Учёные открыли в Красноярске новый вид насекомого-вредителя

22.05.2019 14:48

Коллектив исследователей обнаружил в Красноярске новый вид минирующей моли-пестрянки -- потенциального вредителя кустарниковых растений.

Это не первый новый для науки вид насекомого, обнаруженный в последние годы учёными Института леса имени В. Н. Сукачева Сибирского отделения РАН в Красноярске и прилегающих регионах.

Такие открытия говорят о том, что Сибирь все ещё остаётся «белым пятном» -- регионом с недостаточно хорошо изученным биоразнообразием.

Развитие молекулярно-генетических методов существенно упростило задачу обнаружения и определения новых видов животных и растений. Например, для насекомых анализ ДНК позволяет выявлять видовую принадлежность организма даже на стадии личинки или куколки, которые у близких видов по внешнему облику зачастую не различаются.

С помощью генетических анализов учёные не только выявляют новые виды насекомых, но и исправляют недочёты ранней идентификации.

Гусеницы минирующей моли-пестрянки оставляют после себя своеобразные повреждения на листьях -- так называемые мины: выедают листья изнутри, не повреждая кожицу.

Вид развивается на карагане древовидной -- кустарниковом растении, используемом для создания живых изгородей и бордюров в сибирских городах. На момент обнаружения численность насекомого была не высокой, оно не наносило заметных повреждений своему кормовому растению.

«Новый для науки вид минирующей моли был обнаружен в красноярском Академгородке. Первоначально мы собрали лишь пару гусениц, которые были подвергнуты молекулярно-генетической диагностике. По генетическим характеристикам стало понятно, что имеем дело с новым видом. Следующим летом удалось собрать бабочек для его описания. Исследование рисунка передних крыльев и гениталий самцов и самок показало, что сибирский вид сильно отличается от ранее известного, развивающегося на карагане на Дальнем Востоке России. Новый вид получил название Phyllonorycter ivani в честь моего отца -- Ивана, который всегда поддерживал и продолжает поддерживать мой интерес к энтомологии», -- рассказала соавтор работы, кандидат биологических наук, старший научный сотрудник Института леса Наталья Кириченко.

Исследовательница отметила, что это не единственный открытый ею с коллегами вид. За последние пять лет учёные обнаружили пять новых видов насекомых: три в Сибири и по одному -- в Японии и Китае.

«Ещё один новый для науки вид минирующей моли из Красноярска, способный значительно портить облик растений в городе, мы описали в 2015 году. Ранее его путали с европейским видом, но мы показали, что это не так, и здесь, в Сибири, вредит местная моль», -- добавила Наталья Кириченко.

Изучение видового разнообразия насекомых региона на генетическом уровне, каталогизация и составление ДНК-библиотек позволяют пополнять знания о фауне, обнаруживать и описывать новые для науки виды.

Это важно для раннего обнаружения видов, пришедших в Сибирь из других регионов и способных причинять здесь вред растениям.