Генпрокурор провёл в Красноярске совещание по проблемам лесной отрасли

Добавить в закладки

Удалить из закладок

Войдите, чтобы добавить в закладки

25.09.2019 22:19
1

Читать все комментарии

438

Сегодня в Красноярске состоялось совещание при Генеральном прокуроре Российской Федерации Юрии Чайке по вопросам состояния законности и практики прокурорского надзора за исполнением законодательства в сфере лесопользования.

В совещании приняли участие полномочный представитель президента РФ в Сибирском федеральном округе Сергей Меняйло, ответственные должностные лица Совета Федерации и Государственной думы, федеральных органов исполнительной власти, высшие должностные лица субъектов Федерации, заместители Генерального прокурора, прокуроры субъектов и приравненные к ним военные и иные специализированные прокуроры.

Публикуем текст вступительного слова Юрия Чайки:

«Уважаемые коллеги! Вынесенные для обсуждения вопросы состояния законности в лесной отрасли на протяжении уже длительного времени остаются в числе наиболее важных.

Принятым по инициативе главы государства в рамках национального проекта «Экология» федеральным проектом «Сохранение лесов» определены конкретные задачи, касающиеся охраны, защиты и воспроизводства лесного фонда, а также оборота лесоматериалов.

Уполномоченными органами проводится работа по их реализации, однако она не всегда эффективна.

Крайне острой остается проблема лесных пожаров. Только в текущем году огнем уничтожено почти девять миллионов гектаров леса. Наибольшее количество возгораний зарегистрировано в республиках Бурятия, Саха (Якутия), Забайкальском, Красноярском, Хабаровском краях, Амурской и Иркутской областях.

По данным Счетной палаты ежегодный экономический ущерб от пожаров исчисляется десятками миллиардов рублей. Значительные бюджетные средства тратятся на тушение. Экологии наносится колоссальный вред.

В большинстве субъектов состояние сил и средств пожаротушения не соответствует нормативным требованиям, система их предупреждения не сформирована. Все это не позволяет обеспечивать в полной мере защиту лесов и оперативную ликвидацию возгораний.

Практически во всех регионах требовалось вмешательство прокуроров для финансирования противопожарных мероприятий, приобретения и ремонта специальной техники.

К сожалению, безответственная позиция некоторых должностных лиц о нецелесообразности тушения небольших лесных пожаров, находящихся далеко от населенных пунктов и объектов экономики, приводит к серьезным последствиям.

Так, в Иркутской области вследствие допущенной волокиты площадь возгорания увеличилась многократно (с 5 до 1200 гектаров), в результате огонь распространился на территорию Прибайкальского национального парка и вплотную приблизился к жилым домам. Аналогичные случаи имели место в Забайкальском, Красноярском и Приморском краях.

Не меньший вред лесному хозяйству причиняется незаконными рубками. По итогам прошлого года увеличение их объема установлено в трети субъектов (среди них республики Бурятия и Карелия, Новгородская и Тюменская области).

Прокурорами выявляются факты нелегальной заготовки древесины, которые нередко совершаются при попустительстве, а иногда и явном покровительстве должностных лиц региональных органов лесного хозяйства, подведомственных им учреждений, в том числе под видом проведения санитарно-оздоровительных мероприятий.

В лесной отрасли сохраняются и другие системные проблемы. Вопреки требованиям закона органы исполнительной власти не обладают актуальной информацией о составе и состоянии лесов, несвоевременно утверждают документы лесного планирования. Низкие темпы постановки земель лесного фонда и особо-охраняемых природных территорий на кадастровый учет способствуют их выбытию из собственности Российской Федерации.

Допускаются нарушения при заключении договоров аренды лесных участков и купли-продажи лесных насаждений.

Существующий в Единой государственной автоматизированной информационной системе учета древесины и сделок с ней объем данных не позволяет в автоматизированном режиме отследить цепочку поставок лесоматериалов, их количество и ассортимент.

Нарушения законодательства повсеместно допускаются и предпринимателями, в том числе реализующими приоритетные инвестиционные проекты в области освоения лесов. Ими предоставляются недостоверные сведения об объемах заготовленной древесины, не соблюдаются условия заключенных договоров и соглашений, не выполняются санитарные и противопожарные мероприятия. В Республике Бурятия, Забайкальском крае, Архангельской области пресекались нарушения в деятельности пунктов приема лесоматериалов, в которых не велся их надлежащий учет.

Указанные и иные нарушения законов во многом связаны с ненадлежащим исполнением полномочий контролирующими органами.

Прокурорами повсеместно выявляются факты непроведения обязательных рейдовых и иных мероприятий, нарушений административного законодательства, несвоевременного направления в правоохранительные органы материалов о незаконных порубках и уничтожении лесных насаждений.

Более 15 лет в лесной отрасли функционирует система дистанционного космического мониторинга. Но его ресурс в полной мере не используется. Недостаточно усилий прилагается в вопросах контроля за соблюдением порядка и сроков оплаты за пользование лесными участками. Так, по итогам первого полугодия текущего года задолженность арендаторов в бюджет составляет почти 7 миллиардов рублей.

Сохраняет актуальность проблема незаконного вывоза древесины. Меры по противодействию ему явно недостаточны. При этом зачастую без должного внимания таможенных органов остаются факты недостоверного декларирования, невозвращения валютной выручки за поставленные лесоматериалы и другие нарушения закона.

Крайне неудовлетворительным является состояние раскрытия и расследования уголовных дел, возбужденных по фактам незаконных рубок и уничтожения лесных насаждений. Большинство из них приостанавливается в связи с неустановлением виновных лиц, а впоследствии прекращается за истечением срока давности. До суда доходит только треть дел по порубкам и не более 5 процентов по уничтожению леса огнем.

Требует совершенствования работа по возмещению ущерба, причиненного преступлениями. За полтора года он превысил 27 миллиардов рублей, а обеспечено к взысканию лишь 650 миллионов — 2,4 процента.

Все отмеченные и иные недостатки нам надо сегодня обсудить и выработать конкретные меры, направленные на исправление ситуации. Прошу выступающих вносить конкретные предложения».

С основным докладом выступил первый заместитель Генерального прокурора Российской Федерации Александр Буксман.

Как было отмечено в ходе совещания, на сегодняшний день в лесной отрасли существуют системные проблемы, которые препятствуют повышению эффективности использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, улучшению их качества и продуктивности, сохранению экологических функций лесных насаждений и биологического разнообразия.

Учитывая комплексный характер указанных вопросов, их решение требует скоординированного межведомственного взаимодействия и согласованных усилий органов власти всех уровней.

За 2018 год – первое полугодие 2019 года прокурорскими проверками выявлено 65 981 нарушение лесного законодательства, в целях устранения которых внесено 16 119 представлений, в суды направлено 5 406 заявлений на общую сумму 2 429 291 тысяча рублей.

По требованию прокуроров к дисциплинарной и административной ответственности привлечено 15 700 лиц. По протестам отменено 2 638 незаконных правовых актов, должностным лицам объявлено 5 797 предостережений о недопустимости нарушения законов. По материалам проверок прокуроров возбуждено 1 968 уголовных дел.

Практика надзорной деятельности свидетельствуют о том, что в большинстве регионов органами исполнительной власти не обеспечена актуальность и достоверность информации о количественном и качественном составе и состоянии лесов.

Несмотря на положительную динамику осуществления государственного кадастрового учета границ лесничеств, в отдельных регионах отмечаются низкие темпы данной работы.

Наряду с этим не всеми органами государственной власти субъектов Российской Федерации обеспечены своевременная и качественная разработка и утверждение документов лесного планирования.

Значительный ущерб лесному хозяйству причиняется незаконными рубками. При этом достоверная информация об объемах незаконно заготовленной древесины отсутствует. Введенная в эксплуатацию с 30.12.2015 года Единая государственная автоматизированная информационная система учета древесины и сделок с ней (ЛесЕГАИС) в настоящее время не позволяет взаимодействовать с информационными системами Федеральной таможенной службы и Министерства промышленности и торговли Российской Федерации.

Существующий в ЛесЕГАИС объем сведений не способствует выявлению случаев оборота нелегально заготовленной древесины, не позволяет в автоматизированном режиме отследить цепочку поставок и несоответствия документации (в том числе по заготовителям, поставщикам, объемам, сортименту, сопроводительным документам и др.).

Вместе с тем качество государственного лесного надзора (лесной охраны) остается неудовлетворительным.

В республиках Алтай, Бурятия, Саха (Якутия), Алтайском крае, Вологодской, Иркутской областях, Кемеровской области – Кузбассе, Омской и Томской областях органами государственной власти допускаются нарушения при заключении договоров аренды лесных участков и купли-продажи лесных насаждений, осуществлении контроля за исполнением их условий.

Так, решениями судов по искам прокуратуры Архангельской области расторгнуты договоры аренды лесных участков, заключенные региональным правительством с хозяйствующими субъектами по сниженным ставкам арендной платы под видом реализации соглашений о взаимодействии, предусматривающих льготный порядок осуществления лесозаготовок. В областной бюджет возвращено 20,8 миллиона рублей.

Отдельное внимание прокуроры уделяют обеспечению законности при реализации приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов. Проведенными проверками вскрыты случаи отставания инвесторов от поквартальных графиков реализации проектов, неполное исполнение ими принятых на себя обязательств при отсутствии должного контроля со стороны заинтересованных органов (республики Карелия, Коми, Красноярский, Хабаровский края, Амурская, Вологодская, Калужская, Кировская, Смоленская, Рязанская области).

К примеру, по материалам проверки Генеральной прокуратуры Российской Федерации и Амурской бассейновой природоохранной прокуратуры возбуждено и расследуется уголовное дело в отношении бывшего первого заместителя председателя правительства Хабаровского края, при попустительстве которого допущено незаконное использование ООО «АзияЛес» лесных ресурсов, выделенных для реализации приоритетного инвестиционного проекта, в результате чего государству причинен ущерб в размере более 9 миллиардов рублей.

Кроме того, органами лесного хозяйства при отсутствии должного внимания Рослесхоза своевременно не принимаются необходимые меры по взысканию платы за пользование лесами и вреда, причиненного лесным насаждениям.
Органы прокуратуры держат на постоянном контроле и вопросы обеспечения пожарной безопасности в лесах.

Система предупреждения и тушения пожаров, которая сегодня сформирована в регионах, при попустительстве Рослесхоза в настоящее время не способна оперативно и эффективно обеспечивать защиту от огня лесных ресурсов, населенных пунктов и объектов экономики.

Вопреки статье 53 ЛК РФ органами исполнительной власти регионов не в полном объеме организованы предупреждение и мониторинг лесных пожаров. В большинстве субъектов Российской Федерации состояние сил и средств тушения пожаров в лесах не соответствовало нормативным требованиям, а многие средства пожаротушения устарели и выработали свой ресурс.

Особую обеспокоенность вызывает состояние законности в лесной сфере в границах ООПТ. Администрациями заповедных территорий федерального значения в полной мере не реализуются мероприятия по защите природных комплексов от пожаров (Республики Башкортостан, Мордовия, Кабардино-Балкарская Республика, Забайкальский, Хабаровский края, Амурская, Архангельская, Владимирская, Вологодская, Иркутская, Саратовская области, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра).

Несмотря на принимаемые меры по противодействию контрабандному вывозу древесины транспортными прокурорами выявляются нарушения в деятельности таможенных органов по контролю за экспортом леса и лесоматериалов.
Качество процессуальных проверок по-прежнему не в полной мере отвечает предъявляемым требованиям. В частности, почти каждое третье постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, вынесенное органами дознания, отменено прокурорами.

По итогам совещания при Генеральном прокуроре Российской Федерации будет разработана «дорожная карта» мероприятий, направленных на укрепление законности в сфере лесопользования и устранении выявленных прокурорами нарушений. 

Комментарии (1)

Ждал результатов. Особенно больно за лес-горимость за 40 лет выросла в 1000 (ТЫСЯЧУ) раз. Надеялся, что после совещания в зал войдёт полиция, наденут на кого надо наручники и виновных этапируют в тюрьму и начнут допрашивать "с пристрастием". А потом суд с конфискацией и этап на Север.  Увы, зря ждал. Всё осталось по прежнему, выходит, зря Юрий Чайка приезжал. Веры нет. 

Пожаловаться

Войдите, чтобы пожаловаться

Напишите свой комментарий

Гость (премодерация)

Войти

Войдите, чтобы добавить фото

Впишите цифры с картинки:

Войти на сайт, чтобы не вводить цифры