Мост в будущее Сибири
Река Енисей, как известно, делит территорию Красноярского края на две части. В связи с такой географической особенностью мосты в регионе выполняют не только важную социальную, но и значимую экономическую роль. Об этом на прошлой неделе в очередной раз напомнило большое событие - стартовало строительство новой переправы через одну из крупнейших рек страны.
Самый северный
Возведения моста в районе посёлка Высокогорский Енисейского района ждали несколько десятилетий. Началу строительству седьмой по счёту автомобильной переправы был дан губернатором Красноярского края Александром Уссом 28 октября.
Это событие по праву можно назвать историческим для региона. Во-первых, Высокогорский мост станет самым северным через Енисей, во-вторых, это первый крупный инфраструктурный объект промышленного развития Ангаро-Енисейского экономического района.
- Строительство Высокогорского моста имеет стратегическое значение для края. Поскольку это, можно сказать, мост в будущее Енисейской Сибири. Подрядчиком является надёжное предприятие "Мостострой-11", на счету которого создание около трёх тысяч инфраструктурных объектов, в том числе Керчинского моста. Считаю, это говорит о многом, - сказал во время церемонии открытия губернатор.
Возведение автодорожного мостового перехода включено в национальный проект "Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры до 2024 года". Средства в объёме 8,3 миллиарда рублей предусмотрены в равных долях в краевом и федеральном бюджетах. При этом, как отметил Александр Усс, один миллиард рублей, сэкономленный при заключении контракта, направят на развитие дорожной инфраструктуры правобережья Енисея.
Кроме того, строительство переправы входит и в комплексный инвестиционный проект "Енисейская Сибирь". Напомним, его инициатором в 2018 году выступил глава региона.
К слову, стоит отметить любопытный факт. В 2002 году предвыборная программа Александра Усса называлась "Семь мостов в будущее". Ещё 18 лет назад, по его мнению, приоритетным направлением должно было стать создание "Енисейского транспортного коридора" как части общероссийских и мировых транспортных связей.
В частности, в документе говорилось о необходимости формирования в Красноярске, Лесосибирске и северных портах края (Игарке, Дудинке) комплексных транспортных узлов, связывающих воедино работу железнодорожного, автомобильного, авиационного и водного видов транспорта. В результате это позволяет создать новые рабочие места, а также получать дополнительные бюджетные доходы от транзита грузов через территорию края. Кроме того, развитая транспортная сеть -- важное условие для повышения инвестиционной привлекательности региона, база для создания новых добывающих и перерабатывающих производств, более полного освоения территории в целом.
В интересах жителей и бизнеса
Северо-Енисейский район обеспечивает 25 процентов общероссийской и почти 80 процентов краевой золотодобычи. Однако из-за отсутствия северной переправы через Енисей территория большую часть года остаётся труднодоступной для транспорта. По этой же причине замедляется развитие новых инвестиционных проектов.
С появлением моста коммерческая скорость грузо- и пассажироперевозок на дистанции от Енисейска до посёлка Северо-Енисейский возрастёт в 3 - 4 раза. Сейчас в районе посёлка Высокогорский через Енисей летом ходит паром, а зимой работает ледовая переправа. При этом скорость движения по зимнику не превышает 20 - 25 километров в час.
Помимо этого, Высокогорский мост обеспечит устойчивую круглогодичную транспортную связь между центральными районами края и Северо-Енисейским районом. Также объект позволит существенно ускорить реализацию инвестпланов добывающих и обрабатывающих компаний, таких как "Полюс Красноярск", Васильевский рудник, Соврудник, Горевский ГОК, Новоангарский обогатительный комбинат, УК "Сегежа Групп", ДОК "Енисей" и многих других.
Например, "Полюс Красноярск" планирует строительство обогатительной фабрики в рамках комплексного инвестиционного проекта "Енисейская Сибирь".
- Для нас это долгожданный проект, необходимый и для производства, и в целом для развития территории Северо-Енисейского района, где живут и работают в том числе многие наши сотрудники. Мы очень благодарны губернатору и правительству края за то, что вместе с федеральными органами власти им удалось добиться решения о строительстве моста, - прокомментировал директор по работе с государственными органами АО "Полюс Красноярск" Никита Смирнов.
Благодаря строительству моста на два года раньше начнут осуществляться и проекты Новоангарского обогатительного комбината, входящего в группу компаний "ГМК "Сплав". В частности, предприятие планирует строительство подземного рудника, возведение фабрики на Удерейском участке, а также создание мини-производства на участке Бабушкина гора.
- Новая транспортная артерия станет прямой дорогой к развитию любого предприятия. Для нашей группы компаний, у которой половина рудных тел находится на правом берегу Ангары, строительство моста являлось давней мечтой. Ещё с 2017 года мы проводили много встреч в правительстве края по этому вопросу. Сейчас все желания и просьбы становятся реальностью. Значимость Высокогорского моста, безусловно, очень высокая. Он соединит Раздолинский рудный узел с Удерейской и Ангаропитской рудными зонами. Это станет большим вкладом в будущее не только края, но и всей страны, - отметил председатель совета директоров группы компаний "ГМК "Сплав" Владимир Гуриев.
В целом северная группа районов края обладает мощнейшими ресурсными резервами. По самым скромным подсчётам, в ближайшие годы в развитие территорий будет вложено около 180 миллиардов рублей, предстоит создать более 20 тысяч рабочих мест. Таким образом, это станет серьёзным приростом налогового потенциала.
Немаловажным фактом является и то, что переправа будет служить местному населению. Она сделает для них ближе и доступнее "большую землю", поможет наладить круглогодичные внутрирайонные грузовые и пассажирские перевозки, а также свяжет 17 правобережных населённых пунктов на участке от посёлка Высокогорский до посёлка Северо-Енисейский, где живут более 13 тысяч человек. Новая транспортная магистраль избавит и от вынужденных работ по ежегодному содержанию зимников.
По словам главы Енисейского района Александра Кулешова, появления нового моста с нетерпением ждут жители местных поселений.
- Значимость переправы трудно переоценить. Жители Енисейского района и соседних территорий многие десятилетия ждали этого моста. Как правило, все предвыборные кампании, которые здесь проводились, касались его строительства. К счастью, это получилось у Александра Викторовича, за что мы ему благодарны, - пояснил Александр Кулешов.
В память о событии губернатор и глава Енисейского района оставили свои автографы на стекле арт-объекта, установленного на месте начала строительства моста.
Как отметил Александр Усс, помимо всего начало возведения моста станет предпосылкой для возможного строительства железнодорожной ветки, которая соединит Западную Сибирь с Байкало-Амурской магистралью.
Также глава края подчеркнул, что строительство моста планировалось на 2021 год. Но правительству края совместно с коллегами из федеральных министерств и ведомств удалось эти сроки сдвинуть. В результате старт проекту дан на год раньше. Завершить строительство моста планируется в ноябре 2023 года, но есть уверенность, что объект будет возведён и раньше.
- По словам строителей, у них есть возможность, и главное - боевой настрой, сократить сроки возведения объекта. Поэтому я не буду называть точную дату окончания строительства. Надеюсь, что мы станем свидетелями того, когда мостовой переход будет построен в достаточно короткий период времени, - выразил надежду губернатор.
Справка:
Протяжённость Высокогорского моста составит 1 196,1 метра (с учётом подходов - 2 082,54 метров). Проезжую часть перехода сделают двухполосной. Кроме возведения переправы также запланировано строительство коммуникаций и дорожных развязок.
Николай Яковлевич
06.11.2020 10:42
Не совсем понятно выражение "новая транспортная магистраль избавит от вынужденных работ по содержанию зимников". Так зимников или ледовых переправ? Как с Высокогорска до Новоангарска был зимник, так и останется. Новый мост поможет быстрее уничтожить тайгу Северо-Енисейского района и вывести природные ресурсы. Почему никто не рассказывает о дороге до Северо-Енисейска? Ведь раньше даже ходили автобусы с Красноярского автовокзала, а теперь добраться можно только на попутках с частниками. Летом- полнейшее бездорожье и пыль, колонны увязших в грязи грузовиков. Таксисты, чтобы увезти пассажиров в ту сторону, берут аж по тройному счетчику, т.к. дорога обязательно скажется на "здоровье машины". Так что плюс от нового моста получат только бизнесмены.
Войдите, чтобы пожаловаться