Мария Семёновна Астафьева-Корякина была настоящей музой великого писателя

Добавить в закладки

Удалить из закладок

Войдите, чтобы добавить в закладки

19.08.2020 01:02
0

Читать все комментарии

4052

Исполняется 100 лет со дня рождения писательницы Марии Семёновны Астафьевой-Корякиной.

В Литературном музее имени В. П. Астафьева хранится личное дело члена Союза писателей СССР Марии Семёновны Астафьевой-Корякиной.

Родилась 22 августа 1920 года в городе Чусовом Пермской области. Член КПСС с сентября 1950 года. Из рабочей семьи. Окончила механико-металлургический техникум в городе Лысьва Пермской области в 1939 году. Получила специальность "химик-аналитик". В мае 1938 года поступила на работу в лабораторию Чусовского металлургического завода.

С началом Великой Отечественной войны, в августе 1941 года, поступила в эвакогоспиталь делопроизводителем по медицинской части. В послевоенное годы работала экономистом, секретарём в радиокомитете, в артели "Швейник".

Личное дело Марии Семёновны заведено в связи с переводом в Красноярскую писательскую организацию по месту жительства её мужа, вологодского прозаика Виктора Петровича Астафьева, который переехал в Красноярск в 1980 году.

Сохранилась автобиография Марии Корякиной, в которой она сообщила о себе интересные сведения. Мечтала стать учительницей или портнихой. В эти годы - стать учительницей, артисткой - мечтали почти все девочки Советского Союза. Но семья Корякиных была многодетная, а значит, малообеспеченная. Маша была пятым ребёнком, поэтому решили на семейном совете: она должна получить техническое образование, даже стать инженером.

После третьего курса техникума Мария уже работала в лаборатории при Чусовском металлургическом заводе - газовым лаборантом. Вскоре техникум пришлось оставить и зарабатывать самостоятельно (окончила заочно).

С началом войны она поступила на курсы медсестёр. Ответственную и старательную работницу назначили заведующей медицинской канцелярией и избрали секретарём комсомольской организации.

Начальник госпиталя на общем собрании призвал медперсонал подать заявление на фронт. Пришли повестки... Из Корякиных Мария - уже пятая в семье - ушла добровольцем на фронт в марте 1943 года защищать Отечество. Служба проходила в Прикарпатье, в маленьком польском городке. Группу девушек нестроевой части отправили на разгрузку почты, они прочитывали (перлюстрировали) сотни солдатских конвертиков, ставили именной штампик: "Проверено цензурой". Работа от темна до темна, очень ответственная. Чуть было не попала Мария Корякина под трибунал: спасло то, что из семьи пятеро детей ушли на фронт, двое из братьев погибли в боях за Родину.

Однажды привёз мешки с письмами весёлый солдатик, однако на груди его хорошо смотрелись медаль "За отвагу" и орден Красной Звезды. Конечно, умная, начитанная и бойкая девушка пришлась по душе Виктору Астафьеву.

В октябре 1945 года они поженились и приехали в Чусовой, на родину Марии Семёновны, чтобы начать семейную жизнь. Ей 25 лет, а суженому - 21 годик, да ещё ранения, контузии в голову. Из автобиографии: "Мы были молоды, радовались тому, что остались живы - не давали себе отчаиваться".

Позднее Виктор Петрович в анкете на вопрос "Как складывалась наша послевоенная жизнь?" написал, что "тогдашняя наша жизнь была не жизнь, а ещё более тяжкий, чем на войне, тяжёлый изнурительный бой".

О том, как шёл этот "изнурительный бой", написала уже состоявшаяся писательница Мария Корякина в автобиографической повести "Знаки жизни", которая вышла в Красноярске в 1994 году.

Мария Семёновна начала писать в 1965-м, Виктор Петрович её поддерживал советами, помогал с изданием книг, которые выходили не только в Перми и Вологде, но и в центральных издательствах. Очевиден был её хотя и скромный, но талант рассказчика, удивительная память в изображении мельчайших деталей быта, описания внешности и мотивов поведения героев.

"Знаки жизни" стали раздором в семье по ряду причин. В этой книге она попыталась рассказать о своей женской доле так искренне и честно, что невольно критически переосмысливаешь биографию самого Виктора Петровича. Многое становится ясно. Например, откуда черпал образы и житейские коллизии в своих последних произведениях Астафьев.

В повести "Пролётный гусь" мы прослеживаем судьбу старшей сестры Маши - Калерии, которая после фронта вышла замуж за капитана-особиста, презирала Виктора (беспризорник, шпана, голь перекатная), всю семью заставила прислуживать себе. А Господь отнял у неё саму жизнь: зачахла, оставила сироту Толеньку 38 дней от роду при живом отце. Мальца воспитали родственники.

Судьба младшего брата - Васи - отражена в образе фронтовика Данилы Солодовникова, умершего от чахотки и душевной неприкаянности. И так на каждом шагу встречаются легкоузнаваемые, невыдуманные герои "семейной саги" Астафьевых.

Нет сомнения, что именно Маня, как называл её Виктор Петрович, вложила в своего "Витеньку" часть своего огня, трудолюбия, всепрощающей любви и, наконец, признания факта Виктором Петровичем, что именно она сделала его тем, кем он стал - "большим художником", лауреатом, общественным деятелем. Он часто повторял в застольях: "У всякого есть жена, да не у всякого жена - Марья".

Конечно, нет возможности в этом небольшом материале к 100-летнему юбилею отметить все достоинства этой незаурядной женщины. Одно становится ясно: Мария Семёновна воплотила в своём характере лучшие черты русской женщины: любовь к мужу и родственникам, ближнему своему (участие в судьбе Николая Рубцова, свёкра Павла Астафьева, умершего в Перми), смирение и долготерпение, мужество, веру и оптимизм, стремление выжить и сделать жизнь, как можно красивее, наряднее, всех примирить, всем посочувствовать, всех поддержать.

Все эти черты помогали ей преодолеть житейские невзгоды, сомнения, но она, как никто другой, способна была помнить только добро, редкие мгновения ласки, никогда не отчаиваться. Вот один только пример, какая малость её порадовала:

"И ещё Витя мне сделал самолично подарок и преподнёс в канун своего праздника - дня рождения. Нарисовал цветными карандашами летящую птицу, чайку или лебедя, на фоне облаков. В верхнем углу написал: "1-е мая 1946 года" - и под рисунком, наискосок зелёным карандашом, оттенив крупные буквы жёлтым, как бы солнечным цветом: "Машенька моя! Поздравляю тебя. Будь также радостна и бодра, как в этот чудесный день... Целую, Виктор".

Этот выцветший листочек Мария Семёновна хранила бережно всю жизнь. Она отдала дорогую реликвию на выставку, посвящённую 70-летию мужа, непременно с возвратом. Вот такой "знак" любви и ласки мужа к жене.

Ещё один из "знаков" - ковёр ручной работы, который Маня и Витя вышивали вместе для обустройства своей новой хаты в Чусовом (сейчас дом-музей семьи Астафьевых). Вышивка цветными огненно-красными нитями - огромные розы цветут на чёрном фоне.

Ковёр, как говорила Мария Семёновна,- связующая нить судьбы, общей на долгие годы. Он восхитил всех красотой и совершенством, впервые показанный на 70-летии В. П. Астафьева.

Вместе они прожили целых 57 лет. И сколько было всего - и счастья, и горя, и слёз, и раскаяния...

Сколько она вынесла утрат на своих хрупких плечах! В "Знаках жизни" М. С. с болью поведала о смерти первой дочурки Лидочки от диспепсии. Эту боль они пережили вместе с Витенькой. Вскоре Маша забеременела и родила дочурку Ирочку, вроде радость какая, а Витеньки рядом нет: уехал он к родным на Енисей, загулял, вернулся тогда, когда дочке уже было несколько месяцев.

Много утрат вынесет Мария Семёновна: смерть сестры Калерии, младшего брата Васи, которого найдут повесившимся, родителей, наконец, самая невосполнимая утрата - безвременный уход из жизни дочери Ирины (похоронена на сельском кладбище в Овсянке).

На этом тихом погосте лежат теперь вместе все Астафьевы: Виктор Петрович (27 ноября 2001), Ирина (1987), Мария Семёновна (16 ноября 2011).

Следует сказать о Марии Семёновне как о писательнице. После переезда в Пермь в 1966 году она начала сама пробовать свои силы в литературе. Её первый рассказ "Трудное счастье" был опубликован 10 октября 1965 года в пермской газете "Звезда". Затем вышла в свет повесть "Ночное дежурство", которая позже получила название "Отец" (1968).

Литературные успехи Мария Семёновна оценивала скромно, считая, что без её книг литература вполне обойдётся. А взялась она за перо, по её признанию, чтобы хоть отчасти соответствовать своему мужу. При рождении первой книги для Марии Семёновны самой желанной была похвала Виктора Петровича.

В 1969-1981 годы супруги жили в Вологде, где Мария Семёновна продолжала заниматься литературной деятельностью. В это время вышли в свет книги "Анфиса" (1974), "Сколько лет, сколько зим" (1981). Её произведения публиковались в журналах "Смена", "Москва", "Советская женщина".

С 1981 года она жила в Красноярске. В 1978 году Мария Астафьева-Корякина была принята в Союз писателей СССР. На её счету шестнадцать книг: "Пешком с войны" (1982), "Шум далёких поездов" (1984), "Липа вековая" (1987), "Надежда горькая, как дым" (1989), "Знаки жизни" (1994), "Земная память и печаль" (1996). Они посвящены предвоенному и послевоенному быту Чусового и воспоминаниям о детстве, родителях, друзьях.

Когда в Чусовом в 2002 году открывался музей В. П. Астафьева, литературный критик Валентин Курбатова сказал о прозе Марии Семёновны Корякиной: "Она первая и единственная, кто написал так детально и ярко о маленьком провинциальном городке".

"О самом Чусовом так проникновенно написала только Мария Семёновна,- говорится на сайте музея.- О самом Чусовом так ярко и проникновенно написала только Мария Семёновна. В её книгах о нём присутствуют два ярких периода - детства и послевоенные годы, связанные с созданием собственной семьи. Творчество МарСём (так её называли многие ценители творчества.- Прим. ред.) отличается высокой достоверностью, точностью в описании быта, традиций, привычек родных, близких и знакомых ей людей. Кое-кто осуждает её за это, считая, что это сильно снижает "художественность" её книг. С другой стороны именно это обстоятельство создаёт острое ощущение личного родства и беспристрастности автора с описываемыми людьми и событиями, которому хочется безотчётно верить. По её книгам, где описывается Чусовой можно получить яркие представления об уже навсегда утраченном времени чусовской истории начала и середины ХХ века...".

Долгие годы Мария Семёновна была главным помощником своего мужа: выполняла работу его домашнего секретаря, по нескольку раз перепечатывала рукописи, вела переписку с многочисленными корреспондентами, с издательствами и редакциями.

Она являлась первым читателем и критиком его произведений, занималась сохранением наследия Виктора Астафьева. Мария Семёновна - одна из тех редких женщин, которая себя не помнила, обиды не считала, злословия не убоялась, доброты не растратила.

Словом, простая и в тоже время великая русская женщина, которая "коня на скаку остановит", щедрая душой и помыслами, каких много было на Руси. Вечная ей память!

Аделя БРОДНЕВА,

методист Литературного музея имени В. П. Астафьева.

P. S. Накануне юбилея Марии Семёновны Корякиной-Астафьевой, 21 августа, в музее состоится открытие выставки великой музы великого русского писателя.

Напишите свой комментарий

Гость (премодерация)

Войти

Войдите, чтобы добавить фото

Впишите цифры с картинки:

Войти на сайт, чтобы не вводить цифры