Задержанный по делу о красноярском метро Олег Митволь дал показания
Портал РБК опубликовал детали допроса задержанного председателя совета директоров АО "КрасноярскТИСИЗ" (Красноярский трест инженерно-строительных изысканий) Олега Львовича Митволя. Фигурант дела о хищении более 900 миллионов рублей утверждает, что о махинациях с проектом красноярского метро знали в правительстве края.
Митволь приобрёл 100% акций АО "КрасноярскТИСИЗ" в начале 2018 года. А через несколько недель, в марте, президент Владимир Путин объявил о планах по улучшению экологической обстановки в Красноярске. В столицу края направилась делегация Министерства природных ресурсов, в которую вошёл и Олег Львович, выступавший в качестве внештатного консультанта (с 2005 по 2009 год он работал замруководителя Росприроднадзора).
На встрече с губернатором зашёл разговор об актуализации проекта красноярского метрополитена, разработанного специалистами института "Харьковметропроект" в 1989 году. Александр Усс отметил, что в создании документации ранее участвовали эксперты Красноярского треста инженерно-строительных изысканий. Глава региона поинтересовался у Митволя, готова ли компания вновь заняться этой работой. Ответ был утвердительным.
Подготовкой к участию в аукционе занялся гендиректор АО "КрасноярскТИСИЗ" Владимир Жарков, назначенный новым владельцем треста. Коммерческое предложение подали в 2019 году. Заказчиком проекта выступило краевое государственное казённое учреждение "Краевое транспортное управление". Идея участия в тендере сразу не понравилась Жаркову. Он считал, что компания не имеет достаточного штата специалистов. Однако Митволь настоял на своём.
Контракт с АО "КрасноярскТИСИЗ" заключили в сентябре 2019 года. Организация стала единственным участником торгов. Трест брал на себя обязательства откорректировать проект метро до 20 декабря. В комплекс работ входили актуализация, добавление специальных разделов, а также изменение некоторых решений, связанных с подвижным составом, электрификацией и гражданской обороной. Необходимо было выполнить инженерные изыскания и подготовить проектную документацию по объекту "Первая линия метрополитена в Красноярске". Стоимость контракта составила 975,2 миллиона рублей. Условием выполнения заказа считалось положительное заключение госэкспертизы.
За подготовку проекта отвечал Алексей Коршиков. Его пригласили в Красноярск из Москвы. Как рассказал следствию Жарков, распоряжался финансами и контролировал все крупные платежи Митволь. Он лично занял тресту 250 миллионов рублей под 15% годовых на текущую деятельность и выполнение различных контрактов. Когда же АО "КрасноярскТИСИЗ" выплатили 742,2 миллиона из федерального бюджета, Олег Львович распорядился вернуть ему долги с процентами и рассчитаться с субподрядчиками. Жарков утверждает, что Митволь торопил трест с выполнением работ по контракту проектирования метро, желая быстрее подписать все акты и получить свои деньги.
Губернатор края держал на контроле деятельность организации. Особенно Усса интересовало количество пробуренных скважин, которые нужны для получения информации о геологической обстановке на месте строительства. С ними в итоге и произошла махинация.
Бурение началось в сентябре 2019 года. Вопрос скважин обсуждался на совещании с участием Митволя, Александра Усса, министра транспорта края Константина Димитрова и председателя правительства региона Юрия Лапшина. Владелец АО "КрасноярскТИСИЗ" заявил, что уже готово 65-70 объектов. Краевое правительство поручило ускорить процесс, но трест предпочёл создать видимость выполнения программы инженерно-геологических изысканий. Из 642 скважин пробурили лишь около 200. По документам же всё было сделано в полном объёме.
Из показаний Митволя следует, что о недостаточном количестве скважин знали и министр транспорта Красноярского края Димитров, и председатель правительства Лапшин.
Для прохождения экспертизы трест также использовал документацию, подготовленную институтом "Харьковметропроект" в 1989 году. Естественно, сведения были устаревшими и не соответствовали строительным нормам. Эти бумаги передали краевому транспортному управлению под видом новых работ.
Главгосэкспертиза России в марте и мае 2020 года выдала отрицательные заключения на проект. Трест устранил часть замечаний, и спустя более года документация была одобрена.
Напомним, что председатель совета директоров АО "КрасноярскТИСИЗ" Олег Львович Митволь был задержан в июне этого года в московском аэропорту. Он собирался улететь за границу. Около месяца спустя правоохранители задержали бывшего руководителя краевого государственного казённого учреждения "Краевое транспортное управление" Константина Мандрова. Он поставил свою подпись в акте приёма-передачи проекта подземки, который не был полностью готов. Цепочку громких задержаний продолжил арест министра транспорта Красноярского края Константина Димитрова.
Автор:
Алексей Вотинов
Сергей Орловский
05.08.2022 11:28
Кругом ворьё, их сажать давно надо было, чего ждали.?
Владимир Павловский
06.08.2022 07:50
Отклик со страницы "КР" в соцсети ВКонтакте
ЛДПР Красноярский край: "Кто следующий? И будет ли метро?"