Писатель Эдуард Русаков - живая легенда Сибири

Неумение светиться на публике даёт возможность писать настоящую прозу

Добавить в закладки

Удалить из закладок

Войдите, чтобы добавить в закладки

01.11.2022 16:17
2

Читать все комментарии

2380

Исполнилось 80 лет Эдуарду Русакову, на сегодняшний день самому знаменитому из русских прозаиков, живущих по ту сторону Уральского хребта.

Где родился, там и пригодился

Такое редко, но бывает.

Эдуард Русаков - живая легенда Сибири. Причём произошло это незаметно, как-то само собой.

Он родился в Красноярске, здесь прожил практически все свои, а не чужие восемьдесят лет, не соблазнившись шумом и блеском столиц, мегаполисов и заграниц. Единственная его отлучка из родного города была связана с тем, что он, подобно Антону Павловичу Чехову, его коллеге во всех смыслах этого слова, по своей первой профессии являлся врачом и после окончания Красноярского медицинского института два года отработал психиатром на станции Тинская, где была расположена огромная, знаменитая на всю Сибирь психолечебница.

Затем Эдуард Русаков более десяти лет трудился по специальности в родном городе, работал на киностудии, в газете, вёл литературную студию, где под его руководством взросли другие интереснейшие творческие личности. Годы практической работы, безусловно, дали для творчества писателя богатейший и ценнейший фактологический материал. Его студию посещало немало заметных гуманитариев, которые утверждали потом, что более крупного литератора, прекрасно знающего и мировую, и русскую классику, им трудно было бы встретить в обыденной жизни даже во время учёбы "на филолога" или "литературного работника".

Таким образом, Эдуард Русаков пополнил ряд видных фигур искусства, связанных с Красноярском: художники Василий Суриков и Андрей Поздеев, писатели Владимир Зазубрин и Вивиан Итин, поэты Роман Солнцев и Зорий Яхнин, оперный певец Дмитрий Хворостовский, режиссёры Кама Гинкас, Генриетта Яновская, альпинисты братья Абалаковы и, конечно же, классик русской литературы Виктор Петрович Астафьев.

Примечательно, что первоначальная профессия Русакова и круг его интересов были далеки от Астафьева, которого традиционно числили в "почвенниках" и "деревенщиках". Однако "мужик" Астафьев был не прост, и Русаков, горожанин, модернист, космополит с сибирским человеческим лицом, был, пожалуй, милее его сердцу, чем те мальчики, которых он пригрел, вывел в люди, и они же его "сдали" - один из них, став депутатом, выступил с инициативой лишить ветерана Великой Отечественной войны, инвалида надбавки к пенсии за то, что он недостаточно патриотичен, неправильно изобразил войну в своём романе "Прокляты и убиты". В этом нет ничего удивительного, такие изгибы человеческого характера - от святости до подлости - прекрасно понимает и изображает в своих сочинениях Эдуард Русаков.

Вот некоторые сюжеты его повестей и рассказов, где суровая реальность мешается с фантазией, вымыслом, преувеличениями, а то и откровенным писательским враньём: Красноярск, который он именует в своих текстах Кырском, поделён между Китаем и ЕС по реке Енисей. Влюблённый в студентку университетский профессор пытается пересечь реку на резиновой лодке, но умирает от инфаркта на руках любимой.

Креативная бизнесвумен хладнокровно убивает конкурента, отца, воспитавшего и любящего её, разрушилась плотина ГЭС, и на крыше крайкома партии спасаются от наводнения функционер, бандит, интеллигент и проститутка, кырский купец Загадов стреляется в начале ХХ века с посетившим Сибирь Фритьофом Нансеном, трогательный мальчик-аутист становится знаменитым художником, "синеглазый скрипач" Иисус Христос, помещённый в дурдом, обращает своих больных товарищей в дивных птиц, и они улетают из этого лечебного заведения в неведомые края, тёмная старушка считает М. Ю. Лермонтова святым и наговаривает приезжему исследователю фольклора сибирскую народную песню, начинающуюся словами "Выхожу один я на дорогу".

Врождённое добросердечие

Да и сам Русаков - дивный экзотический цветок, возросший на сибирской почве. Уроки любимых им Чехова, Достоевского, Кафки, Бабеля, Олеши, раннего Всеволода Иванова и одновременно Короленко с его "Сибирскими рассказами" и Вячеслава Шишкова с его "Угрюм-рекой" - вот что, кроме окружающей его действительности, сделало писателем Эдуарда Русакова. И, конечно, Божий талант, без этого писателя не бывает.

Русаков, как и всякий мудрый литератор, любой минус жизни обращает в писательский плюс. Встречи с душевнобольными помогают лучше понять, изобразить тех, кто априорно считает себя здоровыми. Неумение расталкивать коллег локтями, вписываться в премиальные тусовки, светиться на публике дают возможность писать настоящую прозу, которая отличается от "монетизированной литературы", как изделия ручной работы от ширпотреба, даже весьма качественного.

Русаков - беллетрист и не скрывает этого. Но позвольте, ведь беллетрист вовсе не уничижительное слово. Ведь литератор пишет не только для себя или кучки высоколобых, но и для всего народа - нравится кому или нет это понятие. Страшно, но ведь в каком-то смысле и Достоевский, и Чехов, и даже Кафка - беллетристы, а ближе к нашим дням и три Больших Василия русской литературы - Аксёнов, Искандер, Шукшин, несмотря на всю их кажущуюся несовместимость. Русские писатели, на мой взгляд, вообще делятся на тех, для кого наша родина - МОЯ страна, и на тех, для кого Россия - "ЭТА страна".

Думаю, что Русаков уловил многие ЧАСТНОСТИ уникального сибирского характера, а это куда важнее, чем, с одной стороны, полагать Сибирь исключительно гулаговской ЗОНОЙ, а с другой - воспевать покорителей таёжного пространства, настроивших где надо и не надо ГЭС и протяжённых водоёмов, важно именуемых морями, затопившими громадные сибирские пространства, где можно было бы выращивать пшеницу, разводить скот или добывать полезные ископаемые.

Есть такой геологический анекдот. "Покорители Сибири забираются, рискуя жизнью, в заповедные места и видят, что там на пеньке сидит местный гражданин с книгой Кьеркегора "Или-или".

- Мужик, ты что здесь делаешь? - изумляются они.

- Я здесь живу,- скромно отвечает мужик".

Русаков, конечно же, до мозга костей горожанин, всю жизнь пребывающий в огромном (ныне), прокопчённом заводами и комбинатами городе-миллионнике, но одновременно и этот мужик.

Как так случилось - тайна сия велика есть. У настоящей литературы всегда есть тайна. А Русаков - настоящий. Ещё раз подчеркну, что он видная персона второй половины века ХХ и двух десятилетий века нынешнего. Когда многие тронулись умом, а лечить их, кроме писателей, получается, некому.

...Раньше он часто выступал в красноярском Доме искусств, в Доме народного творчества, Литературном музее, краевой библиотеке. Теперь постарел, болеет.

Один из его учеников написал о нём так: "Помимо по-чеховски глубокого таланта и писательской зоркости Русаков обладает и замечательными личностными человеческими качествами: врождённой мягкостью, добросердечием, умением слушать и понимать собеседника. Опыт врача явно сказывается на его манере общения: "Если можешь помочь - помоги, если не можешь, то хотя бы не навреди". Его скромная однокомнатная квартира сверху донизу, включая крохотную кухоньку, забита книгами и журналами".

Сегодня ему 80. Хочется, чтобы он жил ещё долго-долго и радовал своим присутствием не только его земляков-сибиряков, но и всех нас, читателей России. Многие лета, Эдуард Иванович!

("Литературная газета").

Поздравляет Эдуарда Ивановича Русакова с юбилеем и редакция "Красноярского рабочего", где он плодотворно работал обозревателем! Крепкого здоровья, благополучия и верных читателей!

Наша справка

Эдуард Иванович Русаков - русский писатель, прозаик, журналист. Родился в 1942 году. Окончил заочное отделение Литературного института имени А. М. Горького.

Лауреат Международной премии имени Фазиля Искандера. Заслуженный работник культуры Красноярского края. Член Международного ПЕН-клуба и экспертного совета благотворительного общественного фонда имени Астафьева. Член Союза российских писателей и фигурант почётного президиума Русского ПЕН-центра.

Автор более тридцати книг, в том числе: "Конец сезона", "Белый медведь", "Театральный бинокль", "Остров Надежды", "Очередь за счастьем", "Стеклянные ступени", "Ряд волшебных изменений", "Майский сон о счастье", "Пропуск в рай", "Комсорг дурдома", "Палата N 666".

Повести и рассказы переведены на английский, французский, немецкий, японский, финский, венгерский, болгарский, словенский и другие языки.

Комментарии (2)

Старые писатели стареют, но нет им смены. Почему - я думаю, всё дело в интеллекте. Увы, это печально. А Эдику удачи и здоровья.  Сергей Николаевич 

Пожаловаться

Войдите, чтобы пожаловаться

Отклики со страницы "КР" в соцсети ВКонтакте

Степан Ратников: "Спасибо ему огромное за мою первую литературную публикацию!"

Nina Selina: "С юбилеем, Эдуард Иванович! Живите долго и будьте здоровы! Долголетие вам к лицу!"

Пожаловаться

Войдите, чтобы пожаловаться

Напишите свой комментарий

Гость (премодерация)

Войти

Войдите, чтобы добавить фото

Впишите цифры с картинки:

Войти на сайт, чтобы не вводить цифры