За перевалом будто люди не живут
Партизанский район всегда был особой территорией нашего края. Расположен он так, что основные населённые пункты находятся в отдалённой таёжной зоне, а чтобы добраться до шести посёлков, нужно преодолеть Аргазинский перевал.
Мне несколько раз зимой и летом приходилось проезжать по этой "трассе мужества". Из Партизанского дорога сначала идёт до Солонечно-Талого, затем до Аргазы, от которого начинается подъём на одноимённый перевал.
Когда машина наконец-то взбирается на самую вершину, сверху открывается потрясающий вид: внизу течёт красавица-Мана, вдоль крутых гор и берега реки проходит железная дорога Абакан - Тайшет.
Но любоваться красотами долго не приходится, ведь впереди опасный спуск до самого берега Маны. Дальше дорога идёт вдоль железнодорожного полотна, поэтому на пути вам встретится небольшие станции Зарзубей, Кой и, наконец, Мина.
Если взять чуть правее, то попадёшь в Ману, Хабайдак и Кутурчин. А если переехать мост, то взору откроется посёлок Выезжий Лог соседнего Манского района, где полсотни лет назад снимали фильм "Хозяин тайги".
Иными словами, впечатлений от дороги и окружающей природы - масса. Но, только для пришлого человека. А самим жителям Заманья не до природных красот, они который год испытывают огромные трудности, пытаясь добраться по своим неотложным делам до райцентра.
Дело в том, что сейчас полным ходом идёт строительство вторых путей на железнодорожной ветке Абакан - Тайшет. И могучая техника так измочалила и без того плохую дорогу до Партизанского и разрушила мосты через многочисленные ручьи, что даже на вездеходе проехать по ней себе дороже.
Можно, конечно, сесть на редкие в этих местах электричку или пассажирский поезд, и доехать до станции, которая ближе всего к райцентру.
А дальше как? Вызывать из Партизанского такси?
Но жители Заманья далеко не богатые люди, ведь кончились те благословенные времена, когда местные лесорубы получали на руки хорошие деньги. Лес в округе давно вырублен, а от некогда богатых леспромхозов в лучшем случае осталось несколько частных пилорам.
Остаётся один путь - через Выезжий Лог и Нарву доехать до сворота на село Сугристое и дальше, через Покосное, выехать на Запасной Имбеж, а от него уже до районного центра по сибирским меркам рукой подать. Правда, это почти вдвое дальше, чем через Аргазинский перевал, но иного выбора у жителей Заманья нет.
Опять же, доехать до Партизанского этой дорогой сегодня могут только те, у кого есть личные автомобили. А как быть остальным, особенно старикам и больным?
По идее, они имеют право на автобусное сообщение. Тем более, что за перевалом до сих пор проживают 1700 человек. Но беда в том, что в последнее время не ходят автобусы в эти населённые пункты.
В районе до них нет соответствующей нормам перевозки дороги, а через чужой район такие маршруты не прокладывают. Но, что интересно, из Красноярска в Мину ходит междугородний автобус № 572. Увы, таковы парадоксы и реалии жизни в этих таёжных местах.
- Мы писали много писем в адрес краевых дорожников, чтобы нам наконец-то сделали нормальную дорогу в населённые пункты, расположенные за Аргазинским перевалом, - рассказывает заместитель главы Партизанского района Иван Гавриленко. - Но пока, как говорится, воз и ныне там. А люди нам пишут, ругают районную власть и, по существу, они правы, ведь по действующему законодательству мы отвечаем за внутрирайонные пассажирские перевозки, но нет у нас ни сил, ни средств, чтобы наладить бесперебойное автобусное сообщение с Заманьем.
В разговоре с Иваном Михайловичем выяснилось, что автобусное сообщение не отвечает всем нормам и в других населённых пунктах. Судите сами, жители почти 30 сёл и деревень могут приехать в райцентр только два раза в неделю.
Наверное, не случайно за последние два десятка лет количество жителей Ивашихи, Вершино-Рыбного, Солнечно-Талого, Ивановки и других отдалённых от районного центра населённых пунктах сократилось втрое. А в Кутурчине, согласно последней переписи, остались жить всего два десятка человек.
- Чаще не получается, - сетует Иван Гавриленко. - А всё из-за того, что Партизанский филиал АТП может выпускать линию ежедневно только три своих автобуса. Одна машина остаётся для подстраховки. Ведь самый "молодой" на предприятии автобус выпущен в 2007 году. С того времени мы постоянно просим краевые власти, чтобы нам увеличили парк машин хотя бы до десяти, но дело с места не двигается. Видимо, потому, что в таком случае придётся втрое увеличить краевую субсидию на льготные перевозки.
Жителей здорово выручали междугородние автобусы из Красноярска, которые, по существу, выполняли в районе основные пассажироперевозки. Один из них - № 556 - доходил до Ивановки, подбирая по пути пассажиров из окрестных сёл и деревень. Второй - № 570 - шёл до Запасного Имбежа, Третий - № 548 - рано утром выходил из Вершино-Рыбного в Красноярск, а к вечеру возвращался в село. Ещё на одном междугороднем автобусе - № 548 - каждый день можно доехать до Красноярска.
Но частник есть частник. Владельцы автобусов подсчитали, что за первый квартал перевезено всего 840 пассажиров, и двое из них отказались обслуживать маршруты. Остальные пока держатся.
Но ведь малое количество пассажиров вполне объяснимо - за два рейса в неделю вряд ли перевезёшь больше. Если бы сообщение со всеми 32-мя населёнными пунктами района было ежедневным, люди куда охотнее пользовались бы общественным транспортом.
А пока районные власти гадают, как выбраться из тупиковой ситуации и обеспечить своим землякам законное право на пассажирские перевозки даже из самого дальнего населённого пункта.
Виктор РЕШЕТЕНЬ.
Партизанский район.
Гость (премодерация)
Войти