Живи, гордись Родиной, радуйся

Размер пенсии в нашей стране можно поднять до 60 тысяч рублей

Добавить в закладки

Удалить из закладок

Войдите, чтобы добавить в закладки

10.10.2018 15:34
0

Читать все комментарии

550

При обсуждении реформы пенсионного законодательства звучит: "Повышению возраста выхода на пенсию нет альтернативы". Странно! Это-то в самой богатой природными запасами и ресурсами стране мира! На мой взгляд, альтернатива есть.

ТАЙНЫ "ПЕНСИОННОГО ДВОРА"

Пенсионное обеспечение с 2002 года строилось по обычной схеме. За каждого работающего работодатель перечисляет в Пенсионный фонд России (ПФР) страховые платежи в размере 22 процента от суммы заработной платы. Пенсионный фонд хранит эти перечисления, более того, увеличивает (минимум - спасает от инфляции), а после 60 лет для мужчин, для женщин раньше - после 55 лет, помесячно возвращает владельцу.

Предусмотрены даже были выплаты наследникам (в случае преждевременного ухода пенсионера) остатка страховых платежей. В 2007 году, по норвежскому опыту, образован Национальный фонд благосостояния, предназначенный для поддержки пенсионеров.

Первыми вкусить плоды новой системы должны были россияне 1967 года рождения (женщины - в 2022 году и мужчины - в 2027 году). Рождённым раньше государство гарантировало выплачивать пенсии по смешанной солидарно-накопительной системе.

Как говорится, общественный контракт между гражданами и властью найден и одобрен обеими сторонами. Дела пошли очень даже прекрасно. Размер выплат пенсионерам два раза в год увеличивался на инфляцию, провели незнакомую, но такую приятную процедуру валоризации.

Все радовались, хвалили президента, благодарили правительство. Плодов новой системы ждать оставалось недолго.

В 2014 году вдруг прекратилась индексация работающим пенсионерам, 6 законных процентов попали в "заморозку".

Затем была введена балльная система, применено правило не более трёх баллов, начата процедура отмены самофинансирования. В 2016 году индексация заменена на единовременную выплату 5 тысяч рублей, которая не включается в размер индексации. В 2017 году отчисления новых страховых взносов в накопительную систему законодательно приостановлены.

Неприятности возникли, как гром среди ясного неба. Но откуда они? Что случилось? С чего это общественный договор нарушила одна из сторон - государство?

Ну, снизились цены на нефть, ну, упал рубль. Но они никаким боком не сказались на величине перечисления страховых взносов в Пенсионный фонд, бюджетных трансферах. Работодатели направляли страховые платежи в тех же объёмах и в рублях, пенсионеры получали пенсии в рублях. В чём дело?

Объяснений народ не получил. И до сих пор остаётся тайной - по каким соображениям власть залезла в карман пенсионеров? Пока неглубоко.

А как поступает сторона, не выполнившая условия контракта, хорошо прописано - подаёт в отставку. Но оказалось, что это цветочки, ягодки впереди.

В 2018 году правительство вдруг ни с того ни с сего выступило с инициативой реформирования пенсионной системы, под которой понималось банальное увеличение возраста выхода на пенсию мужчин - на пять лет, женщин - на восемь.

На этот раз правительство нацелилось засунуть руку поглубже, несмотря на нормальную экономическую ситуацию. Судите сами: цена на нефть выше заложенной в бюджет (цена отсечения нефти в бюджете - 40 долларов за бочку, в сегодня она уже выше 80 долларов) и продолжает расти. "Закрома" Родины переполнены (золотовалютные резервы государства - около 500 миллиардов долларов, сумма фантастическая). Инфляция "придушена", бюджет профицитен, внешние долги минимальны, рубль под контролем.

Что ещё надо?! Неплохи показатели и ПФР. Его доходы в 2017 году составили 8 260 миллиардов рублей, что на 634,8 миллиарда, или на 8,3 процента больше, чем в 2016 году. Сборы страховых взносов выросли на 350,4 миллиарда рублей, или на 8,5 процента. Трансфер средств федерального бюджета на страховые пенсии сохранился на уровне 2016 года.

При этом трансфер на обязательное пенсионное страхование, идущий в составе общего трансфера на страховые пенсии, сократился в 2017 году на 5,7 процента, или на 55,9 миллиарда рублей. Госбюджету даже легче. И даже стоимость пенсионного балла увеличилась с 74,27 до 78,58 рубля.

Как положительный момент надо отметить и факт того, что с 2015 года Агентство по страхованию вкладов (АСВ) начало заниматься инвестированием средств ПФР. При наступлении гарантийных случаев АСВ обеспечивает гражданам гарантийное возмещение, а также выполняет функции ликвидатора НПФ в случае аннулирования его лицензии.

По отчётам и цифрам ничто не предвещало грозы. С чего объявлять "блицкриг"? Чем вызвана поспешность?

На неподготовленность реформы говорит слабость аргументов "за", а также разноречивые обещания увеличить размер пенсий с начала 2019 года. Здесь и повышение на одну тысячу в месяц (за будущий год - в среднем на 12 тысяч рублей), и на тысячу рублей на год в течение шести лет.

Я бы поостерёгся в ожиданиях, так как пока на законодательном уровне ничего не принято. Непонятна и судьба накопительной части пенсии (6 процентов). Она сохранится, исчезнет, трансформируется?

Что же сверхъестественного случилось в нашем царстве-государстве? До сих пор рассматривая балансы ПФР, Госбюджета, демографические перспективы, не могу ответить на вопрос о причинах увеличения пенсионного возраста. Может, кто из читателей поделится знаниями на сей счёт? Буду признателен.

На этот раз правительство предъявило аргументы, спасибо ему большое. Но обратите на их незамысловатость, подкупающую простоту. Не зря говорится: простота хуже воровства.

ЛУКАВЫЕ АРГУМЕНТЫ

Одна группа аргументов связана с плохой демографией - вырос в структуре населения удельный вес пожилых. Но, во-первых, старение населения легко просчитывалась ещё в 2002 году, и тогда вопросов не возникало.

Во-вторых, я сам лично не встречал грамотных расчётов "демографической ямы". Великолепная Голикова (заместитель председатель правительства по социальным вопросам) назвала соотношение работающих к пенсионерам, как 1,2:1, то есть на одного пенсионера - 1,2 работающих. Но это лукавая цифра.

Обратимся к статистике? Всего населения - 146 миллионов человек, в том числе трудоспособного - 83 миллиона, официально работающих - 53, пенсионеров - 44 миллиона. Голикова, "не мудрствуя лукаво", разделила 53 (число официально работающих) на 44 (число пенсионеров) и получила 1,2.

Правильно же надо делить 83 (трудоспособное население) на 43, тогда получим 1,93 - вполне приличное соотношение. В крайнем случае, можно предусмотреть выход как минимум из тени 15 миллионов человек, тогда соотношение станет равно 1,58, что тоже неплохо. Да и сам ПФР даёт прогноз на следующий год - 2,1 работающего на одного пенсионера. Более реально и даже оптимистично!

Но всё же допустим, что Голикова права (всё же у неё огромный штат специалистов), и вместо 1,15 на одного работающего в перспективе придётся один пенсионер.

Запредельно? Никак нет. В перспективе скажут своё факторы, действующие в противоположном направлении - расширение "цифровой экономики" и роботизация. Они с лихвой отыграют эффект старения населения.

Вполне возможно, правительство видит дальше. Вероятно, в будущем, по мнению его социально-экономического блока, производительность труда в стране не вырастет. Нас ожидает застой. Но это из области невозможного.

Ну и, наконец, призовём на помощь мировой опыт, который гласит, что при ухудшении демографической структуры населения власти предержащие решают проблему не за счёт пенсионеров, а привлечением иностранной силы. Иммигранты приезжают, трудятся и перечисляют страховые платежи и пополняют Пенсионный фонд. Известная практика.

Другая группа аргументов - показатели европейских стран, в которых средний возраст выхода на заслуженный отдых составляет 65-67 лет. И это так, это правда. Но не вся.

В западных странах продолжительность жизни - за 81 год, а срок жизни на пенсии - 16 лет. За эти 16 лет они получают назад не только свои страховые взносы, и ещё и часть ВВП. У нас же, в России, продолжительность жизни - 70,6 года, срок жизни на пенсии чуть больше 10 лет (по данным независимых источников - 6 лет).

Да, в нашей стране выходят на пенсию раньше, но и живут на ней гораздо меньше. А самое главное, на Западе, с которым мы всё время соревнуемся, догоняем и никак не можем догнать, пенсии как пенсии - от 500 до 2 000 долларов, а у нас всего - 200 долларов.

При низком уровне на проклятом Западе отправляли бы на заслуженный отпуск не в 65 лет, а лет на десять раньше, и потому ссылки на западные параметры страдают некорректностью.

Третья группа аргументов - рост средней продолжительности жизни: она, мол, значительно увеличилась. Действительно, статистика за прошлые годы подтверждает этот рост. В то же время средняя продолжительность жизни выросла за счёт снижения детской смертности. А смертность взрослых мужчин даже увеличилась в 2 раза.

За первые семь месяцев этого года тренд изменился. Наметился спад рождаемости и увеличился рост смертности, народ стал вымирать со скоростью 700 человек в день (данные Росстата). Как продолжительность жизни может увеличиваться, если начала расти смертность? Впору снижать возраст выхода на пенсию. Ссылки на плохую демографию лукавы - по крайней мере, для меня.

И, наконец, последний "патрон" - изменение соотношения работающих и пенсионеров: когда вводили пенсионную систему в СССР, соотношение работающих и пенсионеров было 4:1, то есть четверо работающих содержали одного пенсионера. В скором будущем на одного работающего будет приходиться один пенсионер, потому продления возраста выхода на пенсию рано или поздно не избежать.

Кстати, с этим согласны самые ярые противники изменения пенсионного возраста и сами пенсионеры. Так и хочется воскликнуть: ребята, вы в своём уме?

Пенсионную систему (4:1) вводили ещё в 30-е годы прошлого века, когда пахали на лошади, копали котлованы лопатами, уголь добывали кайлой, грузы перевозили конной тягой. Сегодня работает техника - экскаваторы, автомобили, трактора, комбайны, автоматизированные станки и так далее. Производительность труда выросла в сотни раз. И один работающий спокойно может содержать не одного, а двух и больше пенсионеров.

Но дело даже не в нагрузке на работающего. Наш пенсионер с 2002 года уже накопил немалую сумму денег на своё содержание. И ни на чьей шее сидеть не собирается. Осталось подождать немного (женщинам - до 2024 года, мужчинам до - 2029-го).

Простой расчёт на коленке подтверждает, что при средней заработной плате по краю в 41,1 тысячи рублей в месяц, сроке платежей - 38 лет (456 месяцев) и страховых платежей в 22 процента, сумма накопления составит 4 миллиона 123 тысячи рублей (41,1 х 22 х 456). При сроке дожития 20 лет (240 месяцев) средняя пенсия составит 16,7 тысячи рублей. При сроке дожития 10 лет (120 месяцев) - 33,3 тысячи в месяц, что гораздо веселее.

Следовательно, средний красноярец сам себе обеспечил пенсию, которой, худо-бедно, на жизнь хватит. Но ведь просто жить (или выживать), согласитесь, не в нашем характере. Хочется ещё и Родиной гордиться.

ВЕТЕРАНЫ ТРУДА - НЕ ИЗГОИ

Для того чтобы гордиться Родиной, ветеран должен быть полноценным гражданином своей страны. "А он что - не гражданин?" - спросите вы. Я отвечу: "Пока гражданин, но складываются предпосылки вывода пенсионера из этого статуса".

Превращение пенсионеров в граждан второго сорта происходит по двум направлениям. Первое озвучил Леонид Кудрин во время выступления перед Государственной Думой: "Нефтяные доходы не могут сегодня быть основанием для выплаты государственных пенсий".

Бывшего министра финансов, разработчика долгожданной стратегии развития экономики страны, которую так и не дождались, и нынешнего руководителя Счётной палаты нельзя упрекнуть в незнании основ экономики.

Он прекрасно знает, о том, что добывающие сырьё компании получают ренту (дифференциальную - I, и II рода, абсолютную). Рента - доход, который не зависит от усилий добывающих компаний и потому изымается (через налог на добычу полезных ископаемых и другие налоги) и распределяется между всеми членами общества.

Повторяю: все члены общества в одинаковой мере претендуют на часть ренты. Пенсионеры - равноправные члены общества. Кстати, Кудрину пенсионеры обязаны появлением в стране Фонда национального благосостояния для обеспечения софинансирования добровольных пенсионных накоплений граждан России, а также обеспечения сбалансированности бюджета ПФР. Фонда, аналогичного государствам с сырьевыми доходами (Нигерия, Норвегия, Канада).

Апробирована практика эффективного использования суверенных фондов.

Например, в Норвегии умудрились накопить в пенсионном фонде от продажи нефти около триллиона долларов и ежегодно исхитряются приращивать фонд на 100 миллиардов долларов. Это ж какая прибавка к страховой части пенсии! Страшно даже брать в руки калькулятор.

Наша страна нефти и газа добывает в разы больше (Россия: нефти - 554 миллиона тонн, газа - 691 миллиард кубометров; Норвегия, соответственно, 90 и 114). А кроме них у нас есть ещё лес, руда, уголь, металлы. За то же время мы накопили к августу 2018 года несравненно меньше - 75,79 миллиарда долларов.

Триллион и 75 миллиардов - цифры несопоставимые. Будь в нашем ФНБ цифра, сопоставимая с норвежским пенсионным фондом, разве шла бы речь о поднятии пенсионного возраста? Вот она - одна из альтернатив повышению возраста выхода на пенсию.

Второе направление - отчуждение пенсионеров от валового внутреннего продукта (ВВП). Например, председатель ЗС края Дмитрий Свиридов озвучил её так: "В Пенсионном фонде РФ не хватает денег для выплаты пенсий..." и потому проблема поднятия возраста выхода на пенсию неминуема.

Дело не в Свиридове. В краевом ЗС есть политэкономы - они поправят, посоветуют, расскажут. Предполагаю, что и депутаты Госдумы от нашего края так же примутся объяснять своим избирателям: "Голосовал за поднятие пенсионного возраста, так как денег в ПФ не хватает".

Дело в том, что к нехватке средств в ПФР апеллируют большинство и аналитиков, и журналистов, и профсоюзных деятелей, и представителей пенсионеров, да и сами пенсионеры. А ведь это коренная ошибка. Я объясню - почему.

Во-первых, в Пенсионном фонде никогда не хватало денег и не будет их хватать в будущем. Одна из причин видна невооружённым глазом: если из вышеприведённых 83 миллионов трудоспособных работают только 53 миллиона человек, которые и пополняют Фонд, а 30 миллионов неизвестно где, то на какое наполнение ПФР нужно надеяться?

Отсечь старшее поколение от природных богатств и от валового внутреннего продукта - и есть вольное или невольное превращение пенсионеров в граждан второго сорта, в изгоев. Не напоминает ли вам это древние времена, когда немощных людей бросали со скалы в пропасть?

Следовательно, следующее поднятие пенсионного возраста не за горами. Как только в ПФР обнаружится нехватка денег (а их недостаточно во все времена), то - поднимай возраст. Итерация будет повторяться до тех пор, пока в стране не останется только сотня-другая долгожителей.

Во-вторых, и это самое главное, забытие политэкономических постулатов полнейшее. Обратимся к теории. В создании стоимости участвует живой и овеществлённый труд. Живой труд - заработная плата. Овеществлённый - материально-технические ресурсы. Последние создали предыдущие поколения, в том числе и вышедшие на заслуженный отдых.

Таким образом, прошлый труд пенсионеров участвует в создании ВВП. Да, господа хорошие, старшее поколение возвело Красноярскую и прочие ГЭС, ГОКи, КАТЭКи, "Норильские никели", построило фабрики и заводы, начинило их станками и оборудованием, проложило железные дороги, освоило миллионы гектаров плодородных земель и через них участвует в создании новой стоимости. Оно имеет полное право на часть валового внутреннего продукта.

А что бы произвёл сегодняшний трудящийся без всей махины материально-вещественных средств производства?

От теории перейдём к практике. По факту, в среднем в разных странах пенсионерам перепадает из разных источников от 10 до 15 процентов ВВП. В России в 2017 году расходы ПФР на выплату пенсий составили 7 167,2 триллиона рублей, из них трансфер бюджета на повышение размера страховых пенсий (за счёт их валоризации и индексации) и финансирование льготных пенсий (в частности, речь идёт о досрочном пенсионном обеспечении) - 2,06 триллиона рублей.

Что такое 2 триллиона? Много или мало? В расходной части бюджета - это 12 процентов, в трансфере ПФР - 37 процентов, в ВВП - 2,2 процента. Таким образом, 2 триллиона - сумма небольшая. Честное слово, наши пенсионеры заработали на большее.

Отсечь старшее поколение от природных богатств и от валового внутреннего продукта - и есть вольное или невольное превращение пенсионеров в граждан второго сорта, в изгоев. Не напоминает ли вам это древние времена, когда немощных людей бросали со скалы в пропасть?

ГЛАВНАЯ ОШИБКА ПРАВИТЕЛЬСТВА

Наше родное правительство относит трансфер денег в Пенсионный фонд в пассив. Знаменитое "Денег у нас нет, но вы держитесь" подходит не только жителям Крыма, но и пенсионерам.

Формально премьер-министр прав. Чем больше денег перечисляется в ПФР, тем меньше достаётся армии, образованию, науке и другим сферам. На первый взгляд, логично и верно. Но так не считают на сильно нелюбимом нами Западе. Они на практике научились с пользой использовать пенсионные деньги как благо.

Во-первых, это источник "длинных денег", крайне нужных для реальных инвестиций. Около 35-40 и более лет Пенсионный фонд может использовать страховые платежи налогоплательщика в финансировании крупных проектов. Пенсионные фонды на Западе - одни из трёх составляющих (наряду с инвестиционными фондами и государственными вложениями) инвестиционных денег. Последующие дивиденды пополняют пенсионный фонд.

Во-вторых, деньги пенсионных фондов подлежат точному учёту и потому считаются наименее коррупционными. Что особенно актуально в нашей стране (по некоторым исследованиям, умыкается только 2 процента, а не 20-40, как из других фондов и программ). Потому чем больше денег направляется на пенсии, тем меньше коррупция.

В-третьих, пенсии совершают кругооборот внутри страны. На них не покупаются яхты, острова и особняки за рубежом. Они подпитывают лёгкую и пищевую промышленность, сельское хозяйство, словно вода в пустыне - иссохшие растения.

Пенсионные деньги поступают главным образом малому и среднему бизнесу. Есть пенсии - есть малый бизнес! Малый бизнес через налоги возвращает деньги в бюджет.

Следовательно, пенсионные отчисления - помощь правительству России в решении социальных, экономических, инвестиционных проблем. И чем выше пенсии, тем живее экономика.

Правительственным чиновникам следует зарубить себе на носу: траты ВВП на трансфер в ПФР - не пассив, а актив. Поднять уровень трансфера хотя бы до 10 процентов ВВП - это ж сколько получится? Советую не считать - заболеете "головокружением от успехов".

Только тогда все граждане могут с полным основанием гордиться богатствами территории - нефтью, алмазами, золотом, лесом, а вечное "Выживай, пенсионер!" трансформируется в "Гордись Родиной!".

Увеличение трансфера государства в Пенсионный фонд - ещё одна альтернатива повышению пенсионного возраста.

Созданная пенсионная система не хорошая и не плохая. Худо-бедно она выполняла свои функции. Как любую систему, её нужно усовершенствовать, поправлять, вносить новшества, модернизировать, но не отказываться от неё и не реформировать, и не зацикливаться на одном повышении возраста.

Бегло рассмотрим пути увеличения пенсий, на которые мало обращают внимания.

Я бы на первое место поставил повышение эффективности работы негосударственных управляющих компаний НПФ. Они созданы для увеличения пенсионных накоплений.

Инвестирование пенсионных накоплений граждан, которые выбрали ПФР своим страховщиком, осуществляют государственная управляющая компания "Внешэкономбанк" и 32 частные управляющие компании (УК). По отчётам, они даже не компенсируют потери от инфляции (я не намекаю на сознательное банкротство, выведение средств из УК в офшоры - Боже упаси!).

Сумма средств пенсионных накоплений в НПФ, согласно данным Банка России, составляет 2 435 миллиардов рублей, которые, по сути, не получили пенсионеры и которые пришлось компенсировать бюджету. А "Внешэкономбанк" отчитался за 2017 год о доходности пенсионных накоплений в районе 7,40 процента - на уровне ключевой ставки Банка России. Это же мало!

На следующем месте по важности поиска альтернатив увеличения пенсионного возраста занимает вовлечение потерянных для ПФР плательщиков. Вспомним приведённые выше цифры - 83 и 53. Первая указывает количество трудоспособных, вторая - занятых (в том числе и пенсионеров). Разница между ними - 30.

Рано или поздно они придут в отделение ПФР и им назначат социальные пенсии. Таковы правила. Но ведь ПФР вынужден будет начислять им пенсии за счёт уменьшения добросовестных плательщиков страховых взносов (одна из причин введения баллов). На 53 миллиона работающих граждан нагрузка действительно тяжёлая.

Нельзя обойти вниманием показатель коэффициента замещения (соотношения пенсии к заработной плате). В ЕС он 58,3 процента, в России - 33,7 процента. Конкретно по близким к нам по развитию странам: Аргентина - 71,7 процента, Бразилия - 69,5, Индия - 87,4. Согласитесь, выходить на пенсию в 13 тысяч рублей и в 27 тысяч - две большие разницы. И на данной стезе есть где "разгуляться" нашему правительству, показать свою удаль.

Поработать можно и нужно и над вопросом социальной справедливости. В Пенсионный фонд вносят платежи сообразно заработной плате, а получают одни - пораньше и побольше других. В России более 11 миллионов льготных пенсионеров - каждый четвёртый.

21 базовая категория граждан имеет право на досрочную пенсию: военные, МВД, ФСБ, ФС, Росгвардия, ФСИН, МЧС, прокуратура, депутаты, артисты балета, цирка, театра. Им пенсия полагается с 35-40 лет и, как правило, повышенная. За счёт остальных.

А ведь среди льготников масса служащих, сидящих в кабинетах, перекладывающих бумажки, преподающих, выполняющих обычные хозяйственные работы. Резерв есть. По крайней мере, стоит обсуждать.

Вопреки распространённому знанию, в РФ не плоская шкала, а регрессивная.

При достижении заработной платы 85 тысяч рублей в месяц (точнее - свыше 1 021 000 рублей в год) страховые выплаты снижаются до 10 процентов. Заменить регрессивную шкалу на прогрессивную следует хотя бы затем, чтобы на тех, кто больше получает, ложилась бы и большая нагрузка.

Справедливость обязана проявляться даже в мелочах. Во многих странах при уходе человека в мир иной его пенсия добавляется к пенсии супруги(-а). В России де-юре пенсии тоже наследуются. Де-факто почти вся сумма достаётся государству.

Это экономически не грамотно. Если трудящиеся будут уверены в том, что их страховые платежи попадут наследникам, они станут охотнее уходить от серых выплат и пополнять бюджет Пенсионного фонда.

Проработать механизмы наследуемости пенсий - задача депутатов Госдумы. Необходимо привлечь независимых экспертов и научно рассчитать срок дожития. Закономерность следующая: чем больше срок дожития, тем меньше пенсия и больше дохода Пенсионному фонду. И наоборот, чем меньше срок дожития, тем выше пенсия и меньше доход Пенсионного фонда.

В литературе встречаются исследования, говорящие о том, что наши пенсионеры живут на пенсии до обидного мало, около шести лет. Для сравнения: Канада - 16,2 года, Литва - 12,4, Узбекистан - 12, Беларусь - 10,6 и даже Украина - 8,6 года.

Научно обоснованный срок дожития, безусловно, увеличит размер пенсий и уменьшит коррупцию в Пенсионном фонде. Во всяком случае, это надо обсуждать.

Можно продолжить список резервов. Но и этого достаточно, чтобы вспомнить поговорку о курице и зёрнышке с оговоркой - "не по зёрнышку", а "по колосу". "Колоски" поднимут размер пенсий и снимут массу вопросов.

Вместе с деньгами трансфера и ФНБ размер пенсии можно поднять до 60 тысяч рублей (сейчас - 13,4 тысячи).

Но, повторяю, эти расчёты очень приблизительны. Все предложенные меры позволят формулу "Живи, пенсионер" трансформировать в "Гордись Родиной!" с добавлением - "И радуйся".

Альтернатива поднятию пенсионного возраста на виду. Она в справедливом распределении ренты и ВВП, в более умелой политике правительства и правильном использовании средств ПФР.

Леонид КИСЛАН,

кандидат экономических наук, доцент СФУ.

Красноярск.

Напишите свой комментарий

Гость (премодерация)

Войти

Войдите, чтобы добавить фото

Впишите цифры с картинки:

Войти на сайт, чтобы не вводить цифры