До глубины души
15 сентября - Всемирный день доноров костного мозга. Обычно люди, только услышав о подобном донорстве, жмурятся от какой-то фантомной боли.
Именно так срабатывает самый большой миф – они думают, что речь идёт о спинном мозге. А на самом деле это совсем не он. Кстати, в английском языке для обозначения головного, спинного и костного мозга используются совершенно разные слова и, возможно, поэтому носители английского языка не путают костный мозг со спинным. И не боятся процедуры, которая ежегодно помогает спасать сотни тысяч людей на планете.
Эта улыбчивая девушка, Татьяна Свинцицкая из Красноярска, меньше месяца назад стала донором костного мозга. Обычно таких доноров представляют огромными и здоровыми мужиками, а тут – очень хрупкая Таня. Говоря с ней, ощущаешь в её глазах какое-то сияние, возможно это искренняя радость от спасения человека. Летом прошлого года она прошла типирование на донорство костного мозга по акции Русфонда. А в 2018 году прозвенел звонок. Слово нашей героине.
«Мой папа – Почётный донор России, он сдавал кровь, и я, конечно же, последовала его примеру. А несколько лет назад я познакомилась с деятельностью одного из петербургских благотворительных фондов, от них впервые и узнала о возможности стать донором костного мозга. Читала их статьи на тему донорства, где они рассказывали подробно о процедуре. Говорили о её важности и о нехватке доноров.
Ключевой мотивацией стала статья о встрече доноров и реципиентов. Меня это задело до глубины души. Я подумала, что если я подхожу – почему не стать донором? Ведь это так же просто как сдавать кровь, то, что я делаю с 18 лет. Стать донором костного мозга стало моей маленькой мечтой. Наверное, даже большой мечтой!
Через несколько месяцев после того, как я прошла в Красноярске типирование, мне позвонили из отдела работы с донорами из НИИ детской онкологии, гематологии и трансплантологии имени Р.М. Горбачёвой города Санкт-Петербурга. Сказали, что на первичном этапе я подхожу пациенту из Москвы. Попросили сдать на кровь на повторное, углублённое типирование.
Я сдала несколько пробирок крови. Сказали, что результат придётся ждать около 1,5 месяцев. Однако не прошло и месяца, как мне позвонили и сказали, что у нас с реципиентом идеальная совместимость.
Сразу с врачами запланировали мой первый визит в Петербург (все перелёты и проживание для донора, конечно же, бесплатны). Там и проходила сама процедура донации. Первый раз я прилетела на 3 дня для сдачи анализов и беседы с врачом - трансфузиологом. Рассказали, каким образом будут собраны клетки.
Это можно сделать двумя способами: из тазовой кости (под общим наркозом) или на аппарате через кровь из вены. Я сдавала вторым способом. Это похоже на донацию плазмы или тромбоцитов, только дольше. Думаю, многие доноры крови прекрасно знают, что это такое.
Далее ожидание результатов анализов. Анализы были прекрасные и меня снова пригласили приехать. Уже непосредственно на саму процедуру. Во второй раз я прилетела на 10 дней. Чтобы стимулировать выход клеток в кровь, в течение 4-5 дней до процедуры донор получает уколы препарата «Лейкостим».
Сама донация была назначена на пятый и шестой день. Назначают обычно на два дня, так как не всегда удаётся взять нужное количество клеток за один день. В моём случае процедура длилась пять часов. Мой организм справился за один день.
Как это было? В 9:30 я зашла в операционную. Конечно, я волновалась. Но не страх перед болью был причиной волнения. Просто я сознавала важность и значимость события: не каждый день нам выпадает шанс спасти чью-то жизнь.
Меня подключили к аппарату. Из одной руки кровь забиралась, проходила через аппарат и возвращалась в другую руку. Лежишь и наблюдаешь, как специальный резервуар наполняется бесценными клетками, которые помогут реципиенту. Вот и вся процедура. Врачи окружают донора заботой: и одеяло поправят (во время процедуры немного знобит), и покормят.
Все эти дни я находилась под наблюдением врачей. На 10-й я получила свой больничный и улетела обратно в Красноярск.
Конечно, я волновалась. Но не страх перед болью был причиной волнения. Просто я сознавала важность и значимость события: не каждый день нам выпадает шанс спасти чью-то жизнь.
Физически я прекрасно себя чувствовала. Во время введения препарата «Лейкостим» были некоторые побочные эффекты в виде головной боли и лёгкой слабости. Но они прошли сразу же после процедуры донации. Ты выходишь из операционной и понимаешь, что для того, чтобы спасти жизнь человеку, нужно сделать не так уж и много. И от этого становится ещё лучше.
Сейчас чувствую себя прекрасно, на здоровье это, конечно, никак не отразилось. Процедура для донора безопасна.
Я бы хотела сказать потенциальным донорам костного мозга, что не стоит сомневаться! Главное - понять, что, если потребуется, вы действительно будете готовы пройти этот путь. Врачи говорят, что получают много отказов уже на первичном этапе. Желаю, чтобы люди осознанно принимали решение вступить в регистр потенциальных доноров. И спасти чью-то жизнь».
Таня говорит - врачи сказали ей, что её реципиент – это молодой мужчина, который лечится в Москве, он очень долго ждал своего шанса на выздоровление. Сейчас вся надежда только на перелитые клетки красноярской девушки. Она очень хочет написать ему письмо, когда он поправится. О чём оно будет – не говорит, это очень личное.
В августе в Красноярском крае прошла совместная акция благотворительного «Русфонда» и лаборатории «Инвитро». Сотни земляков прошли типирование. А в октябре стартует новая акция, уже бессрочная, и все добровольцы, желающие пополнить Национальный регистр доноров костного мозга имени Васи Перевощикова, смогут это сделать – добровольно и, разумеется, бесплатно".
Юлия ВЛАСОВА,
студентка СФУ.
Красноярск.
Гость (премодерация)
Войти