Читать все комментарии
0 1079Ситуация, которая складывается в последнее время в сельском хозяйстве Сибири, у меня как у руководителя крупного и успешного сельхозпредприятия вызывает тревогу и опасения за настоящее и будущее этой отрасли в нашем регионе.
Ещё 4-5 лет назад аграрии Красноярья почти не ощущали территориальной оторванности от европейской части России. Цены на зерно, топливо, запчасти, удобрения сильно не отличались. При перевозке зерна в железнодорожный тариф была включена федеральная льгота в размере пятидесяти процентов от стоимости перевозки на расстояние свыше 1 100 километров.
Как только валовый сбор зерна в России превысил 100 миллионов тонн, ситуация коренным образом изменилась в худшую для сибирских аграриев сторону. Цена на зерно стала формироваться в экспортных портах.
Например, если стоимость пшеницы в Новороссийске или Санкт-Петербурге составляет 14 000 рублей за тонну, то для хозяйств в европейской части страны - 13 000 рублей, а рыночная в Сибири - 9 000 рублей, потому что часть стоимости "съедает" железнодорожный тариф на перевозку из Сибири на Запад, который равен 4 500 рублей за тонну. Все мелькомбинаты Сибири покупают пшеницу у местных сельхозпроизводителей за 9 000 рублей.
Два-три года назад почему-то была отменена федеральная льгота на железнодорожный тариф, собственники вагонов и РЖД резко подняли тарифы, а вагонов-зерновозов для Сибири стали выделять меньше, и цены на зерно резко упали.
Нужно учесть также, что производство зерна в Сибири происходит в неблагоприятных климатических условиях: уборка из-за непогоды превращается в битву за урожай, намолоченное зерно обязательно необходимо сушить, затрачивая на это десятки миллионов рублей. Урожайность зерновых полей в Сибири при тех же затратах в 2 раза ниже, чем на Западе.
Самые ценные культуры для производства нужных кормов, используемых в животноводстве (кукуруза, соя, подсолнечник), в Сибири просто не растут из-за особенностей климата. Поэтому мы производим низкопродуктивные корма, а для получения больших надоев высокопродуктивные корма вынуждены покупать на Западе, опять же по высоким ценам.
Чтобы приобрести удобрения, сельскохозяйственную технику, дизельное топливо, - за всё это нужно заплатить больше на сумму тарифа доставки в Сибирь. Например, цена на дизельное топливо в Красноярском крае на заправках сейчас - 50 рублей за литр, а на Западе - 45 рублей за литр. Также мы вынуждены тратить больше дополнительных средств на отопление сельскохозяйственных объектов в зимний период.
Сельскохозяйственные предприятия в таких условиях не могут рентабельно работать и конкурировать с предприятиями европейской части России. Концы с концами просто не сходятся.
В АО "Искра" сейчас все производственные показатели по сибирским меркам на высоком уровне - надои молока у коров, привесы молодняка КРС и свиней, собственные молокозавод и мясокомбинат работают на полную мощность, продукция реализуется в собственных фирменных магазинах, мы оставляем всю торговую наценку у себя. В полеводстве в этом году получили урожайность зерновых 47 центнеров с гектара и огромный валовый сбор зерна - 180 тысяч тонн.
Кажется со стороны - всё нормально, хозяйство работает очень хорошо. Но денег не хватает. Из-за низких цен на зерно взятые в прошлом году кредиты для покупки дорогого дизельного топлива даже частично гасить не можем, только перекредитовываемся, строительство сельскохозяйственных объектов не ведём, технику не покупаем, зарплату уже 3 года не поднимали.
АО "Искра" - передовое хозяйство Сибири - не живёт, а существует. А что происходит в слабых хозяйствах? Они молчаливо и безропотно готовятся умирать.
Эти проблемы я называю "сибирским фактором". Удивительно, но они нигде не озвучиваются и не обсуждаются на государственном уровне. В России принято говорить, что у нас "всё хорошо".
Я считаю, что решать эти проблемы необходимо - сибирские аграрии не виноваты, что они живут в географическом центре большой России, что в Сибири плохой климат и низкая урожайность.
Кому решать? Министр сельского хозяйства РФ Дмитрий Патрушев - человек не сельскохозяйственный и вникать в эти дела не будет. Чтобы в будущем не ухудшалась социальная обстановка в селе, губернаторы сибирских регионов должны изучить проблему и донести её до президента РФ. Губернатор Красноярского края Александр Викторович Усс, как самый заслуженный и опытный по сравнению с предыдущими лидерами края, должен быть инициатором обращения.
По моему твёрдому убеждению, выход из данной ситуации один: сибирским аграриям нужна отдельная государственная программа развития и помощи селу. В трудных климатических, географических и ценовых условиях сельскому хозяйству без этого не выжить.
Гость (премодерация)
Войти