Красноярскому краевому телевидению исполняется 65 лет, краевому радио - 95
Возраст, надо сказать, впечатляющий и у тех, и у других. И если радио родилось задолго до меня, то с краевым телевидением мы прошагали, что называется, нога в ногу. И история его развивалась на моих глазах.
Однажды нам, николаевским мальчишкам, даже приходилось с интересом наблюдать, как вертолёт в течение нескольких часов водружал на своё место сбитую каким-то образом верхушку телевышки, из-за чего на несколько дней прервалась трансляция передач. Как сейчас помню, возобновился эфир на показе фильма "Доживём до понедельника"...
Так это начиналось
10 июня 1956 года в подвальном помещении завода телевизоров был организован любительский телецентр. Вещание шло на четвёртом телевизионном канале три раза в неделю с 19 до 21 часов в прямом эфире - новости, концерты местных музыкантов, художественные фильмы.
2 ноября 1957 года был введён в эксплуатацию Красноярский государственный телецентр, костяк технической группы которого составляли ленинградские инженеры. Тогда же был запущен аппаратно-студийный комплекс, что позволило на месте производить павильонные съёмки концертов, спектаклей. Вещание строилось на местном материале, а программы Центрального телевидения рассылались по регионам заранее на киноплёнке.
Прописавшись со временем на втором канале, краевое телевидение так и осталось на долгие годы... краевым, ограниченным во времени вещания пределами нескольких часов. Уже в семидесятые, когда я стал более осмысленным телезрителем, ходили настойчивые мнения, что такой огромный край всё-таки должен иметь собственный канал.
Но, к сожалению, лишь в конце восьмидесятых годов, когда стали появляться так называемые коммерческие телеканалы, скажем, "Прима-ТВ" или "Афонтово", краевое телевидение получило режим наибольшего благоприятствования.
Первопроходец Мячин
Весной 1958 года в прямом эфире был показан первый телеспектакль "Убить Человека", поставленный в малом павильоне телецентра известным режиссёром Лилианой Микаэлян.
Забегая далеко вперёд, стоит сказать, что в начале восьмидесятых годов энергичная Лилиана Георгиевна встала у руля легендарного народного театра Красноярского гарнизонного Дома офицеров, о чём позднее снял свой фильм замечательный телережиссёр Юрий Мячин. Эта картина должна была стать одной из цикла лент о народных театрах края - лесосибирском "Поиске", красноярском "Орфее", имя которых гремело в семидесятые не только по краю, но по всему Союзу.
Юрий Иванович пришёл в народный театр, когда его возглавлял бывший главный режиссёр Красноярского драматического театра имени А. С. Пушкина, заслуженный артист РСФСР Ефим Львович Гельфанд. Уже тогда, активно работая в спектаклях, Мячин сам успешно поставил один из них - "Эй, ты, здравствуй!" по пьесе Геннадия Мамлина с ныне заслуженным артистом России Александром Истратьковым в одной из главных ролей.
Он мечтал о том, чтобы снять на красноярской земле настоящий художественный фильм о Гражданской войне, однако это было невозможно, поскольку все нити управления кинематографом находились в руках столицы, а та подобных вольностей не допускала.
Именно тогда Юрий Мячин постигал азы кинопрофессии, обучаясь у маститых Юлия Карасика ("Берега в тумане", "Дикая собака динго", "Шестое июля") и Евгения Ташкова ("Майор "Вихрь", "Адъютант его превосходительства", "Уроки французского"). Последнему он посвятил впоследствии большую двухсерийную программу-интервью, вышедшую в цикле "Ивановичи".
Он тщательно работал над своими документальными фильмами, многие из которых складывались в трилогии, как, скажем, картина о купце-библиофиле Геннадии Юдине или этапные "Телевизионщики". Ради одного-единственного кадра частенько делал запросы в архивы Иркутска, Москвы, Свердловска, тратя на это собственные деньги. А потом создал собственную компанию "Русские вечера", для вещания которой находился всего лишь час в неделю на одном из красноярских каналов.
После смерти Юрия Ивановича в его архиве (неизвестно, цел ли он и где находится) остались многочисленные интервью с актёрами Николаем Олялиным, Михаилом Ножкиным, режиссёром Тамарой Лисициан ("Тайна виллы "Гретта", "Чипполино"), певицей Татьяной Петровой, литературоведом Вадимом Кожиновым, русскими учёными, чьи имена не слишком звучали в современном обществе.
"Орбита" на Енисее
В 1964 году радиокомитет, располагавшийся до этого в костёле (Органный зал), переехал в новое здание на Мечникова, 44а и существовал там до середины трагических двухтысячных, пока новые "хозяева" не распродали все его помещения. Сегодня там каких только контор нет, но только нет телевидения и радио.
В 1967 году, аккурат к пятидесятилетию Великого Октября, появились в Красноярске передачи программы "Орбита". Спустя два года, когда была запущена наземная станция "Орбита" - та самая, чья огромная тарелка стояла в районе Студенческого городка, на берегу Енисея.
Московские программы пошли по регионам. С утра - повторы центральных передач, вечером - региональное вещание.
Первый многосерийный
В ноябре 1969 года в эфир вышел первый документальный фильм Красноярской телестудии "Шаги", посвящённый газопроводу Мессояха - Норильск и показанный на весь Советский Союз. С тех пор на всесоюзном экране ежегодно появлялись 10-15 красноярских фильмов.
Стоит добавить, что спустя несколько лет, в 1974 году, телевидение предприняло дерзкую попытку снять первый многосерийный телеспектакль "Оглянись на нас, время!" по сценарию Бориса Чмыхало, Нины Бери, Михаила Гуртового, посвящённый комсомолу Красноярского края и планировавшийся в семи сериях, о чём извещала огромная статья "Улица уходит в историю", опубликованная на страницах "Красноярского рабочего".
Однако выпущено режиссёром Ниной Бери было всего три серии - "Дни, простреленные насквозь", "Линия фронта", "Хлеб в половине седьмого". Интересно, сохранилось ли что-то от того незаконченного сериала, в котором снимались, естественно, актёры местных театров?
Конечно, до этого краевое телевидение выпускало телеспектакли, но, как правило, шли они в прямом эфире и после разового показа, увы, исчезали бесследно. Говорят, сказывался дефицит плёнки.
К сожалению, подобное происходило не только у нас, в Красноярске, но даже и в Москве, где безвозвратно исчезли четырёхсерийный детектив 1969 года "Ждите моего звонка" с Олегом Далем, Михаилом Козаковым, Михаилом Кононовым, спустя десять лет появившийся на большом экране как фильм "Трактир на Пятницкой", или трёхсерийная экранизация романа Александра Дюма "Двадцать лет спустя" с Арменом Джигарханяном в роли Д'Артаньяна.
А классик ведь сказал, что рукописи не горят? Так то рукописи, а не плёнка...
Чёрно-белый цвет
2 октября 1972 года в 20 часов 45 минут был дан старт регулярным показам телепередач программы "Орбита" для регионального вещания, которая составлялась из повторов лучших телепередач первого канала.
Забавно было... Побывав с мамой в санатории в Анапе и посмотрев там первые серии фильма "Рождённая революцией" плюс "Чапаева", вернулся домой, где через неделю начался показ этой картины вместе с тем же "Чапаевым" для Красноярска.
Интересно, что в том году в красноярских семьях и организациях работали около 250 тысяч телевизоров, из которых только полторы тысячи, стоившие дорого (предмет соседской зависти, цветной телевизор "Берёзка" с экраном в 51 сантиметр по диагонали стоил более пятисот рублей), были цветными. Так что узнать, что многие фильмы и передачи шли в цвете, можно было из газетной телепрограммы, где подобные передачи обозначались как "цв".
Я увидел, к примеру, цветные "Тени исчезают в полдень" спустя десятилетия, когда моём в доме появился собственный цветной телевизор. Кстати, первая цветная запись спектакля в Красноярском ТЮЗе состоялась 22 октября 1976 года, а 7 ноября счастливчики могли посмотреть в цвете прямую трансляцию праздничной демонстрации с проспекта Мира. Так началась эра цветного телевидения в Красноярске.
Незаменимые соавторы
Патриарх радио и телесвязи в Красноярском крае, начальник Красноярского телецентра Василий Михайлович Замаратский сумел так организовать работу, что все молодые специалисты, приехавшие из Ленинграда, Томска, Москвы, Владивостока, Иванова, стали классными специалистами и вывели КРТЦ в число лучших в стране.
Техники были незаменимыми соавторами программ. Начиная с 1958 года, два радиотехника - Лилия Михайловна Гордиенко и Любовь Леонидовна Павлова, приехавшие в Красноярск девчонками, окончив институт, бессменно и безупречно обеспечивали работу ПТС десятилетиями, а Лилия Михайловна в двухтысячных стала заместителем председателя КРТК по техническим вопросам.
Более 40 лет отдала КРТЦ главный инженер Валентина Степановна Антонова. Эта неутомимая женщина, вывезенная девчонкой из блокадного Ленинграда, стояла у истоков всех технических новшеств, модернизаций и начинаний.
Театр на малом экране
Любопытно, что Красноярское телевидение практиковало съёмку спектаклей, причём не только местных театров - к примеру, "С лёгким паром!" Эмиля Брагинского и Эльдара Рязанова или "Милый друг" Ги де Мопассана на сцене Красноярского драматического театра имени А. С. Пушкина.
Частым гостем в студии телевидения был краевой театр кукол, привозивший свои спектакли, а не приглашавший телевизионщиков к себе в гости. Поскольку в то время я работал в этом театре, то мог наблюдать за съёмочным процессом, который разбивался на части примерно по 20 минут каждая. И если, не дай Бог, что-то в эти минуты шло не так, приходилось весь кусок снимать заново.
Гостями студии были также коллективы народных и самодеятельных театров, например, театр завода телевизоров "Клуб весёлых человечков", показавший "Снегуркину школу" или "Енисейскую легенду".
Вспоминается лето 1978 года, когда в Красноярске в течение месяца гостил звёздный Московский театр Сатиры. Поскольку билетов на всех театралов не хватило, местное телевидение сняло для показа несколько спектаклей, таких как "Пена", "Тартюф", "Ревизор", и ряд концертных встреч с популярными артистами Андреем Мироновым, Александром Ширвиндтом, Верой Васильевой.
Телевидение показало всё это по два раза, а потом, скорее всего, эти ценные записи были смыты. Как бесследно исчезли, а возможно, осели где-то в архивах записи выступлений Иосифа Кобзона, Евгения Леонова, Валентины Толкуновой.
От "Кадрика" до дяди Валеры
Сколько славных имён знает красноярское телевидение и радио! Сколько их вписано в краевую историю! И здесь уже их не смоешь, как это частенько бывало с телевизионной плёнкой.
В течение нескольких лет вёл детскую программу "Волшебный луч" журналист, театральный критик, поэт (его стихи стали основой песни в фильме "Отец и сын" Валерия Ускова и Владимира Краснопольского), заслуженный работник культуры России Виктор Евграфов, которого любовно называли "Кадриком".
Руководящее "кресло" занимал также популярный ведущий Валерий Антипов, дядя Валера, как его называли маленькие зрители, ушёл из жизни совсем недавно в возрасте 68 лет, оставив после себя голос в салонах красноярских автобусов, извещающий об остановках транспорта.
На студии он оказался случайно. Учитель русского языка, занимался в любительском театре, когда на телевидении объявили конкурс: искали красивый мужской голос. Тогда на ТВ уже работал приятель Валерия Антипова Юрий Поторочин, который поддержал товарища и посоветовал, как лучше подготовиться. Валерий Антипов собеседование выдержал и затем 15 лет, с 1980 по 1995 год, читал новости для жителей края.
Затем программа "Волшебный луч" выходила под названием "Смотри сказку!" с новыми героями - зайкой Петей и волком Вовой, которых играли заслуженные артисты РСФСР из Красноярского театра кукол Александр и Галина Кикоти.
В программе "Тропинка школьная моя", автором которой выступала заслуженный работник культуры РФ Лидия Рождественская, впервые появилась Марина Добровольская.
Молодёжь творит погоду
С огромным интересом ожидались новые документальные фильмы от журналиста и режиссёра Сергея Герасимова, который начал работать токарем на заводе в Ростове-на-Дону, где трудились его дед, его отец, но объявили набор абитуриентов в университет.
И будущий заслуженный работник культуры РФ Сергей Герасимов рабочим не стал. Зато его передача "Студия-2" выходила в эфир 20 лет. Ни одна авторская программа не смогла удержаться столько времени. Сейчас Сергей Николаевич со своей семьёй живёт на юге России, однако на пенсию на спешит.
В молодёжной редакции в семидесятые - восьмидесятые годы работали фанатично преданные своей профессии Эдуард Поляков, Регина Тарасенко, Людмила Черепанова, Валентина Шинкоренко, Галина Черниченко, Нелли Лысенко, Валерий Толмачёв. И идейным руководителем редакции был главный редактор общественно-политического вещания Борис Иванов.
Под звуки "Пионерского салюта"
Многие годы Красноярская государственная студия ТВ была одной из лучших в стране, ведь работали на ней талантливые люди - журналисты Марк Голубов, Борис Блохин, Антонина Дектерёва, Юрий Хоц, Людмила Титова, Валентина Тарада, Ирина Долгушина, Людмила Костенко, Сергей Ким, Александр Михайлов, Елена Куницкая, Людмила Вахменина, режиссёры Маргарита Рыбалко, Нина Бери, Тамара Степанова, Нелли Шинкоренко, Елизавета Фёдорова, Ирина Шаманская, Нелли Гудовская.
На радио трудился легендарный Моисей Гуревич, а старшее поколение вряд ли забудет, как просыпалось под звуки "Пионерского салюта", который в течение 35 лет вела Галина Шелудченко (именно в этой передаче впервые появился мальчик Витя Евграфов). А её подруга Елизавета Костыря поднимала настроение, когда неповторимым голосом рассказывала о погоде, а затем о том, какие фильмы можно будет посмотреть в этот день в красноярских кинотеатрах. Хочешь не хочешь, а в кино побежишь! А как они пели дуэтом на разных вечерах под гитару - Галина Шелудченко и Елизавета Костыря!
Разве можно забыть ошеломляющий успех "Родников народных", которые шли в эфире около двадцати лет. Во многом успех программ зависел от автора и ведущего - Константина Михайловича Скопцова.
Пожалуй, подобный успех пережил известный красноярский диктор радио Александр Бердников, который не только обучал правильной речи своих молодых коллег, но также однажды блистательно переквалифицировался в телевизионного ведущего, даже актёра, в собственной авторской программе "Посидим по-хорошему", где рассказывал о жизни с неповторимыми шукшинскими интонациями, читал тексты собственного сочинения, стихи, пел песни...
Передачи о музыке вёл талантливый пианист, художественный руководитель краевой филармонии Ананий Шварцбург. Писатели Вячеслав Назаров и Валерий Кравец пользовались особой популярностью у зрителей как рассказчики. Внимательно вслушивались зрители в советы профессионального юриста и учёного Владимира Шахматова.
Визитная карточка конферансье
Голос диктора краевого радио Олега Захарова в своё время знали все, однако начинал он на Назаровском телевидении, откуда ушёл по банальным причинам - зарплата, квартира и прочее.
Он переехал в Николаевскую филармонию, где тогда начинали Ксения Георгиади и Александр Серов, с местной группой "Автограф" любили выступать Юрий Антонов и Владимир Мигуля. Затем была работа в Одессе, в группе "Скифы".
Приехав однажды в Красноярск, Олег Захаров встретил художественного руководителя Красноярской филармонии Илью Клеймица, который предложил вернуться домой. Не сразу, но это состоялось. И визитной карточкой профессионального конферансье Олега Захарова на красноярском радио стала программа "К вам в дом приходит песня".
Официальное лицо края
Диктором от Бога была Марианна Кусаковская. Тысячи красноярцев помнят голос Марианны Серафимовны, чистейшее произношение, обаятельную улыбку.
Уроженка Одессы, Марианна вышла замуж и переехала в Сибирь, где в шестидесятые годы не было концертных залов, работали всего два театра. Гастролёры выступали в ДК заводов, фабрик, в Доме учителя, Доме офицеров. Зато был расцвет художественной самодеятельности. Районные, городские, краевые смотры коллективов шли повсеместно.
Участие в финальном конкурсе самодеятельности воинских частей и членов их семей круто изменило судьбу Марианны Кусаковской. На девушку с безукоризненной дикцией и достойной манерой держаться на сцене обратили внимание все члены жюри, но особенно отметила её Лилиана Микаэлян, работавшая тогда на Красноярской студии телевидения главным режиссёром. После "кастинга" через несколько дней Марианна уже читала новости, а затем появился цикл передач "Мои любимые книжки".
Актёрский дар, сообразительность, педагогическое образование, знание детской психологии позволяли так разговорить детей, так их настроить, что они, забываясь, просто играли с ведущей, отвечая на её вопросы, читали стихи - были непосредственны. А ведь тогда ещё не существовало видеозаписи, всё было "вживую"!
Марианна Серафимовна была официальным лицом студии, да и всего края. Ей доверяли вести репортажи 1 мая и 7 ноября. В вагончике, что стоял на площади Революции и где работало много актёров, других дикторов, гостей, её голос, манера подачи материала, собранность были камертоном для всей творческой группы.
Она всегда достойно вела интервью с самыми большими начальниками и гостями края. Иногда её просто вызывали на работу: "Срочно!" Так было, когда в Красноярск приехал Юрий Гагарин. Марианна вела разные передачи, в том числе гостевые. "Театральные встречи", "Клуб любителей кино".
Передача "Каждый вечер премьера" была задумана автором Еленой Куницкой и режиссёром Аллой Рыжовой как репортаж из цирка - в Красноярск приехали Запашные со своими тиграми. Передвижная телевизионная станция выехала в цирк.
Камеры были установлены в клетке, где на банкетке возлежал тигр, рядом стояла ведущая Марианна Кусаковская, напротив - Запашный и его помощница, чуть поодаль за камерами - телеоператоры Анатолий Гудовский и Александр Барышников. Передача с ПТС транслировалась на студию для последующего монтажа.
Всё шло нормально, спокойно и, вдруг тигр начал интенсивно бить хвостом и задел ногу Марианны. Ведущая, ничего не подозревая, легонько ногой, полагая, что ей мешает шнур от микрофона, отодвинула хвост. Запашный был поглощён беседой и этого не видел.
Тигр не успокаивался и снова стал бить хвостом. Ведущая вновь отодвинула его хвост, продолжая интервью. Ситуация стала неуправляемой, счёт шёл на секунды. Однако всё разрядил сам тигр - он тихо вышел из кадра и пошёл к помощнице.
Мечтала стать актрисой...
Поначалу Раиса Расюлене хотела устроиться на радио, но чиновник от культуры сделал даме комплимент: мол, такую красавицу, такие волосы - только на ТВ. Так и решилась судьба будущего диктора.
В 29 лет она пришла в студию. Через два месяца состоялся первый прямой эфир. Это было время, когда за ошибку можно было потерять работу. С тех пор осталась привычка: сомневаешься в произношении - открывай словарь.
Имя Раисы Расюлене внесено в специальный сборник "Общественное признание". Её голос до сих пор узнают на улице.
Отучившись некоторое время в Белорусском театрально-художественном институте, девушка вынуждена была вернуться в Красноярск, устроилась в библиотеку, вышла замуж, родила дочь, и мечта стать актрисой отошла на второй план. Всё изменила встреча со знакомым детства, замечательным чтецом и актёром Красноярского драматического театра имени А. С. Пушкина Константином Вощиковым, который предложил перевестись на третий курс Красноярского училища искусств.
Диплом Раиса Прокопьевна получила в 29 лет, но по специальности не работала - попала на телевидение, где были незабываемые встречи с Иваном Шпиллером, Зарой Долухановой, Сергеем Лейферкусом, Дмитрием Хворостовским, Георгом Отсом.
Упорство, стремление к цели
В 1950-х годах актриса Красноярского театра драмы Октябрина Байкалова играла заметные роли в таких спектаклях, как "Преступление и наказание" в постановке Александра Дунаева (Соня Мармеладова).
Это были послевоенные годы, когда главный режиссёр Ачинской драмы Або Волгин основал в Красноярске студию, в которой учились Иннокентий Смоктуновский и Нина Бери (Козак), проработавшая более 30 лет режиссёром литературно-художественной редакции Красноярского телевидения.
Октябрина Байкалова была во втором потоке студии, успешно окончила её. Партнёрами совсем молодой актрисы в театре имени Пушкина были Николай Прозоров, Пётр Словцов, Вениамин Неклюдов, Николай Фёдоров, по очереди игравшие Раскольникова в "Преступлении и наказании".
Работа в Волгоградском, Владивостокском театрах была удачной и интересной. Карьера складывалась, но замужество, переезд в другой город и рождение первенца, казалось, переломили судьбу. Октябрина осталась одна с маленьким ребёнком, который был серьёзно болен и которому требовалась операция.
И тогда Октябрина Дмитриевна, купив на последние гроши билеты до Ленинграда, поехала добиваться операции для сына. Устроилась санитаркой в клинику, выполняла всякую работу, лишь бы поставить ребёнка на ноги. И упорство, жертвенность, стремление к цели дали результаты.
Октябрина Байкалова в коллектив телевизионной редакции вошла органично. В работе ей помогали главный режиссёр Маргарита Рыбалко, коллега по театру Нина Бери, режиссёр редакции пропаганды Людмила Никоненко. Она делала ведущие передачи редакции "Коммунист", "Депутатская приёмная на телевидении".
Но едва в редакции кинопроизводства появилась вакансия, ушла туда, сняла свои первые фильмы - "Оживший камень", "Трудный лёд", "В Шуше у подножия Саян". Съёмки вели опытные кинооператоры Александр Попильнюк, Владимир Кирьянов, Юрий Гвоздев. Авторами выступали Вадим Фёдоров, Анатолий Чмыхало.
В фильмографии режиссёра Байкаловой около 30 фильмов, это проблемные и очерковые, портретные ленты, многие из которых были показаны по ЦТ.
...Славные десятилетия позади. Радио практически сошло на нет, проводное исчезло, кто слушает "цифру" многочисленных откуда ни возьмись появившихся радиоканалов - неизвестно. Местное телевидение, пережив свои славные десятилетия, получив разнообразные "ответвления" в виде "Примы-ТВ", "Афонтово", "7 канала", было загнано в "кабель" - наверное, чтобы не мешать государственному "Енисею", получившему режим наибольшего благоприятствования. Однако жизнь продолжается - и появляются на краевом телевидении новые звёздочки, о которых спустя десятилетия может быть расскажут совсем другие журналисты...
Фото с сайта Союза журналистов Красноярского края.
Автор:
Сергей Павленко
Читайте также
Комментарии (3)
Да, "звёздочки" есть, но многое и забыто. На ТВК были передачи Алёны Комелягиной по истории нашего города и края - увы. По Афонтово, не отрываясь, смотрел "Жизнь и приключения товарища Елизарьева" про историю Тайваня. Всего не упомнишь. Были "В гавань заходили корабли" Успенского. Это утеряно, а жаль. Да и в 1961-62-м столько киногруппа снимала про стройки, город людей.
Войдите, чтобы пожаловаться
У меня дедушка родной Ефим Исаакович Соколовский работал режиссёром на студии телевидения. Один из основателей. Дома много фотографий его. Я в детстве часто ходил с ним в Николаевку в телецентр, встречался с Антиповым. Дедушка к тому времени перешёл в кинокомплекс при предприятии "Тайга" и снимал хроники и короткометражки. Обидно, что забыли. Арсен Акопян.
Войдите, чтобы пожаловаться
Напишите свой комментарий
Гость (премодерация)
Войти
Сергей Орловский
30.11.2022 21:43
Всё отлично описано, жаль, не упомянули киногруппу во главе с Филиппом Никитичем Афанасьевым, кинооператора Чижикова тоже забыли. Я тас работал в 1961-м или 1962-м в киногруппе воителем-осветителем. Интересно было
Войдите, чтобы пожаловаться