Прислать новость

Чтобы мама жила подольше...

Добавить в закладки

Удалить из закладок

Войдите, чтобы добавить в закладки

24.12.2019 11:25
0

Читать все комментарии

365

На малой сцене Красноярского драматического театра имени А. С. Пушкина состоялась премьера моноспектакля "Я такое дерево", поставленного актёром и режиссёром Георгием Дмитриевым в жанре "Автопортрет на музыку Микаэла Таривердиева".

На маленькой затемнённой сцене - один актёр, но сколько страстей и эмоций пережили в эти восемьдесят минут зрители! Моноспектакль - жанр сложный и далеко не каждому исполнителю доступный. Может быть, поэтому и запоминаются из увиденного единицы. Например, никогда не забудется "Марина" заслуженной артистки России Светланы Сорокиной, тогда основой постановки стали произведения Марины Цветаевой.

Георгий Дмитриев - актёр мощный, яркий, харизматичный. И удивительно разный, что он уже продемонстрировал, работая в таких спектаклях, как "Розенкранц и Гильденстерн мертвы", "Я. Другой. Такой. Страны.", "Маленькая колдунья", "Мы, герои" (за последний номинирован на национальную премию "Золотая маска").

Он появляется на сцене в спектакле "Я такое дерево" с лукавой улыбкой, невинным выражением детских глаз, а в финале, когда читает монолог о жизни и смерти, страдание и ярость захватывают актёра. И куда только девается тот невинный взгляд, которым маленький Жора одарил всех нас в начале?

Начинается рассказ вполне детским монологом "Дельфины" на стихи Григория Поженяна с совсем не детскими жестокими вкраплениями: "А ещё я думал об оленях, у отца усевшись на коленях,- Как они бредут, забыв про отдых, Мыть рога от крови в тёплых водах".

- Мне приснился сон, как будто я снова стал маленьким - под нежно звучащую музыку задушевно рассказывает актёр.- И вот во сне я прихожу к себе домой, слышу, как в маленькой комнате работает телевизор. Значит, папа дома. Брат, как всегда, гуляет на улице, а в зале за роялем сидит мама и играет. Я сразу начинаю вспоминать, что моя мама по профессии врач и никогда в жизни не играла на фортепиано. А сейчас - играет!.. А посредине комнаты стоит настоящий микрофон. В детстве я брал мамин лак для волос, который назывался "Прелесть", будто микрофон, ставил пластинку с моими любимыми песнями, и представлял, как будто сам пою...

Ах, как хочется любому из нас хоть на минуточку вернуться в собственное детство. Как жаль, что это происходит только во сне, а наяву уже нет у многих из зрителей в живых ни мамы, ни папы...

И вновь звучат со сцены пронзительные стихи Григория Поженяна о маме, гениально обрамлённые музыкой Микаэла Таривердиева в ностальгическом исполнении Георгия Дмитриева:

"Очень мало мне нужно для счастья. Мне хотелось бы, чтобы светлые рощи Этих поздних берёз осенних, Чтобы мама жила подольше. Мне хотелось бы, Чтобы рядом Шла со мною моя любимая, А морщины её ложились На моё лицо, как дороги".

"Я такое дерево" - так называлась авторская пластинка композитора Микаэла Таривердиева, чьи песни когда-то услышал маленький мальчик Жора. Георгий Дмитриев откровенно (может быть, даже чересчур откровенно?) рассказывает о своём детстве, юности, вспоминает о первой любви.

Удивительно, но ведь то, о чём он рассказывает, касается многих из нас! И это настойчивое "надо", которое постоянно звучит из уст родителей и так не нравится подросткам, считающим, что они и так всё знают и могут.

"Когда тебе тринадцать лет - ты считаешь мир несправедливым. Кажется, что все предки делают всё неправильно, а это тебя чрезвычайно раздражает... Складывается ощущение: ты-то в этой жизни понимаешь всё".

И приходит та самая первая любовь с надоедливыми, так смущающими прыщами на лице. И самая красивая (на твой взгляд) девушка в классе, которая в какой-то момент отворачивается от мальчишки и уходит к другому - более сильному.

"Зову тебя, зову тебя, зову тебя!" - выкрикивает актёр строки Вильяма Шекспира, которые как "Сонет о курице" прозвучали в замечательном, но, к сожалению, забытом фильме "Адам женится на Еве".

Мальчишка становится мужчиной и выбирает для себя взрослый жизненный путь - актёрский, о чём Георгий Дмитриев рассказывает с изрядной долей юмора. Впрочем, смешное и грустное в жизни, как известно, тесно переплетены. И вот уже первые актёрские успехи сменяются житейскими драмами, когда уходит из жизни отец, старший брат, театральный Мастер.

Да, Георгий Дмитриев на сцене - и царь, и Бог, но вряд ли он что-то смог сотворить в одиночку, без поддержки друзей и коллег, без подсказок художественного руководителя, главного режиссёра театра Олега Рыбкина, чья твёрдая рука профессионала всё-таки ощущается в спектакле.

Замечательна ёмкая сценография заслуженного работника культуры России Елены Турчаниновой, где висящие на обычной вешалке костюмы и платья вначале изображают родителей и первую любовь героя, а затем, когда одежда утрамбовывается в походный чемодан, вешалки в финале становятся памятниками на могилах ушедших из жизни близких людей.

Всё это время непрерывно звучит музыка Микаэла Таривердиева в исполнении Максима Филюшко на стихи Бориса Пастернака, Беллы Ахмадулиной, Владимира Киршона. Впрочем, и постановщиком, и автором текста, и главной движущей силой этого сложного спектакля выступил всё-таки Георгий Дмитриев.

Удивительный