Столетие художника Юрия Худоногова отметили в Красноярске очень тихо и скромно
Небесный и солнечный свет, воздух, степной ветер... Это можно не только увидеть, но и почувствовать в холстах большого, всё ещё по достоинству не оценённого художника Юрия Ивановича Худоногова, столетие которого недавно отмечали.
Честно сказать, мне не хватило в юбилейных торжествах того размаха, с которым проходили предыдущие 100-летние даты в нашем городе. И как были какие-то недооценённость и недосказанность вокруг этого имени так и остались.
...После войны и тяжёлого ранения Юрий Худоногов получил образование в Ленинградском художественном училище имени В. А. Серова и работал много, со страстью.
Мой коллега и партнёр художник Александр Созыкин после его юбилейной выставки заметил:
- В каждой работе художника ощущаются его поиски, эксперименты в разных жанрах, но, кажется, главную свою работу он не написал.
Дочь художника, известный искусствовед Елена Худоногова, говорила:
- Он раньше Поздеева начал свои поиски цвета и формы.
Тихим июньским днём в час, когда залы музеев обычно пустеют, мы с Александром пришли на юбилейную выставку Юрия Ивановича Худоногова. В светлом зале художественного музея имени В. И. Сурикова нам никто не мешал не просто посмотреть, а насладиться картинами художника.
Эта юбилейная экспозиция была почему-то совсем небольшая (при 70 работах, составляющих наследие художника), но очень тёплая, живая. В ней много яркого жёлтого, много света и простора. Эта живопись вызывает почти детский восторг, вновь пробуждает яркие эмоции, будто видишь и удивляешься ею впервые.
Худоногов - художник, мастерство и мысль которого восхищают и вдохновляют. Хочется подолгу стоять перед каждым его холстом и рассматривать живописные фрагменты, отойти подальше и увидеть, как колышется под ветром степная трава...
Мы семьёй какое-то время обретаемся в благословенной Овсянке. Деревенские пейзажи поздней осени теперь в размытых туманами сизо-зелёных оттенках, и только ближе к обеду по уже заснеженным верхушкам гор скользит оранжевый свет, подсвечивая охристые проплешины между силуэтами сосен.
Сейчас нам всем очень не хватает света. И именно сейчас радостно вспоминать о выставке Юрия Худоногова, о его солнечных картинах в залах "стекляшки".
Есть стойкое ощущение, что неоправданно мало сказано о творческой мощи и таланте живописца Худоногова, картины которого наравне с Матиссом и Гогеном должны составлять постоянные экспозиции лучших галерей России и мира.
В октябре 2020 года в художественном музее имени В. И. Сурикова было выставлено более 90 подлинных произведений живописи, графики и скульптуры. Об этой выставке портал "Культура 24" написал так: "Работы экспериментаторов, которые рушили все преграды на пути к новой эре, задавали тренды и были главными новаторами своего времени: Казимир Малевич, Василий Кандинский, Александр Родченко, Юрий Худоногов".
Здесь я вижу абсолютную правдивость в перечисленных фамилиях, которые составили славу и гордость нашей страны.
Юрия Худоногова не понимали, да и просто-напросто гнобили. Скорее всего, последнее и ускорило его трагический уход. Несвоевременность же - вечная драма... Художник, как и все провидцы, опередил своё время, поэтому и был не понят и не оценён.
Сейчас, имея творческий опыт, я могу самостоятельно осознавать искусство Худоногова, формулировать свои впечатления, основанные на контрасте восторга и горечи от того, что художник ушёл так рано.
Рассматривая со студентами отделения станковой графики Сибирского института искусств имени Д. А. Хворостовского эскизы и рисунки сибирских мастеров, профессор Валентин Теплов отметил:
- Стиль - это самое дорогое, что может быть у художника. И это в конечном итоге отличает подлинного художника от просто ремесленника.
Я смотрю натюрморты Худоногова и вспоминаю о стилистических поисках Эдуарда Моне.
Тончайшим образом подмечая детали, точным мазком и цветом Юрий Худоногов создавал в своих холстах Вселенную. Это мощь! Видишь любой пейзаж хакасской серии и ощущаешь землю, воздух, её наполняющий, космос вокруг и огромное солнце, что покрыло равнины или осветило верхушки гор.
- Ему нужно было добиться вот этого символического звучания: Земля. Планета. Образ,- говорит дочь художника.
Живописец Валерьян Сергин, вспоминая о пленэрах в Хакасии, сказал про Худоногова:
- Он не упускал ничего, он торопился. Какое-то у него было остервенение к работе.
Автор:
Анна Гаврилина
Сергей Орловский
16:45, вчера
А новые где художники? Вот это и плохо, что их нет
Войдите, чтобы пожаловаться