В Красноярском крае продолжаются традиции школьных археологических экспедиций
Добавить в закладки
Удалить из закладок
Войдите, чтобы добавить в закладки
Читать все комментарии
0 138Археология – это наука не только о прошлом человечества, это ресурс развития современного общества. В этом уверена заместитель директора АНО «Археологическое исследование Сибири» Татьяна Лысенко. Среди прочих у некоммерческой организации есть проект «Дархэ», по которому в Красноярском крае проходят детские археологические экспедиции.
- Археология – это серьёзно и сложно. Как возникла идея привлечь к ней школьников?
- Идея детских (молодёжных) археологических экспедиций для Красноярского края не нова. В Красноярске с конца XIX века складывается традиция проведения молодёжных археологических экскурсий. К примеру, до революции директор учительской семинарии Иван Тимофеевич Савенков с учащимися собирал коллекции археологических находок.
Традиция продолжилась в советское время и позже. В 20-х годах XX века в Красноярске работал кружок юных археологов. Кружки возникали в Ачинске, Канске. Были они и в 40-е. С 1977 по 1987 год исторический факультет Красноярского государственного педагогического института под руководством Николая Дроздова организовал лагерь для школьников «Юный археолог», занимавшийся раскопками стоянок Чадобец и Усть-Кова на Ангаре. С 1992 года Евгений Анненский руководит археологическим лагерем «Тепсей» для школьников Подгорного и Железногорска.
С 1978 по 2009 год Николай Макаров в Красноярске вёл археологические и краеведческие кружки, организовывал летние экспедиции. С 70-е годов прошлого века экспедиции и кружки работали на базе музеев, университетов, организаций дополнительного образования, школ. Руководителями были, в том числе, бывшие школьники-кружковцы, выпускники исторического факультета.
Но с начала 2010-х деятельность экспедиций по различным причинам прекратлась. Детская археологическая экспедиция АНО «Археологическое исследование Сибири» за последние четыре года – единственная площадка в Красноярском крае, продолжающая и формирующая традиции школьных археологических экспедиций.
Инициаторов идеи было несколько. Все – историки по образованию, они сами принимали участие в студенческих археологических экспедициях, да и их сегодняшняя профессия во многом связана с археологией. Реально воплотили идею руководитель АНО «Археологическое исследование Сибири» Тимофей Ключников и я.
- Школьники работают на реальном объекте археологического наследия?
- Детская археологическая экспедиция в 2024 году прошла на территории Курагинского района вблизи памятника наскального искусства - Шалаболинской писаницы. Здесь же расположены и другие археологические памятники, всего их более 30 – это стоянки, поселения, курганы, есть даже древнее крепостное сооружение. Такая насыщенная археологией местность даёт нам массу возможностей для изучения древней истории.
- Что конкретно дети делают? Ведут ли они реальные раскопки?
Участники экспедиции вовлечены в научно-исследовательскую деятельность по изучению прошлого людей, когда-то живших здесь. Школьники посещают древние археологические памятники, прежде всего, наскального искусства; слушают лекции по древним периодам жизни человека, археологии, антропологии. А ещё проводят научные эксперименты по реконструкции древних технологий выплавки металла, обжига керамики, изготовления изделий из кости, разведения огня и др.
Мы организуем мастер-классы по изготовлению керамических сосудов, работе с антропологическим материалом, ткачеству. Участники экспедиции осваивают технологии изучения наскальных изображений знакомятся с профессией археолога и историка и осваивают методы археологический работы. Все это не требует специального разрешения. Сами раскопки мы не вели, потому что в этом не было научной необходимости.
- Сопровождают ли детей профессиональные археологи, историки и другие специалисты?
- Научным руководителем экспедиции является Александр Заика – ведущий исследователь Шалаболинской писаницы, учёный с мировым именем. В нашей команде – учителя истории, английского языка, химии, археологи, антрополог, художник археологического рисунка, керамист, музейные работники, реконструкторы древних технологий. Каждый – профессионал своего направления, который имеет большие достижения
По сути, это круг единомышленников и во многом энтузиастов, они хорошо знают древнюю историю края, готовы делиться знаниями с детьми. Год от года круг растёт – многие просятся добровольцами. Всего за сезон с детьми работают до 15 специалистов.
- Почему выбрана Шалаболинская писаница? Исследована ли она до конца? Что было сделано за годы экспедиции?
- Шалаболинская писаница – крупнейший памятник наскального искусства на территории Красноярского края. Здесь насчитывается до 500 плоскостей, датированных от эпохи неолита до этнографической современности, выполненные в различных техниках минеральными красителями (охрой), путём выбивки, шлифовки, гравировки.
Безусловно, много неисследованных вопросов, которые касаются разных аспектов – датировок, стилистических особенностей, интерпретации рисунков. Участники экспедиции фотографируют изображения, описывают их, дают датировки, рассуждают о их значении. Самостоятельно пытаются наносить на специальные отдельные породы наскальные изображения, используя различные методы, чтобы изучить, как это делали древние.
Важное, что участники экспедиции усваивают (и это проходит через всю программу): памятники археологии – очень хрупкие и нельзя наносить им вред, нужно сохранять для будущих поколений.
- Что такое экспериментальная археология? Для чего она нужна?
- Экспериментальная археология – это реконструкция предметов, используемых древними людьми, с применением материалов и технологий, характерных для той или иной эпохи. Особенно актуально для исследования дописьменных культур, этот период – самый сложный для современных исследователей. В ход идут эксперименты, чтобы понять сущность тех или иных технологий, назначений предметов.
В этом году в экспедиции был транспортирован без использования машин крупный камень (мегалит) на расстояние около 500 метров. Надеемся, что в следующем году мы продолжим эксперимент с камнем и сделаем из него каменную бабу, которые в Окунёвские время были массово распространены на территории Минусинской котловины. Сегодня полюбоваться ими можно в Минусинском и Абаканском музеях.
Кроме того, проводились эксперименты по изготовлению керамических сосудов Окунёвского времени, окрашиванию ткани с использованием натуральных красителей из трав. Сначала мы конструировали и изготавливали гончарные круги из дерева, а на них лепили сосуды. Фотографировали наскальные изображения и с помощи компьютерных программ прорисовывали, чтобы чётче увидеть рисунки.
- Участники экспедиции занимаются научно-исследовательской деятельностью. Удалось ли совершить какое-то более-менее значимое научное открытие?
- Вся деятельность экспедиции сводится к подготовке научного исследования. Прямо в экспедиции проходит полевая научная конференция. У нас есть жюри под председательством Александра Заики, часто в жюри входят местные краеведы или студенты-историки.
В экспедиции для научно-исследовательской деятельности есть всё – научные руководители, множество вопросов для работы, практический материал, который участники могут наблюдать, фиксировать или получать в ходе экспериментов. На полевой конференции 2024 года были представлены 24 работы (индивидуальные и коллективные). Из них 5 – проекты, 18 – научно-исследовательские работы. Среди проектов – создание настольной игры по материалам петроглифов, создание фильма об экспедиции, разработка мастер-класса по изготовлению окунёвских сосудов.
Все работы можно разделить на восемь тематических направлений: способы исследования наскальных изображений, социальная антропология, этнография, метательные орудия древности, древние орудия труда из различных материалов (камень, медь, железо), красящие вещества древности, наскальные изображения и их интерпретация, керамика и гончарное производство.
Например, интересная работа: «Проверка окрашивания разного вида волокон маренной красильной и подмаренником настоящим». Тема окрашивания тканей актуальна для археологов, которые исследуют курганы и находят окрашенные ткани (одежда, сопутствующий инвентарь). В окрестностях растёт подмаренник настоящий, а марену красильную мы заранее подготовили. Вот и экспериментировали с разными способами окрашивания.
Ограничение в научной деятельности в экспедиции только то, что мы не требуем оформления работы, и у участников нет возможности проработать тему глубоко с использованием литературы. Уже после экспедиции дети принимают участие в конференции в Шушенском музее-заповеднике. После такой практики, конечно, можно двигаться и дальше – и у нас много победителей школьных районных научно-исследовательских конференций, есть победители краевого уровня.
- На какие средства вы реализуете проекты, кто вас поддерживает, кто ваши партнеры?
- Уже четыре года такая инициатива существует благодаря грантам, которые выделяли Фонд Прохорова, Агентство молодёжной политики, краевой фонд «Партнёрство», Фонд президентских грантов. Многое сделали ООО «Красноярская Геоархеология», ООО «Научно-производственное объединение «Археологическое проектирование и изыскания», особенно в первые годы, когда у нас не было оборудования для организации полевого лагеря. Ведь купить всё за счет грантов просто невозможно. Партнёрами проекта выступают также музей-заповедник «Шушенское» и Красноярский государственный педагогический университет.
- Ваша организация обнаружила такой тренд, как зарождение археологического туризма. Актуален ли он для Красноярского края? Каковы перспективы? Вписывается ли в общую туристическую стратегию края?
- Сегодня не так много предложений археологического туризма, но по опыту видим, насколько ёмким и перспективным является направление. Ещё один наш проект - «Если раскопать курган…» - на протяжении двух лет реализовывался в Емельяновском районе на площадке раскопок кургана раннего железного времени. Любому желающему предлагалось побыть добровольцем на раскопках, пожить в лагере археологов, побывать на экскурсии или послушать лекции по истории края.
И всего за 2,5 месяца, а именно столько времени проходили раскопки кургана в течение двух полевых сезонов, 1 985 человек посетили мероприятия проекта! Это были удивительные для нас показатели. По сути, детская археологическая экспедиция – тоже туризм в какой-то её части.
Мы, безусловно, рады будем способствовать археологическому туризму края. Видим безграничные возможности для дальнейших проектов – туристические маршруты, реконструкторские мероприятия, экскурсионные программы, сувенирные изделия. И если говорить в целом о брендировании Красноярского края, то археология может стать одним из мощных ее источников.
- Расскажите о себе: ваше образование, опыт работы, как пришли в НКО и так далее?
Я окончила исторический факультет Красноярского государственного педагогического университета, в студенчестве ездила на археологическую практику. Работала учителем в школе и преподавателем в вузе, потом долго - в Министерстве образования Красноярского края. В археологическую организацию пришла 5 лет тому назад, с тех пор занимаюсь археологической работой и проектами основная задача которых популяризация археологического наследия.
Гость (премодерация)
Войти