЛОВ,

научный сотрудник Красноярского краевого краеведческого музея.

Напишите свой комментарий

Гость (премодерация)

Войти

Войдите, чтобы добавить фото

Впишите цифры с картинки:

Войти на сайт, чтобы не вводить цифры