Чтобы мама жила подольше...

Добавить в закладки

Удалить из закладок

Войдите, чтобы добавить в закладки

24.12.2019 11:25
0

Читать все комментарии

1125

На малой сцене Красноярского драматического театра имени А. С. Пушкина состоялась премьера моноспектакля "Я такое дерево", поставленного актёром и режиссёром Георгием Дмитриевым в жанре "Автопортрет на музыку Микаэла Таривердиева".

На маленькой затемнённой сцене - один актёр, но сколько страстей и эмоций пережили в эти восемьдесят минут зрители! Моноспектакль - жанр сложный и далеко не каждому исполнителю доступный. Может быть, поэтому и запоминаются из увиденного единицы. Например, никогда не забудется "Марина" заслуженной артистки России Светланы Сорокиной, тогда основой постановки стали произведения Марины Цветаевой.

Георгий Дмитриев - актёр мощный, яркий, харизматичный. И удивительно разный, что он уже продемонстрировал, работая в таких спектаклях, как "Розенкранц и Гильденстерн мертвы", "Я. Другой. Такой. Страны.", "Маленькая колдунья", "Мы, герои" (за последний номинирован на национальную премию "Золотая маска").

Он появляется на сцене в спектакле "Я такое дерево" с лукавой улыбкой, невинным выражением детских глаз, а в финале, когда читает монолог о жизни и смерти, страдание и ярость захватывают актёра. И куда только девается тот невинный взгляд, которым маленький Жора одарил всех нас в начале?

Начинается рассказ вполне детским монологом "Дельфины" на стихи Григория Поженяна с совсем не детскими жестокими вкраплениями: "А ещё я думал об оленях, у отца усевшись на коленях,- Как они бредут, забыв про отдых, Мыть рога от крови в тёплых водах".

- Мне приснился сон, как будто я снова стал маленьким - под нежно звучащую музыку задушевно рассказывает актёр.- И вот во сне я прихожу к себе домой, слышу, как в маленькой комнате работает телевизор. Значит, папа дома. Брат, как всегда, гуляет на улице, а в зале за роялем сидит мама и играет. Я сразу начинаю вспоминать, что моя мама по профессии врач и никогда в жизни не играла на фортепиано. А сейчас - играет!.. А посредине комнаты стоит настоящий микрофон. В детстве я брал мамин лак для волос, который назывался "Прелесть", будто микрофон, ставил пластинку с моими любимыми песнями, и представлял, как будто сам пою...

Ах, как хочется любому из нас хоть на минуточку вернуться в собственное детство. Как жаль, что это происходит только во сне, а наяву уже нет у многих из зрителей в живых ни мамы, ни папы...

И вновь звучат со сцены пронзительные стихи Григория Поженяна о маме, гениально обрамлённые музыкой Микаэла Таривердиева в ностальгическом исполнении Георгия Дмитриева:

"Очень мало мне нужно для счастья. Мне хотелось бы, чтобы светлые рощи Этих поздних берёз осенних, Чтобы мама жила подольше. Мне хотелось бы, Чтобы рядом Шла со мною моя любимая, А морщины её ложились На моё лицо, как дороги".

"Я такое дерево" - так называлась авторская пластинка композитора Микаэла Таривердиева, чьи песни когда-то услышал маленький мальчик Жора. Георгий Дмитриев откровенно (может быть, даже чересчур откровенно?) рассказывает о своём детстве, юности, вспоминает о первой любви.

Удивительно, но ведь то, о чём он рассказывает, касается многих из нас! И это настойчивое "надо", которое постоянно звучит из уст родителей и так не нравится подросткам, считающим, что они и так всё знают и могут.

"Когда тебе тринадцать лет - ты считаешь мир несправедливым. Кажется, что все предки делают всё неправильно, а это тебя чрезвычайно раздражает... Складывается ощущение: ты-то в этой жизни понимаешь всё".

И приходит та самая первая любовь с надоедливыми, так смущающими прыщами на лице. И самая красивая (на твой взгляд) девушка в классе, которая в какой-то момент отворачивается от мальчишки и уходит к другому - более сильному.

"Зову тебя, зову тебя, зову тебя!" - выкрикивает актёр строки Вильяма Шекспира, которые как "Сонет о курице" прозвучали в замечательном, но, к сожалению, забытом фильме "Адам женится на Еве".

Мальчишка становится мужчиной и выбирает для себя взрослый жизненный путь - актёрский, о чём Георгий Дмитриев рассказывает с изрядной долей юмора. Впрочем, смешное и грустное в жизни, как известно, тесно переплетены. И вот уже первые актёрские успехи сменяются житейскими драмами, когда уходит из жизни отец, старший брат, театральный Мастер.

Да, Георгий Дмитриев на сцене - и царь, и Бог, но вряд ли он что-то смог сотворить в одиночку, без поддержки друзей и коллег, без подсказок художественного руководителя, главного режиссёра театра Олега Рыбкина, чья твёрдая рука профессионала всё-таки ощущается в спектакле.

Замечательна ёмкая сценография заслуженного работника культуры России Елены Турчаниновой, где висящие на обычной вешалке костюмы и платья вначале изображают родителей и первую любовь героя, а затем, когда одежда утрамбовывается в походный чемодан, вешалки в финале становятся памятниками на могилах ушедших из жизни близких людей.

Всё это время непрерывно звучит музыка Микаэла Таривердиева в исполнении Максима Филюшко на стихи Бориса Пастернака, Беллы Ахмадулиной, Владимира Киршона. Впрочем, и постановщиком, и автором текста, и главной движущей силой этого сложного спектакля выступил всё-таки Георгий Дмитриев.

Удивительный момент: звучит вполне знакомая музыка, которую мы часто слышим в фильме "Ирония судьбы, или С лёгким паром!", звучат строки, которые когда-то прекрасно пели Алла Пугачёва или Елена Камбурова, или "Тишину шагами меря" Бориса Пастернака, что исполнял в фильме Сергей Никитин, но Георгий Дмитриев создаёт нечто своё.

Он вкладывает в донельзя известные поэтические строки собственную душу (скажем, в строчки Николая Добронравова "Предчувствие любви" из одноимённого фильма), создавая свой жизненный спектакль. Его выплеск энергии потрясает, его нежелание сберечь себя, когда настоящие слёзы текут по щекам, заставляет сопереживать.

Сходите на спектакль, окунитесь в этот неподражаемый, постоянно меняющийся интонационно голос, рассказывающий вам некую интимную историю любви.

А почему же, собственно,- "Я такое дерево"? Во-первых, это строки Бориса Пастернака. Во-вторых, им находится объяснение, так как высоченного Георгия Дмитриева во время учёбы на актёрском факультете преподаватели как только не называли и всегда "по-деревянному" - "Дуб заветный", "Саксаул Иванович", "Клён ты мой опавший".

А уж когда состоявшиеся актёры между собой шушукались, что, мол, его, такого большого, ни одна труппа не возьмёт, начинающий артист был в отчаянии и подумывал о смене профессии, либо попытаться подстроиться под всех, не высовываться...

Но... Может быть, всё-таки определиться: "Какое я дерево?"

"Я другое дерево..." - звучит как крик отчаяния в финале: "Я хочу тянуться в небо!"

Сергей ПАВЛЕНКО.

Фото Сергея ЧИВИКОВА.

Подписывайтесь на канал "Красраб" в "Яндекс Дзене", читайте и комментируйте статьи вместе с многотысячной аудиторией!

Напишите свой комментарий

Гость (премодерация)

Войти

Войдите, чтобы добавить фото

Впишите цифры с картинки:

Войти на сайт, чтобы не вводить цифры