Бывшему директору Центра народного творчества края Владимиру Ковальчуку - 85 

Добавить в закладки

Удалить из закладок

Войдите, чтобы добавить в закладки

23.08.2024 04:34
0

Читать все комментарии

1776

Народное творчество - дорога непрестижная. Про времена реформ и смуты и говорить нечего: деньги на культуру поступали по остаточному принципу, а на народную культуру - от остатков остаточного принципа.

И всё-таки были люди, которые оставались верны "непрестижному" делу и делали его с уверенностью в своей правоте и с желанием сохранить будущим поколениям народную культуру.

Один из таких людей - бывший руководитель Государственного центра народного творчества Красноярского края, заслуженный работник культуры России Владимир Михайлович Ковальчук. Он служил в должности директора этого учреждения 35 лет - с убеждённостью, что каждый человек талантлив, надо только помочь ему раскрыться. В августе 2024 года ему исполняется восемьдесят пять лет.

- Родился я в деревне Кромка Ирбейского района,- рассказывает о себе Владимир Михайлович.- Сибиряками стали поневоле: в тридцатом году семью Марчуков раскулачили, совсем ни за что. Всё, что захватили с собой, в дороге потерялось. Товарные вагоны с домашним скарбом где-то пропали в пути. Не было даже крошки хлеба. Но осталось самое дорогое - украинский говор и песни. Пели, выезжая на поля, возвращаясь с полей, вечером в клубе. В нашем доме по праздникам было густо намешано гостей. На стене висели две десятилинейные керосиновые лампы. И как только брали ноту повыше, лампы гасли - не выдерживали этого торжественного колебания воздуха. Там, в Кромке, я полюбил песню. Песни, которые привезли переселенцы в Сибирь, поются до сих пор. Некоторые из них уже и на Украине, в нашем родовом селе Павлинка Винницкой области, забылись, а у нас поют. В 50-е годы на селе появилось радио, и восторга сельчан - не передать! Благодаря радио я узнал много другой музыки, подпевал, к примеру, оперетту "Свадьба в Малиновке" - все партии знал назубок и пел.

В Красноярск он приехал, не окончив восьмилетку в Ирбейском районе. Учился в "ремеслухе", работать пошёл на знаменитый завод имени К. Ворошилова, ныне "Красмаш". Пел во Дворце культуры, предложили перейти в филармонию - штатным артистом. Но, подсчитал Ковальчук, зарплата артиста намного меньше зарплаты кузнеца, и отказался.

Потом были служба в армии, учёба на вокальном отделении музыкального училища в Улан-Удэ, которое после перенесённой тяжёлой ангины пришлось оканчивать артистом симфонического оркестра по классу тромбона.

- Если я о чём-нибудь и сожалею, то о том, что долго шёл в народную художественную культуру. Ощущение безмерной талантливости народа и привело меня в конечном итоге на этот путь. Я работал директором Бурятского республиканского Дома народного творчества, когда меня пригласили в Красноярск на должность директора краевого Дома народного творчества. Народное художественное творчество Красноярского края к тому времени уже имело высокое признание на уровне страны в таких культурных акциях, как Всероссийский смотр сельской художественной самодеятельности, краевой фестиваль молодёжи и студентов, как повсеместная подготовка к Всемирному фестивалю, в культурной программе которого, кстати, принимала участие творческая делегация края. В Доме народного творчества уже издавали репертуарные сборники, были созданы народная филармония, народная консерватория. Дом народного творчества работал с молодыми писателями и поэтами, художниками-любителями. И самое главное - в тесном сотрудничестве с профессиональными композиторами, музыкантами, художниками. Для них не было зазорным общаться с любителями.

Советская власть в XX веке создала сеть культурно-просветительных учреждений - клубов, Домов и Дворцов культуры. Содержание работы их было призвано обслуживать социалистическую и коммунистическую идеи. Но в 80-х годах начались процессы национального возрождения. Одновременно ко многим к людям пришло осознание, что нет обезличенной "советской" культуры, есть национальное достояние - культура народа. Без собственной культуры народ - не народ, а просто народонаселение.

Предстоял непочатый край работы. Учебные заведения "комплексных" специалистов не готовили, выпускали хормейстеров, балетмейстеров, дирижёров, да и сейчас не готовят. В 1974 году при Доме народного творчества была образована творческая лаборатория руководителей таких коллективов. Задачу перепрофилирования кадров осуществляли ведущие специалисты государственного хора имени М. Пятницкого под руководством народного артиста СССР, лауреата Государственной премии В. Левашова, заслуженной артистки России, главного хормейстера хора Г. Фуфаевой, руководителя оркестра, заслуженного деятеля искусств России В. Калинина, директора студии хора, заслуженного работника культуры России О. Золотовой. Лаборатория долго имела огромную популярность, собирая руководителей народных ансамблей песни и танца из других регионов Сибири.

По инициативе Владимира Ковальчука была создана двухгодичная школа фольклора и отделение русской фольклорной академии "Карагод". Занятия там вели ведущие фольклористы страны, преподаватели Московского университета культуры, академии музыки имени Гнесиных, руководители прославленных народных ансамблей.

Владимир Михайлович стал инициатором и организатором массовых культурных акций, традиционных и масштабных краевых, всесибирских и республиканских конкурсов имени М. Годенко среди хореографических коллективов, конкурсов оркестров и ансамблей народных инструментов имени другого знаменитого красноярца - Б. Феоктистова.

Главным направлением деятельности Центра Владимир Ковальчук считает издательскую деятельность. Он автор многих издательских проектов - в первую очередь, по сохранению музыкального и поэтического наследия народа, нашей национальной культуры. Созданы сборники фольклора 14 районов края, "Антология енисейского фольклора", "Антология красноярской песни за два века", книга очерков о выдающихся деятелях художественного народного творчества "Земной поклон", "Песни о российской деревне XX века".

И главное, выпущен уникальный двухтомник, который во всей России никто больше не пытался сделать,- "Золотые россыпи народной песни". И двухтомник современных песен "Я люблю тебя, Россия". Уникальные вещи. В "Россыпях" есть песни, которые впервые записаны триста лет назад. А сколько они существовали в устной форме? Ковальчук провёл огромную работу, чтобы эта книга вышла.

- Народная песня - это связь времён, уважение к старшим. Семейное пение несёт в себе столько ненавязчивых приёмов народной педагогики, какие не в состоянии придумать ни одна школа! Нынешний процесс декультуризации и деградации общества родили мы, россияне, вместе с властью. Отреклись от всего своего, родного. Как доморощенные Остапы Бендеры: Запад, Запад нам поможет! Возможно ли такое - вы оказываетесь в Лондоне или в Берлине, включаете радио, ТВ и слышите только русскую музыку? А у нас даже дети поют не своё, родное, а на смеси "английского с нижегородским". Мы сделали западное своим псевдонациональным. За что расплачиваемся и будем платить ещё долго. Сегодня в клубных учреждениях края около 10 тысяч художественных коллективов разных жанров. Сотни из них имеют звание "народный", "образцовый". Многие любительские коллективы достойно представляют наш край и российское искусство на международных сценах.

За верность отечественной культуре и постоянный поиск нового Министерство культуры Российской Федерации и Российский государственный Дом народного творчества присвоили Владимиру Михайловичу Ковальчуку звание "Человек-2002" в народном творчестве России. Оно присваивается один раз в год одному человеку. Номер его свидетельства - второй.

Красноярск.

Напишите свой комментарий

Гость (премодерация)

Войти

Войдите, чтобы добавить фото

Впишите цифры с картинки:

Войти на сайт, чтобы не вводить цифры