Споёмте, амыльские парни!

Необычный самодеятельный коллектив из глубинки знают нынче по всему Красноярью.

Добавить в закладки

Удалить из закладок

Войдите, чтобы добавить в закладки

11.04.2020 11:16
0

Читать все комментарии

660

"Хор "Амыльские парни" - визитная карточка Каратузского района!" - эти слова произнёс Александр Лебедь, когда в качестве губернатора побывал на юбилее соседнего района - Курагинского.

На взлётной полосе

Официальная программа была позади, на взлётной площадке ему уже подготовили вертолёт, но тут на специально оборудованной открытой сцене мощно запел наш каратузский хор "Амыльские парни".

Лебедь остановился. Дослушал весь репертуар до конца. Пришёл в восторг и произнёс ту самую фразу, ставшую судьбоносной для народного коллектива из глубинки.

Правда, тогда это был уже вполне сформировавшийся, слаженный хор с четырёхлетним стажем. А началось всё в январе 1995 года, когда страна готовилась к 50-летию Великой Победы.

Анатолий Николаевич Назаров, к тому времени имевший в своём активе несколько созданных хоровых коллективов на предприятиях и в разных сёлах района, надумал создать ещё один. На этот раз - чисто мужской.

Получив добро от начальника районного отдела культуры Анатолия Павловича Булахова, набросал примерный список, и началась кропотливая работа по подбору репертуара и по составу участников. С намеченными кандидатами разговаривал персонально. Уговаривал. Убеждал. Вдохновлял. В результате собрал коллектив из 25 человек. Приступили к репетициям.

Всего лишь через два месяца напряжённого труда новому творческому коллективу доверили защищать честь района на региональном уровне Всероссийского фестиваля народного творчества "Салют Победы", проходившем в Шушенском 9 апреля.

И это притом, что даже в своём районе "Амыльские парни" пока ещё ни разу не показали себя. Сразу рванули на следующую ступеньку. Рискнули.

С места - в карьер

Задорная армейская песня "Тульская оборонная" из репертуара знаменитого ансамбля имени Александрова да ещё попурри из 13 самых дорогих российскому сердцу военных песен произвели фурор.

Новоиспечённых каратузских вокалистов сполна одарили овациями, криками "Браво!". А жюри, которое возглавлял известный и уже тогда легендарный хормейстер К. М. Скопцов, приняло решение дать возможность "амыльцам" выступить на заключительном фестивальном концерте в Красноярске. Вот так молниеносно и ворвался новый коллектив в краевую элиту самодеятельного творчества.

А дальше колесо Фортуны сделало ещё более крутой изгиб. Тем летом в Красноярске состоялся второй международный фестиваль стран Азиатско-Тихоокеанского региона. На него пригласили 258 артистов из 15 стран мира. В том числе - каратузский мужской хор. И молодой коллектив вновь сумел показать довольно высокий уровень не только исполнения, но и сценической культуры.

Всё это - заслуга А. Н. Назарова. Талантливый, опытный хормейстер собрал коллектив по крупицам, взвешивая возможности каждого. Всех расставил по тембру и силе так, чтобы голоса рядом стоящих органично сочетались между собой. С каждым терпеливо разучивал партии.

Самодеятельные певцы на ходу учились "считывать" движения и жесты своего руководителя, улавливать мгновенные подсказки, когда должна измениться сила звучания песни, в какой момент следует взять дыхание, чтобы не сбиться.

Легко ли было им запоминать специальные термины? Учить слова песен? В конце концов, каждый под завязку был занят собственной профессиональной деятельностью, и выкраивать время для репетиций приходилось в ущерб своим семьям. А ведь в деревне живём, не в городе, у каждого - подворье, огороды, печки, в конце концов.

Помню, как мы с соседкой Тамарой Григорьевной Дикаревой в апреле - мае 1995 года готовились к домашним посадкам. Огороды у нас рядом, выйдем с ней вечером парники складывать, посетуем, что мужья наши песни поют, а мы в одиночку граблями да вилами орудуем, и примемся за работу.

Но ворчали больше для порядка. Уже тогда как будто предчувствовали, каким важным делом занялись наши мужчины. Как будем мы гордиться ими в момент их чеканных выходов на сцену в строгих чёрных костюмах и белоснежных рубашках, жёнами отутюженных.

К слову сказать, муж моей соседки Валерий Матвеевич Дикарев с самого начала был для руководителя хора первым помощником. Имеющий многогранные сценические таланты, он и солировал нередко, и в роли ведущего выступал, и стихи читал, когда это требовалось по сценарию.

Рекруты своего таланта

Сегодня, спустя 25 лет, Анатолий Николаевич отдаёт дань уважения каждому из тех, с кем он начинал новое дело, но добавляет, что значительную роль в быстром становлении их коллектива и успешных выступлениях в первый же год сыграли аккомпаниаторы Александр Яковлевич Михальченко и Олег Авраамович Кадуцкий. А потом - и Александр Владимирович Федорченко. Все они великолепные баянисты, тонко чувствующие музыку.

- Не будь у нас профессиональных музыкантов такого уровня, вряд ли нам удалось бы за столь короткое время, всего через два года, получить звание народного коллектива,- признаётся теперь Назаров.

Кстати, в положениях о порядке присвоения этого высокого звания в разных регионах страны среди основных критериев оговаривается обязательный период успешных и стабильных выступлений: минимум - три года, максимум - пять лет. А нашим, выходит, сделали исключение. Почему?

Теперь Назаров раскрывает секрет: уж больно приглянулись "Амыльские парни" тому самому маэстро Скопцову. Он, стоявший у истоков возрождения в крае народного творчества, был очарован нашим коллективом с момента его первого, шушенского, выступления.

Через два года после того триумфального дебюта лично приехал в Каратуз и возглавил жюри по присвоению этому коллективу звания "Народный". А ещё через год пригласил эксклюзивный хор (долгие годы единственный в крае чисто мужской!) на свой собственный 70-летний юбилей.

Каратузцы не подкачали. Михаил Александрович Бурлачук, мастер сценариев, для этой цели подготовил оригинальную разработку: апофеозом выступления наших на сцене музыкального театра в Красноярске стала песня "Конь вороной".

В 1999 году хор вновь принял участие в краевом смотре-конкурсе, на этот раз в рамках фестиваля "Пушкинские дни на берегах Енисея", посвящённого 200-летию великого поэта. Первый этап состоялся на сцене Минусинского драматического театра. "Амыльские парни" и здесь показали себя с наилучшей стороны.

К тому времени певцы уже давно выступали не в своих личных костюмах, как в первые годы, а в специально пошитых - сценических. И для русских народных песен появились даже яркие рубахи-косоворотки с кушаками-оберегами. Принарядились наши добры молодцы благодаря щедрому спонсору - Каратузской сельской администрации, которую тогда возглавлял В. Н. Филимонов.

Между прочим, хор, за короткий срок взявший значимые творческие высоты, не только по далёким городам и весям раскатывал. Прежде всего он дарил радость общения с песней своим землякам. За каждый творческий сезон успевал объездить все крупные сёла района. Не забывали и самые маленькие, отдалённые.

И посыпались в районную газету благодарности от зрителей. Одни заголовки чего стоят: "Самые любимые артисты", "Амыльские парни срывают аплодисменты", "Ай да парни, молодцы!", "Говорим вам - спасибо", "Так держать!", "Приезжайте ещё".

Сердцем хранимые песни

Но коллектив никогда не почивал на лаврах, постоянно репетировал и обновлял репертуар, отдавая предпочтение русским народным песням, казацким раздольным и, конечно, патриотическим.

А какие из них были самые любимые? На этот вопрос руководитель хора не сразу и ответил. Песни же как дети - любая из них сердцем хранима. И всё-таки есть номера, которые встречают бурей оваций с первых аккордов: "Маруся", "Эх, дороги", "Смуглянка", "Прощайте, скалистые горы", "Коробейники", "Любо, братцы, любо"... Но самая-самая пронзительная из всех - "Весна сорок пятого года".

Анатолий Николаевич рассказал, что 25 лет назад на заключительный концерт краевого фестиваля эту песню привёз хор одного из районов. Режиссёру фестиваля пришла в голову идея объединить ею всех участников. Репетировать некогда, слова учить времени нет, а надо. Такая всем дана установка. И ведь справились.

Чуть ли не экспромтом пел огромный сводный самодеятельный хор на сцене Большого концертного зала. Спел так, что, казалось, дрожали от мощи голосов стены. С тех пор эта песня - в репертуаре "Амыльских парней". Время идёт. Какие-то вокальные композиции забываются. И только "Весна сорок пятого года" остаётся в программе каждого концерта неизменной.

Неизменным остаётся все эти годы и костяк коллектива.

- Их немного,- признался руководитель,- лишь несколько самых стойких: С. Е. Антинг, В. М. Дикарев, В. И. Денисов, Р. К. Кримберг, В. А. Константинов, И. Д. Хомяк, А. Т. Жигалов. А всего за прошедшие годы через коллектив прошли более 60 человек.

И добавил шутливо:

- Мы как рекруты в царской армии - отслужили двадцатипятилетнюю службу. Пора по домам. Возраст берёт своё, а сцена любит молодых.

Осталось спеть лебединую

Собравшись нынче на очередной творческий сезон, хор такое решение и принял: подготовить к юбилею Великой Победы финальную, за 25 лет, программу, в апреле проехать с ней по всем сёлам района.

Пятого мая дать заключительный концерт в райцентре, где они намеревались под занавес чем-то удивить своих благодарных поклонников (чем именно - Назаров пока не выдал). И всё. Может быть, пора и на покой, уступив дорогу новым талантам.

Но вмешался форс-мажор под названием коронавирус. Нынче они только и успели, что спеть совместно с блистательным молодым Сибирским мужским хором, приезжавшим к нам в рамках проекта "Культурная столица Красноярья" 28 февраля. "Амыльские парни" вместе с гостями исполнили знаменитую песню "День Победы". Все остальные планы рухнули. Пока...

А может, это знак свыше? И время для лебединой песни у наших "Амыльских парней" ещё не наступило?

Татьяна КОНСТАНТИНОВА.

Каратузское.

Фото из архива "Амыльских парней".

#krasrab

Подписывайтесь на "КР" через онлайн-сервис "Почты России". Оформляйте - совершенно бесплатно - подписку на канал "Красноярский рабочий" в "Яндекс.Дзен", читайте и комментируйте статьи вместе с многотысячной аудиторией!

Напишите свой комментарий

Гость (премодерация)

Войти

Войдите, чтобы добавить фото

Впишите цифры с картинки:

Войти на сайт, чтобы не вводить цифры