Писатель Эдуард Русаков - живая легенда Сибири
Неумение светиться на публике даёт возможность писать настоящую прозу
Исполнилось 80 лет Эдуарду Русакову, на сегодняшний день самому знаменитому из русских прозаиков, живущих по ту сторону Уральского хребта.
Где родился, там и пригодился
Такое редко, но бывает.
Эдуард Русаков - живая легенда Сибири. Причём произошло это незаметно, как-то само собой.
Он родился в Красноярске, здесь прожил практически все свои, а не чужие восемьдесят лет, не соблазнившись шумом и блеском столиц, мегаполисов и заграниц. Единственная его отлучка из родного города была связана с тем, что он, подобно Антону Павловичу Чехову, его коллеге во всех смыслах этого слова, по своей первой профессии являлся врачом и после окончания Красноярского медицинского института два года отработал психиатром на станции Тинская, где была расположена огромная, знаменитая на всю Сибирь психолечебница.
Затем Эдуард Русаков более десяти лет трудился по специальности в родном городе, работал на киностудии, в газете, вёл литературную студию, где под его руководством взросли другие интереснейшие творческие личности. Годы практической работы, безусловно, дали для творчества писателя богатейший и ценнейший фактологический материал. Его студию посещало немало заметных гуманитариев, которые утверждали потом, что более крупного литератора, прекрасно знающего и мировую, и русскую классику, им трудно было бы встретить в обыденной жизни даже во время учёбы "на филолога" или "литературного работника".
Таким образом, Эдуард Русаков пополнил ряд видных фигур искусства, связанных с Красноярском: художники Василий Суриков и Андрей Поздеев, писатели Владимир Зазубрин и Вивиан Итин, поэты Роман Солнцев и Зорий Яхнин, оперный певец Дмитрий Хворостовский, режиссёры Кама Гинкас, Генриетта Яновская, альпинисты братья Абалаковы и, конечно же, классик русской литературы Виктор Петрович Астафьев.
Примечательно, что первоначальная профессия Русакова и круг его интересов были далеки от Астафьева, которого традиционно числили в "почвенниках" и "деревенщиках". Однако "мужик" Астафьев был не прост, и Русаков, горожанин, модернист, космополит с сибирским человеческим лицом, был, пожалуй, милее его сердцу, чем те мальчики, которых он пригрел, вывел в люди, и они же его "сдали" - один из них, став депутатом, выступил с инициативой лишить ветерана Великой Отечественной войны, инвалида надбавки к пенсии за то, что он недостаточно патриотичен, неправильно изобразил войну в своём романе "Прокляты и убиты". В этом нет ничего удивительного, такие изгибы человеческого характера - от святости до подлости - прекрасно понимает и изображает в своих сочинениях Эдуард Русаков.
Вот некоторые сюжеты его повестей и рассказов, где суровая реальность мешается с фантазией, вымыслом, преувеличениями, а то и откровенным писательским враньём: Красноярск, который он именует в своих текстах Кырском, поделён между Китаем и ЕС по реке Енисей. Влюблённый в студентку университетский профессор пытается пересечь реку на резиновой лодке, но умирает от инфаркта на руках любимой.
Креативная бизнесвумен хладнокровно убивает конкурента, отца, воспитавшего и любящего её, разрушилась плотина ГЭС, и на крыше крайкома партии спасаются от наводнения функционер, бандит, интеллигент и проститутка, кырский купец Загадов стреляется в начале ХХ века с посетившим Сибирь Фритьофом Нансеном, трогательный мальчик-аутист становится знаменитым художником, "синеглазый скрипач" Иисус Христос, помещённый в дурдом, обращает своих больных товарищей в дивных птиц, и они улетают из этого лечебного заведения в неведомые края, тёмная старушка считает М. Ю. Лермонтова святым и наговаривает приезжему исследователю фольклора сибирскую народную песню, начинающуюся словами "Выхожу один я на дорогу".
Врождённое добросердечие
Да и сам Русаков - дивный экзотический цветок, возросший на сибирской почве. Уроки любимых им Чехова, Достоевского, Кафки, Бабеля, Олеши, раннего Всеволода Иванова и одновременно Короленко с его "Сибирскими рассказами" и Вячеслава Шишкова с его "Угрюм-рекой" - вот что, кроме окружающей его действительности, сделало писателем Эдуарда Русакова. И, конечно, Божий талант, без этого писателя не бывает.
Русаков, как и всякий мудрый литератор, любой минус жизни обращает в писательский плюс. Встречи с душевнобольными помогают лучше понять, изобразить тех, кто априорно считает себя здоровыми. Неумение расталкивать коллег локтями, вписываться в премиальные тусовки, светиться на публике дают возможность писать настоящую прозу, которая отличается от "монетизированной литературы", как изделия ручной работы от ширпотреба, даже весьма качественного.
Русаков - беллетрист и не скрывает этого. Но позвольте, ведь беллетрист вовсе не уничижительное слово. Ведь литератор пишет не только для себя или кучки высоколобых, но и для всего народа - нравится кому или нет это понятие. Страшно, но ведь в каком-то смысле и Достоевский, и Чехов, и даже Кафка - беллетристы, а ближе к нашим дням и три Больших Василия русской литературы - Аксёнов, Искандер, Шукшин, несмотря на всю их кажущуюся несовместимость. Русские писатели, на мой взгляд, вообще делятся на тех, для кого наша родина - МОЯ страна, и на тех, для кого Россия - "ЭТА страна".
Думаю, что Русаков уловил многие ЧАСТНОСТИ уникального сибирского характера, а это куда важнее, чем, с одной стороны, полагать Сибирь исключительно гулаговской ЗОНОЙ, а с другой - воспевать покорителей таёжного пространства, настроивших где надо и не надо ГЭС и протяжённых водоёмов, важно именуемых морями, затопившими громадные сибирские пространства, где можно было бы выращивать пшеницу, разводить скот или добывать полезные ископаемые.
Есть такой геологический анекдот. "Покорители Сибири забираются, рискуя жизнью, в заповедные места и видят, что там на пеньке сидит местный гражданин с книгой Кьеркегора "Или-или".
- Мужик, ты что здесь делаешь? - изумляются они.
- Я здесь живу,- скромно отвечает мужик".
Русаков, конечно же, до мозга костей горожанин, всю жизнь пребывающий в огромном (ныне), прокопчённом заводами и комбинатами городе-миллионнике, но одновременно и этот мужик.
Как так случилось - тайна сия велика есть. У настоящей литературы всегда есть тайна. А Русаков - настоящий. Ещё раз подчеркну, что он видная персона второй половины века ХХ и двух десятилетий века нынешнего. Когда многие тронулись умом, а лечить их, кроме писателей, получается, некому.
...Раньше он часто выступал в красноярском Доме искусств, в Доме народного творчества, Литературном музее, краевой библиотеке. Теперь постарел, болеет.
Один из его учеников написал о нём так: "Помимо по-чеховски глубокого таланта и писательской зоркости Русаков обладает и замечательными личностными человеческими качествами: врождённой мягкостью, добросердечием, умением слушать и понимать собеседника. Опыт врача явно сказывается на его манере общения: "Если можешь помочь - помоги, если не можешь, то хотя бы не навреди". Его скромная однокомнатная квартира сверху донизу, включая крохотную кухоньку, забита книгами и журналами".
Сегодня ему 80. Хочется, чтобы он жил ещё долго-долго и радовал своим присутствием не только его земляков-сибиряков, но и всех нас, читателей России. Многие лета, Эдуард Иванович!
("Литературная газета").
Поздравляет Эдуарда Ивановича Русакова с юбилеем и редакция "Красноярского рабочего", где он плодотворно работал обозревателем! Крепкого здоровья, благополучия и верных читателей!
Наша справка
Эдуард Иванович Русаков - русский писатель, прозаик, журналист. Родился в 1942 году. Окончил заочное отделение Литературного института имени А. М. Горького.
Лауреат Международной премии имени Фазиля Искандера. Заслуженный работник культуры Красноярского края. Член Международного ПЕН-клуба и экспертного совета благотворительного общественного фонда имени Астафьева. Член Союза российских писателей и фигурант почётного президиума Русского ПЕН-центра.
Автор более тридцати книг, в том числе: "Конец сезона", "Белый медведь", "Театральный бинокль", "Остров Надежды", "Очередь за счастьем", "Стеклянные ступени", "Ряд волшебных изменений", "Майский сон о счастье", "Пропуск в рай", "Комсорг дурдома", "Палата N 666".
Повести и рассказы переведены на английский, французский, немецкий, японский, финский, венгерский, болгарский, словенский и другие языки.
Автор:
Евгений Попов
Читайте также
Комментарии (2)
Отклики со страницы "КР" в соцсети ВКонтакте
Степан Ратников: "Спасибо ему огромное за мою первую литературную публикацию!"
Nina Selina: "С юбилеем, Эдуард Иванович! Живите долго и будьте здоровы! Долголетие вам к лицу!"
Войдите, чтобы пожаловаться
Напишите свой комментарий
Гость (премодерация)
Войти
Сергей Орловский
01.11.2022 20:03
Старые писатели стареют, но нет им смены. Почему - я думаю, всё дело в интеллекте. Увы, это печально. А Эдику удачи и здоровья. Сергей Николаевич
Войдите, чтобы пожаловаться