Художественный форпост Красноярска в годы войны

Добавить в закладки

Удалить из закладок

Войдите, чтобы добавить в закладки

27.05.2020 11:38
0

Читать все комментарии

252

С началом войны Красноярск, пожалуй, единственный из сибирских городов обрёл жизнь, насыщенную как печальными, так и хорошими событиями, пронизанными дыханием военного лихолетья.

Многое изменилось в жизни Союза художников, небольшой творческой организации, интенсивными ритмами стало жить товарищество "Художник", пополнившееся прибывшими мастерами, выполнявшее все производственные художественные работы для города и края.

Своеобразное художественное подразделение - товарищество "Художник" (кооперативное объединение, имевшее свой бюджет) - размещалось уже пять лет на территории усадьбы В. И. Сурикова. Первый председатель Красноярского Союза художников А. С. Шестаков решал этот вопрос через отдел "Кульпрома" крайкома ВКП(б), получил поддержку горсовета в решении вопроса о передаче артели художников усадьбы и финансовую поддержку на перестройку амбара.

Дело это было хлопотное, отняло много сил у Шестакова, в начале августа 1941 года его не стало. Школа живописи и рисования, возобновившая работу его стараниями, размещалась здесь же, сплочённый коллектив художников был создан, новый председатель И. И. Наливайко (1907-1945), обладал хорошими организаторскими способностями и стал руководить и одним, и другим красноярскими объединениями.

До этого он работал в НКВД, по состоянию здоровья ему было предложено перейти в Красноярскую художественную организацию. В этот период стране нужно было искусство идеологической направленности, максимально доходящее до массовой аудитории. Им стала тиражная графика "Окон ТАСС", выпуск которых начал осуществляться уже в начале войны.

Эти выпуски вывешивались в витринах магазинов. Карикатурные и красочные, они поддерживали патриотический настрой красноярцев, формируя боевой дух, направляя и призывая на доблестный труд тыла и веру в победу над фашизмом.

С началом Великой отечественной войны в Красноярск прибыл не один десяток художников из Киева, Днепропетровска, Донбасса, Москвы, Ленинграда, Орла, Тулы, Таганрога. Среди них много было мастеров с хорошей профессиональной подготовкой, опытом художественной деятельности, умением перестраиваться на требования времени, активно отзываться художественной эмоцией.

Художники старшего поколения, молодёжь принимали участие в выставках, тема которых была одна - "Великая Отечественная война". Они были коллективными, групповыми (3-5 человек), передвижными, шефскими (в госпитале), целевыми (с выездом в другие населённые пункты). Произведения, созданные живописцами, обладающие художественными достоинствам, оплачивались по договору через товарищество "Художник".

Самый ответственный участок оперативной работы - выпуск "Окон ТАСС". Была создана редколлегия, в которую входили приезжий художник В. В. Федотов и местный автор Н. И. Заяц, художественным редактором был И. И. Наливайко.

Выпуск осуществлялся раз в неделю в специальном помещении на территории усадьбы, называвшемся цехом, его руководителем был художник Кравцов. Представляемые рисунки проходили утверждение в соответствующих инстанциях, а затем по этим эскизам делались трафареты на плотной бумаге, где вырезались места для определённого цветового пятна, и тиражировались в цехе выпуска.

Подписи к листам и цветовая композиция по своей направленности были связаны не только с фронтовыми событиями, но и мобилизовали на работу в тылу для всенародной победы над фашизмом.

К первому ноября 1942 года, к празднованию 25-летия Великой Октябрьской социалистической революции, планировалось выпустить 1 000 экземпляров "Окон ТАСС". Требования к исполняемым эскизам не раз обсуждались на правлении товарищества "Художник". В работе над некоторыми выпусками принимали участие и другие авторы.

В цехе выпуска не хватало рабочих рук. Тиражи "Окон" всё увеличивались. Было принято решение набрать молодых ребят и обучить их элементарным знаниям и умениям работать с материалом и рисунком. Три часа в день они должны были заниматься учёбой и три часа - в цехе. Ответственным за эту подготовку и работу самоучек был эвакуированный живописец П. С. Ермолаев, обучение азам художества вёл Д. И. Каратанов.

Не менее важным видом массовой художественной продукции в эти годы стали открытки с репродукциями произведений художников, посвящённых событиям на фронтах, жизни тыла, природе сибирского края, его труженикам. В начале сентября 1942 года на заседании правления было принято решение о заключении договора с Крайиздатом на их выпуск.

К выставке "Красноярские художники в годы Великой отечественной войны", посвящённой 25-летию революции, планировалось выпустить около 40 тысяч открыток, воспроизводящих лучшие произведения живописцев и графиков с глубоким идейным содержанием.

Как оперативно отзывались художники на фронтовые события, можно судить по произведению К. Вальдмана "Подвиг Героя Советского Союза Н. Тотмина", нашего земляка, получившего это звание в 1941 году, погибшего в 1942-м. "Подвиг капитана Гастелло" Б. Ряузова (1942), "Разгром немцев под Москвой" К. Матвеевой (1942) продолжили этот сюжетный ряд.

Открытки были выпущены в Красноярском издательстве огромным тиражом. Подобного плана полиграфическая продукция издавалась и в виде полуоткрытых писем и отправлялась как по стране, так и на фронт. Такую весточку из родного места приятно было получить адресату, особенно фронтовому.

Тиражное полиграфическое издание стало возможно изготавливать при наличии художника, переводившего на гравировальную доску живописные или графические произведения. Им был А. Н. Павлов (1883-1968), известный московский график, эвакуированный в Красноярск. Его высочайшее мастерство сразу было признано красноярцами.

На выставках отмечались его гравюры, а товарищество "Художник" уже в конце 1942 года представило в издательство 6 гравированных досок, исполненных им по произведениям работавших в этот период авторов. Его юбилей отмечался коллективом художников в эти военные годы, как юбилей Сурикова или Репина. Это был знак высокого признания красноярцами мастера и его работы, столь важной для массового восприятия и эмоционального воздействия.

Тема подвига раскрывалась не только через образы героев, ставших известными всей стране,- таких, как лётчик Гастелло, красноармеец Середа, Саша Чекалин, Зоя Космодемьянская, но и малоизвестных - таких, как учительница Жукова или печник Гарифуллин, сдавший находку в 50 килограмм золота в фонд Красной армии, и даже никому не знакомых, как девочка, передавшая свои сбережения в тот же фонд, о чём рассказывала красноярцам работа воспитанника школы живописи и рисования М. Самкова "Патриотка" (1943).

Жизнь тыла и призыв "Всё для фронта, всё для Победы!" приняли в Красноярске мастера кисти и резца. Вклад каждого из них, особенно эвакуированных,- это тоже по-своему подвиг.

Киевлянке З. Волковинской, родившейся в Одессе, не было и тридцати, когда она прибыла в Красноярск. Не буду описывать бытовые условия жизни и всё сопутствующее этому. Именно её осенью 1943 года отправили работать на молотьбу, а она ещё сумела написать портрет знатной в крае вязальщицы снопов Дуси Дребенцовой, ставившей небывалые рекорды.

Создан был ею и портрет директора опытного плодово-ягодного поля орденоносца, участника Всесоюзной сельскохозяйственной выставки. Это всё герои тыла, свой посильный вклад вносившие в победу над фашизмом.

З. Волковинская участвовала в выставках с картиной "Подарок бойцам фронта" (1942), работала над пейзажами, создала портрет Д. Каратанова (1943).

В те годы здесь, на художественной передовой, а именно так можно называть подготовку и выпуск "Окон ТАСС", работал В. В. Федотов (1906-1978). Он был в составе редколлегии и главным исполнителем значительного количества эскизов. Его эстетическим "оружием" был выразительный рисунок и подпись. Понятное дело, что в эскизе листа "Навсегда запомни, гад, что такое Сталинград" не всё авторское, но "Нашей армии мороза не страшна никак угроза" - это уж точно сибирский дух. Или - "По фашисту целым краем грянем дружным урожаем".

Его картины "Угон в рабство", "В освобождённом городе", "Подвиг Матросова", "Последние известия" красноярцы видели на выставках. На одном из заседаний правления товарищества он внёс предложение пригласить для участия в выпусках "Окон ТАСС" красноярских поэтов Рождественского и Лисовского. Известно, что он создал логотип обложки альманаха "Енисей".

В конце лета 1944 года Федотов был отозван Орловским облисполкомом по месту жительства. Многие из его плакатных листов были переданы в музей. На выставке "Окна ТАСС" и агитплакаты" в 1945 году было представлено 29 его произведений.

Следует вспомнить тех красноярцев, которые прошли обучение в Красноярской школе живописи и рисования, ушли на фронт. В начале войны погиб Г. Е. Попов (1913-1942). М. Н. Мишарин (1922-1996) участвовал в освобождении Польши, Пруссии, был демобилизован после тяжёлого ранения в 1945 году.

Я. С. Еселевич (1915-2000) воевал на Волховском, Ленинградском фронтах, был художником газеты "В атаку" (1941-1945). Б. Я. Ряузов (1919-1994) не учился в Красноярской школе, но он создал несколько произведений, состоя в товариществе "Художник", участвуя в выставках в начале войны, а осенью 1942 года добровольцем ушёл на фронт.

Скульптор А. Х. Абдрахимов (1915-2010) в первые месяцы войны ушёл на фронт, после тяжёлого ранения вернулся в Красноярск, в 1944 году стал членом товарищества "Художник", участвовал в выставках с 1945 года.

Надо отметить наших замечательных художников-женщин Т. А. Мирошкину, эвакуированную из Донецка Г. П. Ермолаеву, которым досталась нелёгкая ноша - жить и создавать произведения искусства в эти годы.

Ксения Иннокентьевна Матвеева (1894-1967) испытывала трудности после ареста мужа, пребывавшего в лагере в Находке до 1945 года. Вот строки из письма, ею отправленного старшей дочери на Восточный фронт в марте 1943 года:

"...Вообще, иногда не знаю, что делать - работа производственная, хочется работать творчески (а я так сильно отстала): домашние дела, барахолка, починка и т. д., а скоро огород ещё прибавится. Картофель в этом году садить на поле не буду, нет сил физических, ни материальных, немного на двоих посажу, а то я с ним, вероятно, и надсадилась и подорвала своё здоровье, а лучше лишнюю картину написать".

На выставках красноярцы видели её картины: "Дети в Отечественной войне", "Зверства фашистов", "Отступление немцев под Москвой" (выпущенная открыткой). В строках её письма нет безысходности, отчаяния, только усталость и желание писать картины. Хотя она и обессилила быть "главой дома", в мужестве ей не откажешь.

Против фашистских захватчиков боролись не только солдаты, народ страны, художники, но и книги. Книга "В. И. Суриков" Г. Е. Лебедева, изданная в блокадном Ленинграде, содержала мысль о том, что прекрасный в любви и страшный в гневе суриковский человек, как сказочный витязь, разрубит череп арийского зверя.

Что ощущали и думали художники, особенно эвакуированные, когда они почти каждодневно приходили в этот священный сибирский уголок, где жил и творил великий русский живописец В. И. Суриков? Это было для них в такой трудный период стойкой творческой и духовной прививкой, помогавшей, вероятно, создавать не одну сотню произведений, дававших людям тонус радости и силы духа.

Любовь ШАПОВАЛОВА,

искусствовед.

Красноярск.

#krasrab

Подписывайтесь на "КР" через онлайн-сервис "Почты России". Оформляйте - совершенно бесплатно - подписку на канал "Красноярский рабочий" в "Яндекс.Дзен", читайте и комментируйте статьи вместе с многотысячной аудиторией!

Напишите свой комментарий

Гость (премодерация)

Войти

Войдите, чтобы добавить фото

Впишите цифры с картинки:

Войти на сайт, чтобы не вводить цифры