Сказка о потерянном доверии

"КР" вместе с читателями и МВД стоят по разные стороны баррикад?

Добавить в закладки

Удалить из закладок

Войдите, чтобы добавить в закладки

20.12.2019 19:04
2

Читать все комментарии

984

Здравствуйте, уважаемая редакция! Хочу рассказать читателям о совсем не предновогодних "чудесах", которые продолжают происходить в городе Енисейске.

Нарушения признали, о фактах забыли

Признаться честно, уже сбился со счёта, сколько было по этому поводу публикаций в газете "Красноярский рабочий", но что-то идёт всё равно не так, как нужно.

Напомню читателям, что борьба с незаконным заготовителем песчано-гравийных материалов - предпринимателем из Енисейска Б. (полные фамилия, имя, отчество мы решили пока не называть.- Прим. ред.), идёт несколько лет: написана куча статей, места добычи посещали всякого рода комиссии, редакция делала запросы в различные ведомства, проведены две служебные проверки в отношении сотрудников полиции, которые закончились отправкой "в отпуск" некоторых лиц.

Казалось бы, что ещё нужно, чтобы остановить этот беспредел? Куда и кому ещё писать, чтобы прикрыли эту "халявную лавочку" для Валерия Ивановича?

Насколько мне известно, своего "кормильца" - экскаватор на базе аавтомобиля ЗИЛ-131 - он приобрёл в 2012 году и сразу же двинулся на берег Енисея воровать гравий и песок, получая при этом довольно приличный доход.

В 2017 году удалось завлечь в Енисейск комиссию из Минприроды, тогда были зафиксированы только свежие следы добычи, а те, что совершены ранее, остались на совести бизнесмена. Так вот, за неполный 2016-й и 2017 год "трудовая" деятельность Б. была оценена министерством природных ресурсов и экологии края в виде ущерба на 2,5 миллиона рублей.

Не трудно посчитать, что в среднем за эти годы ущерб запросто перевалит за 10 миллионов рублей.

Попытка расшевелить чиновников на местах появилась после вмешательства депутата Законодательного Собрания Евгения Черных. И началось: одна проверка полиции из главка, другая, комиссия из "Росприроднадзора", Минприроды и экологии. Думали мы, что всё, вот оно - логическое завершение, но не тут-то было. Поговаривали, что Б. оказался ни при чём...

Правда, "хвост" за собой Валерий Иванович тогда подчистил, избавившись от своего КамАЗа с государственным номером К548ЕТ 24. По случайному совпадению, когда проходила проверка, самосвал уже исчез в неизвестном направлении.

В ноябре 2018 года в "Красноярском рабочем" вышла моя публикация под названием "Генералы песчаных карьеров", на которую, в принципе, должно было обратить внимание всё полицейское начальство, однако опять никакой реакции не последовало.

Сейчас, как и в прошлом году, у меня много вопросов к генералу Александру Речицкому. Хочу напомнить, что в декабре 2017 во время встречи журналистов "КР" с главой краевого ведомства поднимался и этот вопрос - о незаконной добыче материалов в Енисейске, а также о сотрудниках полиции, которые изначально проигнорировали наши доводы. Генерал уверял, что примет меры и даст ответ редакции, но обещать - не значит жениться, официального комментария нет до сих пор.

Особенно хочу заострить внимание читателей на одной любопытной детали. В ноябрьской публикации 2017 года я высказался о том, что при обследовании незаконных карьеров в присутствии краевой комиссии оперуполномоченный ОБЭП Д. Смолячков, словно знаток здешних мест, рассказывал о Валерии Ивановиче всё так подробно, что возникал вопрос: а что ж вам, господин капитан, мешало прикрыть халяву раньше, не дожидаясь приезда гостей из края, коль вы в курсе?

И что вы думаете? В феврале 2018 года местный отдел полиции с проверкой посетил сам генерал Речицкий, который и наградил за высокую деятельность и профессионализм Дмитрия Смолячкова. Того самого. Выглядело это, по крайней мере, очень странно.

В мае прошлого года врио начальника оперативно-разыскной части управления собственной безопасности ГУ МВД по Красноярскому краю А. Кадач по результатам проверки ответил: "Выявлены нарушения служебной дисциплины, сотрудники предупреждены о недопущении подобных фактов".

Уж кто бы предупреждал, да только не управление собственной безопасности, чей сотрудник ранее так увлёкся сочинительством отписки, что, явно перестаравшись, не уложился в сроки отправления корреспонденции.

Великая служебная тайна

Но дальше произошло событие, на которое ни я, ни мой отец не рассчитывали вообще. К нам пришёл скандалить один из отправленных в отставку сотрудников, которого, вместо увольнения по отрицательным мотивам, по-тихому, по выслуге лет, сплавили на пенсию.

Бывший сотрудник межмуниципального отдела внутренних дел "Енисейский" грозился всех и вся засудить, дескать, как его - уважаемого, авторитетного полицейского - посмели оскорбить в какой-то газете.

Этот сотрудник, по идее, должен был отправиться на пенсию раньше, поскольку факты его нарушений я аргументированно изложил сотруднику управления собственной безопасности Н. Залевскому, но тот все мои доводы проигнорировал, а при повторной служебной проверке, ровно через полгода, выяснилось, что я оказался прав. Однако почему Залевский продолжил трудиться дальше на своём месте - осталось загадкой.

Понимая, что тягаться с бывшим сотрудником, которому коллеги сделали чистенькую биографию, сложновато, и я решился на необычный шаг. Попросил помощи у начальника краевого управления собственной безопасности - чтобы тот объяснил допущенные скандалистом нарушения.

Через месяц получил ответ от майора Михаила Привалихина, начальника оперативно-разыскной части того самого управления: "Проведённая служебная проверка содержит персональные данные сотрудников, которые нельзя разглашать".

Вот так. А ничего, что я лично являлся дважды инициатором проведения служебной проверки сотрудников полиции и по указанным мной фактам были выявлены нарушения? Видимо, не захотел майор Привалихин "подставлять" своего земляка - генерала Речицкого, давая такой ответ.

Как пользоваться подсказками граждан, газетными статьями о похождениях "людей в погонах" - так у полицейского начальства звёзды позволяют, а как осадить зарвавшегося бывшего коллегу - так правоохранители поворачиваются к тебе задом.

О каком доверии к полиции может идти речь? Стоит дать плохую оценку работе правоохранителей, как вскоре - тебе в противовес - сотрудника наградят коллеги "повыше". Напишешь в газете о "подвигах" полицейского, которые привели его досрочно на пенсию - значит, жди его в гости.

Вроде стараешься помочь правоохранителям, а они успешно пользуются готовыми халявными ответами и подсказками, тут же избавляются от коллег-нарушителей и одновременно сталкивают тебя с ними лбами.

Я думаю, если б господин Привалихин перечислил фамилии нарушителей служебной дисциплины, которые бы обязательно появились в газете, то вряд ли у "штрафника" хватило б наглости приходить с разборками.

Стоит заметить, что скандалист пока не пошёл судиться ни с редакцией "Красноярского рабочего", ни со мной - видимо, сообразил, что не всё коллеги идеально "подчистили".

Нет даже веры службе собственной безопасности, позволяющей себе писать: "Некоторые сотрудники нарушили законодательство", "находятся в отпуске".

Граждане, помогите доказательствами!

Нынешней осенью я решил прогуляться по берегу. И был крайне удивлён, когда на дорожке, идущей между старыми огородами и превращённой в грязное месиво, затарахтела техника. Это был всё тот же самосвал ЗИЛ-131 с госномером О968КН 24, груженный песком.

Минут через десять за сынком сматывался Валерий Иванович на экскаваторе. Через полчаса, очевидно, получив заказ на доставку песчано-гравийных материалов, он вернулся на погрузку, а потом появился и сынок.

Уважаемые читатели, не кажется ли вам странным, что эти люди слишком вольготно себя чувствуют? Я считал, что отправка в "отпуск", то есть на пенсию, нерадивых сотрудников МВД поставит в этом деле точку, но получается, что сильно заблуждался. На замену уволенным пришли новые, а ситуация никоим образом не выправляется в лучшую сторону.

В октябре полностью осмотрел берег. Если в 2017 году Б. копал по направлению к городу, а в 2018-м - наоборот, к паромной переправе на Епишино, то в этом он просто ушёл вбок к реке Енисей, продолжив ломать кустарник, вычерпывая гравий и делая множество ям.

На глубоком карьере, расположенном на месте огородов, где ещё в прошлом году лежал мусор, летом всё очистили. И что вы думаете? И там Валерий Иванович потрудился на экскаваторе, наделав новые котлованы.

18 октября, в субботу, он вместе с сыном продолжил заниматься своей деятельностью. Всё как обычно: папа - за рычагами экскаватора, сынок - "на шухере", поглядывая, чтоб лишние глаза не помешали. Надо сказать, что Валерий Иванович в этом году избавился, наконец-то, от своей затеи - перекрывать проезды всяким хламом, но полностью от любимой незаконной деятельности, приносящей приличный доход, отказаться не смог.

В ту субботу вызывать наряд полиции мне не захотелось, и я дождался понедельника. А поскольку в Енисейском отделе МВД есть человек, получивший награды лично из рук генерала за отличную работу, заметно "подросший" в должности, к тому же - находящийся в курсе всех событий, то мне захотелось его послушать.

21 октября позвонил я тому самому начальнику ОБЭП Д. Смолячкову. Сотрудник отдела внутренних дел пояснил, что по факту незаконной добычи будет проведена проверка, но следующий вопрос меня просто убил: "А где Б. копает?"

Ещё в 2017 году, осенью, мой отец полдня водил по берегу комиссию, в составе которой был и оперуполномоченный ОБЭП Д. Смолячков, показывал все места, а теперь уже начальник ОБЭП Смолячков ничего не помнит. Если б правоохранитель читал "Красноярский рабочий", он знал бы, что Валерий Иванович с насиженных мест никуда не уходит - где хочет, там и добывает недра.

Однако тот факт, что в 2017 году сотрудники ОБЭП на основании наших видеозаписей провели проверку, фактически не выходя из кабинета, Смолячков помнит, и в этом месте у капитана с памятью всё в порядке.

Через пару часов позвонил какой-то сотрудник полиции, попросил показать места добычи. Он заехал за мной, и мы двинулись на служебном УАЗе на берег Енисея. На основании зарегистрированного в книге учёта сообщений о происшествиях рапорта Д. Смолячкова на место почему-то выехал не сам Смолячков, а дежурный участковый - майор полиции Роман Ягодин.

У меня возник целый ряд вопросов. Почему допускает всё это действующий участковый, на чьей территории происходят описанные мной безобразия? За что этот сотрудник получает зарплату? Почему нарушитель Б., имея ранее проблемы с законом, продолжает незаконную деятельность? Почему в 2017 году он, неоднократно бывая с адвокатом в местном отделе полиции, продолжает воровать гравий?

Думаю, если б участковый занимался настоящей профилактикой, то вряд ли какая-нибудь местная бабушка, под чьим окном ежедневно тарахтел самосвал с песком, поднимая вверх копоть, сдержалась бы, не сделав звонок полицейскому. Даже матёрый воришка, после того, как его поймали за руку, обязательно поменяет дислокацию, но только не Б.

Приехав на берег, участковый Ягодин сфотографировал местность, видны были и свежие следы колёс, и отпечатки ковша на ямах, и подтекающее масло из прохудившихся узлов техники, и прочее.

А дальше - ещё интереснее. Участковый потребовал, чтобы я выдал доказательства противоправной деятельности Б. с сыном, ведь нехорошо на людей наговаривать, да и полицию обязан вызывать сразу. Вы представляете?

Потом он заявил, что я обязан был всё снять на видео и ему передать, а он, в свою очередь, принял бы меры. Участковому я дал объяснение - подробнее уж некуда. Как в старой притче про рыбу и удочку. Я предоставил всю информацию, которую вообще-то и не обязан давать, перечислил технику с госномерами - вот вам удочка, рыбу сами ловите.

Люди в погонах хотят всё и сразу

Совсем не понятно, а зачем нужны в полиции сотрудники, которые не могут провести оперативные мероприятия? Зачем им оружие, если не в состоянии с поличным взять на месте правонарушения нелегальных дельцов? За что Речицкий нахваливает своих подчинённых и награждает их, если доказательства нарушений добывают граждане, рискуя получить массу проблем?

Так что в этот раз я отказался предоставлять видеофиксацию нарушений, оставив себе. Учитывая печальный опыт общения с вышестоящими сотрудниками, с уволенными и прочими, не хочу, чтобы полицейские, получающие зарплату, пользовались плодами моего труда.

В конце концов, записи могут исчезнуть, стереться, да и где гарантия, что Валерий Иванович не захочет с меня и редакции стрясти деньги, а правоохранители в нужный момент опять не отвернутся?

Вы будете удивлены, но проверка участкового уполномоченного проходила в рамках административного правонарушения по двум статьям КоАП, затрагивающим незаконную добычу недр без лицензии. За данное нарушение предусмотрен штраф в две-три тысячи рублей, а для Б. это - как слону дробина. Подумаешь, продажа одной партии гравия со всего сезона уйдёт не в его карман, а в доход государства - невелика потеря.

Вы спросите, а как же перевозка недр без документов, извлечение крупного дохода, а также приличный ущерб? Всё это надо доказывать, и, судя по "рвению" местных правоохранителей - у них нет на этого особого желания.

После того, как участковый Ягодин оформил все бумаги, мы двинулись обратно. Слово "конфиденциальность", видимо, майору было не знакомо, и он, не придумав ничего гениальнее, привёз меня прямо к дому нарушителя, по поводу действий которого я только что дал объяснение. Заодно сказал, что доставлять меня туда, откуда забрал час назад, не собирается.

Это вообще нормально? Одного не пойму: майор Ягодин привёз меня к Б. для знакомства или для расправы? Неужели это была своеобразная месть мне за то, что не выдал готовенькие фото- и видеофиксацию правонарушения?

Понимая, что сейчас может произойти что-то серьёзное, я принял решение уйти от греха подальше.

На день написания этой статьи, 12 декабря, спустя почти два месяца я так и не получил ответ из местного отдела полиции: ни от Ягодина, ни от Смолячкова, ни от начальника Дементьева. А ведь врио Кадач писал, что нарушений больше не повторится. Уж коль генерал Речицкий не считает нужным давать официальные ответы, то и подчинённые поступают аналогично.

Настырные и дотошные долго не живут?

Так кого защищает полиция в Енисейске? Я и отдел МВД стоим по разные стороны баррикад. Манера общения правоохранителей со мной выглядит так, словно, это я ворую песок и гравий, а не Валерий Иванович.

Крайне неприятная ситуация со службой собственной безопасности, посещение нас уволенным сотрудником, подвоз к нарушителю - всё это никак не увеличивает доверие граждан к правоохранительным органам, скорее наоборот.

Кстати, один ныне действующий сотрудник полиции намекнул мне, что настырные и дотошные граждане долго не живут.

Если Валерий Иванович Б. вместе с сотрудниками полиции, которые "закрывают глаза" на его деятельность, надеются, что всё удастся спустить на тормозах, то они глубоко заблуждаются.

Куда смотрят борцы с расхитителями собственности (ОБЭП)? Почему у местных рыбаков, поймавших рыбки на уху, ОБЭП не ленится считать каждый хвост? Почему в далёкой тайге команда Смолячкова находит тех, кто оставил с десяток пеньков? И почему под носом, в городе, человек, ранее имевший проблемы с законом, умудряется на миллионы спекулировать полезными ископаемыми? Почему его техника стоит не на штрафплощадке на время разбирательства, а уютненько располагается в гараже в ожидании нового сезона добычи?

Странное какое-то уравнение со всеми известными получается: правоохранители знают, кто ворует, где живёт, в какое время и на чём ездит и с кем, а нарушитель просто делает своё дело, как будто ничего и не было.

Заметил любопытное совпадение. Этим летом, да и годами ранее, Валерий Иванович вместе с сыном был задействован на подготовке к 400-летию Енисейска, мало того - ещё и снабжал украденным песком и гравием объекты реставрации. Уж не здесь ли кроется отгадка на вопрос - почему у Б. в городе неприкосновенность?

Вместе с редакцией "Красноярского рабочего", думаю, найдём силы бороться дальше.

Николай ВОЛЬФ.

Фото автора.

Енисейск.

P. S. Если есть возможность, опубликуйте фотографии в газете, особенно технику - пусть читатели живьём на неё посмотрят.

Подписывайтесь на канал "Красраб" в "Яндекс Дзене", читайте и комментируйте статьи вместе с многотысячной аудиторией!

Комментарии (2)

Отклики из соцсетей:

Геннадий Сергеев: "Поскольку ущерб за одну машину минимальный (по соображениям МВД), поэтому эти правонарушения тянут максимум на административку. Надо напрямую обращаться в прокуратуру (можно в природоохранную)".

Мустафа Рахимов: "Геннадий, если б штрафовали каждый день на эти 3 тысячи - желание у предпринимателя б надолго пропало".

Пожаловаться

Войдите, чтобы пожаловаться

Николай

ответил Glavred1905


25.12.2019 19:27

Владимир Евгеньевич! В сети появилось любопытное видео из Красноярска, где сотрудники ДПС изваляли прохожего за то, что он не захотел быть понятым, однако на сайте ГУ МВД- тишина.

Пожаловаться

Войдите, чтобы пожаловаться

Напишите свой комментарий

Гость (премодерация)

Войти

Войдите, чтобы добавить фото

Впишите цифры с картинки:

Войти на сайт, чтобы не вводить цифры