Примеры равнодушия, чёрствости, бесчестия и трусости получают дети в школе

Добавить в закладки

Удалить из закладок

Войдите, чтобы добавить в закладки

01.07.2020 09:55
0

Читать все комментарии

393

Мне попались на глаза замечательные слова неизвестного для меня учителя. Подпишусь под каждым словом этого признания:

"Главным делом учителя я считаю воспитание настоящего человека: духовно богатой, высоконравственной, интеллектуальной личностью. На каждом своём уроке, каждое мгновение, проведённое с учениками, я стремлюсь к этому. Объясняя детям законы физики, я обращаюсь к образам людей, безгранично верных идее, и стремлюсь заложить в детскую душу семена идейного мужества, нравственности, подвига во имя человечества".

Уверена, большинство учителей разделяют это мнение. Разделяют, но ставят ли эти задачи перед собой, добиваются ли их выполнения в наше смутное время, в котором официально не провозглашена какая-либо идеология, но фактически строится общество потребления, жестокого рационального продвижения к успеху, называемого конкурентоспособностью.

Эта навязываемая идеология камня на камне не оставляет от приведённого выше высказывания замечательного педагога. Находясь в центре этого общества, учитель зачастую думает лишь о результатах ЕГЭ, так как именно этими показателями оценивается его труд.

Вспоминаются учителя нового типа школы, созданного для трудных подростков в городе Братске в 90-е годы, так называемого Центра образования молодёжи, где мне пришлось работать. Добиться значительных успехов в ЕГЭ в этом случае невозможно. Здесь главная задача состояла в восстановлении человеческих, душевных, интеллектуальных качеств подростка с искорёженной судьбой.

Среди них были длительное время по разным причинам не посещающие школу 14--16-летние ребята, попавшие под влияние уголовных элементов, принимающие наркотики. Мало кто из учителей соглашался работать в такой школе. Быстро ушли те, кто главной целью ставил зарплату. Зато приходили другие, которые могли понять таких детей и все силы бросить на очистку их душ от различных убивающих человеческую личность новообразований.

Способы использовались разные: получение начальных профессиональных навыков в тесной связи с обычными учебными предметами, медицинская, юридическая помощь, отдых в каникулярное время в одном из лучших санаториев, разнообразие досуга, в том числе парашютный спорт.

В основу всего процесса воспитания и обучения были заложены уважение к личности каждого подростка, внимание к его проблемам, творческий поиск их решений, индивидуальный подход к каждой судьбе ребёнка путём выстраивания его личностной траектории развития. Всё вместе затем и давало возможность сдачи ЕГЭ и дальнейшего выбора жизненного пути.

Сегодняшняя школа наряду с обучением после длительного перерыва декларирует и роль воспитательной работы. Спросите любого директора образовательного учреждения, как ведётся у них воспитательная работа, и он вам с гордостью назовёт с десяток общешкольных, районных мероприятий для детей. Учителя участвуют в различных конкурсах.

В целом образовательная структура Ермаковского района находится на хорошем уровне. 90 с лишним процентов выпускников продолжают обучение в различных учебных заведениях. Но как же тогда объяснить случаи в Ойской средней школе, получившие громкий общественный резонанс?

Ко мне обратилась мама ученика 8-го класса по поводу избиения её сына девятиклассником и абсолютного равнодушия со стороны учителей, руководства школы к этим фактам. Спокойно вели уроки, обедали в столовой, когда хулиганствующий ученик наносил удар сидевшему за партой ученику, а другой корчился от боли в коридоре.

Дети проявляли сочувствие, выбегали в коридор, чтоб хоть какую-то помощь оказать. А учителя нордически спокойно вели уроки, хотя знали о случившемся. И это был не первый случай, когда жестокий подросток издевался над слабыми. А если появлялся защитник, избивал и его.

Так было и 9 января 2020 года, когда избитый подросток встал на пути этого сверстника с садистскими наклонностями и получил тяжелейшие травмы. Никто из учителей не вызвал скорую, не позвонил родителям. Классный руководитель сообщила директору и социальному педагогу, но они не предприняли никаких мер. И лишь вахтёр оказывал посильную помощь хладореагентами и ведром, он же позвонил родителям.

Пострадавший восьмиклассник был определён в районную больницу с диагнозами "сотрясение головного мозга", "контузии левого полушария", "отёк сетчатки правого глаза". Двухнедельное больничное лечение продолжилось амбулаторно. Парень хорошо учился, готовился стать военным. Родители опасаются, что нанесённые травмы могут помешать этой мечте.

Отчаявшись, они били во все колокола: обращались в министерство образования Красноярского края, в прокуратуру, в суд, администрацию района, а ведь хулиган не наказан, наоборот, его сняли с учёта в подразделении по делам несовершеннолетних, он продолжал посещать школу.

Ответы пришли. Министерство образования отправило документы в муниципалитет -- разобраться. Прокуратура изучила материалы и подтвердила факты избиения, непринятия мер со стороны учителей и порекомендовала взыскать через суд материальный вред, понесённый в связи с затратами на лечение сына. Сказано было и о том, что после принятия процессуального решения будет направлено исковое заявление о взыскании компенсации морального вреда с образовательного учреждения.

Районный отдел образования объявил выговор директору и социальному педагогу и сообщил о том, что у них теперь учителя будут чётко работать по алгоритму действий при возникновении в школе ситуаций, опасных для жизни и здоровья обучающихся, проведена профилактическая беседа с учащимися, с самим хулиганом и его матерью. Семье пострадавшего принесены извинения.

Директор школы перешла работать в районный отдел образования. Пострадавшему ребёнку рекомендовано заниматься дистанционно.

Суд ещё не состоялся. Как могло такое произойти в сельской школе, где в классах не занимаются по 30 человек, как в городе, а в два, а то и более раз меньше, где каждая семья, каждый ребёнок на виду?

Вопрос риторический. Могло. Среди детей, да ещё в обществе, где проповедуется насилие, это не ново. Подобными случаями пестрит Интернет, телевидение. Но ведь это в школе -- на глазах у учителей, которые на это не реагируют!!!

Получается, и учителей души очерствели? А может, всё-таки потому, что они не считают своей обязанностью формировать души детей, их нравственную, духовную основу. За это их не спрашивают. Главное -- втиснуть в них пусть не всегда качественные, но всё-таки знания для ЕГЭ.

Это отношение учителей тесно связано с нарушением различных статей Конституции об охране здоровья детей, их прав. Жалко, в Основном Законе нет статьи о формировании на основе богатого российского и советского опыта высоконравственной, духовно богатой, идейной личности учащегося, а также соответствующих требований к личности учителя.

Нет теперь в школах произведений "Молодая гвардия", "Как закалялась сталь", "Повесть о настоящем человеке" и многих других, формирующих высоконравственные, гражданские качества, готовность к подвигу во имя служения Отечеству и человечеству.

В школах у учителей нет времени на изучение действия фактора воспитательных мероприятий на личность ребёнка. Да никто из руководства и не ставит этой задачи.

Трудно учителю оставаться один на один с проблемами ребёнка. Часто в семье воспитанием просто некому заниматься. Малоимущие и деградирующие семьи в деревне -- уже не новость. Одни родители заняты поиском хоть какого-то заработка, другие спиваются. Только школа и дядя милиционер остаются главными защитниками и воспитателями ребёнка.

А в селе Ойском надежды и на школу нет. Какой пример, образец мужества может воспитать работающий здесь же педагог, сбивший насмерть мужчину и пытавшийся спрятать тело и замести следы? Третий год идут суды, но решение не принято.

На какие примеры смотрят детские глаза? Примеры равнодушия, чёрствости, бесчестия и трусости. Воспитанию на таких примерах не помогут ни десятки красивых мероприятий, ни "Юнармия", ни красивые формальные отчёты о воспитательной работе, результатах ЕГЭ.

А если нет стержня нравственных мировоззренческих качеств, то и результаты ЕГЭ не позволят сделать человека счастливым и достойным гражданином нашей страны.

Галина НОВИКОВА,

депутат Ермаковского районного Совета.

Ермаковское.

#krasrab

Подписывайтесь на "КР" через онлайн-сервис "Почты России". Оформляйте - совершенно бесплатно - подписку на канал "Красноярский рабочий" в "Яндекс.Дзен", читайте и комментируйте статьи вместе с многотысячной аудиторией!

Напишите свой комментарий

Гость (премодерация)

Войти

Войдите, чтобы добавить фото

Впишите цифры с картинки:

Войти на сайт, чтобы не вводить цифры