Читать все комментарии
1 91"Ни одно слово, исходящее из уст человеческих, не теряется в пространстве бесследно. Оно всегда оставляет глубокий неизгладимый след, оно живёт среди нас и действует на сердца наши, ибо в слове содержится великая духовная энергия - или энергия любви и добра, или, напротив, богопротивная энергия зла. И как невыносимо человеку жить среди грязи и отходов, так невыносимо находиться рядом с человеком, дух которого отравлен завистью, клеветой, осуждением, ненавистью к людям, раздражительностью и всем тем, что так угодно дьяволу".
Лука (ВОЙНО-ЯСЕНЕЦКИЙ),
главный хирург эвакогоспиталя 1515, с 1942 года - архиепископ Красноярский.
* * *
Известный историк Евгений Спицын, живущий в Москве, оскорбил классика русской литературы XX века Виктора Петровича Астафьева.
В адрес сибиряка прозвучали столь грязные слова за его роман "Прокляты и убиты", что не могу привести их рядом с именем писателя, а чуть ниже, в другом, более подходящем контексте.
Клинический случай
Пинать льва, ушедшего из жизни, который в силу этой причины не в состоянии отреагировать на оскорбление - клинический случай. Поясняю.
Хорошо развитая и ярко выраженная профессиональная часть личности (субличность) под названием "историк" - вовсе не гарантия столь же позитивных остальных личностных качеств во внутреннем мире человека.
В случае с Евгением Спицыным явно проявила себя одна из наиболее агрессивных частей его личности, определяемая именно теми словами и их понятиями, которые он позволил себе по отношению к писателю. То есть человек в чём-то недоволен собой, но отследить это самому, на уровне сознания не дано, поскольку нашему разуму путь в область бессознательного закрыт (это задача специалиста-психолога).
Таким образом, внутренняя агрессия по отношению к себе находит выход в агрессии к другим. В психологии это называется - бессознательная проекция, вытекающая из глубинного конфликта субличностей.
Слова из уст представителя умственного труда - "подонок и гнида" - как-то не вяжутся с уважаемой исторической наукой и на самом деле оскорбляют человеческую сущность того, кто использовал их как ругательство.
Кстати, "подонок" - научный термин, означающий низшее существо в сословной иерархии обезьян-бабуинов. Данное зоологическое понятие относится к какой-то, очевидно, нереализованной части личности самого г-на Спицына. Как правило, это связано с нерешёнными проблемами детства, с семейными отношениями... Со многим другим.
Дабы не посягать на личный мир человека, не станем теряться в догадках относительно истинной причины его неосознанной агрессии по отношению к самому себе, трансформированной вовне.
Вопрос по сути: как историк он имел право критиковать роман писателя со своих профессиональных позиций? Да, конечно! Но обзывать любого человека, а тут - писателя с мировым именем, столь богопротивными словами, причём в год столетия со дня его рождения, когда во всей мыслящей России отмечают эту значимую - особенно для сибиряков - дату!..
Дело даже не в отсутствии культуры и её этической составляющей. Прибегнув к лексикону маргинальных слоёв общества, близких к бабуинам, историк, о котором люди забудут через пару поколений, попытался таким образом стать вровень с писателем, творчество которого будет жить в веках.
Что получилось в итоге? Это моральное надругательство над нашей памятью о Викторе Петровиче Астафьеве. Это непозволительное глумление над его могилой. Это смачный плевок в сторону всего его жизненного пути, его творчества.
На мой профессиональный взгляд, г-н Спицын, относительно молодой ещё человек, нуждается в психологической диагностике и коррекции поведения. И потому не станем уподобляться ему вербально, прибегая к непарламентским выражениям. Это его, достаточно серьёзные, проблемы. Пожелаем ему скорейшего их решения.
Все мы родом из детства
"От новорождённого ребёнка до пятилетнего - целая пропасть. От пятилетнего до меня - один шаг". Это слова Льва Николаевича Толстого.
Остаётся поражаться, как писательский гений предугадал результат научных исследований многих учёных психологов, пришедших посредством кропотливых экспериментальных исследований несколько позже жизни Толстого к тому же выводу. Не только наше мировоззрение, но и жизненный сценарий закладывается в подсознании человека именно в период детства.
Навсегда в мою память врезался эпизод. 1 мая 1950 года. Мне пять лет. Мы с мамой - на демонстрации. Солнце сияло, отражаясь в меди оркестровых труб. В синее небо взмывали выпущенные кем-то белые голуби.
А чуть вдали от людского потока, за трамвайными рельсами, темнела странная приземистая фигура, отстранённая от всеобщего ликования. Мама положила мне в руку большую монету и сказала: "Видишь дяденьку. Подойди, отдай ему пятачок". Я подбежал к нему. Никогда не забуду...
Он был без рук, без ног. Сидел на доске с шарикоподшипниками. На голове его был танковый шлем. Половина лица его была ярко бордовой, со шрамом и без одного глаза. Второй, широко открытый, глаз был синий, как небо над нами. В зубах человек держал чёрную кирзовую сумку и мычал, протягивая ко мне обрубки обеих рук.
И день померк! Я забыл, зачем здесь стою. Мама была уже рядом. Молча, разжала мою вспотевшую ладошку, положила в чёрную сумку жёлтый пятак и увела меня.
Всего лишь крохотный кусочек послевоенной реальности в детстве сформировал моё мировоззрение и один из главных жизненных принципов. Невозможно упиваться счастьем и радостью, праздником жизни, когда рядом бытует непоправимое горе. Понятно, что это убеждение всех нормальных людей, воспитанных, в частности, на книгах Астафьева.
* * *
Детство мальчика Вити Астафьева можно охарактеризовать одним словом - подранок. Смерть родителей, беспризорность, детдом... Юношество, переходящее в раннюю зрелость. Война, фронтовые дороги, боль душевных и физических ран...
То, что пережил писатель, отражено в его рассказах, повестях и романах. И сохранилось как драгоценный памятник эпохи. И мы, его современники, благодарны судьбе за то, что он жил рядом с нами и поведал нам об этой эпохе, о себе, о нас самих так, как только мог он один.
На глазах солдата Виктора Астафьева становились инвалидами, погибали молодые ребята, такие, как он. Все страшные эпизоды войны в его сознании легли на тяжёлые впечатления детства и сформировали его личную, неповторимую картину мира, его мировоззрение, его жизненные принципы, уникальные, неповторимые ни в чьей иной судьбе.
И то, что он описал в своём главном романе "Прокляты и убиты", было суровой обыденностью той эпохи, пропахшей порохом, которая кончиком опалённого крыла задела моё поколение. И только истеричным дамочкам эта эпоха кажется дурно пахнущей, а кабинетным учёным, взирающим на мир из столицы,- искажением реальности.
И уж совсем, нелепо - считать, что мотивацией к написанию романа для Астафьева было стремление добиться Нобелевской премии. Это абсолютное непонимание сибирского характера писателя Астафьева, его духовных и душевных побуждений, обусловленных талантом от Бога и всеми обстоятельствами его судьбы.
Навоз истории
Приукрасить, отлакировать под существующую политическую конъюнктуру ту реальную действительность, в которой протекала жизнь Виктора Петровича Астафьева, означало для него предать память о фронтовых товарищах и друзьях, тех, кто навсегда лёг в землю, защищая её.
Писатель в своём романе "Прокляты и убиты" утверждает, что их было гораздо больше, чем это явлено в официальных отчётах. Возможно, он ошибался в чём-то, что касается конкретных цифр, статистики и парадно-официальных установок.
Но это его авторское право - изображать реальность такой, какой она виделась именно ему и никому другому. Право, порождённое острейшей, не проходящей болью за судьбу народа, плоть от плоти которого был он сам,- русских людей, страдающих не только от внешних ворогов, но и от внутренних нуворишей. Да, он считал, что народ в массе своей и, с другой стороны, некие господа от власти - это параллельные прямые, не соприкасающиеся в пространстве.
А разве нынешняя ситуация, казалось бы, в гораздо более развитой социальной реальности, не находит тому подтверждение в условиях СВО?! Когда для одних окоп - дом родной, над которым пули свистят и взрываются ракеты. Где молодые парни становятся инвалидами, а кто-то из них теряет самое главное - жизнь. Где в городах и деревнях матери погибших солдат надевают траурные одежды, жёны обречены на вдовью судьбу, дети - на безотцовщину.
Да, в битве за Родину потери неизбежны. И как бы это ни было больно, тяжко, трагично, приходится с этим считаться.
Но другие, так сказать, соотечественники, в это же самое время, в те же часы и минуты, наслаждаются благами цивилизации во дворцах многомиллионной стоимости, отгороженных от людей. И, что самое не поддающееся никакому разумному толкованию, исходя из исторической роли армии в России, среди них затесались люди в погонах с большими звёздами. Не один. Не два. И даже не дюжина. Больше! И почти каждый день - читаешь новости - этот список пополняется новыми криминальными лицами.
Это те, для кого жизнь - праздник, несмотря на любое непоправимое горе людей, живущих рядом, говорящих на том же языке. Это те, кому плевать на чужую боль. Их истинная мотивация, а не декларируемая с трибун, заключается в стремлении к власти и к тем материальным благам, которые она приносит. Они считают себя элитой, хозяевами страны и жизни. На самом деле именно они - навоз истории, в отличие от истинных тружеников и защитников России.
И пускай бы эти новоявленные господа радовались жизни (пока до них очередь на нары не дошла), если другие, истинные её ценности, им недоступны. Кроме того как сладко жрать, мягко спать, обзаводиться дорогостоящим барахлом... И тому подобное.
Но ведь от того, какими средствами эта публика добивается своих желаний (не путать с целями, цели - другое), страдают люди. Казнокрадство, взяточничество, льстивая угодливость к высшим чинам, показуха вместо реальных дел, ложь...
Сколько могил с флагами РФ появилось на кладбищах не только из-за внешних врагов, но и из-за этих, по сути дела,- внутренних предателей России!
Очевидно, были такие же экземпляры рода человеческого и в годы Великой Отечественной, и в годы, ей предшествующие. И не сказать об этом со всей силой писательского таланта Астафьев просто не мог, когда его пером руководило духовное стремление к истине и душевная боль за свой народ.
* * *
Авторское примечание. Мои дед и отец - ветераны той войны. Не любили они говорить о ней. Отец несколько лет сильно болел и умер в 1986 году ещё не старым. Я вместо него получил в военкомате его последнюю награду.
Запись из орденской книжки отца: "...В ознаменование 40-летия Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов Указом Президиума Верховного Совета СССР - награждён орденом Отечественной войны - № 5679863".
У его фронтовых наград не сохранились соответствующие бумажные подтверждения, если они были. Храню этот документ как драгоценную реликвию и передам по наследству детям.
Как внук и сын ветеранов, не могу согласиться с отдельными высказываниями Виктора Петровича - о Советской армии, о Сталине. Однако он же сам в одном из интервью лаконичной фразой чётко обозначил свою нравственную позицию, исключающую категоричность собственных суждений на эту тему, как и претензии на истину в последней инстанции:
"Говорят, всё о войне знает народ. Нет. Всё о войне знает только Бог!"
Гость (премодерация)
Войти
Сергей Орловский
13:16, вчера
г-н Спицын, относительно молодой ещё человек, нуждается в психологической диагностике и коррекции поведения - пишете Вы. Я же думаю, что он просто быдло. Но почему модно плевать во фронтовика? Журнал "День и Ночь" после смерти Романа Солнцева опубликовал статью, где писалось, что Астафьев не воевал, бичевал, пил, но часто водку пил с "ребятами из Политбюро", за что они его и выдвинули. Я и покойный Русаков тогда про это в "Красноярском рабочем " написали, так на открытии мемориальной доски Солнцеву редактор "ДиН" Марина Савиных ко мне подошла, под ноги молча плюнула и окрысилась. А антирусскому писателю Антону Нечаеву, полившему мерзкой грязью Родину, она дала премию Астафьева. Грязь Нечаева называлась "Сибирский редактор". Жду откликов.
Вам за статью спасибо.
Войдите, чтобы пожаловаться