Первый класс страшнее института...

Добавить в закладки

Удалить из закладок

Войдите, чтобы добавить в закладки

19.10.2019 10:20
3

Читать все комментарии

203

Решить 33 примера по алгебре за раз, подготовить две презентации по истории и обществознанию, практикум по географии и реферат по физкультуре...

И это ещё не весь список "домашки", которую могут задать ребёнку. А завтра его ждут контрольная и самостоятельная, несколько обязательных уроков, подготовка к всероссийской проверочной...

Факт остаётся фактом: рабочий день нашего школяра длится гораздо больше "взрослых" восьми часов. По данным ОНФ, в начальной школе ребёнок занимается 47 часов в неделю. Сюда входят не только занятия, но и кружки, секции, те же домашние задания.

Результат? 65 процентам учеников элементарно не хватает времени, чтобы нормально подготовиться к урокам, а у 59 процентов недостаёт свободной минуты на любимое увлечение, хобби.

Как разгрузить детей? Мнения опрошенных "РГ" экспертов разошлись. Одни призывают жёстко спрашивать со школы соблюдение санитарных норм - СанПиНов. Другие предлагают эти самые нормы пересмотреть и разработать новые. Третьи считают, что многое зависит от родителей.

Простого решения нет

Сегодня по всей России действуют СанПиНы, которые, казалось бы, чётко регламентируют и количество занятий, и "внеурочку", и домашние задания.

К примеру, в первом классе максимальная урочная нагрузка не должна превышать 21 час в неделю. Допускается четыре урока каждые четыре дня, и пять уроков - один день (за счёт физкультуры).

- Во 2-4-х классах при пятидневке нагрузка не должна быть более 23 часов. Допускается пять уроков каждые четыре дня, и шесть уроков - один день (опять же за счёт урока физкультуры),- говорит директор Института возрастной физиологии РАО академик Марьяна Безруких.- Плюс ещё 10 часов внеурочной работы. Такой предельно допустимый недельный объём нагрузки внеурочной деятельности предусматривается абсолютно для всех классов - с 1-го до 11-го. На "домашку" даётся максимум 1,5 часа в день.

Скажем, в 5-7-х классах недельная нагрузка при шестидневке соответственно 32, 33 и 35 часов, а в 8-9-х классах - 36. Самая большая - в 10-11 классах: 37 часов в неделю плюс 10 - "внеурочка".

Домашние задания - 3,5 часа в день. Всё вместе - 68 часов!

Кроме того, из СанПиНов следует: в 5-7-х классах допускается семь уроков ежедневно, а начиная с 8-го класса - восемь уроков. Если школа даст такую нагрузку, придраться не к чему. Но в чём проблема?

- Санитарные нормы повсеместно нарушаются. Причём сразу с начальной школы,- говорит доктор педагогических наук, член-корреспондент РАО профессор Наталья Виноградова.- В СанПиНах сказано: в первом классе не должно быть домашних заданий, а задают уже с сентября. Сказано: несколько месяцев у "первачков" должен быть облегчённый режим - три урока, обязательные прогулки. И не ставить в один день сложные предметы - например русский вслед за математикой. Но ведь ставят! В средних и старших классах такое тоже сплошь и рядом.

Предметный подход

Пожалуй, один из самых важных факторов перегрузки, по мнению большинства экспертов, зарыт в содержании образования.

Добавляются новые предметы и новые формы работы, исследовательская, проектная деятельность. Внутри "старых" предметов появляются новые. А вот убрать что-то из школьной программы нереально.

- Когда речь заходит о том, чтобы облегчить содержание предмета, в дело вступает профессиональное лобби. Учителя-предметники говорят, что им не хватает часов, что из программы нельзя ни в коем случае ничего убирать, а вот добавить - пожалуйста,- говорит Марьяна Безруких.- В итоге дети постоянно не успевают пройти все темы в классе. И вместо того чтобы отправиться на прогулку, после уроков ещё два часа сидят за партами. Решают, к примеру, задачки по математике. За редким исключением именно так организована внеурочная деятельность в большинстве российских школ. Изменить-то СанПиНы можно. Но как снизить реальную учебную нагрузку? Необходимо серьёзно пересматривать и содержание образования, и методики, технологии обучения.

Проблема ещё и в том, что в СанПиНах прописаны только общие требования. При этом нет чёткого распределения по предметам. Учителя-предметники задают домашнюю работу, не согласовывая общую нагрузку.

Что делать? По мнению директора Института развития образования НИУ "Высшая школа экономики" Ирины Абанкиной, необходимо пересмотреть нормы суточной нагрузки на школьников и учесть в новом документе все формы занятости ребёнка. Включая занятия в кружках, факультативах, детских технопарках, интерактивных музеях и библиотеках. И, конечно, распределённую по предметам домашнюю работу.

Задача непростая и требует большой совместной работы педагогов, медиков, психологов, методистов, специалистов по детской физиологии.

Осторожно, букварь

Ещё одна проблема - методически не выверенные учебники и подчас низкая квалификация некоторых учителей.

- Есть ошибочное представление: всё, что написано в учебнике, ребёнок должен знать наизусть. Это элементарная неграмотность педагога. И с точки зрения дидактики (теории обучения), и с точки зрения здравого смысла,- считает профессор Наталья Виноградова.- На самом деле в каждом учебнике есть минимум, который ребёнок должен освоить, и есть более высокий уровень, который мы называем интеллектуальным фоном обучения. Он рассчитан на успешных ребят, кто легко справляется с базовыми знаниями-умениями. Это не значит, что всё подряд из учебника ребёнок должен учить наизусть, тем более дома с родителями.

А вот заслуженный учитель РФ, директор школы Евгений Ямбург считает, что очень часто источник перегрузки - психоз родителей. "Если ты не сдашь ЕГЭ, не поступишь в университет, будешь всю жизнь работать дворником..." - внушают они своим детям. И потом сами же бьют тревогу.

- Перегрузка в школе? Приведу очень яркий пример для сравнения,- сказал Евгений Ямбург корреспонденту "РГ".- У меня есть ребята, которые учатся на базе онкологических центров, детских больниц, отделений паллиативной помощи. Они хотят быть как все - и получают красные дипломы, и сдают ЕГЭ. В этом году у меня тряслись руки, когда я вручал диплом одной из таких выпускниц. Её болезнь прогрессирует, вылечить уже невозможно - только снять боль. И эта девочка сдавала в этом году пять (!) ЕГЭ. И сдала хорошо. А вы говорите мне о перегрузке... Да, она есть. Но современные технологии позволяют учителю организовать работу так, что никакой перегрузки не будет.

Сегодня есть огромные возможности для дифференциации школьников по профилю: медицинские, инженерные, "ай-ти", гуманитарные классы. Начинается эта дифференциация достаточно рано - со средней школы.

Главное - выбрать интересное направление для ребёнка и поддерживать его мотивацию.

Что делать с "домашкой"?

- Чтобы часик погулять с подружкой, моей дочке-восьмикласснице приходится каждый раз искать "окно" в плотном графике. В этом году у неё появился второй иностранный язык - и так немалая нагрузка ещё больше увеличилась. Ежедневно высидеть минимум 6-7 уроков, затем кружки и факультативы, ну и на "закуску" - невероятное количество домашних заданий, причём обязательно письменных,- говорит член экспертно-консультативного совета родительской общественности при департаменте образования и науки Москвы Татьяна Суздальницкая.- Выпишите 15 республик Советского Союза, решите 33 (!) примера по алгебре за раз, составьте список российских городов, схожих с канадской Оттавой по климатическим характеристикам. Не забудьте при этом подготовить презентацию о выдающемся деятеле эпохи Просвещения...

Знакомая ситуация? Однозначно, да: по данным исследования Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), российские дети находятся на втором месте в мире по времени, которое затрачивается на домашние задания. В среднем - около 10 часов в неделю.

Опережают россиян только китайцы - 14 часов в неделю. В Финляндии на самостоятельную подготовку уроков у детей уходит 3 часа в неделю, в Японии - 4, в Америке - 6.

Как замечает директор Центра социализации и персонализации образования детей ФИРО РАНХиГС Наталья Тарасова, у нас часто днём после уроков ребёнка никто не контролирует. И он занимается чем угодно, но только не учёбой. Утомительный, нервный процесс выполнения "домашки" начинается вечером, когда взрослые приходят с работы.

- Как поступают во многих странах? Если ребёнок находится к школе полный день, домашнюю работу он делает здесь же, в школе. А дома только отдыхает,- говорит Ирина Абанкина.- У нас же домашнюю работу нельзя включать ни во внеурочную деятельность, ни в работу групп продлённого дня. Учителям порой напрямую запрещают выполнять с детьми "домашку" на "продлёнке". И получается, что в России "школа полного дня" всё равно не полная.

Ксения КОЛЕСНИКОВА.

Официально

Как ранее рассказали "РГ" в министерстве просвещения, снизить нагрузку на учеников и учителей помогут новые образовательные стандарты. Они, как ожидается, будут утверждены уже в этом году.

- Вопрос нагрузки на учащихся - действительно один из важных аспектов образовательной программы,- рассказали в ведомстве.- Рамки к объёму изучения в школе задают федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС). В новых проектах стандартов детально регламентировано минимальное и максимальное количество часов изучения программы. При этом порог минимального количества часов немного снижен, позволяя сократить нагрузку на учащихся.

По новым стандартам второй иностранный язык перестанет быть обязательной частью учебной программы. А значит, в год удастся "сэкономить" десятки часов.

Топ-5 советов родителям, как разгрузить школьника дома

Елена РОМАНОВА,

психолог, эксперт Союза профессионалов в сфере образовательных инноваций:

1. Дайте отдохнуть после школы. Маленький может поспать час-полтора. Который постарше - просто полежать, послушать любимую музыку, посмотреть фильм, принять душ. В общем, переключиться.

2. Начинать делать домашнее задание нужно не позже 17 часов. И заканчивать не позже 20.00.

3. Старайтесь, чтобы ребёнок больше двигался. Можно вместе с ним выйти на вечернюю пробежку.

4. Не нагружайте кружками и репетиторами сверх необходимости. Все дети разные: кто-то может одновременно заниматься и спортом, и английским языком, и робототехникой. А некоторые могут осилить только один кружок, и то по выходным.

5. Следите за режимом. Ребёнок не должен ложиться спать в два часа ночи. На сон - не менее 8-9 часов в сутки.

Комментарии (3)

Лена. Вместо Ваших советов дети просто смотрят всё время в телефон. Спросил вчера у студентов 2-го курса- кто какую книгу читал. Подняла руку ОДНА. Что читала? Да в школе ещё- там про собаку книга была. То ли её утопили, то ли под поезд бросили. Догадался- в голове каша из МУМУ и АННЫ КАРЕНИНОЙ. Куда дальше

Пожаловаться

Войдите, чтобы пожаловаться

Николай

ответил Сергей Орловский


20.10.2019 17:10

Сергей Николаевич! Помните, был опрос Инны Жирковой Мисс- Россия-2012, что она отвечала? Страшно подумать, а училась ли она хотя бы в школе?

Пожаловаться

Войдите, чтобы пожаловаться

Сергей Орловский

ответил Николай


21.10.2019 23:58

Николай. Я в ВУЗе преподаю с тех пор, как институт противопожарной охраны лесов развалился в 2000-м. Были раньше студенты, которых и сейчас помню. Придумывали, изобретали что-то, рассчитывали. Сейчас таких единицы, зато про моего ученика Андрея Шилова все каналы показывают. Тогда он был исключением, сейчас умных человека 3 на группу. Пришла сегодня студентка Алёна, пошла работать, ей по диплому вопросы- предметы Иликтрификация и т.п. -3 грубых грамматических ошибки в дипломе и оценку перепутали- вместо отл- хор написали. Хочет, чтобы заменили. Куда дальше. 

Пожаловаться

Войдите, чтобы пожаловаться

Напишите свой комментарий

Гость (премодерация)

Войти

Войдите, чтобы добавить фото

Впишите цифры с картинки:

Войти на сайт, чтобы не вводить цифры